Плот Жерико

«плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. Жерико построил реплику плота с "Медузы" в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Описание картины Плот «Медузы» : Среди работ французского художника Теодора Жерико, которого считают родоначальником романтизма во Франции, особо выделяется картина «Плот Медузы».

Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре. На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи. Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание.

Инженер и географ сумел выжить на плоту и написал с товарищем по несчастью книгу, вдохновившую Жерико. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Потому и напишет Жерико «Плот Медузы». Поместив сам плот и выживших на нем людей в центр композиции, Жерико избрал точку обзора сверху.

Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.

Описание картины «Крушение плота «Медузы»»

17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». На четвертые сутки дрейфа на плоту был случай каннибализма. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.

На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.

  • 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  • Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  • Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  • «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819

И они начали есть друг друга. Картина была выставлена на парижском Салоне в 1819 году и вызвала грандиозный скандал. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924).

Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Очень близкий друг. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.

  1. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  2. Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
  3. Плот отчаяния и смерти Жан Луи Андре Жерико
  4. Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»

К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Теодор выбрал самый драматичный момент истории, когда пассажиры «Медузы» увидели «Аргус» и гадали, спасет их судно или нет. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Несколько человек сошли с ума.

Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.

  • «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
  • Картина Теодора Жерико Плот Медузы
  • ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
  • Теодор Жерико картина Плот Медузы

Это команда. Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. Выжило лишь десять человек. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Здесь прослеживаются традиции барокко. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.

Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». они опубликовали записки об этих трагических событиях. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Все, кто был на лодках, спаслись.

Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.

  1. О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико

В чем сущность романтического мировосприятия. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. При высадке с корабля невероятная.

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

Всего за время подготовки к созданию полотна, Жерико сделал более ста этюдов и зарисовок. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.

Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». - Поймите же наконец.

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. – горячился он.

Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. И у него появилась идея для главной картины своей жизни. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Эпизод каннибализма исчез, как будто его следы смыло морем.

Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Осенью 1817 года во Франции вышла книга «Гибель фрегата Медуза», которая рассказывала реальную историю о трагическом происшествии в океане. Первые уроки живописи он брал в Париже у Клода Жозефа Верне и Пьера Нарсиса Герена. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV.

Команда «Медузы» состояла из 160 человек. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. Здесь и началась ужасная одиссея. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.

Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Капитан Шомарей не придал этому никакого значения, а на следующий день, отвечая на вопросы экипажа, он сказал, что накануне они вроде как проплыли мимо чего-то похожего на Блан. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза».

(В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости. В первую же ночь среди несчастных началась паника и драка за скудные припасы пищи и воды.

Когда течение начало относить его в противоположную сторону от берега, Шомерей приказал обрубить концы, связывавшие плот с лодками (по другой версии это был приказ полковника Шмальца). Как ни странно, картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизмуВеликий художник Теодор Жерико под впечатлением страшной катастрофы создал свое знаменитое полотно «Плот Медузы», где по-своему передал атмосферу бедствия. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.

На табличке внизу лаконичное название. На борту было около 400 человек. Как ты можешь увидеть свободу. Сам плот почти упирается в раму картины.

Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Продуктов у них не было. За это время большая часть людей погибла. Салон 1819 года изобиловал произведениями, прославляющими монархию главным жанром на нём был исторический, также широко были представлены аллегорические и религиозные сюжеты.

Отлично помню, как на пути к Мадейре по приказу Шомаре в открытом море был оставлен без помощи маленький юнга, случайно свалившийся за борт. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.

Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Эта картина потрясающе проста. В относительной безопасности была только центральная часть плота.

Хюго де Шомерей предстал перед военным трибуналом в порту Рошфор и был признан виновным. Первый успех пришел к молодому живописцу на выставке в парижском Салоне 1814 года, где он показал свою картину «Офицер конных егерей идущий в атаку». С ней связана жутковатая история: сюда студенты-медики приносили художнику трупы или отдельные части человеческих тел. Всех охватила паника.

Тут нет человека, которого ты жалеешь. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Здесь нет центрального героя, свой замысел художник раскрывает через действия и эмоции каждого пассажира плота. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Шомарэ не придал этому значения, а на следующий день, отвечая на недоуменные вопросы офицеров, промямлил, что накануне они вроде бы проплыли что-то похожее на мыс Блан. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».

А на плоту положение стало ужасным. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.

Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. История с «Медузой» потрясла общественное мнение и стала скандалом во французском правительстве. Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета.

По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.

В живых осталось лишь 15 человек. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Это был бриг «Аргус». Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Итак, утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата Медуза, каравеллы Эхо, флюта Луара и брига Аргус. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».

Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». 4884).

Паника охватила команду, пассажиров и солдат. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Здесь нет никакой идеализации, а лишь полновесная аутентичность.

Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Именно эта публика заняла места в лодках. Религиозная живопись патронировалась по особой программе и легко обошла доселе популярные мифологические сюжеты. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Да и некоторые отклики сильно задевали самолюбие художника, так как много говорили о политических тенденциях картины и очень мало о ее художественных достоинствах. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.

Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. На самом деле Медузу ночью отнесло к югу, курс был выправлен только к утру, так что фрегат никак не мог миновать Блан. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).

Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.

Плот был сильно перегружен, самостоятельно передвигаться он не мог, на нем не было продуктов и воды. Морское министерство назначило его капитаном таможенного чиновника Хюго Дюруа де Шомерейя. Как бы то ни было, люди на плоту оказались брошенными на произвол судьбы.

Этот сюжет лег в основу картины «Бег свободных лошадей». Он решил добраться до берега на шлюпках. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.

В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц.

В техническом плане произведение выполнено превосходно. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Случилось это в 1816 году. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы.

К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Гибель Медузы овладела и воображением Жерико, стала тем толчком, который возбудил колоссальную энергию живописца Он отлично представлял, как будет восприниматься его картина и какую общественную роль она может сыграть. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). – «Плот Медузы».

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Использование светотени усиливает драматизма. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.

И она действительно была для того времени революционна. На выставке французское правительство приобрело много картин для государства, но Жерико не получил предложения о продаже картины. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса всего в нескольких милях от берегов Западной Африки.

«Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

Картина обращается скорее к телу и чувствам, нежели к разуму. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.

В результате своей неопытности, он посадил судно на мель, а когда ситуация стала критической, вместе с несколькими приближенными спасся в шлюпках, бросив пассажиров и матросов на погибающем корабле. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Художник родился в Руане в 1791 году.

Из семнадцати человек, оставшихся на борту «Медузы», выжило всего трое. 147 людей оказались обречены на смерть. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета.

Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Затем поднялся шторм.

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Картина была закончена в июле 1819 года.

Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады.

В самую первую ночь погибли двадцать человек. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинен слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.

Он мог бы так и остаться таким поразительно точным и изысканным оптическим аппаратом, если бы не создал свой последний шедевр уже в те годы, когда им владела смертельная болезнь». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. В одном из первых вариантов картины Жерико показал случай людоедства, однако позже отказался от этого сюжета изобразив на своей картине момент первого появления на горизонте парусов спасительного «Аргуса». Восемь месяцев художник компоновал огромное количество эскизов в одну картину. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Начальником всей экспедиции был назначен капитан Медузы Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. А все капитан Шомаре. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. В ту же ночь во время бури судно село на мель. посвященной крушению фрегата «Медуза», произошедшему в 1816 году. Навеян он был вчерашним разговором с banshee про различные изображения смерти.

Сюжет картины основан на реальной трагедии. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».

Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян.

«Медуза» шла впереди «Эха». А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Он назвал картины такого рода хоровыми.

Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).

Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров.

Живые и мертвые. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».

Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия – это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор». Дело закончилось поножовщиной, в результате которой погибло около двадцати человек.

Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Само создание этой картины является исторически важным.

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Главное, что было в нем революционным, – это то, что он перестал идеализировать свою натуру и стал писать ее именно так, как видит или так, как полагал, что он видит». Работа хранится в Лувре, в Париже.

«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Именно такой сюжет и подыскивал Жерико для своего нового произведения. Его должны были вести на буксире лодки.

Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Выжившие могут видеть на расстоянии приближающееся судно. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Чтобы изображения умерших были реалистичнее, художник посещал местные морги, делая там зарисовки.

Его приговорили к пяти годам тюрьмы. Старик держит три меча. И вот Делакруа, пожалуй, первый и как бы не единственный, кто, в общем, успешно с этой задачей справился: мы теперь знаем, как свобода выглядит».

Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.

«Если мы поглядим, как выстроено это полотно, то мы увидим поразительную перекличку между ритмом человеческих фигур на переднем плане и ритмом парусников в море. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие.

Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. На молодого Жана Жерико история с «Медузой» произвела сильное впечатление.

Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Рассказ о трагедии «Медузы», которая стала одной из самых мрачных страниц истории парусного флота, выдержал пять изданий и был переведен на английский язык. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Жан Луи Жерико появился на свет 26 сентября 1791 года в Руане.

Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.

Из почти 150 человек в живых осталось десять. Он решил добраться до берега на шлюпках. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.

И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.

Плот скитался в море в течении 12 дней. Что соединяет эти две неравные части композиции. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Есть жертвы и есть убийцы.

«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. А журналисты роялистской Le Drapeau blanc упрекали живописца заодно с политической оппозицией в спекуляциях на болезненной теме. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Однако, что же осталось из этих предварительных исследований на законченной картине.

Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Романтизм был полностью ориентирован на современность.

На восьмой день скитаний по волнам наиболее сильные стали сбрасывать в воду слабых и раненых. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило.

Однако, каково же действительное влияние этой картины, о которой Луи XVIII сказал: Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. На переднем плане несколько трупов. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Однако именно «Аргус» еще через два часа подошел к плоту и поднял на борт выживших.

В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи.

В первые же часы плавания стало ясно, что лодки не могут буксировать тяжелый плот. Только через 11 суток обезумевшие от ужаса пассажиры увидели на горизонте спасательный бриг «Аргус». Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты.

«Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Из порта Рошфор 17 июня 1816 года в море вышли четыре судна: сторожевик «Луара», бриг «Аргус», корвет «Эхо» и флагман экспедиции – фрегат «Медуза». Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию.

Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. В 1816 году они распорядились послать к берегам Сенегала небольшую флотилию. Здесь приходит конец их страданиям. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события.

В июне 1816 года от берегов Франции в Сенегал отплыл фрегат «Медуза». И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго.

Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. В настоящее время полотно находится в Лувре. 17июня 1816г.

Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.

Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».

Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. Они были подобраны спустя сорок дней после начала трагедии. Однако они так же быстро скрылись среди волн, как и возникли. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».

Картина «Плот Медузы» вызывает ужас. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».

Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние.

Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Это был бриг «Аргус». Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Вы можете увидеть на лицах страх и облегчение. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Один из них лежит навзничь, лицо его скрыто под водой. Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной.

Своей революционностью.

А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Таковы пять эпизодов, над которыми работал Жерико. Затем были «Скачки в Эпсоме», на которой кони едва касаются земли. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.

Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти.

решила запостить историю создания одной картины. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.

Лошади стали причиной смерти Жерико. - Капитан даже не знал, где мы находимся. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. «Мане – провокатор. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.

Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). В1817г. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.

Проблеском надежды для них стали паруса брига «Аргус», мелькнувшие на горизонте. В Средиземном море недалеко от побережья Африки затонул французский фрегат «Медуза», на борту которого находились более 150 пассажиров. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины.

Жерико часто бывал в Лувре, где копировал произведения старых мастеров – Рембрандта, Тициана, Рубенса. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Но модус изображения был общепринятым.

Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его.

Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Жерико был всецело поглощён работой. Так. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Для того чтобы были видны все персонажи картины и полный вид моря, художник взял ракурс, позволяющий произвести весь обзор сверху.

А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.

4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Полотно огромно его длина превышает 7 метров, а высота приближается к 5 метрам. Рельеф «Плот Медузы» украшает могилу художника.

На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Она настолько любопытна, что заслуживает отдельного рассказа. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Плот был оставлен на произвол судьбы.

В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». На плоту начались драки за доступ к воде.

Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Жерико встретился с участниками трагедии, которые остались в живых, общался с авторами «Гибели фрегата Медуза». Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Картина была закончена в июле 1819 года. Среди работ художника много выдающихся произведений, но самая важная работа Жерико «Плот Медузы».

Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». В более широком смысле можно подразумевать действия людей, которые живут и выживают за счет других, вопреки благу других людей. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию.

Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Он познакомился с ней благодаря отчету оставшихся в живых хирурга «Медузы» Генри Совиньи и географа судна Александра Корреарда. Никаких ран на мертвых телах: напротив, они молоды и прекрасны. Их путешествие длилось не более четырех дней.

И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. На огромном полотне в натуральную величину были изображены не герои античной истории или мифологии, как это было принято по канонам неоклассицизма, а современники, к тому же простолюдины. Остальные сто сорок девять с минимальным запасом пищи и пресной воды были перегружены на небольшой плот, наскоро сколоченный из мачт и досок. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием.

Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Да и видно ли его. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Да, бледны, но их кожа не засохла, они не разлагаются. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи.

Он не обладал опытом морской навигации, зато слыл верным роялистом. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. Лошади увлекали Жерико. Почти все из них были бонапартистами и вот таким образом смотрели на новое начальство косо. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Неопытность капитана быстро дала себя знать. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А плотник с фрегата сделал для него уменьшенную копию плота. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр).

Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Изображение должно быть своего рода проявлением несправедливости, которая произошла во время аварии на море.

Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». За работу художник принимается с увлечением, напряженно читает и перечитывает книгу Корреара и Савиньи, по многу раз останавливается на эпизодах, наиболее поддающихся художественному воплощению. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Вскоре отстал и «Аргус».

Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо. Но нужно было правдиво передать и еще одно действующее лицо трагедии – бушующую стихию океана.

Естественно, для решения этой художественной задачи не годилось изображать на плоту компанию оборванных доходяг, что, несомненно и было в реальности. – как можно было разбазаривать государственное имущество. В первую же ночь было убито 20 человек. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.

Художник работал над «Плотом Медузы» около полутора лет. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31.

В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Как бы то ни было, если видимые следы были и вытерты, но все же картина пронизана скрытой болезненностью, которую можно даже почувствовать (что и вызвало комментарий журналиста) в молчаливых тонах и жутком освещении.

Это был взгляд несколько сверху. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. В дальнейшем Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу в США за значительно большую сумму и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 с условием, что она будет размещена в основной экспозиции.

Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов. 147 людей оказались обречены на смерть. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз.

Волна немного накренила плот, чтобы все детали трагедии можно было лучше разглядеть. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы.

Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Но ветер относит плот от корабля спасения. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».

Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Картина была закончена в июле 1819 года. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Настолько близкий, что изображен на картине трижды.

Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. И Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, где неутомимо пишет больных и умерших. Жерико был всецело поглощён работой. Неопытность капитана быстро дала себя знать.

На тринадцатый день на плоту в живых оставалось всего пятнадцать человек. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. «Плот Медузы» (фр. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой.

Их было всего шесть, а «Медуза» несла на своем борту около четырехсот человек. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен).

Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Напротив, Аргус, хорошо различимый на первой зарисовке, гораздо дальше на второй и превращается в крошечный парус в окончательном варианте: почти мираж. Именно это придает картине полную эмоциональную силу. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.

Художник дал фигуры персонажей в двойном освещении: чтобы избежать силуэтного изображения на фоне светлого неба, вылепить объёмы человеческих тел, он залил плот диагональным потоком света от нижнего левого угла к верхнему правому, повторяя общее движение людей15.

Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Многим эта картина Жерико знакома, однако не все знают историю ее появления на свет.

В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Двигателем становится народ. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». На борту «Медузы» осталось семнадцать человек. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». – как можно было разбазаривать государственное имущество.

Мане историй не рассказывает. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.

О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».