Картина Рубенса Фото

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Картина была подписана обоими художниками104.

И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Все это тайна велика есть. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Речь шла о «Воздвижении креста». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.

О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.

Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».

На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.

Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.

После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер.

28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Рубенс заботился о своих авторских правах. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».

Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.

Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.

Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.

Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.

Кто такие рубенсовские 
женщины: описание, 
картины и интересные

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.

Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.

картина, Питер Пауль 
Рубенс, мифология, 
, Праздник Венеры

картина, Питер Пауль Рубенс, мифология,, Праздник Венеры обои (фото, картинки)

почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.

24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина.

Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.

За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Соперничество кончилось трагедией. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.

Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. В них начисто отсутствует мистика. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.

После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Содержание картины Питера Пауля Рубенса зачастую сцены из библейского писания, а также мифологические сюжеты. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.

В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.

Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228.

По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.

Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке.

Галерея картинПитера 
Пауля Рубенса

Галерея картинПитера Пауля Рубенса

Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.

По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.

  • 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
  • Женщины Рубенса: обнаженная натура в творчестве художника

Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.

Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.

Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.

  • Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс

Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Карлу Борромео). Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.

  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Питер Рубенс: последние новости
  • Женский портал о красоте и стройности
  • Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса

Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.

Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
  • Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  • Возвращение Дианы с охоты, 1615
  • Аллегория – Четыре Континента, 1615
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • ИнфоМания Информационно-развлекательный новостной сайт
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.

Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом.

Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия.

Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.

10 шедевров Питера 
Пауля Рубенса

Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Неужели она была настолько скромна. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.

Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно. Далее сотрудники антверпенского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. 1750). За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.

Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).

К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.

Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».

Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. К Персею, в шлеме, кирасе и плаще, примыкают два путт и один из них помогает ему снять верёвки, которыми Андромеда привязана к камню.

Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».

Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Особой сюжетной подоплеки в картине нет: как и Автопортрет с веронскими друзьями, написанный по поводу смерти Липсия в 1606 году, картина является посвящением близким людям Рубенса и времени, которое он успел провести рядом с ними. Все это я вычитала в аннотации к картине. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Отпевание состоялось 2 июня. Оба семейства были зажиточными, владели недвижимостью, но, судя по всему, абсолютно не интересовались культурой и искусством.

Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.

По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Брак был заключён с большой поспешностью. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.

Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Но что-то дрогнуло во мне. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия.

Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.

Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Значительную часть его дохода приносило распространение гравюр с вариациями сюжетов его картин, они одновременно служили и рекламными проспектами.

В первую очередь это относилось к мировосприятию139.

Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.

Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.

Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.

В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.

Луки214. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок.

Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.

Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.

Пространственная глубина с воздушной перспективой, свойственная более поздним произведениям искусства, на них почти отсутствует. Но Идас камнем сразил Полидевка. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. В дипломатической деятельности Рубенса немалое место занимали и честолюбивые помыслы: выступив инициатором переговоров с Генеральными Штатами, он рассчитывал существенно повысить свой общественный статус. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.

«Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями.

Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.

Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.

Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.

В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.

Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.

За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.

Игнатия (ныне посвящённой св. Им тесно в пределах двухмерного пространства. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.

Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.

Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год.

Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.

По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.

Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.

Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.

Возможно, это труды Сенеки. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.

Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.

При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Губерта, Диану на охоте и подобное.

Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи.

Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы.

В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды – ярко-красное полотно, а за его спинами – не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. На переднем же плане явно изображен сладострастец – похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.

В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.

Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Несмотря на то что, художник прославился своими потрясающими монументальными мифологическими и религиозными полотнами, Рубенс также являлся искусным мастером пейзажа и портрета. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.

В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. Парис решил похитить Елену. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.

Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400 000 флоринов, что примерно соответствовало 2 500 000 бельгийских золотых франков 1900 года223. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти.

Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. Эта же комната служила и личным кабинетом.

Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году.

В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Художник дважды был женат. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.

В Древней Греции этих богинь звали харитами. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям226.

Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Филипп Рубенс занял должность антверпенского эшевена, которую когда-то занимал его отец, но в семье постепенно смещались роли, первенство перешло к младшему из братьев. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.

Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса.

Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.

Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Рубенс любил и классические автопортреты и наделение собственным лицом какого-нибудь героя сюжетной картины. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.

По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе.

Картина является частью коллекции М. Паскье в Руане, которая была выставлена на аукцион в 1755 году в Париже. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи.

Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.

Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Лекуре, «доходило до угодничества». По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150.

Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122.

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Рубенс не считается мастером психологического портрета. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.

Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Тем не менее, в каталоге живописи Рубенса последних лет его жизни значилось 60 полотен исполненных лично им, около 100 картин, заказанных королём Испании, множество заказов издательства Плантена-Моретуса и так далее218.

Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.

Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.

Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.

29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.

Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей.

Вот таким образом мастер всячески старался подчеркнуть телесную красоту любимой, например оттенил ее белую нежную кожу, как часто делал, темной шубкой. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.

Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.

В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.

Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.

На заднем плане в окне виден пейзаж. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.

Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. И слава Богу. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.

Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.

В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.

Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».

В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.

Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.

С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Рубенс и себя не раз писал в ней. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.

Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.

Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.

По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.

Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.

В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.

Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.

Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде.

Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.

Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы.

В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.

В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.

Слишком скудно. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.

Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72.

Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.

Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы.

М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.

Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей – это становится ясно из их одежды и вооружения.

В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В частности, были убраны бойницы. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.

Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).

Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.

В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.

«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. С наслаждением писал местные пейзажи. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.

«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.

Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. КОНТИНЕНТЫ. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.

Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.

Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию.

Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.

Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны.