David Bernini

В отличие от Микеланджело Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Давид Бернини – это воинствующий плебей, бунтарь, в нем нет ясности и простоты образов кватроченто, классической гармонии Высокого Ренессанса. Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя – это Давид Бернини.

Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе. Давид Бернини, хотя сотрудничая с этими работами, отличался от них некоторыми значительными способами. К образу Давида обращались крупнейшие мастера эпохи возрождения: Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Бернини. Только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом.

Курсовая работа (Ф, И. О. автора) на тему «Давид» Донателло, Микеланджело и Бернини. Искусствоведческий сравнительный анализ двух скульптур: Давила Микеланджело и Давида Бернини. Работа «Давид» еще раз подтверждает талант Бернини, его удивительную способность выявить в обычном камне таящуюся жизнь.

Итальянский скульптор Бернини изобразил Давида поражающего Голиафа. Таким образом, через образ Давида Микеланджело и Бернини мы можем проследить, как эпоха влияет на изображение обнаженного мужского тела. Давид Бернини – это воинствующий плебей, бунтарь, в нем нет ясности и простоты скульптур кватроченто, классической гармонии Высокого Ренесанса. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барбериник, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал.

Давид (1623) Бернини самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя. Биограф Бернини Ф. Бальдинуччи утверждал, что лицо Давида имеет черты портретного сходства с самим Бернини. Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал Давид (1623 г. ). Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.

В конце отметим, что одна из лучших работ Лоренца Бернини – скульптура Давид воплотила в себе черты своего автора.

Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. Вероятный источник для фигуры Бернини был Эллинистическим Гладиатором Borghese. Сант-Андреа, как и площадь Святого Петра— в отличие от сложных геометрических ухищрений соперника Бернини, Франческо Борромини— сосредотачивается на простых геометрических формах, окружностях и овалах, создавая духовно насыщенную обстановку39.

Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Просто посмотрите на кровать Людовики. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Портрет «Дама с единорогом» достаточно отчётливо напоминает знаменитый шедевр да Винчи «Мона Лиза». В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета.

Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Он и грешил, соблазнившись чужой женой – Вирсавией – и погубив её мужа и расплачивался за грех – на него восставал его собственный сын. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более – на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.

  • Скульптура Давида в исполнении Бернини
  • Джованни Лоренцо Бернини – Давид
  • Искусствоведческий сравнительный анализ двух скульптур: Давила Микеланджело и Давида Бернини
  • Описание картины «Давид с головой Голиафа»
  • Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества
  • Джованни Лоренцо Бернини (), (1598-1680) итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитекту

Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Скульптурное убранство тоже минимально. В качестве покровителя Флоренции «Давид» Донателло заслужил всеобщее признание. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.

Однако нам повезло ещё больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе.

Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Но когда мы движемся вперёд и поворачиваемся к скульптуре анфас, выражение меняется. Надпись на постаменте упоминает Изиду, Минерву и то, что всё принадлежавшее им, ныне принадлежит Деве Марии, которой посвящена церковь рядом58. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости.

  • Джованни Лоренцо Бернини – великий итальянский скульптор
  • Список использованной литературы
  • Общая характеристика образа Давида
  • Реферат: Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения
  • Царь Давид в итальянской скульптуре – реферат
  • Статуя Давида Микеланджело (классицизм) Статуя Давида Бернини (авангард)
  • Реферат: Царь Давид в итальянской скульптуре

Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». В то же время, в оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.

Такого эффекта Бернини достигает за счёт движения теней по скульптуре. Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев.

Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. Другие проекты постигла та же судьба45. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны.

Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма абсолютно нового типа. Виппера, «говорило от лица человека, о человеке и для человека». Доказательство тому — Рим. Давид Микеланджело – это, прежде всего герой.

  • Образ Давида в исполнении Бернини
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Бесплатные достопримечательности Рима
  • Джованни Лоренцо Бернини: биография
  • Последние годы жизни и творчества Бернини
  • Царь Давид в итальянской скульптуре
  • Ещё документы из категории художественная культура

Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Флорентийцы увидели в Давиде близкого им героя, защитника народа. Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Донателло (ранний Реннесанс), Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени).

Дафна превратилась в лавровое дерево. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Есть предположение, что это Джулия Фарнезе, любовница Папы Римского Александра VI Борджиа. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Посередине створок три пчелы, символ папской власти.

  1. Сравнительная характеристика Материал подготовил Пирязев Алексей, 8-А класс Святой праведный царь Давид

Скульптор этой статуей порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Давид у Бернини — взрослый мужчина, перенесший множество испытаний.

Скульптура Давида 
в исполнении Бернини

Соглашениям времени, а также пространству, бросили вызов. Ее ключевая особенность в сфере искусства проявилась в том, что все оно, по образному выражению Б. Р. Тот исполосовал лицо Констанцы ножом, за что попал в заключение и впоследствии был сослан. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Начиная разговор о Царе Давиде в итальянской скульптуре, стоит упомянуть, кто же такой сам царь Давид. Эпоха Возрождения — революционная для истории всей человеческой культуры.

Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Находясь на таком расстоянии, видишь лишь незначительную часть фигуры. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Нарастал драматизм сюжета.

Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Давид – псалмопевец – ещё одна значимая грань его личности. Если первоначально внимание зрителя привлечено погоней героя за нимфой, то непосредственно вслед за этим основным впечатлением начинает действовать другое поразительное зрелище — процессе волшебного перехода живого тела в неподвижное дерево.

У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. А Эрвин Панофски искусствовед ХХ века, полагал, что обе прекрасные женщины — Венеры (обнажённая — символ красоты чистого разума и именно она является воплощением Небесной Венеры, а одетая — Венера Обычная, олицетворяющая земную красоту). Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Следовательно, на холсте должна быть изображена незамужняя дама.

Будь вечно молодой. ». Давид Донателло (1430-1432) – победитель милостью Божьей.

Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Рафаэль активно использует технику «сфумато», основанную на смягчении линий и придании им некоторой дымчатости, что позволяет создать максимально пластичные линии и насыщенный образ, воплощающий красоту, чистоту и невинность. Одни считали его слепком с натуры, другие памятником императорского Рима.

Античность — только тело, Ренессанс — тело в пространстве. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. (Сын погиб в схватке с отцом.

В июле 1641 года он представил публике первую башню, а через два месяца на ней появились трещины, с каждым годом они разрастались и в феврале 1646 года, по решению комиссии, колокольни работы Бернини были снесены. Соответственно и выглядел он у мастеров по-разному. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Архитектура барокко — пышные декорации. Бернини бросил вызов камню и победил. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.

Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра.

Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Между тем в пластическом отношении статуя далека от совершенства. И эту тягу превращать мужские образы в, практически, женские в угоду некоторым известным вкусам можно назвать характерной чертой эпохи Возрождения (правда, становится не очень понятно, возрождения ли), хотя и не только её.

Для эстетики Ренессанса оказывается наиболее значимым не только самостоятельное созерцание человеческого тела, что было еще в античной культуре. Соответственно и выглядел он у мастеров по-разному. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Это представляло новинку бросающие числа были чрезвычайно редки в скульптурах постстарины.

Центральной точкой капеллы является скульптурная группа изображающая экстаз испанской монахини Терезы Авильской32. Б. Г. Он держится непринужденно, как щеголи в картинах итальянских мастеров XV века. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Образы каких мифологических героинь воплотил в своей картине художник.

Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУНГЛОБУЛИНОВ – АНТИТЕЛIII. 4. Окончательный вид здание приобрело при Маркантонио IV Боргезе (1730–1800), который в конце XVIII века перестроил его в классическом стиле. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом.

Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Усложняющееся содержание вело и к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (ранний Ренессанс — подросток высокий Ренессанс — развитый юноша Новое время — взрослый мужчина). После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. И это чуть не стоило ему карьеры.

Так и на этом полотне, свет подчёркивает то, что художник считает основным: лицо юноши изгиб шеи, плечо и корзину фруктов. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска.

Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Прослеживается нарастание драматизма сюжета. Находится в римской Галерее Боргезе. палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650г. ) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664г. ). Естественные позы также говорят о многом. Мотив движения действительно существовал в живописи, хотя и одним примером была фреска Аннибале Карраччи Циклопа Полифема, бросающего камень.

В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. «Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечательное изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения.

На другой высечено имя Урбана VIII.

В качестве покровителя Флоренции «Давид» Донателло заслужил всеобщее признание. Основания под них были были сделаны ещё при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным.

Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Итальянский скульптор Бернини изобразил Давида поражающего Голиафа. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese).

Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело — грозная, устрашающая сила. Это – чудо драматического действия, замороженное. К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения.

В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Пусть никогда не вянет твоя зелень. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Чувствуется, что, создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции. Статуя как бы смонтирована из разнородных кусков, отсюда у нее разорванный силуэт.

Б. Г. Кузнецов вводит понятие «внешний сюжет» скульптуры, который мог быть мифологическим, религиозным и «внутренний сюжет», который всегда составлял конкретный человек. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.

Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. А в двадцатом веке русская поэтесса и художница Е. Ю. Псалтырь (собрание псалмов Давида) – наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета.

У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика). Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку.

Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует рассмотрения с разных сторон. Статуя анатомически точна и тщательно смоделирована, тонко отделана. Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини.

Давид оплакивал его. ) Был этот человек и видным государственным деятелем. По этому поводу существуют разные мнения. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».

Организационно – правовая и экономическая характеристика организации. III. 3. 5. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Прежде всего, до сих пор ведутся споры, кто эти прекрасные женщины.

В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное – в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым искренним. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её. ИНДОИРАНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОБРАЗАХ БОГИНЬ-МАТЕРЕЙ У ЯКУТОВ. V1: Общая теория права и государстваV1: Общая теория права и государстваV1: Общая теория права и государстваV3: Общая характеристикаА. Общая характеристика класса рептилий. Автоматическое порождение письменного текста: определение, этапы, общая структура системы порожденияАдминистративно-правовой статус граждан (общая характеристика прав и обязанностей в административном праве). Активность личности как психологическая характеристика, её проявления.

Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Культура Возрождения буквально пропитана искусством. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты. Он не изобразил победителя с головой гиганта у ног и крепким мечом в руке, а представил юношу в ситуации, которая предшествует столкновению, возможно, как раз в момент, когда тот чувствует замешательство своих соплеменников перед поединком и издали различает Голиафа, насмехающегося над его народом. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621—1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625) и «Давид» (1623—1624)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15.

Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя.

Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Место перед статуей становится частью концепции. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене.

Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства.

В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями. Не, так как у скульптур Эллинистического периода, таких как Крылатая Победа Самотраки, были скульптуры, вовлеченный в их среду как те из Бернини. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. В чём же загадочность этого полотна. Он обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.

Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме «Давида», поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Берлинский «Давид Мартелли» гораздо меньше по размерам – это всего лишь «боцетто» к более крупной работе. Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса.

Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе.

Предметом спора было также и кто позировал, кого изобразил художник. Гигантские размеры статуи (ее высота — около 5, 5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении, - образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно»3. Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее.

Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма абсолютно нового типа. «Давид» Бернини ещё один пример этого. Место перед статуей становится частью концепции. Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо. Себастьяна – тоже сначала совсем не женственный образ).

Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов. Библейскому герою скульптор дал свое лицо.

Скульптурные композиции этого времени характеризуются особой напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то изменений. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.

Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. К образу Давида обращались крупнейшие мастера: Донателло, Микеланджело, Бернини. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи.

Давид абсолютно обнажен. Эту композицию, подобно другим произведениям Бернини, следует рассматривать со всех сторон, чтобы оценить обилие ракурсов, неожиданные виды, позволяющие заметить всё новые и новые грани образов. «Казино Нобиле» (Casino Nobile) было построено в качестве семейной резиденции рода Боргезе. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.

В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины.

Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне. Изнеженному юноше не хватает собранности, внутренней силы.

Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.

Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Давид у Верроккьо разве что чуть более мужественен, чем донателловский. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторам древности, был возрожден Донателло. А. С. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы.

Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение. Но его превосходство над «Давидом» в Борджелло не подлежит сомнению.

— И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Кузьмина-Караваева выполнила цикл акварелей, посвещённый Давиду. Вместо безмятежного постоянства, например, Давид Микеланджело, Бернини принял решение захватить долю времени в ходе непрерывного движения. Но тенденция сохраниласьОн достаточно женственен. Но вот в одном он оплошал.

Законченная северная башня и незавершённая южная были снесены в 1646 году по приказу папы Иннокентия— их излишняя массивность послужила причиной образования трещин на фасаде собора и угрожала более обширными повреждениями. Начало галереи было положено частной коллекцией кардинала Сципиона Боргезе (1577–1633), страстного коллекционера, почитателя предметов искусства и живописи. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления.

Причем образ поднимался до уровня идеи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее.

Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось.

«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, — сказал Бернини. Такое освещение называли «подвальным». Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца ещё в середине 1670-х гг., намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».

Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Другое различие заключается в момент, который Бернини принял решение изобразить.

Новаторство стиля Донателло по сравнению с античной скульптурой проявилось в следующем. Между тем в пластическом отношении статуя далека от совершенства. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г. ) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Широко известно мнение современников великого мастера, которые говорили, что Караваджо тратит на изображение вазы с цветами не меньше, а то и больше времени, чем на изображение человека. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини.

В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно.

Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чём свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Барокко — это театр. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор1.

Констанца попала в тюрьму за абсолютное прелюбодеяние, брат Луиджи отправился в Болонью, а Бернини, благодаря прямому вмешательству папы Урбана VIII, отделался лишь денежным штрафом. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. В Библии Давид – довольно заметная фигура. А статуи, статуи стали похожи на актеров. Если говорить о художественной эволюции образа, то он был далек от библейской первоосновы. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело.

Изнеженному юноше не хватает собранности, внутренней силы. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Все они вскоре были отвергнуты.

Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Горожане возмутились, что Барберини пытается забрать себе время и племянник папы приказал убрать одну единицу в конце. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта- Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория).

Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Мимолетность выражения лица Шипионе часто отмечается искусствоведами, как пример характерной для эпохи Барокко попытки передать движение в статике. Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г. ): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать.

В ход шли и подкуп и шантаж и грабёж. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры. Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619).

Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира. Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.

Ещё Дафна прекрасна, ещё полон страсти к ней юный бог, а из концов её пальцев уже вырастает побег лавра. Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа.

Он держится непринужденно, как щеголи в картинах итальянских мастеров XV века. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых. Но были и другие. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини.

Среди классических образов Донателло едва ли наибольшей известностью пользуется его «Давид» в Барджелло. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью наивысшего благородства, могучий торс и прекрасно смоделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа этого героя.

Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. Бернини был не менее знаменитым скульптором. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Свою коллекцию он собирал не всегда законным и честным путём. Место перед статуей становится частью концепции.

Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства.

Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Среди классических образов Донателло едва ли наибольшей известностью пользуется его «Давид» в Барджелло. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.

Ноги, только что двигавшиеся в отчаянном беге, врастают в землю. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. А у меня дом.

Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше – на античных, совсем мало – на современных. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38.

Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Вместе с тем девушка, становящаяся неподвижным деревом, ещё полна жизни, а всё её существо ещё проникнуто страхом перед преследователем — повернув голову, она видит его совсем близко за собой и как самый резкий контраст картине «одеревенения» зритель видит открытый рот нимфы испускающий крик мольбы и отчаяния. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Одни считали его слепком с натуры, другие памятником императорского Рима. Скульптора изображает библейского героя Давида, готового швырнуть камень в Голиафа. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи.

Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Александр немедленно поручил провести крупномасштабные архитектурные изменения города, в частности, соединить новые и существующие здания улицами и площадями.

Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой.

Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме «Давида», поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Бернини, с другой стороны, принял решение изобразить Дэвида в процессе броска камня. Правда, по более общепринятой трактовке задумчивая, уравновешенная и роскошно одетая красавица представляет «любовь небесную», а пламенная обнажённая Венера — «любовь земную». Герой приготовился метнуть пращу в своего врага.

Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем.

В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Причем образ поднимался до уровня идеи. (Это видно, хотя бы на примере истории изображения, но, правда, в живописи Св. Статуя как бы смонтирована из разнородных кусков, отсюда у нее разорванный силуэт. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо.

Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год.

Камень становился воском в его руках. Сюжетом «Аполлона и Дафны» является широко известный мифологический эпизод. Однако если предположение о личности женщины верно, то такая символика теряет смысл, так как именно внебрачная связь помогла вывести семью Джулии на новый социальный уровень. Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».

Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Работа над ним была закончена в 1644 г. Фонтан сделан в виде раскрытой раковины, одна из створок которой заполнена водой. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.

Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия. Результатом такого подхода стал большой психологический заряд, вложенный в скульптуры, так что зрители могли понять состояние персонажей и лучше понять историю, о которой повествует произведение: рот Дафны, открытый в страхе и изумлении сосредоточенный Давид, решительно закусивший губу Прозерпина, отчаянно пытающаяся освободиться. Давид у Бернини — взрослый мужчина, перенесший множество испытаний.

Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). К анализу выдающегося произведения Микеланджело обращались крупнейшие отечественные и зарубежные искусствоведы. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.

Пушкина, расположенном в Москве, где представлен слепок скульптуры. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. На картине изображена девушка, чьё имя доподлинно неизвестно. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.

Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе.

Усложнение содержания постепенно привело к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (высокий Ренессанс – развит юноша Новое время – взрослый человек). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Другой причиной стал инцидент с колокольнями, возведёнными для собора Святого Петра в период правления Урбана. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру.