Этьен Морис Фальконе Скульптуры

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура. В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» был причислен к Парижской академии художеств.

Этьен Морис Фальконе: скульптуры их описание и фото

Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П. И. Памятник Петру был последней из скульптур, созданных мастером.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Этот момент и взял за основу Фальконе. Они объединили вокруг себя все передовые силы страны.

И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. И в начале сентября 1768 года крестьянин Семен Вишняков, занимавшийся поставками строительного камня, сообщил, что знает, где поблизости от Лахты (сейчас это северо-западная часть Петербурга) лежит в лесу расколотая молнией гранитная скала известная как «Гром-камень». К полудню небо прояснилось, выстроились полки лейб-гвардии. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см.

Он задумал его в виде гранитной скалы. И какой успех. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. Почему именно он.

Есть и другие свидетельства. Колло мечтала о работе над портретом императрицы.

Фальконе: скульптуры, 
биография автора 
памятника Петру

Фальконе: скульптуры, биография автора памятника Петру 1

Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.

Уже начались оттепели, а до берега было больше восьми верст. Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор.

В 1766 году уже в России Фальконе начал работать на гипсовой моделью в величину статуи.

  1. Скульптуры Этьена Мориса Фальконе
  2. Фальконе Этьен МорисСкульптуры и биография
  3. 1 декабря 1716 родился Этьен Морис Фальконе – автор «Медного всадника»
  4. Выдающийся скульптор Этьен Фальконе
  5. Творчество французского скульптора Этьена Мориса Фальконе

От больших деревьев по бокам дороги оставляли пни для веревок от воротов. Роха.

Ходили упорные слухи, что Карбури проект этот у кого-то ловко и за гроши перекупил, но так или иначе, а награда в семь тысяч рублей досталась именно ему. Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон ибо это единственный способ ознакомиться с предметом». Нужно было поднять его из болота на выровненную и подготовленную дорогу. Она выполнила несколько профильных изображений императрицы, в том числе — в лавровом венке и в шлеме, а кроме того — целую серию портретов-медальонов в мраморе и бронзе.

Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. Фальконе Этьен Морис, французский скульптор
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Рядом расположены достопримечательности
  6. Этьен Морис Фальконе – французский скульптор, автор Медного всадника

В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Многие мастера отказались от подобной затеи. Когда памятник был отлит и отшлифован, возник вопрос о постаменте, для которого была необходима огромная гранитная скала. Работы для церкви св. Любимым автором его был Пьер Бейль, один из первых просветителей — атеистов.

Скульптуры Этьена 
Мориса Фальконе

Девы в парижской церкви св. пишет Фальконе. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу.

Позже издается пятитомный труд Пьера Левеска по истории России. Одежда ниспадает мягкими складками, придавая группе внешнюю нарядность. В 1778 году в своем последнем письме к ЕкатеринеIIФальконе докладывал об окончании работ. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Так продолжалось по несколько часов в день. Борт временно разобрали.

В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть.

Группа Милон Кротонский была холодно принята как Академией, так и общественной критикой ибо реалистическая трактовка и патетика ее не отвечали эстетическим нормам 1740–х годов. Свои теоретические положения скульптор претворял в создаваемых им образах. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. Еще перед отъездом в Санкт — Петербург у него созрело представление о будущем монументе.

Осматривать скалу поехал сам Фальконе и то, что увидел, горячо одобрил. Простота и естественность, столь характерные для произведений Фальконе, здесь отсутствуют. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура.

В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно.

По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру — одно из лучших произведений монументального искусства того времени. Его Амурка – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Он задумал его в виде гранитной скалы. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений.

Позвольте мне высказать жёсткую истину. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. 1770. В образах античных героев воплощались и прославлялись гражданские подвиги, мужество людей, преисполненных сознания общественного долга.

Человек, обуздавший стихию. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Ее судьба была тесно связана с жизнью семьи Фальконе.

Однако маркиза умирает. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Еще в Париже скульптор сделал эскиз памятника из воска. Злой человек перессорил бы Вас со всей столицей.

Почему француз иностранец. Я не видел Рима, — пишет он в своих замечаниях о статуе Марка Аврелия, — и я огорчен этим. Поэтический миф вдохновлял многих художников и музыкантовXVIIIвека. Предварительный этап предполагал подборку сплавов и многочисленные пробы.

Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи. Расстояние в восемь верст было преодолено за четыре с половиной месяца (с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770-го). «Не однажды, но сотни раз наездник по моему приказанию проскакал галопом на различных лошадях, — пишет Фальконе. — Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений.

Учителем и близким другом Этьена был Жан Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Известные художники Шарден, Карл Ванлоо, Удри были приглашены для украшения дворца. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска. Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж.

В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. О весе камня источники сообщают разное. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Императрица в короне и порфире взирала на происходящее с балкона. Она четко вырисовывалась на фоне росписи — синего неба с облаками.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Он был – не от нее. Памятник был высокого мастерства, но не такой, какой нужен был ей.

И даже в период своей наибольшей близости к утонченному, несколько манерному, окрашенному эротикой искусству рококо, господствовавшему в это время, Фальконе оставался верен своим принципам. Роха. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Мне кажется, что когда человек из плоти, он не должен думать, что другие из мрамора.

Роха и на Севрской мануфактуре, куда он поступил в 1757 году. В этих и других книгах большое внимание было уделено личности и исторической роли ПетраI. Произведения1750-60-х годов. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны.

В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Образ законодателя и преобразователя, умного и грозного властелина, увлек и Фальконе.

Приближалось время отливки монумента. Вишняков получил 100 рублей. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Ваша чувствительность создает преувеличение.

Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Движение ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником: кажется, ещё мгновение — и конь обрушится и всё будет растоптано на его пути. Всепоглощающая жажда знаний заставляла его много и упорно работать. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик.

Еще будучи в Париже, Колло выполнила скульптурные портреты Дидро и Голицына. Этому способствовали и общий интерес к России и особенно сочинение Вольтера История России при Петре Великом. 18).

Офицер снизу руководил ими. Она предназначалась, как и статуя Поэзия работы Ламбера Сижисбера Адана, для украшения замка Бельвю (что означает прекрасный вид), расположенного на холме в живописной местности на полпути между Парижем и Версалем. статуе «Зима». Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре).

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Изменилась тематика произведений.

Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Вокруг памятника выстроились войска, на Неве стояли военные суда. Скрытый источник дневного света усиливал эмоциональное воздействие этой сцены. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.

Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.

О высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью, говорит эта работа. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Этьен Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet) (1716-1791) родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Ничего не оставалось, как ждать морозов. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Известно, что он был сыном простого столяра, его дед по отцу был землепашцем, а по матери — башмачником. Торжество завершилось парадом.

Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Поцеловав статую, скульптор оживил ее.

Там он занялся литературным трудом. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана.

Баржу теперь не нужно было тянуть, течение само влекло ее к нужному месту. Вариантов было несколько. И этому он научился почти самоучкой. Фальконе решительно отверг этот проект. философов, писателей, выражавших интересы передовых буржуазных кругов, обогатили человечество новыми идеями.

Без этого же дальнейшее пребывание в Петербурге представлялось ему бессмысленным и тягостным. 17). Пигмалион – это кипрский античный скульптор. Как наивысший указывается – 2400 тонн, как наименьший – 1500. Доски стонали и кое-где открылась течь. Он был сыном простого столяра. А. С. Пушкина.

У подножия колонны — щит и рог изобилия. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. И две огромные галеры по бокам (по полутораста гребцов каждая) с этой минуты превращались из буксиров в почетный эскорт. Автором технического решения новой проблемы выступил опять, якобы, тот же Карбури.

Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. Всадник на своенравном коне.

Движение началось. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж). Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть.

В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.

Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.

Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев. По заказам из России он создает и ряд других портретов. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок.

Но терпение императрицы, очевидно, уже истощилось. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника.

На фоне зелени выделялись мраморные статуи. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.

Тогда же им была начата статуя Зима, заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. Все лето дорогу укрепляли. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента.

Роха. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. В дальнейшем под руководством своего учителя она сделала большие успехи. Лучше символа не найти. «Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению.

В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Губерта. Спектакль повторялся неоднократно вплоть до 60–х годов. До паровой машины Уатта оставалось лет пятнадцать.

Так что камень снова пришлось приподымать И бревна были подложены. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. В живописи доминируют притушенные нежные тона. Фальконе был человеком очень дотошным. Но если Вы выступаете как официальный раздатчик идей, то Вы будете только смешны. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Щиты упали – и открылся могучий всадник на вздыбленном коне.

Работа над моделью заняла полтора года.

Вы сумели сделать в жизни и прелестную идиллию и отрывок великой эпической поэмы». Роха, врач Камил Фальконе. Под копытами коня Фальконе поместил змею. Это ее самое лучшее произведение.

Партер, расстилавшийся перед замком, был украшен трельяжами. Огромный диапазон таланта Фальконе позволил ему одновременно работать в церкви св. Три следующих года скульптор фактически овладевал профессией литейщика. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать — дочерью сапожника. Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более.

Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Медный всадник (1766-1778). В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно.

Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Затем на решетку при помощи воротов начали помалу опускать «Гром-камень». Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе. Памятник открыли 7 августа 1782 года — в столетний юбилей воцарения Петра.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как созидателя, законодателя и благодетеля своей страны, который простирает десницу над объезжаемой им страной. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. 11). В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. У него блестящая память.

Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. В центре обширной площади, над притихшей толпой поднялся Гигант на бронзовом коне (илл.

Амвросия, которую взялся закончить учитель Фальконе, Лемуан. Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Он настойчиво возвращается к этим мотивам.

Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. Под копытами коня Фальконе поместил змею. А для того под камень на всю длину судна надобно положить длинные бревна.

Еще до приезда Фальконе Бецкой представил свой проект памятника ПетруI. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. То были символические минуты. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе. Правда, конная статуя Петра работы Растрелли-отца уже имелась, но, во-первых, чисто зрительно монумент этот никоим образом не выражал нужного Екатерине, а во-вторых, Растреллиев памятник в предыдущие годы по какой-то причине так и не привлек к себе всеобщего внимания.

Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Вернуть себе расположение императрицы Фальконе суждено не было. Эти выставки, так называемые Салоны, обычно открывались 25 августа — в день св.

Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 века, сохранилась лишь одна – «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Это было закономерным явлением вXVIIIвеке. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.

4). Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Он предполагал, что Фальконе будет только простым исполнителем его идей. Баржу подвели вплотную к пирсу и, чтобы села на дно, заполнили водой. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа.

Родился будущий скульптор 1 декабря 1716 года. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. После первой отливки, которая в целом была превосходной, все же голова всадника пострадала. Скульптор расплакался. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал.

С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Аллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. Смейтесь над глупцами и идите своей дорогой, — отвечала ему императрица.

Они работали по сигналу барабанов, дробь на которых отбивали барабанщики на вершине скалы. В этот период русским послом в Париже был князь Д. А. Голицын. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Для выполнения ее в мраморе скульптору была предоставлена мастерская в Лувре. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешёл к изучению деталей. Здесь же он опровергал толки о недостаточной устойчивости скульптуры.

С 1750 года они устраивались каждые два года. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».

Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Декоративное искусство утрачивает прежнюю монументальность.

Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника.

В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В основе его творчества всегда лежало живое восприятие природы. Перед скульптором стояла сложная задача. Скульптор расплакался. Смело отстаивая свою точку зрения на задачи искусства, Фальконе возражал против слепого подражания античности. В ожидании отливки статуи Фальконе взялся за подготовку постамента.

Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Гром-камень обработали до нужных размеров и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая лета 1782. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — Гром-камень.

Восприятие искусства у Фальконе было очень своеобразным. Родители назвали его Этьен Морис. Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В Петербург Пьер Этьен прибыл из Англии, где учился у Рейнольдса. Затем в нее по размерам скалы уложили решетку из бревен.

Упакованные одновременно с оригинальными гипсовыми моделями Купальщицы, Милона Кротонского, Нимфы Источника и другими произведениями, которые Фальконе вез с собой в Россию, 25 августа 1766 года эти три скульптуры были погружены на корабль LAventurier и прямым рейсом отбыли в Санкт — Петербург. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Победителем в конкурсе стал грек Мартьен Карбури (он же Ласкари, он же Деласкари), предложивший передвигать платформу с погруженною на нее скалой на бронзовых шарах, катящихся по желобам.

«Монумент мой будет прост. Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника.

Напавший зверь опрокинул его на землю. Итак, я ограничусь одной статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор.

И вообще больше он в России не был. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. На открытие его даже не пригласили. Многие критиковали памятник резко и порой недоброжелательно. По существующей традиции первое имя было именем его крестного, второе — родного отца.

Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. И какой успех. Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо.

Лемуан способствовал расцвету его таланта и всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием.

Такова его статуя Нежная грусть (илл. Статуи располагались с учетом постепенного нарастания эмоционального воздействия. Он критикует Микеланджело, но воздает должное его гению.

Изготовленные по его эскизам изделия имели такой успех при королевском дворе, что всесильная фаворитка короля маркиза де Помпадур добилась назначения молодого скульптора руководителем скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. С неиссякаемой энергией Фальконе трудился над изготовлением утраченной формы. 1 ноября 1777 года была безупречно отлита недостающая часть памятника. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Фальконе мастерски использовал возможности обогащения формы при помощи игры света и тени. В достатке во Франции и во времена Людовика XIV и при Людовике XV жили лишь лица привилегированные. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного».

Чего стоят хотя бы ее плавание по Волге или, тут мы забегаем вперед, театрализованное путешествие в Крым. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.

Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Готовясь к ней, скульптор тщательно изучил техническую литературу, присланную Дидро. Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св.

Екатерина смотрела с балкона сената. Причем не такой уж выдающийся. При отливке памятника форма дала течь и хлынувшая из печи раскаленная бронза вызвала пожар. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.

Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Князь Д. А. Голицын в письме к Мариньи интересуется его мнением об этом эскизе. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. Его силуэт четко вырисовывается со всех сторон. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. Моление о чаше— это единственная фигура, которая сохранилась от всего ансамбля.

Генваря, 20. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. Губерта. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания. Петр – создатель, преобразователь, законодатель, – так определил для себя главную идею скульптор Фальконе. 1770.

Двенадцать лет, проведенных Фальконе в России, протекли в напряженной работе. И еще, самое главное. С 1773 года в отливке и установке памятника принимает участие архитектор Ю. М. Фельтен. Этьен работал у дяди подмастерьем.

Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Кто не видит, как циркулирует кровь в жилах Милона Версальского. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. При этом он подробно разбирал их достоинства и недостатки. Способ перевозки был разработан Карбюри Ласкари.

Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ.

Успех, который имело это произведение в Салоне 1763 года, был настоящим триумфом Фальконе. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Это был так называемый Гром — камень (илл. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена.

В 1766 Екатерина II по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила Фальконе в Россию для сооружения памятника Петру I в столице. В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур. Балет Пигмалион и Галатея (музыка Рамо) был поставлен впервые в 1748 году.

Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», . Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях).

Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». Одни легко и быстро достигают вершины славы, других она ждет только в конце жизненного пути или же приходит к ним лишь после смерти. Роха.

На эту же тему Жан — Жаком Руссо была написана комическая опера. Роха. Некоторые художники, не выезжая за пределы Франции исполняют заказы русского императорского двора и знати.

На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. На открытии не было только самого создателя этого памятника. А дни были особые: 22 сентября отмечалась восьмая годовщина дня коронации императрицы.

И способности и трудолюбие и неистощимый интерес к знаниям и стремление понять суть вещей, разобраться в них глубоко.

Загрохотали пушки Петропавловской крепости, Адмиралтейства и кораблей на Неве. Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения. Она подкупает своей жизненностью и непосредственностью. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.

В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" ("Петру первому Екатерина вторая") сделана по предложению Фальконе. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. Те же черты классицизма мы видим в его группе Пигмалион и Галатея (илл. Основанная в 1648 году в Париже Королевская академия живописи и скульптуры, насаждая в искусстве парадный, торжественный стиль, установила строгий кодекс канонов и схем, которыми должны были руководствоваться художники.

Они излагаются в статьях о выставках и об отдельных художественных произведениях. 16), получивший такое наименование изза ударившей в него молнии. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.

О ней пишет Вольтер в своей Истории России при Петре Великом, над которой он работал семь лет. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Природу живую, воодушевленную, страстную должен изобразить скульптор в мраморе Самое великое, самое возвышенное, единственное, что может создать гений скульптора, — пишет он в Размышлениях о скульптуре, — должно быть лишь выражением возможных соответствий природы, ее эффектов, ее игры, ее случайностей, — это означает, что прекрасное, даже идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.

Каждый из четырнадцати воротов приводили в движение тридцать два человека. Императрица начала холодеть к французу. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Творческие пути художников весьма различны.

Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Пень защемил руку и в этот момент на Милона набросился лев.

Оба творения редкого совершенства, но потому-то, казалось бы, должны исключать друг друга. С резкой критикой аристократического искусства выступает Дени Дидро. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Удивительная судьба у Фальконе. Свою мечту он воплотил в мраморе.

Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Обработку статуи после отливки её в бронзе, скульптор осуществлял самостоятельно. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». В настоящее время она украшает залы французского искусства.

Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу».

Он восхищается Бернини, но некоторые его произведения резко осуждает. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.

Фальконе достиг славы еще при жизни, но не легко и не быстро. Под копытами коня Фальконе поместил змею. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана.

Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Это, однако, правда.

Его силуэт чётко вырисовывается со всех сторон. 23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа. Интерес к России, стране своеобразной, возникает во Франции с началаXVIIIвека.

Появление же «Гром-камня» перед Зимним дворцом в годовщину ее коронации и в дни грандиозных успехов в самой судьбоносной из русско-турецких войн – один из таких спектаклей. Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». О поисках подходящей каменной скалы дано было объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его.

Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. В детстве занимался резьбой по дереву. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Но на это письмо императрица уже не ответила.

Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. Ружейная и артиллерийская стрельба, ликующие крики слились в сплошной гул. Двумя месяцами позже приезда в Лахту императрицы «Гром-камень» был доставлен на берег Финского залива. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).

Он задумал его в виде гранитной скалы. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Отливать всадника начали в 1774 году. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки.

Тоже символичное совпадение. Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась.

По своей композиции эта скульптура напоминает надуманную театральную сцену. По сигналу были сброшены полотняные завесы. Прежнее покровительственное отношение сменилось безразличием и даже недоброжелательностью. Когда восхищенный ваятель поцеловал статую, богиня совершила чудо.

Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Вместе с опытным чеканщиком Сандозом, работавшим до этого над курантами в Петропавловской крепости, скульптор сам чеканил и отделывал бронзу. модель группы. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Милон всей тяжестью тела придавил свободную руку, другая осталась защемленной. И вот после смерти обоих два памятника показывают друг на друга рукой по разные стороны границы Фальконе уехал во Францию и памятника своего не видел никогда в жизни. Еще в Париже началась работа над будущим шедевром – там был изготовлен восковой эскиз.

Скульптор почувствовал, как под его поцелуем мраморная Галатея стала оживать. Придворные интриги, зависть и недоброжелательное отношение Бецкого затрудняли жизнь. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр).

и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым. Генваря, 20. Он колоссален, но лёгок, он мощён и грациозен, его голова полна ума и жизни. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.

Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Вообще совпадений, почти мистических, очень много. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.

Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Во Франции он сейчас почти забыт. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». За эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве назначенного. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика. Такие строились для размещения в них пушек. Фальконе изображает момент трагической гибели атлета. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля страны и вот ее-то и надо показать людям.

«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Борт баржи, прилежащий к пирсу, возвышался над ним. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Кстати, установили Петра на Сенатской площади. Вы верите легко злу.

Обоснование такое необходимо было найти. Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер.

Прошло несколько дней и прам, для простоты назовем его баржей, стали готовить к погрузке. Многие смеялись над задумкой Фальконе. Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Вся тяжесть перевозки монолита легла на плечи сотен крепостных крестьян.

Кажется, что из открытого рта вырываются крики боли, ужаса, бессильной ярости. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Людовика — и экспонировались в течение месяца.

Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы.

В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. Там, где не было деревьев, с теми же целями через каждую сотню саженей вбивали сваи.

Здесь он делал первые шаги к искусству. Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника.

Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. -Б. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения.

Условия, созданные Фальконе в России, дали ему возможность раскрыть в полной мере свой огромный талант и создать произведение, которое стало ярким выражением мощного подъема русской национальной культуры. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».

Здесь же он опровергал слухи о недостаточной устойчивости коня. Места же впереди лежали низменные, участками и болотистые. Вот таким образом работа не могла его увлечь.

Он был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Сведения о молодости Фальконе очень скупы. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. Так продолжалось по несколько часов в день.