Картина С Лениным

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

Благодаря такому упрощению, образ Ленина превращается в сюжет массового производства. Вперемежку идут штудии глаз, носа, уха. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. 13).

Естественно, органично единство оратора и слушателей. В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна. Ленина приедет туда, где ему будут рады. Ленин словно возвышается на трибуне, обращаясь с вдохновенным, страстным призывом к народу.

Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). 16). А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб.

Владимир Ильич Ленин 
в живописи

Владимир Ильич Ленин в живописи

Сам Владимир Ильич, будучи чрезвычайно скромным человеком, всегда решительно выступал против какого бы то ни было возвеличивания его личности и не любил позировать ни фотографам, ни художникам, но требование народа было настолько сильным, что он был вынужден согласиться на то, чтобы мастера фотографии (Оцуп и Наппельбаум) начали систематически работать над его фотопортретами, а несколько художников получило возможность наблюдать и зарисовывать его во время работы – в зале заседаний правительства и в рабочем кабинете. B. И. Ленина. И техника должна быть как в Рудбекиях. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна».

Ильич стал каменным и неподвижным и мёртвым — не только физически, но и в сердцах миллионов граждан, уставших от однотипных портретов и затасканного имени вождя. В качестве символа берется профиль вождя. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года.

Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. О происхождении Ленина: его семья совершила скачок из одного сословия в другое, что было редкостью в царской России. Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова». В этот же период Ленин становится элементом интерьера – при постройке зданий его профиль часто появляется в виде мозаики, маркетри.

Одной из наиболее удачных скульптур такого рода является та, где Ленин изображен слушающим доклад (1926). Недаром люди так крепко держат повитые крепом красные знамена. Азгура.

Он прежде всего заботится о точности и простоте.

Из Третьяковской 
галереи в Москве 
украли картину Куинджи

Из Третьяковской галереи в Москве украли картину Куинджи

Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Обе они появились на Всесоюзной выставке 1950 года.

Образ Ленина – государственного деятеля мы видим и в монументе, созданном Н. Томским в 1940 году для Воронежа (после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде). Труд скульптора к тому времени получил широкое общественное признание. В другом месте взгляд испытующий, резкий. Изо дня в день, целыми годами, он, можно сказать, стоит у своего станка, бессменно, вечно за работой, то погружаясь в книги, то с пером в руке, то в заседании, на обсуждении создающегося нового политического положения – текущего момента.

Разный Ленин: хрестоматийные 
портреты и неизвестные 
образы

Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы

Это продолжается в так называемом свободном западном мире по сей день. О чем думала. Впрочем, посетители могут посмотреть на коллекцию трубок Сталина и его шинели. Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Сдержанность и внутренняя сила человека, знающего все трудности пути, но и ясно видящего цель – главная мысль образа.

Не обходится, конечно же и без высказываний Ленина в диапазоне от «лучше меньше, да лучше» до «государство сильно сознательностью масс», которые служат фоном для всей выставки. В массе копий разошлись эти скульптуры Андреева по всей стране. Народное творчество в деле поддержания мифа о Ленине столь разнообразно, что стоило бы устроить еще одну выставку, чтобы продемонстрировать его во всей красе. Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина.

Советская реалистическая 
живопись – 3

Советская реалистическая живопись – 3

4).

Революционный народ хотел видеть образ своего великого вождя. Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Монумент, созданный Шадром, всецело находился в русле этих исканий синтетического обобщенного образа. Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Большой силой обобщения отличаются два рисунка 1922 года. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном.

Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Сказал, что даже привезет от родителей свои эскизы и вырезки на тему. Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. 11).

Ленин Владимир Ильич 
в живописи

Ленин Владимир Ильич в живописи

На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. И. Бродский, создав картины Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году (1926) и Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт (1932), положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного активного фона – условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события. Так что теперь пытаюсь осмыслить этот заказ. На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ».

8), картину В. И. Ленин в вагоне финляндской железной дороги пишет А. Моравов. О том, каков Ильич был собой (невысок, в одежде не чурался элегантности, предпочитал шляпы – знаменитая кепка появится значительно позже, а для конспирации, бывало, носил пегий парик). Таким я старался показать его на моем полотне. Уловлен его ласковый и в то же время острый взгляд.

При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. А хотел он картину с самураем. Но они не всегда смогли отрешиться от элемента ненужной схематизации.

В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции и, хороший для тех, кто также не видел живого Владимира Ильича (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И. Ленин». К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась.

1). Он настойчиво ищет синтетический, обобщенный образ вождя.

Но содержание образа здесь иное. И Ленин сам охвачен радостным волнением. Первой индивидуальной особенностью, бросающейся в глаза даже человеку, наблюдающему за деятельностью В. И. Ленина со стороны, – вспоминал М. Ольминский, – является его необычайная трудоспособность.

Я не знаю лица прекраснее, чем лицо Владимира Ильича. В большом дореволюционном искусстве его образ не отражен. «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке.

Описание картины 
Исаака Бродского 
«Владимир Ильич

Описание картины Исаака Бродского «Владимир Ильич Ленин в Смольном»

Он изображен задушевно беседующим с делегатами. 17), П. Митурич (илл. Спокойная поза выдает, однако, большое внутреннее волнение, напряженность. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши.

Ленина-оратора запечатлели рисунки Г. Верейского и Л. Пастернака (1920), сделанные ими в зале заседания II конгресса Коминтерна. Они с революцией, с Лениным. И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. Сразу видно, что говорит он с другом, единомышленником.

Фото Ленина с большим 
разрешением (фотопортрет 
Владимира Ленина)

Фото Ленина с большим разрешением (фотопортрет Владимира Ленина)

Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе.

25). Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно.

Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема (архитектор В. Витман). Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве.

Культ Ленина, его 
образы в картинах 
художников

Культ Ленина, его образы в картинах художников

Другой распространенный мотив – Ленин за работой, пишущий. Он пишет. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Голова и плечи слегка выдвинулись вперед, острый взгляд из-под прищуренных век сосредоточен. Ни тени спешки, небрежности, – говорил он, приступая к работе.

Уже самый первый этюд 1920 года поражает остротой и силой образа. Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. Различные национальные школы советского изобразительного искусства, профессионально вполне окрепшие к тому времени, выдвигают талантливых интерпретаторов образа Ленина. С удивительной для тех дней быстротой были выпущены значки, жетоны, почтовые марки и карточки.

Единственный до 
1917 года портрет 
Ленина в кафе

Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе, 1910, другие портреты

Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Последующая работа шла в плане уточнения отдельных сторон образа. Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией (илл.

Плодом напряженных творческих исканий явилась замечательная скульптура Ленин – вождь (1930 – 1932). Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Я, как, вероятно и другие художники, с очень большим и, конечно, законным чувством творческого волнения начал в 1928 году работать над портретом Ленина, – вспоминает А. Герасимов. - Сознание, что работаешь над образом гения человечества, наполняло и глубокой творческой радостью и вместе с тем чувством большой ответственности. И, разумеется, плакатов (к примеру, «Велика скорбь – велико наследие» изображающий обелиск Ленину, сильно смахивающий на ацтекскую пирамиду).

Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь.

История в фотографиях — города и страны, события и люди

Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина». 19), созданы еще в 1924 году). Особенно хочется выделить пейзажную сюиту В. Бялыницкого-Бирули, посвященную Ленинским Горкам, созданную в 1945 году (первые пейзажи, в частности любимая Лениным аллея кленов (илл. ). На другом листе он изображен разговаривающим.

Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева (1924), запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы. Правая рука крепко держит перо, готовясь занести на бумагу мгновенно возникшие мысли. Среди новых произведений выделяются картины В. Серова С Лениным, М. Божия В. И. Ленин, Г. Геловани В. И. Ленин, скульптуры А. Кибальникова, Н. Томского, К. Богданаса. Он на ходу записывает что-то в памятную книжку.

Образ Ленина здесь – как бы воплощение творческих сил революции. На выставке значительное число работ посвящено образу В. И. Ленина.

Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. Исключительно популярен был в свое время силуэтный портрет В. И. Ленина исполненный С. Чехониным (1920) на основе своих зарисовок и тщательных наблюдений во время выступления Ленина на конгрессе Коминтерна, о чем художник позднее рассказывал: Внешность его (Ленина) производила впечатление огромной волевой сосредоточенности.

Склоненная голова, крутой высокий лоб, перечеркнутая резкой складкой переносица. Вот таким образом большинство эскизов обнаруживало стремление подчеркнуть ленинскую простоту, демократичность, дать образ Ленина в единстве с народом (проекты М. Аникушина, А. Кибальникова и П. Бондаренко и другие). Ленин изображен во весь рост.

  1. Ленины в Разливе: при параде и не очень

Имеется тут даже резной ленинский лик, уместившийся на сердце под надписью «вечно живой в миллионах сердец». фронтиспис). Пользуясь четким рисунком, простыми, скромными красками, художник умело передал в картине ощущение настороженной тишины, дал почувствовать глубокую значительность внешне, казалось бы, скромного, будничного мотива (илл. Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой».

Ленины в Разливе: 
при параде и не 
очень

Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). 21) и другие (первые варианты которых были созданы в 1951 году, а значительно более глубокие и законченные – в 1959 году), многочисленные рисунки Н. Жукова, который стал в эти годы с большим творческим подъемом работать над образом Ленина, обращая особое внимание на живые черты Ленина-человека, разносторонне одаренного, чуткого к людям, простого и близкого всем трудящимся не только по образу мыслей, но и по всей скромной обстановке, естественному укладу своей жизни (Аппассионата (илл. Надеюсь, что все было не зря и портрет В. И. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине».

Три полуфигуры в размере больше натуры (Ленин готовится к выступлению, записывая тезисы на маленьком клочке бумаги Ленин стоящий, с руками, заложенными за края жилета Ленин слушающий), законченные в 1929 году, были высоко оценены комиссией Совнаркома. Музейщики годами создавали летопись жизни вождя. Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину (а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР), – достойный и ценный вклад в Лениниану советского искусства. Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. 6). 20).

Все налаживается, Пора и другие, созданные в 1959 году). 18) и другие мастера живописи и графики. Вот Ленин внимательно читает, держа перед собой какую-то бумагу. Тема Ленин – глубоко интернациональная, Ленин близок и дорог не только советским людям.

Ленин здесь был, конечно, воплощением творческих сил революции, торжеством человека над свирепой, но покоренной природой. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. На лице Ленина отпечаток глубокой мысли, волевой собранности. Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. Рисовал я его в профиль, который все время находился в движении (илл. Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя».

Это выражено в художественном образе картины. Снова момент беседы, Ленин улыбается. В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало. Он весь – порыв, но порыв целеустремленный, направляемый ясным разумом и железной волей (цветная вклейка). А уж что говорить о портретах Ленина из самых разных материалов: тополиного пуха, птичьих перьев, есть даже портрет с лукавым прищуром из пшеницы и гречихи, да что там, есть даже сахарный Ильич. О том, как жил в подполье (коса, котелок и чайник, которыми он пользовался в Разливе, стали одними из первых экспонатов музея).

Это была большая творческая удача всего творческого коллектива и удача его руководителя. 3). P. S.

В этом направлении шла и творческая эволюция Н. Андреева в его работе над Ленинианой. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Но ощущение было странное.

Это стало проникать и в область монументального искусства. Отдельные случайные зарисовки и фотографии не могли его удовлетворить. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. И каждый из них создает свой образ Ленина, подчас невольно наделяя его характерным для той или иной страны национальным своеобразием внешнего облика.

Образ вождя волнует своей правдивостью, внутренней силой. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами. Сосредоточенность, собранность – в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. Два выразительных наброска Ленина в его кабинете сделал в 1921 году художник И. Пархоменко. с лицом Ленина (. Образ Ленина здесь овеян подлинной революционной романтикой (илл.

22). Среди них на первое место по праву следует поставить законченный, цельный в своем скульптурно-архитектурном решении памятник В. И. Ленину на родине Владимира Ильича – в Ульяновске (1940) работы М. Манизера. Найдутся ответы на все вопросы, которые интересуют обывателя. Второй начался уже после смерти Владимира Ильича.

Для этого они ввели жёсткие каноны изображения и описания В. И. Ленина, создали и утвердили множество универсальных штампов, раз и навсегда регламентировали основные сюжетные линии, в которых вообще мог фигурировать вождь мирового пролетариата. Образ Ленина широко тиражируется в плакатах. В то же время здесь нет места чувству безысходности. Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Но в таком решении несколько сниженным оказывалось историческое величие Ленина. Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика.

Отчетливая ясность замысла была немаловажным условием, обеспечившим творческую удачу. Это очень точно подмечено. Много и успешно работали в этом плане Д. Архангельский, И. Соколов (илл. Образ этот очень жизнен, ярок и типичен.

Образу Ленина уже в 1920-е годы отдали свой вдохновенный труд многие десятки мастеров разных поколений, приверженцев различных художественных манер, воспитанных на несхожих традициях.

Сложно так сказать. 15), скульптурные портреты Ленина, принадлежащие руке белорусского мастера 3. Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам.

Мотив беседы повторен в рисунках много раз.