Диего Веласкес Описание Картины Менины

Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.

Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. А почему в мастерской находится инфанта. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.

Но что он рисует. Однако это положение требует оговорок и поправок. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Помогите пожалуйста 
описать картину 
Диего Веласкеса

Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. А с другой – сам бросает вызов богам. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Однако это положение требует оговорок и поправок. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Фигура карлицы.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца.

«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Быть может, то, что вижу, — сон.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Итак, время действия – 1656 год. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи.

Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Солнечный свет заливает весь второй план картины.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). К нему мастер обращался и ранее. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Но не это главное в полотне. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Но смотрит и художник.

был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Инфанта, напротив, ярко освещена. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.

Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. С. 330). Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование.

Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».

Известные картины 
Диего Веласкеса

Известные картины Диего Веласкеса

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.

Описание картины 
Веласкеса «Менины»

Описание картины Веласкеса «Менины»

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Это сцены из жизни простых людей. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

Совершенно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Разумеется, нет. И творчество побеждает. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». За пределами холста или внутри него. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.

Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции22. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. На это указывает отражение в зеркале. Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.

Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  3. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  4. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  5. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  6. Самое интересное в виде мозаики

Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое.

Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени.

Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43).

– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Эта техника известна также как «эффект Дросте». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Слева на переднем плане инфант Фердинанд. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц.

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Марфа. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

  1. «Мы не зрители, мы участники действия»
  2. Сравнение изобразительных средств
  3. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Произведения раннего периода творчества Веласкеса (Севильский период (1617-1622)
  6. Произведения первого мадридского периода (1622-1629)

Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.

скажи ей, чтобы помогла мне. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

  1. Итальянские путешествия Веласкеса
  2. Поздний период творчества Диего Веласкеса

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Вся картина построена на парных противопоставлениях.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. При экспертизе 1747—1748 годов картина была указана как недавно восстановленная, с утраченной после пожара оригинальной рамой. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин».

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

В «Венере с зеркалом» (ок. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.

Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». На фрейлину она не обращает внимания. Короля и королевы не видно. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

1 – инфанта Маргарита. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. За спиной художника висит зеркало, в котором на фоне алой драпировки отражаются король Испании Филипп IV и его супруга Марианна Австрийская. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.

Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.

Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Загадка заключается в другом.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты.

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Лица обеих групп реальны. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.

Афина и Арахна. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. И творчество побеждает.

Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Ситуация поменялась после 1819 года, когда Фердинанд VII открыл королевскую коллекцию живописи для публичного доступа50. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Ему 57 лет. Она вызвала на состязание Афину. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи.

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. С. 39). Я никому не прислуживаюсь. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

Вы дали себе труд родиться, только и всего. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Оба поворачивают культуру лицом к реальности. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. С. 34). Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.

Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.