Ночной Дозор Картина Рембрандта

Единственное противоречие вызывает золотистая карлица, являющаяся композиционным центром, который представляет данная картина Ночной дозор Рембрандта Ван Рейна. Реставрация картины знаменитого голландского художника Рембрандта «Ночной дозор» будет проходить на глазах у публики, пишет The Guardian. Несомненно, только одно – именно Ночной дозор стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. В своей картине Ночной дозор Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок. Ценители искусства смогут понаблюдать за процессом восстановления картины Рембрандта «Ночной дозор», которая хранится в амстердамском музее Рейксмюсеум. Бытует мнение, чтокартина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) — «начало конца».

Картина Ночной дозор Рембрандта стала переломной в творчестве художника.

Самая загадочная картина Рембрандта Ночной дозор

О картине написаны тонны, но вот что хотел донести до зрителей автор — решать вам. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Они не больные но и не доктора. Кто ЭТИ ДВОЕ.

Она же со своей стороны всматривается во что-то, чего не видно им. На всех людей полотно производит разное впечатление. Такие дела.

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Огромный успех Ночной дозор получил благодаря тому, что представлял милицейский портрет нетривиально, делая стандартные образы невероятно динамичными, что выигрышно выделялось на фоне барочных портретов изображавших служителей закона, выстроившимися ровными рядами или сидящими на банкете. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

История одного шедевра: 
«Ночной дозор» Рембрандта

История одного шедевра: «Ночной дозор» Рембрандта

В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. 14сентября онхладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Что докартины, тоееприключения продолжаются. После 1642 года вжизни Рембрандта одно задругим происходят печальные события.

В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой. ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА Вообще, замысел художника разгадать непросто.

Прощание гречанки: 
13 символов, зашифрованных 
в картине Рембрандта

Прощание гречанки: 13 символов, зашифрованных в картине Рембрандта

На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.

Они как будто в двух мирах – она как источник света среди погруженных в тень персонажей. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. После экспозиции в Москве в 2010 вернули обратно. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда.

Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Последним ударом стала смерть сына.

Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Сумма гонорара была поделена между ними. Заказы получили шесть художников. Ладно, скем небывает. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале.

Разъяренный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Но экспансия воинственных республиканских протестантов на этом не закончилась. Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году.

Другие персонажи картины детальнее. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. И еще он красив.

Самая загадочная 
картина Рембрандта 
«Ночной дозор»

Самая загадочная картина Рембрандта «Ночной дозор»

В сюжете и деталях Ночного дозора многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). За циклопических размеров полотно в 16 кв.

шла полоса финансовых неудач Рембрандта. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

Это как закадровый текст. Капитан не отдает соратникам четких команд, а произносит в пустоту какую-то философическую речь, лейтенант смотрит мимо него и, видимо, занят своими мыслями. «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

«Ночной дозор» картина 
Рембрандта

«Ночной дозор» картина Рембрандта

Разве могли убедить заказчиков доводы Рембрандта о том, что для создания атмосферы оенной тревоги и усиления впечатления надвигающейся на зрителя массы он увеличил количество персонажей, а для выражения идеи борьбы света и мглы ввел в композицию фигуру ребенка. Что означает ее присутствие. На примере базара или борделя такой разброд в лицах и позах не выстрелил бы. Идущий на смерть и золотой ангел среди убийц.

Выдавив ненавистных португальцев со сказочных Островов специй, голландцы построили свой золотой век на гвоздике, корице и мускатном орехе (ну может, отчасти, грабежах и работорговле). А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.

Описание картины 
Рембрандта «Ночной 
дозор», 1642

Описание картины Рембрандта «Ночной дозор», 1642

Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. После этого Рембрандта уже ничего не связывало с почтенным семейством, он потерял покровителей и, как результат, популярность. Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.

– очень подходит ему. Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме.

Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.

живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу.

И спасибо за внимание. Для сравненя с картиной. Отдельные части бронзовой композиции поближе и с разных ракурсов. Поясняющая табличка, выставленная рядом. Площадь Рембрандта в Амстердаме, где стояла эта скульптурная композиция до 2009 года. А выглядело это так. Она пользовалась гораздо большей популярностью, чем памятник, но сильно пострадала от рук вандалов и ее убрали. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Работу выполнили российские скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов, которые проделали колоссальную работу. Вообще, замысел художника разгадать непросто.

Что до картины, то ее приключения продолжаются. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Подобный нестандартный подход мастер ранее демонстрировал со знаковым «Уроком анатомии доктора Тульпа«. Художник, кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму), втиснул на холст еще 16 человек. Но на картине совсем не то. После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать.

Ночной дозор или 
Выступление стрелковой 
роты капитана Франса

Ночной дозор или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга

Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Воспитанный человек, ачто творит.

Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Каждая деталь парадного костюма видна, от пера на шляпе до носков сапог. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Но загадки остаются.

Ночной дозор, Рембрандт 
– видео обзор картины

Ночной дозор, Рембрандт – видео обзор картины

На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Кто они — неизвестно. Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор». Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца.

Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.

Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину – жену римского императора Клавдия известную распутством и жестокостью. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Написана картина была в 1642 году. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста.

Последним ударом стала смерть сына. Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».

14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал.

Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. На примере того действа, что должно являть собой порядок и устремлённость ВСЕХ к единой цели. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. Я так думаю, что – НИКТО. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Молодой мужчина, полный жизни, с большим копьем. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.

Почему картина «Ночной дозор» стала фатальной для великого Рембрандта

Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Капитан Лейтенант. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге.

Заказчики заплатили 1600 флоринов. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Данная композиция построена тоже на контрастах. Первый раз был вырезан кусок холста. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.

Но в 1642 у него уже был свой дом: престижный 3–этажный особняк на Бреерстрат за 13 тысяч. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. И Петер Минейт (или Минуит), генерал–губернатор уже Вест–Индской компании, выкупил целиком остров Манхэттен у индейцев–ваппингеров, отдав за него партию бус и рыболовных крючков общей стоимостью в 60 гульденов. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Ниденег, ниславы, ниработы.

«Ночной дозор»: 
проклятие и слава 
Рембрандта

«Ночной дозор»: проклятие и слава Рембрандта

Он мне очень понравился. Там же, в общей могиле 4 октября 1669 был похоронен и сам художник. Как печально. И они – важные бравые мужчины, занятые своим делом, не замечающие эту маленькую женщину. Художник просто решил подшутить над бравыми ополченцами, которые разучились даже обращаться с оружием, не то что воевать. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. Не получилось. Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор».

Там и так бардак – изначально. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Ни денег, ни славы, ни работы. Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы.

Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Под раздачу попали несколько тысяч местных мичуринцев.

Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Датировка последних произведений условна, обстоятельства ихсоздания окружены тайной.

Описание картины 
Рембрандта «Ночной 
дозор»

Описание картины Рембрандта «Ночной дозор»

Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI – XVII веков. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. К счастью, пострадал только слой лака. ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной.

Но Даная родила Персея от Зевса. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. Такая вот ботва, дорогие друзья. Рембрант там венчался из Саскией. Аудекерк-одна из самых красивых церквей Амстердама. Плита на могиле Саскии внешне отличается от других только надписью: декоративное надгробие позже Рембрандт вынужден был продать, чтобы похоронить свою не венчанную жену Хендрике Стоффелс 21 июля 1663 года в Западной Церкви (Westerkerk). Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Загадки картины 
Рембрандта Ночной 
дозор

Загадки картины Рембрандта Ночной дозор

Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен. Заодно его наконец расчистили и Ночной дозор снова стал дневным.

Вцелом, ущерб сведен кнулю, ноесли подойдете поближе, тосможете разглядеть следы. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил ссобой. Реставраторам понадобилось 4 года навосстановление холста. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.

Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге.

В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Кто они — неизвестно.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Картину считают переломной для Рембрандта.

Процесс реставрации 
картины Рембрандта 
«Ночной дозор» будет

Процесс реставрации картины Рембрандта «Ночной дозор» будет публичным

Такие дела. Конечно поражает прежде всего световое решение. Эта маленькая женщина в ярких одеждах. Но обрати внимание и на другой яркий персонаж. Тень от левой руки капитана ночной стражи падает на паховую область лейтенанта, что опять же дает некий простор для полета фантазии в скрытые гомосексуальные притязания черного капитана Франса Баннинга Кока к своему собеседнику. По замыслу Рембрандта, наконечник копья в левой руке лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга иносказательно изображает его гениталии, а также его неуемную любовь к женскому полу. Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов.

Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). На этот раз полотно атаковал безработный учитель.

«Даная» (1636 – 1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). И самый модный голландский портретист не сомневался, что может себе его позволить. Просто прелесть. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства.

Верзила–капитан даже снял по такому случаю перчатку и, если напрячь зрение, кажется, что обе перчатки — правые (реально, нет). В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза.

Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку и многое другое. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Ладно, с кем не бывает. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. На месте которых у того задорно торчит лезвие увесистого копья.

И на картине светятся двое, он и она. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова коготь и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами (klovenier). В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров.

Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. Воспитанный человек, а что творит. Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе.

Так парадные портреты не пишут. Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Три величайших итальянских творения в копилке главных шедевров европейской школы. Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.

Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Хорошо, что все живы остались. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Что еще бы хотелось добавить по этой теме. Нов1975 году произошел второй инцидент.

Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Но загадки остаются. Для полного представления о новаторстве Рембранта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембранта, где все в движении. Они не стремились добиться полной фотографической точности персонажей и привнесли свое видение картины. В Государственном музее (Рейксмузеум) в Амстердаме, где она экспонируется, ей отведен центральный зал. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора».

Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Что хотел этим выразить художник, который ставил свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины.

Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Еще бы. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».

Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами». Только картина Рембранта Ночной дозор в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Наверное замысел солдафоны так и не распознали. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.

«Ночной дозор»: 
Почему после написания 
этой картины жизнь

«Ночной дозор»: Почему после написания этой картины жизнь Рембрандта пошла «под откос»

Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием.