Рисунок Микеланджело Человек

15 малоизвестных фактов о Витрувианском человеке Леонардо да Винчи

И МЫ СТАНОВИМСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ ЭТОГО ДИАЛОГА. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.

В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Этому его научила скульптура. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Слева мы видим райский сад. НО ЭТО НЕ ОКНА, ЭТО ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «МИКЕЛАНДЖЕЛО И ЕГО ВРЕМЯ» В ВЕНСКОМ МУЗЕЕ АЛЬБЕРТИНА.

Рисунок Витрувианский 
человек, Леонардо 
да Винчи – описание

Рисунок Витрувианский человек, Леонардо да Винчи – описание

Илл. 166, 167.

Илл. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Илл.

Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи неоднократно предпринимал, при посредничестве Вазари, попытки склонить Микеланджело вернуться во Флоренцию, но тот неизменно отклонял эти приглашения. 109-112, 116-119.

Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл. Этому же впечатлению содействуют разномасштабность фигур, множественность перспективных точек зрения и полное отсутствие воздушной перспективы.

15 малоизвестных 
фактов о "Витрувианском 
человеке" Леонардо

15 малоизвестных фактов о "Витрувианском человеке" Леонардо да Винчи

С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Это человек действия (vir activus). Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Они падают на последний период жизни мастера, когда после смерти Антонио да Сангалло Микеланджело был назначен в 1546 году главным архитектором собора св. 46.

Совсем необычен иконографический тип Мадонны. В Распятии Петра стиль повествования совсем иной – гораздо более сдержанный, строгий и сосредоточенный. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.

Витрувианский человек: 
инженерный проект 
или высокое искусство

Витрувианский человек: инженерный проект или высокое искусство

Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. 167. На самом же деле между ними лежала бездна.

75-78. Это полное отсутствие сервилизма, высоко развитое чувство собственного достоинства и прирожденный демократизм, восходящий к лучшим пополанским традициям Флоренции. Первый учитель Микеланджело был солидным и добротным мастером, но ему не хватало темперамента и творческой фантазии. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.

Антония – первая из известных картин Микеланджело. Илл. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). При этом движение лишено всякой скованности.

Но роспись обладает и другим аспектом. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. 155, 156. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.

В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Не было в истории европейского искусства другого художника, чье творческое наследие получило столь же широкий отклик, как наследие Микеланджело.

Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие.

Клод Моне – человек, 
дарящий «впечатление»

Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Известно, что Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески известно также, что он очень высоко ставил Браманте, хотя тот и принадлежал к враждебной ему в Риме партии. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.

164. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Вряд ли можно сомневаться в том, что столь необычный автопортрет имел глубокий символический смысл. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.

  1. Снимки рисунков Микеланджело из тайной комнаты опубликовал
  2. Анатомический символизм Микеланджело
  3. Рисунок, нацарапанный Микеланджело
  4. Портрет Микеланджело Буонарроти
  5. Рисунки Микеланджело стали доступны на

Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Илл.

Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Но как раз этого не произошло.

182, 187, 188, 189. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». Они утратили волю. Последняя была предназначена для хора старого собора св.

  1. Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564)
  2. Рисунок Микеланджело Буонарроти
  3. Самые известные работы Микеланджело
  4. 13 знаковых картин Микеланджело Караваджо
  5. История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело
  6. Что вы могли не знать о Микеланджело Буонарроти

Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Илл. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).

Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.

  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Илл. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Нередко фигуры остаются едва намеченными, настолько невесомы прикосновения карандаша к бумаге. Художники Возрождения, по сути дела, явились творцами новой науки.

После возвращения Микеланджело в 1534 году в Рим значительное место в его творчестве заняла архитектура — проект обустройства площади Капитолийского холма, завершение строительства палаццо Фарнезе и, прежде всего, работы по возведению собора Святого Петра. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.

  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Джейн Биркин и Серж Генсбур: великие истории любви

Лишь меняющееся в интенсивности своего цвета синее небо да погруженная во мглу земля служат фоном для фигур. Но какой ценой. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.

163. 36. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.

В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.

  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

79, 142. В этом отношении Рим Юлия II был как раз тем местом, где перед Микеланджело открывались широкие творческие перспективы. В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души.

Но все усилия напрасны. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.

  1. Мастера искусства о рисунке – Микеланджело Буонарроти
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Как нарисовать Микеланджело карандашом поэтапно
  4. Микеланджело картины и скульптуры
  5. Микеланджело Буонарроти – Рисунок сидящей мужской обнажённой фигуры и кисти рук

Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Петра. Но этот первый звук, первый знак в своей чистоте и концентрированности содержит нечто гораздо большее.

Это два составных звена единой архитектурной концепции. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Микеланджело: последние новости
  4. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  5. Художник, ученый инженер – Леонардо да Винчи

Его гений искал более широкого поля деятельности. Илл. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.

И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

  • Микеланджело зарабатывал подделками
  • Микеланджело ненавидел живопись
  • Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти
  • Тайные автопортреты Микеланджело

Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.

Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Илл.

Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Наверное, он действовал вполне сознательно. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.

Снимки рисунков 
Микеланджело из 
тайной комнаты опубликовал

Илл. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника.

Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Таков, несомненно, был его основной замысел.

В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Зачем это сделал Микеланджело. Она напоминает мощную лавину. 136. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком.

Илл. Труд Микеланджело поистине титанический, особенно «Страшный суд», «Сотворение мира», а также пророки и Сивиллы. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.

В композиционном построении фигур Микеланджело отдает предпочтение изогнутой оси перед прямой, что усиливает динамику образа. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. В церковных кругах возмущались слишком вольной трактовкой текстов Священного Писания и тем, что почти все персонажи художника изображены обнаженными. 86-91. Тут столкнулись два сильных характера.

Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.

Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Он избегает детализированной характеристики места. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Действительность не оправдала их надежд. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.

Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну.

По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). В действительности оно так и получилось. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Илл. Петра, с чем папа был полностью согласен.

Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.

Он побежден. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.

140, 141. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.

Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Илл.

Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.

Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Этот овал, как свидетельствует гравюра Дюперака, должен был быть заполнен расходившимися из центра лепестками, которые, пересекая друг друга, образовывали динамичный узор, создававший иллюзию расширения овала. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте.

Его искусство учило многому. 119, 111.

А воля художника была поистине безмерна.

72), тщательно изучает фигуру человека в данном положении, проверяет по натуре закономерности расположения костей и мышц. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.

В дальнейшем не было ни одного сколько-нибудь крупного архитектора, скульптора и живописца, который в той или иной форме не отдал бы дань увлечению Микеланджело. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня. 25, 26.

Илл. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Илл.

Илл. Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.

В понимании человеческой фигуры Микеланджело занимал уже иные позиции, нежели кваттрочентисты. 155. МЫ ВХОДИМ В ЗАЛ, ПОГРУЖЕННЫЙ В ПОЛУМРАК. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци.

Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). 126. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.

Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Илл. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.

Илл. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Илл. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность.

Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Но, пожалуй, самое замечательное в фигурах сивилл и пророков – это их пластическая выразительность. Илл. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.

В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Микеланджело избрав сложный поворот и ракурс для Ливийской сивиллы (рис. Илл. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Ему помог кардинал Риарио, купивший для него большую глыбу мрамора, которую он начал обрабатывать 4 июля 1496 года.

Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. И этой же цели служит цвет. 149. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.

Действительно, мастер решительно порывает с классическими канонами, с тем, что Витрувий называл decorum (т. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Кроме Микеланджело.

Классный роман И. Стоуна «Муки и радости» о жизни Микеланджело Буонарроти, где подробно описывается творческая деятельность великого художника, взятая из летописных источников Вазари. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Илл.

Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Илл. Он вернулся во Флоренцию только после смерти, когда по указанию Козимо I Вазари тайно вывез из Рима тело Микеланджело под видом тюка с товарами. НА ЛИСТАХ СЛЕДЫ ЛЕГКИХ ПРИКОСНОВЕНИЙ РУКИ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ.

В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Илл. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.

Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Фигура коренастая, сильная, мужественна. Вазопись была фундаментом будущей живописи. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.

Фигура погружается в сон. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Все время приходилось ему преодолевать препятствия.

Недаром они украшали пилястры. 21, 22.

Если раньше художник рассматривал человеческую фигуру как сосредоточие имманентных ей сил, то в Капелле Медичи фигура все чаще выступает орудием сверхличных, вне ее находящихся сил. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.

Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.

Они называли Микеланджело divino (божественным).

Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. 39. Однако и здесь царит дух отчужденности. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.

Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Илл. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. 116-119. Илл.

Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. И это понимает только один человек – апостол Петр. Илл. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).

Вазари прямо пишет:. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).

Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Илл.

Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Он стал уже высекать статую св. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды.

Например, деревянная модель собора св. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).

Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.

97, 98. Лоренцо взглянул на фавна и отметил, что он прекрасен, но одно лишь его смущает: этот фавн — старик, а у него на месте все зубы. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Подобные «рисуночки» с наглядной и достоверной силой сообщают нам, кто есть кто и если бы от наследия Микеланджело ничего не осталось, а только маленький набросок обнаженного юноши из коллекции Рубенса, то и тогда было бы ясно, кто из них самый великий, самый могучий, отмеченный божественным знаком художник. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св.

Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Однако в рисунке уже нет былой точности, а в лицах появилось выражение известной напряженности, порой даже застылости.

Илл. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.

Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. 70) — форма торса здесь уже выявлена более точно, выправлены пропорции (удлинен торс), тщательнее изображены ступня, фаланги пальцев, кисть руки. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.

При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.

И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В этом анемичном окружении Моисей выглядит человеком с другой планеты, столько в нем жизненной силы и энергии. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни.

Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Илл. Это были тяжелые годы. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Илл.

В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.

122-125. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.

Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Картина получила широкое признание от пэров.

Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.

Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. Илл. Зато вид группы справа мало удачен. Илл. 134. ЭТО ИХ ДУШИ, ИМЕНА, ГОЛОСА, ИХ СТРАСТИ, НЕЖНОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ, ИХ РАЗГОВОР С БОГОМ.

У ног Христа, справа, восседает на облаке св. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).

Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. ГРАФИКА -САМЫЙ МИСТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА, ОБНАЖАЮЩИЙ ВСЕ ПОТАЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДУШИ, ОТОБРАЖАЮЩИЙ МГНОВЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ РЕМЕСЛЕННОЙ ЛАКИРОВКИ, ПРОРАБОТКИ, ПОЛИРОВКИ, ПОТНЫХ УСИЛИЙ, -И КРАТКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ, РУКОПОЖАТИЕ, ВСПЛЕСК ЧУВСТВ. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Илл. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.

В росписи Сикстинского потолка они еще не являются лейтмотивом, поскольку Микеланджело на этом этапе своего развития полностью сохранял веру в те высокие гуманистические идеалы, которые были порождены лучшими умами эпохи Возрождения. И даже когда Микеланджело падал, чтобы затем вновь подняться, он был велик в своем падении. Илл.

Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.

Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Петра (Музео Петриано).

В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. 185, 186. Илл. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.

Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).

рис. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Илл.

Илл. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.

Илл. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.

Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. И всюду Микеланджело выходил победителем.

Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Мучение Св. Моисей восседает в торжественной позе.

По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. 171. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.

Илл. Илл. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. Обычно он начинал с уточнения пластического объема здания, нередко игнорируя при этом законы статики.

Илл. Илл. 5, 6.

145. Илл. Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования. Илл.

184. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Христос, подъявший в грозном жесте правую руку, скорее походит на Зевса Громовержца, чем на христианского бога.

Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Илл.

И тогда полностью раскрываются ее красоты. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.

170. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).

Если таковы были настроения Микеланджело за семнадцать лет до смерти, то в 60-х годах они, естественно, еще более усилились. Их он терпеть не мог и не щадил. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль.

С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Оно учило, как из элементов реальности создается художественный образ общечеловеческой значимости. 174.

В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Он даже не дотрагивается до нее.

Арсенал его технических приемов был безмерно богат.

Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Этот жест символизирует молчание.

Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.

80. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. 106, 113.

33, 34. В борьбу включился и Микеланджело. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду.

38. Здесь все построено на контрастах. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. 169.

Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.

По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к Пьета. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.

В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. 2.

Возникает рисунок как некоторая лабораторная часть подготовительного творческого процесса, т. е. Его мировоззрение приобретает трагический характер. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.

Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. Жизнь Микеланджело была трудной.

Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.

Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Илл. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. иллюзия – вот что ценилось больше всего в развитой античной живописи.

179-181. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.

В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Все это придает его архитектуре величественный характер.

Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Илл. Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.

В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.

По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Внезапно раздался крик: мы пропали. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.

Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.

Искусство европейской графики, безусловно, берет свои истоки в античной вазописи. В эпоху Возрождения и возникает новое понимание его функции в творческом процессе, с одной стороны – подготовительной, с другой – всеопределяющей. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. 175, 176. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя.

В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 41. Возмущенные римляне заклеймили Даниэле презрительной кличкой исподнишник, которая преследовала его как тень, до конца жизни.

В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Поначалу борьба со строптивым отцом. Лирика импонировала ему возможностью передачи интимнейших чувств, архитектура увлекла его своим монументальным размахом и своим отвлеченным математическим строем форм, не обремененным никакими гедонистическими элементами. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. 160.

Пейзаж пустынен и гол. 7, 8.

Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Архитектору Браманте было поручено разработать проект нового собора Святого Петра, который должен был сменить обветшавшую базилику, а Микеланджело было предложено создать монументальную, украшенную множеством статуй и рельефов гробницу, которую Папа хотел узреть еще при жизни. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения.

Илл. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Потом мы встретим огромные фрески и титанические изображения, поражающие воображение. Но школярская учеба не привлекала мальчика. 56-71).

Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. «Все искусства имеют свой стержень в рисунке», – говорил Леонардо да Винчи.

В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Именно здесь рисунок впервые меняет функцию. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Художник охотно принял это предложение.

Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Это предназначенные для украшения гробницы Св.

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. 177, 178. 173.

Мухи садились на виноград занавеску, накинутую на картину, нельзя было снять. Илл.

Илл. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).

Он внимательно прорисовывает торс, характерные движения руки, ступни, пальцев при данной позе человека. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Уже современникам Микеланджело было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую главу в истории итальянского зодчества.

В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. И ЛИШЬ РАСПАХНУТЫ МАЛЕНЬКИЕ ОКНА, ИЗ КОТОРЫХ ЛЬЕТСЯ СВЕТ ИЗ ДРУГОГО, НЕВЕДОМОГО НАМ МИРА. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.

Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.

1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены). Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.

Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Мрамор для статуй и его перевозка стоили слишком дорого, чтобы мастер мог идти на риск, не имея твердых заказов.

Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.

И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Илл.

Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, необходимое первую очередь отметить ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования искусства рисования.

Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Увиденное потрясло воображение многих людей.

Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Илл. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).

К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. 131, 132. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Илл. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Не имея крупных заказов в своем родном городе, Микеланджело вновь решает его покинуть, на этот раз направляя свои стопы в Рим, куда он приехал 25 июня 1496 года и где пробыл до весны 1501.

89-91. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).

Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.

Илл. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.

В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. И это приводит к трагической разобщенности образов. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Илл.

174. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.

Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.

Илл. 151. Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.

183. Илл.

В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.

Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Фигуры сражающихся кентавров так тесно взаимосвязаны, что в корне исключена возможность выделения какого-либо одного звена. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.

На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Ренессансным художником он оставался и на первом и на втором и на третьем этапе своего творческого пути. 92, 93, 94.

Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Микеланджело оставил после себя грандиозные по своему масштабу произведения искусства.

И здесь бог изображен в активном действии. Петра. Особенно выразительна правая фигура. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И результаты были самыми плачевными.

Илл. 110, 112. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.

Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности. Мастер страдал от старческой бессонницы и, чтобы как-то себя развлечь брал посреди ночи молоти резец и принимался за работу при свете свечи, укрепленной на сделанном из картона головном шлеме. В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела.

13, 14, 15. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Илл. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Илл.

В стихотворении, озаглавленном К Джованни, тому именно, который из Пистойи, Микеланджело описал в иронических тонах, как трудно ему приходилось, когда годами лежа на спине он выполнял свои фрески, принимая самые невероятные положения и захлебываясь от капавшей на лицо краски. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. 48-55. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.

Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. 47. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.

3, 4. И этому оно учит и нас. О его кончине Вазари пишет примерно следующее: Однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь. 130. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.

Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. 17, 18, 19, 20. 150.

Илл. Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Ева послушно следует слову творца.

В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Илл. Любая архитектурная форма мыслилась им в расчете на движение зрителя и он никогда не отрывал ее от окружающей воздушной и световой среды. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи.

Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).

Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. Микеланджело начал свою творческую деятельность как скульптор — первыми его самостоятельными работами были рельефы Битва кентавров, Мадонна у лестницы (оба — ок. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.

Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Илл. 23, 24. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.

Это, конечно, не так. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. е. уважением классической традиции).

Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.

А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Сегодня, приходя на поклонение к ним, мы выглядим просто карликами. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса. Статуя осталась незаконченной. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.

Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. 109, 111.

На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.

Илл. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.

Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.

И в ней мастер смело порывает с традицией. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).

Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). все члены изменяются по ширине и длине во время движения.

Илл. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Тем самым ей отводится центральное место. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Петра.

Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Илл. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. В руках Микеланджело контрапост превращается в могучее средство выражения внутренней приподнятости образа.

107, 108. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. По-видимому, это была статуя Вакха.

Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. 158, 159.

С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. 81-84.

По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Он победил.

Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Илл. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.

Илл. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа.

Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. 32. Илл. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Для нас Микеланджело – мастер Ренессанса, мастер той эпохи, которая, по словам Энгельса, нуждалась в титанах и которая породила титанов.

Поклонник Савонаролы, чья высоко нравственная личность и чьи громовые проповеди оставили глубокий след в его сознании, Микеланджело избегал контактов с папским двором, который к этому времени начал рассматривать доминиканского монаха как злейшего еретика. В манере письма можно отметить большую обобщенность, формы тяготеют к простым стереометрическим объемам, силуэты упрощаются. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.

Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. 162. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.

Илл. И здесь его постигает страшный удар. 99, 101, 102. 135, 139. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. 146-148. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.

Илл. Это произошло впервые в истории искусства. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.

Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. 37. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря.

Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча. Недаром его любимым материалом была бронза. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Петра со стороны апсид. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.

Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.

Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.

К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Это позволило мастеру свободно развернуть в пространстве могучий торс, широкие плечи и мускулистые руки, которым присуща такая внутренняя сила, что у зрителя рождается уверенность в сверхчеловеческой мощи пророка. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). 114, 115. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.

10, 11, 12. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Кроме того, художник вторично прорисовывает ту же позу и те же детали в новом рисунке (см.

Он действует только словом. 161. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II.

Илл.

Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Он должен думать о смерти.

С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Петра. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.

Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Переходы от света к тени стали мягче, более деликатной сделалась и колористическая гамма, в которой наблюдается возврат к колористическим принципам росписи распалубок и люнет Сикстинского потолка.

Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Выставка «Микеланджело и его время» в Альбертине демонстрирует нам эти сокровища. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. В стране вспыхивает революция. Таким представил его и Микеланджело. 16.

И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Это был бы Микеланджело Буонарроти – гениальный страдалец из Флоренции. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.

Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Илл. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Несмотря на драматичность сюжетов, композиции лишены драматического пафоса и энергии Страшного Суда.

Не говоря уже о том, что она растянулась почти на сорок лет, она была связана с тысячами трудностей и разочарований, которые нервировали художника и приносили ему множество неприятностей. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Его рука сгибается к плечу. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).

Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.

Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. 86-88. Сделал он это для того, чтобы нейтрализовать перспективное сокращение боковых дворцов: размещенные под косым углом, они воспринимаются в перспективе как стоящие параллельно друг другу. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.

В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Это помогало ему сохранять чувство целого. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици).

Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.

Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.

Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).

159. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().

Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).