Коронационный Портрет Екатерины Ii

В 1763 г. Ф. Рокотов был приглашён в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II. Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета. «коронационный портрет Екатерины II»Между 1763 и 1766. Холст, масло. Портрет самой известной из российских императриц, Екатерины II, был написан живописцем-адъюнктом Федором Рокотовым в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол.

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск).

Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. Тяжелыми складками ложится затканная двуглавыми орлами горностаевая мантия. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Фавориты Александр Семенович Васильчиков. Первая традиция связана с идеализацией и с возвеличиванием императрицы.

В 1762 году он участвовал в торжествах, посвященных коронации Екатерины II в Москве. «Портрет Екатерины II» из собрания Волгоградского музея – великолепный образец парадного портрета 18 в. Императрица изображена в коронационном платье и мантии, в ее руках держава и скипетр, голову венчает императорская корона, в ушах брильянтовые серьги, на платье бриллиантовая брошь-аграф. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. С 1950-х гг. Виды портрета Портрет (произошло от фр.

Иконография парадного 
портрета Екатерины

Иконография парадного портрета Екатерины

Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Портрет кисти Федора Рокотова из Эрмитажа «усыпан бриллиантами». Цена всех драгоценных камней, украшавших корону, составляла в то время два миллиона рублей.

Орел у нее ног – знак подтверждения мудрости и правильности этого выбора. В юности прелестные сестры вдохновлялись нарядами друг друга, так что неудивительно, что в 1888 году Александра получила в подарок почти точную копию бриллиантовой тиары а-ля кокошник русской императрицы. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787).

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Художник много раз обращался к этому портрету, воспроизводя его. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо.

Она имеет царственный вид. Стремление Антропова к жизненно-достоверным характеристикам, передаче неповторимой индивидуальности человека и его сословной типичности способствовало становлению портретной живописи последующей эпохи. До революции «Портрет императрицы Екатерины II» принадлежал известному коллекционеру Петру Ивановичу Щукину, потом он попал в Государственный исторический музей, а оттуда был передан в Волгоградский музей. Фавориты Семен Гаврилович Зорич Премьер-майор русской службы Максима Зорича. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной.

По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Под гравюрой справа поставлена подпись: Г. Сем: Путимцовъ. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения.

Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. На изображении колонны справа от фигуры мы можем увидеть подпись мастера:«А. Антроповъ» и дату – 1766. Петр Васильевич Заводовский Пётр Васильевич Завадовский (1739 — 1812) — русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802-10). Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Трактовка образа отличается серьезностью и стремлением к объективности.

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

Иван Григорьевич Орлов, старший из пяти сыновей новгородского вице-губернатора Г. И. Орлова от брака с Л. И. Зиновьевой. Небогатые атрибутами и сдержанные по манере портреты четы Хрипуновых в Европе были бы отнесены к портретам третьего сословия, отражающим ценности Просвещения. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. Она сама в одном лице законодатель и судья – богиня Справедливости и Правосудия.

Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. Запутавшись в долгах и бесконечных тяжбах с кредиторами, он окончательно упал в глазах Екатерины II, отправившей его в отставку. Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии.

При горячей поддержке Екатерины II Понятовский стал королем Польши. Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Но изобразительные средства во многом остаются иконными: плоскостность формы и пространства, условность строения тела, поясняющий текст в изображении, орнаментальная трактовка одеяний и атрибутов. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы».

Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». С конца 1760-х гг. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено.

Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Ермолов умер в Вене 24 марта 1834 года.

10 неизвестных: 
история России в 
портретах Федора

10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова

На шее бриллиантовая цепь с крестом ордена св. К церемонии коронации пол в Успенском соборе по традиции покрывали красным сукном. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия показывает, каким должен быть идеальный монарх- «первый гражданин отечества» истинно радеющий за благо своих подданных.

Одни пуговицы на его кафтане стоили около 80 тысяч рублей. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

После коронации императрицы Екатерины II в сокровищницу был передан этот ковер, сшитый «в три полотнища» из золотной парчи «с разбросанными по оной из разных шелков и серебра букетами розанов, незабудок и других цветов» и обшитый «золотым газом». Одну из них вернули в тот же день, вторую «греческого дела» (царя Алексея Михайловича), – на следующий день после коронации, приделав к ней серебряную позолоченную рукоять, а третью – 11 мая 1763 г. Три мантии – парчовая и две кружевные, золотая и серебряная, которые императрица одевала на первый и второй дни аудиенции после коронации – соседствовали в экспозиции с коронационным платьем Екатерины II, выполненным из серебряной парчи и украшенным гербами Российской империи. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.

Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Главная тема – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. На гравюре крупным планом показана Грановитая палата с примыкающим к ней Красным крыльцом, на котором перед входом в Святые сени представлена Екатерина II, под балдахином, в сопровождении военных чинов. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

Елизавета Петровна забрала Павла к себе и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз и то только в присутствии государыни. Но есть на картине и утраченные драгоценности. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.

Парадные портреты 
петербургского периода

Парадные портреты петербургского периода

Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Его богатство по подсчетам современников составляло 7 миллионов рублей. К тому же она находила его «потише и смирнее» Потемкина. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер.

На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Она изображена с орденом св.

Его моделями становятся представители старой московской знати. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Над ней склонился Сатурн, который олицетворяет время.

Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Это была эпоха столетия ее царствования.

Пудреные волосы двумя длинными локонами спадают на левое плечо. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком.

Золотой век екатерининской 
эпохи

Золотой век екатерининской эпохи

Гордость – вот истинный характер ее лица. Римский-Корсаков отличался редкой красотой и не менее редким невежеством. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. То есть он был моложе Екатерины на 29 лет.

А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874).

  • Описание картины «Портрет Екатерины »
  • Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Скорее всего, существовало опасение, что мастер не успеет выполнить державу в срок, работы над которой начались не ранее 7 сентября, вот таким образом 14 сентября из Оружейной палаты в комнату ее императорского величества были «взнесены» три державы. Гравюра является одной из иллюстраций к «Обстоятельному описанию торжественных порядков благополучного вшествия в императорскую древнюю резиденцию, богоспасаемый град Москву и священнейшего коронования ее августейшего величества, всепресветлейшей, державнейшей, великой государыни императрицы Екатерины Второй, самодержицы Всероссийской, матери и избавительницы Отечества, еже происходило вшествие 13, коронование 22 сентября 1762 года». Справа изображено появившееся в соборе в ХVII в. моленное место русских цариц и царевен. Потом он жил в Ревеле.

Н. Е. В характере императрицы художник выделяет пржде всего властность и самоуверенность. На атласе платья сверкает бриллиантовая цепь с изображением св. А успех внешнеполитических дел зависел от эффективности внутренней политики и государственного реформирования, основные идеи которого императрица изложила в своем «Наказе» – своде российских законов.

Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Там его «достоинства» пришлись по душе Екатерине. Высказывалось предположение, что полотно должно было стать центром ансамбля портретов Думы кавалеров ордена Св. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». Живописное начало преобладает над рисунком. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец.

  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет Екатерины »
  • Портреты женщин века художника Рокотова
  • ИМПЕРАТРИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
  • Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

С. Торелли обращается к образу Екатерины – мифологической покровительницы искусства и создает портрет Екатерины II в образе Минервы, покровительницы искусств» (ГРМ, 1770 г. ). Обе эти работы не понравились стареющей монархине. В их колорите господствуют звучные насыщенные тона. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Екатерина II — самодержица, потому не стремилась предстать перед глазами подданных как слабая, хрупкая женщина и наряды и драгоценности на ее (многочисленных) портретах подчеркивают высокий статус.

Данный портрет, однако, является копией его собственной работы. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Сыновья жили с отцом и воспитывались в Австрии под руководством католических аббатов.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Шествие Екатерины из Кремлевского дворца в Успенский собор на церемонию коронации
  3. Коронация императрицы Екатерины
  4. Медаль на вступление на престол императрицы Екатерины
  5. Медаль в память коронации императрицы Екатерины
  6. Жетон в память коронации императрицы Екатерины

Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. «Портрет светлейшего князя Платона Александровича Зубова» 1793 Холст, масло 107, 5 x 88, 2 Государственная Третьяковская галерея Москва По характеру изображения: парадный, военный портрет: на фоне колонн битва при Дербенте По позе: анфас По формату: во весь рост Стиль: академизм Поджанр: Репрезентативным Костюмированный Платон Александрович Зубов (1767-1822) — с 1793 года граф, с 1796 — светлейший князь. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. При коронации Екатерины I в 1724 г. парчовым ковром был покрыт «пол церковный от алтаря до трона», а в 1730 г. во время коронации Анны Иоанновны «у самых Царских дверей стелили бархат и парчу два полковника». На оборотной стороне помещена аллегорическая композиция: две фигуры (аллегории Веры и России) держат над алтарем вензель Екатерины, который коронует лучезарная дева, олицетворяющая Промысел Божий.

Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. Затем Екатерина через Царские врата прошла к престолу и там приобщилась Святых Тайн по царскому чину. Пушкина» изображающая момент вручения императрицей письма Маше Мироновой о помиловании Петра Гринева. На груди прикрытая краем мантии звезда этого ордена. Внизу – трое придворных во главе с обер-егермейстером С. К. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Ко двору его привел граф Петр Румянцев, фаворит другой императрицы — Елизаветы Петровны.

Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. В ушах бриллиантовые серьги. Самое верхнее ожерелье из жемчуга этого портрета не просто так плотно охватывает шею — подобную моду ввела родная сестра Марии Федоровны, принцесса Александра (будущая королева Великобритании), которая таким образом скрывала небольшой шрам на шее.

Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Гениальный крепостной, ставший академиком. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.

Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой.

  1. Сосуд для вина в виде небесного глобуса
  2. Фигура великой императрицы: путь к правлению
  3. Лик Екатерины 2: традиции изображения
  4. Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
  5. Рядом расположены достопримечательности
  6. Портретная галерея Фёдора Рокотова
  7. Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  8. Портреты последнего периода жизни

Алексей Петрович был автором множества портретов Екатерины. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками. Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов краски на них скупы, почти монохромны. В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Из-за этих своих качеств Ермолов ненадолго задержался в спальне Екатерины, получив в июне 1786 года полную отставку, около 400 тысяч рублей, 4 тысячи крестьянских душ и пятилетний отпуск с правом выезда за границу. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Указывая скипетром на стоящий среди колонн бюст Петра I и надпись над ним: Начатое совершает, Екатерина тем самым подтверждает верность его преобразованиям.

Фавориты Александр Дмитриевич Ланской Конногвардеец Александр Дмитриевич Ланской был одно время адъютантом светлейшего князя Таврического и по приказу Потемкина отправился «на службу» в спальню императрицы. Нарышкиным, несущим Государственное знамя (панир), два герольдмейстера и два обер-церемониймейстера с жезлами, другие участники церемонии – придворные и военные чины, которые направляются к Успенскому собору между стоящими с двух сторон шеренгами кавалергардов. На корсаже — яркой ленте — орден Святого Георгия.

  • Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
  • Праздник для (не)механического человека
  • Лучшие подарки – не в подарочной обертке
  • «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
  • «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки

В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782). А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Источник света помещен сбоку. А лучшим и самым известным портретом И. И.

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии.

  • 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться
  • Аллергия и бесплодие глазами психолога
  • Опасные родинки: 3 правила для предупреждения меланомы
  • Врут, ноют им все должны: психиатр о невыносимых людях
  • Субботнее путешествие: Северное Тушино от подлодки до Винни-Пуха
  • Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить

Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Она подносит императрице на подушке корону и скипетр.

Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии. Его происхождение не совсем выяснено. Екатерина II представлена в храме богини Правосудия – Фемиды. Римский-Корсаков был фаворитом императрицы около года.

  • В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
  • На Мадейре: луковый суп, волны с перехлестом и никаких смартфонов
  • Отпуск в Италии: как сэкономить в поездке
  • Тоскана: место, где хочется стать лучше
  • Светлана Перотти: «Разрешаю себе быть разной мамой»

Крики продолжались полчаса, пока императрица не дала знак продолжить шествие. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Это тоже XVIII век. Все детали облика императрицы запечатлены живописцем с величайшим почтением.

Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент.

В 1775-м он был назначен кабинет-секретарем. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).

  1. Добрая и веселый: два артиста в одном доме
  2. Дарья Ермакова: как многодетная мама создала успешный бизнес
  3. Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост»
  4. Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души»
  5. «Директор я на работе, а дома я просто жена и мама»
  6. Тутта Ларсен: «Если мужчина зарабатывает меньше женщины, он не перестает от этого быть мужчиной»
  7. Галина Климова: «Гуманитарной сфере нужна бригада реаниматоров»
  8. Что почитать с детьми на каникулах

Но она была человеком своего времени. Императрица, однако, распорядилась передать все имущество Ланского его родственникам. Екатерина Левицкого представлена «неким «орудием Правосудия» – ее фигура, жесты рук, легкий наклон корпуса вправо уподобляют ее атрибуту правосудия – весам «оба конца» которых (чаши) вверены ее государственному попечению». Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго.

Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Сентиментализм признает главной в человеке сферу чувств.

  • Анна Каренина: грамматика нелюбви
  • Лучшие детские книги жанра нон-фикшн
  • Не покупать книги: миссия невыполнима
  • 4 идеи для рождественского застолья
  • Худший совет психолога по поводу ожиданий в браке
  • Дмитрий Емец: «Моя жена не идеальная хозяйка, но это неважно»

Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины).

Теплотой веет и от цветового решения портрета. В процессе работы он обращался к известным портретам этих деятелей, а его Екатерина словно бы сошла с парадного профильного полотна Федора Рокотова. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. играли неизменяемые формы.

  1. Если парень нагрубил, дальше будет хуже
  2. Многоразовые подгузники: они возвращаются
  3. Папа делал «утютю» и считал долг отца исполненным
  4. Счастливая мама несчастливого ребенка
  5. Беременна вторым: 5 вещей, на которые я стала смотреть иначе
  6. 3 книги о травле, которые должен прочесть каждый родитель подростка

На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Наиболее «историзированным вариантом» Там же, прежде всего, был парадный императорский портрет, который запечатлевал на века важнейшие в тот момент государственные идеи. Но это Рокотов. За ее спиной изображены две женские фигуры, олицетворяющие аллегорию войны и мира. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца. Тем же золотых дел мастером Г. Ф. Экартом в кротчайшие сроки была создана и новая держава.

Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Первая из них в силу понятных причин была изготовлена в 1762 г. спешно и не отвечала полностью требованиям и замыслам императрицы. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя.

Георгия. Начиная с 1732 года он долгое время состоял на службе в «живописной команде» Канцелярии от строений, занимаясь росписью интерьеров. Императрица наряжена в так называемое русское платье из серебряной парчи, расшитое серебром и жемчугом. Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.

Гравюра не была завершена, что видно по незаконченной фигуре императрицы. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Он много лет жил в Лондоне и в составе английской дипмиссии оказался в Петербурге.

  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа.

Завадовский получил звание генерал-майора, 4 тысячи крестьянских душ. Тиару унаследовала ее дочь Елена, супруга принца греческого. Художник, открывший частную школу живописи имел множество учеников. Екатерина мечтала сделать из Ланского своего помощника. Кстати, это же правило подтвердилось и при создании портрета кисти Боровиковского, прославившегося благодаря «Капитанской дочке». В этом смысле особое положение занимал т. н.

Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Лицо Екатерины написано сильно, сурово и точно. Это памятник любимому детищу Екатерины II, эксперименту, в котором отразились ключевые идеи европейского Просвещения: воспитание нового человека, передовое образование для женщин. Но европеизация изобразительных форм началась раньше.

Описание картины 
«Портрет Екатерины 
»

В глубине справа видна часть южного фасада Успенского собора. Такой вариант ее репрезентации вряд ли соответствовал уже сложившейся официальной традиции живописного изображения царицы и его наличие в галерее образов государыни показательно. Серьезное, реалистичное творчество А. П. Антропова, очень ценилось уже при его жизни. Корыстных целей в издании книг у Струйского никогда не было – он их никому не продавал, а лишь раздаривал: печатал только себя или тех поэтов, которые ему нравились.

Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. «Дамы преподнесли мне чудесную бриллиантовую зубчатую тиару», — писала она. Потемкин не был «паркетным» генералом. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. На нежно-матовом лице можно заметить загадочную полуулыбку, в правой руке она изящно держит веер.

Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели.

Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Рядом с императрицей сидит муза истории Клио, ведущая исторические записи.

Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Рассталась Екатерина с Григорием Григорьевичем из-за того, что тот, будучи человеком не менее пылким и увлекающимся, чем сама императрица имел немало любовных связей на стороне. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита.

В 1780 году, когда он стал фаворитом императрицы, ему шел 23-й год. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Искусство того времени отражает жадный интерес к реальной действительности. О последних двадцати годах его жизни известно мало.

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). юность проходит быстро. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Екатерина II Великая- идеал просвещенной монархини.

Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Ломоносова к И. И. играли неизменяемые формы.

В это время на Красной площади раздался залп пушечных орудий. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Сам Потемкин, разочаровавшись в Ермолове, успешно устроил его быстрое падение. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы.

Платон Александрович Зубов Лампи Старший Иоганн Баптист. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. На лицевой стороне – императрица в короне, платье, с орденской лентой через правое плечо.

Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек.

Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Но об этом чуть ниже. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. он начал заниматься портретом и скоро стал одним из ведущих портретистов своего времени. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка, Елизавета II. На переднем плане представлена императрица в образе Минервы – богини Мудрости.

В очень несложно организованном полотне женская фигура не просто находится по правую руку от мужчины, но и занимает ровно такое же картинное пространство, что и он, а головы супругов расположены строго по одной линии, словно замершие на одном уровне чаши весов. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Ему этого и не дали сделать.

Земная судьба А. П. Вернувшись в Россию, Ермолов поселился в Москве, в своем доме на Тверской и здесь вскоре женился на княжне Елизавете Михайловне Голицыной, от которой имел 3 сыновей: Петра Александровича, отца Александра Петровича-мл., женатого на Анастасии Николаевне Ермоловой, урожденной княжне Щербатовой Михаила Александровича, женатого на дочери французского генерала графа де-Лассаль, Жозефине-Шарлотте, от брака с нею имевшего дочь Елену — за французским маркизом, римским князем Де-Подена и Фёдора Александровича, без потомства (в январе 1855 г. ) и женатого на Анастасии Николаевне Щербатовой, по смерти его вышедшей за племянника своего мужа. Её образ – словно воздушный полунамек. Повторение этого же портрета находится в Тверском музее. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль.

Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. В отличие от своеобразного индивидуального изображения императрицы Гроотом, холодной официальности Торелли, помпезности Антропова, Екатерина Аргунова – - молодая, добродушно улыбающаяся женщина, с «типично круглым русским лицом» Там же, с. 51.

А. П. Антропов и Д. Г. Левицкий – посвятили полотна Екатерине II. Неизвестно, сумела бы Екатерина сделать из Ланского государственного деятеля масштаба Потемкина – он скоропостижно скончался в июне 1784 года, умер после падения с лошади во время конной прогулки. Он любит изображать покой и негу. Она сама дает стране законы и сама же является гарантом их безусловного соблюдения. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Однако фавор длился недолго.

Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине. На этот раз Екатерину привлек Завадовский — представитель известного казацкого рода. Левицкий- классицист рославляет идеального героя в образе правосудия.

Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ).

После революции Мария Павловна смогла покинуть Россию и сберечь часть украшений. Высокий и стройный блондин, с хорошим цветом лица, Ермолов обращал на себя внимание своей красивой наружностью и только широкий, плоский нос, за который Потемкин прозвал его «lе negre blanc», портил его лицо. Фавориты Григорий Александрович Потемкин Фаворитом императрицы был всего два года. Это была эпоха столетия ее царствования.

Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Он выполнен в коричнево-золотисто-желтых, размытых, спокойных тонах. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Вехтер создал вторую коронационную медаль с изображением Екатерины II в образе Минервы. Через правое плечо перекинута лента с крестом ордена св. Портрет из Волгоградского собрания – вариант-повторение портрета, написанного в 1765 году для Синода, находящегося сегодня в Загорском музее. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.

По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. У ног императрицы лежат книги, на которых разместился орел.

Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Генерал от инфантерии. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Гордо шествующая императрица широким жестом демонстрирует результаты своих трудов.

При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем. Часть своего колоссального богатства он перед кончиной распорядился передать в казну. Впрочем, фаворитом Васильчиков пробыл недолго. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту.

В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. А «прокололся» он вот на чем. выше). На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Целый ряд композиций носил подчеркнуто аллегорический характер, на других императрица показана почти в домашней, непринужденной обстановке – и все вместе они составили внушительную галерею образов, ярких и чрезвычайно интересных. формируется классический «рокотовский» стиль. Не вызывает сомнения, что медаль создавалась при непосредственном участии Екатерины II.

Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Петр III сетовал: «Бог знает, откуда моя жена беременеет я не знаю наверное, мой ли этот ребенок и должен ли я признавать его своим». В этом изображении разночинцев представлено неожиданное для России той поры равновесие мужчины и женщины. Работы Антропова полны энергии, они близки народному восприятию. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен».

При этом известно, что работал он не очень быстро. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. В соответствии со второй традицией изображения Екатерины II императрица представала как обыкновенная земная женщина, не чуждая человеческим чувствам и настроениям (камерные интимные портреты). Личностью он оказался довольно бесцветной и, кроме постельных подвигов, ничем не прославился.

Андрея Первозванного. У коронационных портретов существуют свои законы — монархов принято изображать в полный рост, в горностаевой мантии, в короне и с прочими регалиями. Неслучайно в ее царствование были созданы две коронационные медали. На сером постаменте бронзовый бюст Петра I в лавровом венке.

Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). С первых своих шагов в Древнем мире портрет играл роль магическую: он буквально замещал изображаемого и продлевал его бытие после смерти. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того.

За написанный по собственному почину царский портрет Екатерина наградила Рокотова 500 рублями. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года.

Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. В портретной же живописи «необходимо было решить важную для классицизма проблему отбора в натуре именно тех качеств, которые способствовали созданию абсолютного образа» Там же, с. 126.

Добавить же к фигуре горничной лицо госпожи художнику потом труда не составило, к переписыванию императорских лиц с чужих полотен российские художники были привычны. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Алексей Петрович исполнил немало копийных портретов Екатерины II, главным образом с оригиналов иностранных художников. Григорий Орлов Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет.

Во второй половине ХVIII в. в русском искусстве формируется стиль классицизм. И вот зал 4. Фавориты Иван Николаевич Римский-Корсаков Иван Николаевич Римский-Корсаков был сержантом лейб-гвардии Конного полка, который князь Потемкин считал чем-то вроде «кадрового резерва» и откуда он брал все новых и новых фаворитов для страстной императрицы. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. В каждом отдельном случае художник шел не от заранее заданных ролей, а от раскрывающейся перед ним личности.

Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.

Андрея Первозванного. Он даже поселился во дворце. Коронационные регалии и уборы новой российской императрицы Екатерины II после коронации выставлялись в течение восемнадцати дней в «бывших Сенатских покоях, что у Черниговского собора».

Во время ее шествия по территории Кремля полки «отдавали честь с музыкою, барабанным боем и уклонением до земли знамен, народ кричал ура, а шум и восклицания радостные, звон, пальба и салютация кажется воздухом подвигли, к тому ж по всему пути метаны были в народ золотые и серебряные монеты».

Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Этот портрет, программа которого принадлежит Николаю Львову, а заказ – Александру Безбородко, был, вероятно, первым произведением русской живописи, которое оказалось общественным событием. Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини – покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. Впрочем, он и сам особо ни к чему не стремился и просто выполнял свой долг подданного «матушки-императрицы» доступным для него способом. Вот таким образом в 1767 г. И. Г. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага».

И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Художники и поэты создают официальный, «парадный портрет» Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Над бюстом надпись золотыми буквами: Начатое совершиает.

И пусть тиара Марии Федоровны, так тщательно выписанная Крамским, канула в неизвестность, зато ее «двойник» до сих пор входит в число драгоценностей британской королевской семьи и принадлежит британской королеве Елизавете II. Растрелли. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы.

В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.

Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. В правой руке императрица держит золотой скипетр. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры.

Екатерина осыпала его наградами и драгоценностями. Та же идея легла в основу этой медали в память восшествия Екатерины II на престол. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

На вопрос последнего, какие книги ему нужны, он ответил: «Ну, знаете, большие тома внизу, а маленькие книжки вверху – как у Ее Величества». При этом художник остается верен натуре. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия.

Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. На голове малая императорская бриллиантовая корона и лавровый венок. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.

Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.

Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Жил в Москве на Пречистенской улице. Языком аллегорий и символов провозглашалось наступление эпохи просвещенного абсолютизма и, самое главное, – утверждалась идея о спасении России после дворцового переворота 1762 г., в результате которого пришла к власти Екатерина II.

О честности и бескорыстности Ланского можно судить по его последним распоряжениям – ни один из фаворитов ничего подобного не совершил. На плечи накинута горностаевая мантия из золотистой ткани, расшитой двуглавыми орлами. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки.

Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.

Имперский орел восседает на фолиантах законов, а в раскрывающемся позади царицы море виден русский флот под Андреевским флагом с жезлом Меркурия, знаком защищенной торговли, то есть мира и процветания. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия.

Когда императрица вышла из Успенского собора, «воскликнуло все войско и весь бесчисленный народ «ура». Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С.

Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Намерение императрицы служить России, выражено в жесте ее руки, указывающей на алтарь, а сжигаемые маки символизируют «идею утраты «драгоценного покоя» царствующей монархини, ее неустанных забот о государственном благе.

В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. В период с 1764 по 1766 гг. Другое дело, что далеко не всем она шла.

Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление.

Отныне Григорий Александрович стал величаться светлейшим. В этом смысле особое положение занимал т. н. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Все черты ее лица говорят о сильной воле. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.

При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет.

При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Возможно, у художника слабело зрение. Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет.

Они сопровождались грандиозным маскарадом «Торжествующая Минерва», который провозгласил, что в России наступает век Минервы – век правосудия, расцвета наук искусства и мудрости. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Роскошные паникадила (люстры) с горящими свечами довершают торжественное убранство Успенского собора.

Он был ее давним знакомым. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи.

В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Екатерина II представлена поколенно, голова повернута к зрителю. Не лишенный ума, Ермолов был угрюм и неразговорчив. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы.

Наиболее ярко образ Екатерины II в предстает в известном «Портрете Екатерины II-Законодательницы в храме Богини Правосудия», Д. Г. Левицкий (1783).