Бруни Ф А Медный Змий

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части.

Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Шебуева (1809-1818). Если нет – взбунтуемся. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса.

Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин.

На лице юноши – выражение смертельной муки. В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы.

Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». На счастье слухи оказались ложными. Егорова, А. И. Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Некоторые потрясены гибелью близких людей, кто-то молит Бога о прощении, а кто-то проклинает его и Моисея. Чем же так уникальная эта картина. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России.

10 фактов о картине 
Бруни «Медный змий»

10 фактов о картине Бруни «Медный змий»

Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»). Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе.

Был консулом и отец художника, Антонио. Сначала полотно экспонировалось в Риме.

Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна.

Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма.

Учился в Академии художеств у А. Е. 3. В 1807 приехал с отцом в Россию. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». В частности, она была освобождена от многочисленных слоёв потемневшего лака, скрывавшего многие детали.

Символ Спасения 
или Чем медный змей 
лучше золотого тельца

Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца

Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132.

Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. 5. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Федору Антоновичу было грех жаловаться.

Бруни Федор Антонович 
Медный змий 1826 
-41 Холст

Бруни Федор Антонович Медный змий 1826 -41 Холст

Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Их работы стали пользоваться хорошим спросом. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.

Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя.

Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной. Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются. Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Художник индивидуализировал образы и разбил повествование на ряд разнообразных сцен. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Напишите отзыв о 
статье Медный змий 
 (картина Бруни)

Напишите отзыв о статье Медный змий (картина Бруни)

Здесь отсутствует главный герой как таковой — его роль играет толпа на переднем плане, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры.

Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». Стоит признать, что художнику это удалось.

Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу.

В окончательном варианте картины группа совсем другая— сын с перевязанной от рокового укуса ногой, умирающий на руках у отца и матери. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. В Италии Бруни создает множество религиозных образов. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли.

Отрывок, характеризующий 
Медный змий (картина 
Бруни)

Отрывок, характеризующий Медный змий (картина Бруни)

У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания».

В 1838 году мечта художника сбылась. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление.

Общественный центр 
ИППО по защите христиан 
на Ближнем Востоке

Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Но завоевать ее Бруни не удалось. Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане.

Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями. У каждого была своя келья. Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10.

В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. Иванова и В. К. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы.

Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме. В центральной части картины— бьющийся в агонии от укусов змей молодой мужчина атлетического сложения. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр.

Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Словари и энциклопедии на Академике

Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году.

Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Фёдор Бруни работал над картиной около пятнадцати лет2, при этом самый ранний эскиз на эту тему был создан в 1824 году6. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. Но не Моисей с Елеазаром, а люди изображённые на переднем, более крупном плане картины, в первую очередь привлекают внимание зрителя. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины.

Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной.

Небо – в суровых и мрачных тучах. Если нет – мы взбунтуемся». Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии.

Брюллова. Помогло, кстати, не всем. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839.

Им уже кажется, что нет конца их путешествию. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел.

Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. Многие, как метко и едко сказал про них А. С. Если нет, то мы взбунтуемся.

  • Взглянув на Него, останется жив

И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». Со временем состав братства менялся. Что привлекло художника в этом сюжете. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22.

Русский музей Дополненная 
реальность

Если эти, первые и самые лучшие, были слабы и строптивы, то что можно требовать от их потомков. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину». Большинство иноземцев из Западной Европы все же ехали для того, чтобы своим трудом и талантом добиться прочного, в том числе и материального, положения в российском обществе, попросту не имея возможности реализовать свой потенциал на родине. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника.

Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.

Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Художник завершил свое творение в Риме. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет.

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги». А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». Сначала полотно экспонировалось в Риме.

Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей.

Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа». Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела.

Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи.

У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению. К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Все больше и больше художник тяготеет к библейским сюжетам, которые вдохновляют его и помогают раскрыться его таланту живописца. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти14.

Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. лишены жизненных сил в силу своей оторванности от духовного источника их существование, по сути, только видимость.

Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43.

Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена». Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее. Академик Императорской Академии художеств (с 1834).

Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки.

В общей панике и суматохе чрезвычайно чадолюбивые евреи просто не замечают этих двух детей. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Ведь ему предстояла поездка в Италию. И тогда разгневанный Господь ниспослал на них кару — дождь из ядовитых змей, сеявший мучительную смерть.

Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». 1. Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию.

На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41.

Цецилия», «Св. Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник.

Все фигуры резко очерчены и прописаны пластически четко, сложность ракурсов и экспрессивная выразительность поз подчеркиваются холодным освещением. От укусов умерло множество сынов Израилевых и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Тем не менее, к осени 1840 года картина не была готова и Бруни опять пришлось просить об отсрочке, на этот раз до весны следующего года.

Этот образ появляется не случайно. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр.

Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру.

Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Его нет долгое время, в лагере начинается паника.

Все они спешили к медному змею. Но одна картина заслонила все эти шедевры. С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики.

В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Двенадцатилетний труд погиб. Многие художники женились и покинули монастырские стены. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». Когда евреи просят сделать золотого тельца. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник.

Умер старший брат Моисея Аарон. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Когда Моисей отправляется на гору Синай.

Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам.

В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую. В то же время становится очевидным, что сам Бруни видел выход только в покорности Божественной воле. Бесспорно мастерство живописца, сумевшего построить на громадном полотне выразительную многофигурную композицию. Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий.

Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского.

Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других». Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту библейского события. В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России.

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Бруни работал над ней в Италии, с перерывом на два года, когда ему пришлось вернуться в Петербург для преподавания в Академии художеств.