Картины Брюсова

Публикуемый впервые вокальный цикл «Четыре картины на стихи Валерия Брюсова» написан к 140-летию со дня рождения поэта.

Самые знаменитые картины Врубеля

Символизм в России был признан существующим. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Его литературные интересы становятся более разнообразными. Вот, например, разместившийся в центре комнаты дубовый стол.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль– это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение.

Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 84 дня, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Бронислава – одна из пяти сестер жены поэта Иоанны, с 15 лет работавшая учительницей французского языка, писательница, феминистка, секретарь журнала «Весы». Занимает она шесть залов, один из которых – Пушкинский. Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич.

Валерий Брюсов — 
И снова давние картины: 
Стих

Валерий Брюсов — И снова давние картины: Стих

Такой путь проходит посетитель, перемещаясь не только в музейном пространстве, но и во времени. В 1897 году Валерий Брюсов женился. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство».

Редакции журналов и издательств играли значимую роль в литературной жизни того времени. / Путь труда, как путь иной (Работа). Показательны не только книги, но и картины, украшающие стены кабинета. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги.

Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора).

Четыре картины на 
стихи Валерия Брюсова

Четыре картины на стихи Валерия Брюсова

Посетителя будто призывают воспринимать эти течения не изолированными друг от друга и предшествующей традиции, а, напротив, встроенными в историко-литературный контекст, перекликающимися и взаимосвязанными. По-новому определяется и его взгляд на творчество. Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. Поэты развлекали публику, собравшуюся поесть и послушать стихи в «Кафе поэтов», «Музыкальной табакерке», «Стойле Пегаса», «Десятой музе», в аудиториях Политехнического музея и в Доме искусств.

Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами. В нем находятся принадлежавшие поэту вещи. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 84 дня. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Портрет Валерия

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

В 1893 вышла статья Д. С. Мережковского О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, ставшая манифестом русского символизма. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым. Признание настигло его незадолго до внезапной смерти: молодые литераторы – участники журнала «Аполлон» объявили его своим учителем, он стал самым почитаемым поэтом старшего поколения. В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики.

Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. При этом будущий поэт получил хорошее образование— он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год— в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах— в частной гимназии Л. И. Поливанова последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой16. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57.

С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. Над проектом работал известный архитектор Владимир Чагин. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 84 дня. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).

Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли».

Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23.

Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Дни, проведенные мною впервые в Коктебеле, проводят новую четкую черту в моей жизни». Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Многочисленные группировки – презантисты имажинисты, эклектики, ничевоки и многие другие были еще не запрещены большевиками, могли спорить, развлекаться и говорить о серьезном вплоть до середины 20-х годов, пока всех не разогнали и не упразднили бойкую разноголосицу. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ).

«О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Строгие по форме, отличаются они также своей сжатостью и точностью формулировок. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 84 дня. В том же 1894 г. он писал: «Я символист.

Он начинает переводить символистов и подражать им. После смерти деда семья получила в наследство определенные капиталы, а внуки Валерий и Александр – по половине дома. «Нужна краткая песнь, которая. Этот зал – нарочито эпатирующий, кричащий, провозглашающий полный разрыв с традицией. На его страницах увидели свет статьи Вячеслава Иванова, повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», драма Александра Блока «Незнакомка», многие стихотворения символистов. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14.

Такова была реакция деятелей русской культуры на геноцид армян 1915 года. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.

Сочинение-описание 
картины Врубеля 
«Портрет Валерия

Сочинение-описание картины Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 84 дня. Брюсов являлся и членом Моссовета40. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Можно сказать, что этот журнал впервые объединил приверженцев символизма. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42.

В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. И эта международная связь прослеживается в представленных в зале графических портретах: Велимир Хлебников, Василий Каменский и Давид Бурлюк – в одном ряду с Филиппо Томмазо Маринетти, вождем итальянских футуристов.

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм».

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  • Картины с портретом Брюсова Валерия
  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  • Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»

Тут же и первые издания «новых поэтов»: сборник «Русские символисты» (1894), журналы «Северный вестник», «Новый путь», книга стихов Бальмонта «Под северным небом» (1894). Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова. Эпоха Серебряного века, полная противоречий, полемики, поиска новых смыслов и художественных методов, активного переосмысления эстетических и мировоззренческих идей, предстает в динамике, во всем своем непрерывном внутреннем движении. Первое впечатление: сумасшедший. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс.

Однако в огромной коллекции ГЛМ хранятся всего два совместных снимка четы Брюсовых. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Статьи Брюсова, в большей части информационно-аналитичны. В 24 года он был уже известен как предводитель московской группы «декадентов», один из авторов сборников «Русские символисты» и издал на родительские деньги очередной сборник в типографии, где за несколько лет до этого печатал свои произведения Афанасий Фет.

  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
  • История гениального художника Михаила Врубеля
  • Валерий Брюсов: жизнь и творчество
  • Биография Брюсова Валерия Яковлевича
  • «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  • Посвящение «Вечности и искусству»
  • Корреспондент, переводчик, профессор

Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала.

Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Здесь расположена та самая историко-литературная экспозиция «А. С. Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445.

«Гончаров Иван Александрович» – Санкт-Петербург. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 78 дней33. Брюсова и зарождения традиции Брюсовских чтений. Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие».

  1. Немного биографии иособенности творчества
  2. Валерий Яковлевич Брюсов: Фотогалерея
  3. Исторические романы и концепции
  4. Армянская песня («Я в жизни вздоха не издам»)
  5. Баллада («Горит свод неба, ярко-синий»)
  6. Ангел благого молчания (молитва)
  7. Безумие белого утра смотрело в окно

Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 84 дня (см. Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). Они Её слышат. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством41.

Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). К несчастью К несчастью, – я не совсем символист.

  • Андрею Белому («Нас не призвал посланник божий »)
  • Андрею Белому («Я многим верил до исступленности»)
  • Большой дорогой, шоссе открытым
  • В альбом («Многое можно прощать»)
  • Быть может, у египетских жрецов
  • («Что же мне делать, когда не пресыщен»)

Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 84 дня: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. Поэзия Бальмонта не что иное, как «парфюмерный блуд», книги Леонида Андреева – «грязная слизь»: такими определениями будетляне, как называли себя первые русские футуристы, награждали творчество своих предшественников.

В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. Но у нас было много общих знакомых. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Даля.

Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Интересныисточник не указан 84 дня брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». др. )14. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». По Брюсову, революция была неминуема. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В 1924 году Волошин впервые после революции покинул Крым.

В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Дом красив, он только что отстроен в модном стиле северный модерн. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Эта часть экспозиции включает также конверты издательства «Скорпион» и журнала «Весы» с логотипами, выполненными художником Николаем Феофилактовым, рукописи Брюсова и Блока.

  • В вагоне («Душно, тесно, в окна валит»)
  • (помни о смерти) (импровизация в кафе «Десятая муза» 14 мая 1918 г)
  • В альбом Н («Она мила, как маленькая змейка»)
  • В альбом девушке («В не новом мире грез и прозы»)
  • , (Не прикасайся ко мне, Мария)
  • В борьбе с весной редеет зимний холод
  • В альбом Н («Люблю альбомы: отпечаток»)
  • («Кто сожалеет о прекрасных днях»)

Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Александр Александрович Блок.

В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения21. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря).

Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38. Сквозь безумие проглянул гений». Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Пушкина, бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, Ф. И. Московский фотограф имя которого не сохранилось, выбрал ракурс: стол на первом плане, порядок на нем, возможно, наведенный не Брюсовым, а только что – его вдовой, а за столом, фоном – брюсовские «цепи книг». Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.

  1. В горах, в монастыре, песнь колокола плачет
  2. В глуби пустыни, в безвестном оазе
  3. Встреча («Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида»)
  4. В духе первых христианских гимнов
  5. Армянская песня («Ах, если алым стал бы я»)

И движение это не угасает. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты.

Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок. В её составе примерно 6 000 единиц хранения.

  1. Баллада о женщинах былых времен
  2. В ответ на одно признание («Ты обо мне мечтала в годы те»)
  3. В священной бездне мглы архангел мне предстал
  4. В том сером доме, в этом переулке
  5. В час, когда гений вечерней прохлады

Брюсов был среди тех, кто руководил диспутами о новом искусстве, о современной поэзии, кто мог в качестве импровизатора, как итальянец в «Египетских ночах» Пушкина, читать на предложенную тему, например, на тему любви и страсти. Так есть». Портрет Волошина для Дома Брюсова имеет особое значение. Младшая сестра З. Н. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы).

Художник был он – не только прежде всего, но и исключительно у него была душа художника, глаза художника, руки художника. В это время появляется первая проза Брюсова.

  1. Вариации на тему «Медного всадника»
  2. Веселая («Дай мне, Ваня, четвертак»)
  3. Весной («Не в первый раз твои поля»)
  4. Весь день был тусклый, бледный и туманный
  5. Влачась по дням, при новой встрече
  6. Воздух живительный, воздух смолистый

При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек». Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». Зал символизма открывают графические портреты Александра Блока (работы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы, 1925), Андрея Белого (Леона Бакста, 1906) и Юргиса Балтрушайтиса (Леонида Пастернака, 1912).

Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 84 дня его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Сразу выражение его лица изменилось. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Вот собрание сочинений Поля Верлена на французском языке, модернистские журналы «Весы» и «Мир искусства», оккультная литература – этими книгами XVII–XVIII веков пользовался Брюсов при написании наиболее известного его романа «Огненный ангел». Эти личики гораздо красивее лица обожаемой «Бронички», а она, как утверждал Дон-Аминадо, не отличалась «избыточной красотой», но имела превосходное чувство юмора, обладала талантом переводчицы, писала замечательные «акварельные» рассказы в журналы, подшучивала над знаменитым родственником Валерием Брюсовым, которому приходилась свояченицей.

«Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. Валерий Яковлевич с женой Иоанной Матвеевной, покинув родительский дом, сняли квартиру на первом этаже особняка купца-обувщика Ивана Кузьмича Баева по адресу Первая Мещанская, 32 (ныне Проспект Мира, 30). Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов15) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи— словом «всё, что попадалось под руку»15. Самым юным из этих символистов, оформившим свое credo, стал Валерий Брюсов. Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии.

Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Фотографии подписанны на оборотах предельно кратко и всегда одинаково: «Милой Броничке». Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Вообще, фигура Брюсова действительно стоит несколько особняком от того «лагеря», чьё право на существование Брюсов отстаивал.

Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Новый поэтический предмет требовал нового языка.

Знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу», содержащий призыв «сбросить Пушкина с парохода современности», – организующий центр зала русского футуризма, наиболее ярко отражающего художественные и идейные споры того времени. Она тут неслучайна. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». В 1910-е гг.

  • Вот вновь мои мечты ведут знакомый танец
  • В моей душе, как в глубях океана
  • В ресторане («Вспоминаю под жалобы скрипки»)
  • В ресторане («Горите белыми огнями»)

Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году.

В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. На нем – конверты с логотипами книгоиздательства символистов «Скорпион», а также искусно оформленная книга «Поэзия Армении». Тютчева, И. С. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. Пушкин и русская литература Серебряного века». Он искал одного – верности тому, что есть.

Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33.

Множество документов граничит с деятельностью жены поэта И. М. Это потому, что они были неделями счастья. Владевшее Брюсовым «стремление к неограниченному расширению своего творческого кругозора и приобщению к традициям классического искусства непрестанно выводили его за горизонт литературной школы, к которой он принадлежал, побуждали его с течением времени () преодолевать её ранее сложившиеся каноны»70. Брюсовой, сохранившей его наследие. Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895). В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом.

Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда.

  • В том же парке («И в том же парке, давнем, старом»)
  • В том же парке («Здравствуй, листик, тихо подающий»)
  • Встреча («Еще мы чужие в мгновенье при встрече»)
  • Всем душам нежным и сердцам влюбленным
  • Вся жизнь моя — бесформенная греза
  • Встреча («Ты мне предстала как виденье»)

Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. В резком отрицании преемственности они ничуть не уступали футуристам итальянским. После его смерти этот дом на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) перешел по наследству сыну Ивану, для которого в 1910 году и был перестроен. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11.

Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам.

  • Все ближе, все ближе, все ближе
  • Встав, прошумят и сгибнут города
  • Глаза («На берегу мерцающих озер»)
  • Гимн Афродите («За длительность вот этих мигов странных»)
  • Вячеславу Иванову («Когда впервые, в годы блага»)

Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Отец Яков Кузьмич Брюсов умирает в 1908 году, дом продается в 1910-м и выросшие образованные купеческие дети Брюсовы разъезжаются по отдельным московским квартирам. Этот период историки литературы так и назвали – «кафейный», – когда при кризисе бумажной промышленности звучало живое слово, читали лекции, дискутировали, сочиняли импровизации на заданные темы.

Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты. Через несколько лет, в 1923 году, в эмиграции, Зинаида Гиппиус напишет: «это единственная женщина, которую во всю жизнь Брюсов любил» и добавит: «Миры могут рушиться, но Брюсов останется в конце концов с ней».

С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества.

  • Голос города («Ру-ру, ру-ру, трах, рк-ру-ру»)
  • Да, в нашей жизни есть кумир для всех единый
  • Давно, средь всех соблазнов мира
  • Девичья («То-то жизнь наша прискорбна»)
  • День («Еще раз умер, утром вновь воскрес»)

Один сделан в конце 1890-х годов, а этот – в одной из мастерских в начале 1910-х годов. Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. При жизни Брюсова на этом «главном» столе и в его недрах был свой порядок: стопки книг, которые поэт читал для написания рецензий, основная текущая работа – в рукописях, а что-то скрытое – в выдвижных ящиках и в потайных ящичках стола. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов».

В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. В 1906 художник ослеп. Как и «Мир искусства» когда-то, журнал «Аполлон» объединил писателей и художников, в редакции устраивались не только литературные, но и музыкальные вечера с участием Игоря Стравинского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, проводились и художественные выставки. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). Это страшно. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Вот таким образом они отмечены исканиями в большей мере, чем конкретными выводами.

  • День красочный, день ярко-пестрый
  • Дни для меня незамысловатые фокусы
  • Есть одно, о чем плачу я горько
  • Дрожащие листья на бледные щеки
  • Ей же («Огонь еще горит и светит, светит нам»)

Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 84 дня. Поездка в дом Волошина в Коктебель в 1924 году стала для Брюсова роковой.

Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Живы одни глаза – провалы в дымно-огненные бездны.

  • Еще «мы» («Мы только стон у вечной грани»)
  • Есть что-то позорное в мощи природы
  • Еще раз, может быть, в последний
  • Еще недолгий срок тебе рыдать, река
  • Женщине («Ты — женщина, ты — книга между книг»)
  • Заботы дня, как псы, меня бесславно травят

В художественной витрине зала представлены обложка для «Мира искусства», созданная Марией Якунчиковой, акварели Сергея Судейкина и Василия Милиоти, карандашные автопортреты Мстислава Добужинского и Леона Бакста. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Зал акмеизма открывает портрет Иннокентия Анненского – поэтического учителя Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой.

  • За пределами сказок («Под навесом темной ели»)
  • За годами год, девятнадцатый год
  • Жрице Луны («По твоей улыбке сонной»)
  • (классическая вальпургиева ночь) (Гете, «Фауст», часть 2)

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»: 36 – фока-реи, 37 – фор-марса-лисель-спирт, 38 – фор-марса-реи, 39 – фор-брам-лисель-спирт, 40 – фор-брам-рей, 41 – фор-бом-брам-рей, 42 – фор-трисель-гафель, 43 – грота-реи, 44 – грот-марса-лисель-спирт, 45 – грот-марса-рей, 46 – грот-брам-лисель-спирт, 47 – грот-брам-рей, 48 – грот-бом-брам-рей, 49 – грот-трисель-гафель, 50 – бегин-рей, 51 – крюйс-марса-рей, 52 – крюйс-брам-рей, 53 – крюйс-бом-брам-рей, 54 – бизань-гафель, 55 – бизань-гик, 56 – бизань-трисель-мачта, 57 – шкив гика-топенанта, 58 – ватер-штаги, 59 – утлегарь-бакштаги, 60 – ватер-вулинги, 61 – штаги, 62 – ванты, 63 – вант-путенсы, 64 – стень-ванты, 65 – путенс-ванты, 66 – фордуны, 67 – крюйс-марса-драйреп, 68 – марса-фал, 69 – грота-топенанты, 70 – дирик-фал, 71 – брасы, 72 – шкоты, 73 – гитовы, 74 – риф-банты, 75 – риф-сезни, 76 – бык-гордени, 77 – нок-гордени, 78 – эренс-бакштаги, 79 – завал-тали, 80 – бизань-гика-шкот, 81 – булини, 82 – галсы. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья». То же самое происходитв романе В. Я.

По памяти с собственного портрета углем 1909 года». Вот такая эстафета Фета – от поэта «Золотого века» – поэту «Серебряного века». С рисунков и фотографий смотрят на нас «старшие символисты»: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 84 дня. С каждым днем портрет оживал под его карандашами.

  1. Здесь же, в театре, когда-то с тобой
  2. И, покинув людей, я ушел в тишину
  3. И снопа дрожат они, грезы бессильные
  4. И снова бредешь ты в толпе неизменной
  5. И он взглянул и ты уснула и он ушел и умер день
  6. Игорю Северянину сонет-акростих с кодою
  7. Игорю Северянину («Строя струны лиры клирной»)
  8. Исполненное обещание романтическая поэма

Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие).

Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы.

  • Иньес в духе французских поэтов начала века
  • Жизнь («Безликая, она забыла счет обличий»)
  • Жизнь («Подобна жизнь огням потешным»)
  • Жрице Луны («Владыка слов небесных, тот»)
  • Заклинание («Красный огонь, раскрутись, раскрутись»)
  • Заклинание («Хавват владычица»)

В 1909 году «Аполлон» сменил «Весы» и «Золотое руно». Но за мной идут другие»69. магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт. Если для многих символистов характерен тематический монологизм (соборность, «дионисийство» Иванова, «неохристианство» Мережковского и пр. ), то темы и идеи статей Брюсова меняются вместе с автором, меняются лозунги, которые он выдвигает. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 78 дней.

Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Большинство снимков — с автографами, дарственными и пояснительными надписями. Переступая порог, посетитель тут же погружается в атмосферу Серебряного века. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б).

Страна занималась новым строительством, ей были нужны те, кто шел в ногу с партией победившего пролетариата, но это – уже другая история. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Особенно выразительна часть зала, представляющая фрагмент интерьера редакции журнала «Весы», находившейся в здании московской гостиницы «Метрополь». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений».

Перед нами изображения А. С. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47.

В качестве организаторов выступали в том числе Бенуа и Бакст, бывшие «мирискусники». Татьяна Николаевна Гиппиус во время сеансов много разговаривала с поэтом, а тот рассматривал альбомы с ее рисунками и поверял перипетии сложившегося любовного треугольника в его семье: жена Любовь Дмитриевна (урожденная Менделеева) была увлечена абсолютно потерявшим от нее голову другом Блока Борисом Бугаевым – поэтом Андреем Белым. Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

  1. Из ада изведенные («В страну без возврата, в жилище»)
  2. Из латинской антологии («Волн колыхание так наяд побеждает стремленье»)
  3. Из латинской антологии («Нежный стихов аромат услаждает безделие девы»)
  4. К Бальмонту («Погасни исчезни»)

Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах, некоторые его курсы изданы38. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я».

В 1895-м здание с участком приобрел тут купец-обувщик Кузьма Баев. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений».

  • К А — («Шаги судьбы по камням мира, свисты»)
  • К Лидии («Реже всё трясут запертые двери»)
  • К Деметре («Небо четко, небо сипе»)
  • К медному всаднику («В морозном тумане белеет Исакий»)

В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. Собирались с вечера, шумели, пили вино, шутили, низвергали одних поэтов и превозносили других, хозяйка с томным видом протягивала свой опустошенный бокал какому-нибудь «виночерпию», веселье продолжалось до рассвета В начале 20-х годов Бронислава Рунт эмигрировала, вышла замуж за выдающегося лингвиста Погорелова, к тому времени вдовца имевшего шестерых детей от первого брака. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

В нем можно увидеть факсимильные листы рукописей поэта (это издание 1911 года было подготовлено великим князем Олегом Константиновичем, писавшим стихи, увлекавшимся музыкой и живописью он умер совсем молодым от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой), прижизненные издания произведений Пушкина и копию знаменитого портрета работы Ореста Кипренского. Анненский известный такими стихотворными сборниками, как «Тихие песни» (1904) и «Кипарисовый ларец» (1910), вошел в литературу, будучи уже зрелым поэтом, позднее других писателей-символистов. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора14. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей».

Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Ее с детства называли «Броничка». Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 84 дня и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53. Зинаида Гиппиус, всегда предлагавшая хорошо подумать и что-то предположить, задававшая вопросы: а что, если, а если дважды два – не четыре, а, в 26 написала знаменитые слова в «Песне» : «Мне нужно то, чего нет на свете» Константин Бальмонт в 36 основным своим занятием в графе «род деятельности» в одной из гостиниц зафиксировал: «Только любовь», по названию его известной книги.

Главным редактором появившегося в 1904 году ежемесячника «Весы» был сам Брюсов. Так устанавливалась связь между двумя журналами, двумя направлениями и фигура Анненского играла здесь особую роль а сегодня через его портрет обозначается связь между двумя залами экспозиции, сглаживается переход от символизма к акмеизму. », 1903)39. Сборник вышел в 1916 году в Москве под редакцией Брюсова. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По.

  • («Где океан, век за веком, стучась о граниты»)
  • Как птицы очковой змеей очарованы
  • Как струны оборвавшейся жалобный звук
  • Как из коры точит желтеющую камедь
  • Когда стоишь ты в звездном свете

бойких фельетонистов». Вот как описывает это «демоническое» ощущение от портрета Нина Петровская, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Сергея Соколова, хозяйка литературного салона, принимавшая живое участие в богемной жизни начала ХХ века: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна испещренного иероглифами. Предприимчивый купец Кузьма Андреевич Брюсов построил дом для своей семьи на Цветном Бульваре (по старой нумерации дом номер 24, по новой – 22, современный фасад здания отчасти напоминает то время, когда Валерий Брюсов жил там с 1877 по 1910 гг. ). В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д. Прямота и честность были основными чертами его существа. Экспонаты, представленные на экспозиции Музея Серебряного века — «вершина айсберга» коллекции В. Я. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Брюсова в Музее истории литературы имени В. И. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56.

  1. Когда былые дни я вижу сквозь туман
  2. Когда сижу один и в комнате темно
  3. Когда смотрю в декабрьский сумрак ночи
  4. Когда я, юношей, в твоих стихах мятежных
  5. Клавдии Николаевне («Вы только промелькнули, — аккуратной»)
  6. Кошмар («Есть в мире демон, с женственным лицом»)

Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой.