Диего Веласкес Менины

«менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.

Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Так нет же – автор полез в портретисты. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.

Ему 57 лет. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. А как все начиналось. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

  • «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  • Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как. Скорее всего это портрет королевской четы.

Ей всего пять лет. На это указывает отражение в зеркале. Это Веласкес.

  1. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  2. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  4. Диего Веласкес (1599 – 1660) – Прелестная Инфанта
  5. «Менины» Веласкеса: картина о картине

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Но здесь возникают новые вопросы. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Рядом степенно выступает уродливая карлица. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

  1. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  2. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  3. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  6. «Мы не зрители, мы участники действия»

Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. Уродство карлицы – это зеркальное отражение искорёженной детской души маленькой девочки, которой так не посчастливилось родиться в королевской семье да ещё в греховном браке королевского инцеста. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Короля и королевы не видно. И творчество побеждает.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.

  1. Куксы — приколы и курьезы из жизни Интересные новости со всего мира
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак.

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Инфанта, напротив, ярко освещена. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Рубенс только собирался писать свою Венеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами Обратите внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером, скрывая ее улыбку за прической старухи. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Но художник испугался своей смелости.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни.

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Итак, время действия – 1656 год. Куда больше распространены две другие точки зрения. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными.

Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Это ребёнок, лишённый детства. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ). Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. На пути к зрителю, к истинному пониманию возникает призрачное отражение в зеркале – короли как высшая социальная инстанция, отнюдь не являющаяся высшей в собственно духовном смысле. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Полотно Жоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную «зеркальную» реальность, реальность XIX – XX вв. И вот вырвалась наружу. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Всё правильно.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Разумеется, нет. Это сцены из жизни простых людей.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Филиппу – 42. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб.

Здесь этот оксюморон вполне уместен. Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615). Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Единственный подтверждённый автопортрет Веласкеса не случайно изображает его во дворце, в окружении монарших особ и придворных10.

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Загадок оно не загадывает. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса.

Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. В «Венере с зеркалом» (ок. Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Но это спокойствие весьма обманчиво. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Чего нельзя сказать о Маргарите. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине.

– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом.

Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Ей было 15 лет.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

Но вот зеркало В черном зеркале отражается одна свеча. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Художник занимает весьма скромное положение в группе действующих лиц, что соответствует его служебной социальной роли: наряду с окружающими инфанту придворными и шутами, он выступает как слуга среди слуг: любопытно отметить, что Веласкес помимо функций придворного живописца выполнял обязанности начальника помещений дворца, занимая пост гофмаршала, весьма почетный, но весьма обременительный.

Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Это привело к инцесту внутри семьи. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Как же не до зеркала при такой-то позе. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. А между тем, с позой-то полный конфуз вышел. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Но, может быть, это «Менины». Зеркало – место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность.

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. А почему в мастерской находится инфанта. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. На редкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670) малоизвестного голландца Франса Миериса. В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует.

Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством.

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Верхняя свободна, более воздушна и легка.

Так это их изображает Веласкес. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Есть и философские интерпретации. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Например, зашифрованный автопортрет самого художника.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Но смотрит и художник. Но не это главное в полотне. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Именно тихо. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться.

Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. За пределами холста или внутри него.

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Загадка заключается в другом. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. В настоящее время из-за большого размера, важности и ценности картина не допускается к участию в выставках45.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Во-первых, она явно внешне проигрывала первой жене Филиппа, красавице и умнице Изабелле де Бурбон, во-вторых, до двора уже успела долететь сплетня о курьезе, который произошел по дороге в Испанию.

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку.

А с другой – сам бросает вызов богам. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Рядом с ним, среди комнаты, находится крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.

По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Находится в музее Прадо в Мадриде. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.

Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615). Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Фигура карлицы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом.

Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Вдали виднеется фигура гофмаршала. Да, мы еще не коснулись тех, чьи лица, затмеваемые блеском первого плана, мерцают неясным отражением в зеркале на дальней стене интерьера, тех, на кого устремлены все взгляды.