Картины Ватто

Невзирая на успех картин Ватто в Англии, он вынужден вернуться в Париж. Одной из самых успешных своих картин Ватто считал «Лавку Жерсена». Тут следует обратиться ко всем картинам Ватто в Эрмитаже. Картина Антуана Ватто «Капризница» (1720) – это изображение лирической сцены, почти бессюжетной, однако полной глубокого эмоционального подтекста рокайльно эротического характера.

От периода ученичества у Жилло сохранилось лишь несколько картин Ватто (одна из них хранится в ГМИИ имени А. С. Пушкина: «Сатира на врачей»комм. Во всех этих ранних картинах Ватто какая-то внутренняя печаль таится в передаче состояния как людей, так и пейзажа. К 1718 году относится великолепная картина Ватто – "Капризница", чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита. С невероятной точностью удалось Ватто выразить в этой странной картине дух своего времени, а вернее, безвременья, когда величественные деяния классической эпохи оказались позади, тогда как до блестящего века Просвещения было еще далеко.

Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь. Картина Ватто — это сама правда, сияющий свет, симфония красок и, в то же время, удивительная поэзия, какое-то вознесение обыденной житейской прозы в горние сферы сказки. В 1717 году Ватто году пишет одну из лучших своих картин – "Паломничество на остров Киферу". Ватто научился (и довёл до совершенства) умение рисовать популярные в то время картинки.

Но после прибытия в Париж, Ватто не имея денег, нанимается в живописную мастерскую дешевых копий картин на продажу в «простонародном вкусе». Картины Ватто остались неопровержимым доказательством простой, но драгоценной истины: любоваться действительностью можно не только ради поверхностного удовольствия, но и ради познания сложности мира, без понимания которой человечество никогда не достигнет гармонии.

Антуан Ватто, биография и картины

Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. В-третьих, посредством светских «галантных» сюжетов художник явил возможность наглядно сакрального отношения человеческой души с божественным Духом (Живописные произведения «Гамма любви» (1717) и «Вывеска лавки Жерсена» (1721).

Греза итальянцев П. Лонги и С. Риччи и многих других европейских мастеров. Именно под таким названием в 1717 году было зарегистрировано в академическом реестре знаменитое полотно Ватто Паломничество на остров Киферу (1717), за которое он получил звание действительного члена Королевской Академии живописи и скульптуры. Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны. Весной Ватто стало хуже.

Антуан Ватто: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Антуан Ватто: самые популярные картины (топ 12)

«Сцены собеседования» Ватто с изображением развлекающихся в парижских парках дам и кавалеров получили название «галантные празднества». Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.

Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.

Антуан Ватто – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Антуан Ватто – картины с названиями и описанием по алфавиту

При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. С его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто». Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Он родился во фламандской провинции. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника.

ГМИИ им. Тем не менее вклад художника в жанр портрета игравшего важную роль в искусстве века Просвещения, был очень значителен. Здоровье Ватто ухудшалось. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.

1720). В орнамент вкраплены фигурки кавалеров и дам, циркачей, восточных богинь, обезьянок. Недоговоренностью и тягой к неуловимому, некоей полумаской искусства Ватто были увлечены русские мастера объединения «Мир искусства», для которых оно олицетворяло наивысшие достижения в европейском художественном наследии.

Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи). Жерен, автор алтарных образов в местных церквях.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. «Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», — запишет в своем Дневнике Эжен Делакруа. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». 1710), Рекруты, догоняющие полк (ок.

Он просто один и все. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Свои мысли об искусстве Антуан Ватто выразил в полотне Жиль (1718–1719) исполненном до отъезда в Англию. А. С. Пушкина «Рекруты, догоняющие полк», ок.

  • Ватто АнтуанКартины и биография
  • Творчество Антуана Ватто в контексте искусства рококо
  • Своеобразие живописи рококо в творчестве Антуана Ватто
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Это не просто воспроизведение кокетки, красавицы, физической красоты. И, хотя истоки подобных жанровых сценок следует искать в творчестве фламандских мастеров, в этих небольшого размера картинах чувствуется «французская ирония и чувствительность», которую подметил в творчестве Ватто поклонник его живописи Александр Бенуа. Они изображали фигуры в интерьерах и пейзажах, объединяя их совместным действием. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Рубенс, Тициан, Бернар Пикар – все они стали опорой для его дальнейших изысканий в искусстве.

Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение.

Но это всегда костюм, сотворенный фантазией Ватто. Мир реальности и мир искусства сопоставлен теперь по-иному. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Его ранние работы – сцены в тавернах изображения бивуаков и военных лагерей, написанные во фламандской традиции, – обладают качествами, предвосхищающими зрелый стиль мастера. Третья пара стоит.

  1. Краткие сведения о наследстве живописца
  2. Берлин, «Вывеска лавки Жерсена»
  3. Картина Праздник любви Антуана Ватто 1717 года
  4. Картина Общество в парке Антуана Ватто 1716-1719 года
  5. Картина Итальянские комедианты Антуана Ватто 1720 года

Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Однако затишье между военными действиями всегда оставалось здесь кратковременным явлением. Костюм всегда будет играть большую роль в его работах. Не случайно жизненно правдив образ Антиопы в полотне Юпитер и Антиопа (ок. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты.

Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Все буквально пронизано недоговоренностью и незавершенностью, надеждой и разочарованием. Эту жизненность и естественность по-своему искал и Ватто, создав свой тип «сцен собеседования», в которых проблема соединения идеализации и натурности обрела наивысшую гармонию. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга.

1716–1717), Общество в парке (ок. С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе. Трудно определить истоки подобных сценок в творчестве художника. Данное произведение есть не столько изображение, сколько выражение «счастливого мига», который одновременно и удивительно близок и страшно далек, феерически игрив и мистически серьезен.

  • Картина Паломничество на остров Киферу Антуана Ватто 1717 года
  • Картина Капризница Антуана Ватто 1718 года
  • Картина Савояр с сурком Антуана Ватто 1716 года
  • Картина Меццетен Антуана Ватто 1718-1720 года
  • Картина Жиль Антуана Ватто 1717-1719 года
  • Картина Равнодушный Антуана Ватто

И почти все дома в нём выстроены заново. 1716, частное собрание, Париж). Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. 1718).

Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". Прекрасный пейзажист XIX века Джон Констебл копировал пейзажи Ватто и говорил об одном из его «галантных празднеств» (Сельский праздник. — Е. Ф. ), что картина написана «так легко, что, кажется, написана медом». «В аккуратном сквере сегодняшнего Валансьена почти всегда безлюдно, можно долго и спокойно разглядывать памятник Ватто.

  1. Элитный дизайн интерьера с мебелью
  2. Керамическая плитка в интерьере кухни
  3. Профессиональный фотограф и и эстетика восприятия
  4. Наброски, рисунки Антуана Ватто

1717), — художник писал со своего друга Сируа. Ценя красочную возможность рисунка, Ватто часто использовал тонированную бумагу.

Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Шарль Бодлер, тоже признававший его исключительное дарование, неожиданно сопоставлял его с неоклассицистом Энгром: «Если бы господин Энгр получил заказ с острова Киферы, его картина была бы не игривой и проказливой, как у Ватто, а мощной и полнокровной, как любовь во времена античности».

  1. Мастера галантного жанра – Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ
  2. Общееколичествопросмотровстраницы

Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. Немилова. Дворец Ла Мюэтт во времена Ватто принадлежал королевскому егермейстеру дАрменонвилю, который, по-видимому, заказал Ватто росписи (не сохранились) и декор кабинета. В Валансьене Антуан Ватто впервые начинает самостоятельно работать. Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века.

Ватто покинул родной город между 1700–1702 годами, когда Валансьен отошел Франции. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам» (Жан де Жюльен). Персонажи Ватто далеки от реальности, словно разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную жизнь в абсолютно особом мире на грани театра и реальности, мире, созданном воображением художника.

Ватто АнтуанКартины 
и биография

Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. Вряд ли, они все равно остались бы лишь повторениями пройденного художником пути. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.

Изящными абрисами линии черного мела и сангины переданы закругленные формы тел лежащей Вакханки (Музей Коньяк-Жё, Париж) и обнаженной Женщины с вытянутой рукой (Лувр, Париж). Так же жизненно конкретна Помона в картине Вертумн и Помона (до 1715), напоминающая, скорее, театральную героиню-простушку или рыжеволосую красавицу служанку, которая часто позировала ему. В рисунках Ватто часто встречается изображение дочерей Сируа, позировавших художнику. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен.

Он привлек Ватто возможностью заняться масштабными проектами и декорациями, усовершенствовать свое умение работать с орнаментами, которые он после часто использовал в своих произведениях. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. В этой работе Ватто вновь выразил свое представление о роли художника. В период 1712-19 гг. 1716 Гамма любви, ок. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.

Беспокойство пронизывает всю картину. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»21. Фигуры комедиантов в картинах Лукавица (Финетта) (ок. Беседа считалась искусством в высшем свете.

Человеческое и природное объединены эмоциональностью настроения Мироздания. «То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. «Ватто никогда не бывает удовлетворен своими картинами, что не мешает ему быть одним из нынешних королей кисти», — писал один из его биографов. Не случайно его «галантными празднествами» восхищались импрессионисты и, особенно, Ренуар, которого тоже интересовала передача особого неуловимого ритма жизни природы и человека, но уже в новой эпохе.

Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. Произведения Ватто рассказывают о времени, в котором он жил, о нем самом как о тонком и искреннем художнике, они «открывают» век Просвещения во Франции, в них сфокусированы многие непростые эстетические проблемы, стоящие перед искусством и пленительная смелость в попытке их решения. Будучи простым кровельщиком, он решил пристроить сына в ученики к живописцу при городском муниципалитете Жерену, чтобы тот не болтался попусту, делая карандашные зарисовки из жизни бродячих артистов. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»5. Однако художественная и человеческая личность гениального мастера слишком умаляется, если в нем видеть только такого забавника.

Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Остро переживая своё поражение, 24-летний Ватто уходит от Одрана и, покинув Париж, уезжает на родину в Валансьен10. Лавка Жерсена стала завещанием Ватто последующим поколениям мастеров. 16.

Точно неизвестно, уехал ли он из родного города один или вместе со своим учителем Метейё в повозке бродячих актеров-комедиантов. В 1735 году он издал свод гравюр исполненных с его живописных произведений.

Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Быть может, он отразил с тонким оттенком иронии в этом комичном любовнике свои собственные чувства. Он станет «рубенсистом», как те французские художники, которые еще в конце XVII столетия оспаривали со сторонниками Никола Пуссена («пуссенистами») первенство колорита над рисунком, приоритет чувства над рассудочностью классицистов. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи").

1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Само его искусство опровергает эту мысль. Рука его покоится на мраморной голове, что указывает на ремесло ваятеля. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса, чьё наследие на рубеже 17-18 вв.

Неожиданно в 1709 году Ватто покидает мастерскую Одрана и уезжает в Валансьен, где проводит несколько лет (до 1711 года). Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Возможно, это интерпретация известной со времен Ренессанса темы «садов любви», которая привлекала в свое время Рубенса и других мастеров Фландрии и Италии. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто).

1718), Елисейские поля (ок. И какая живопись. Финетта восхищала Ренуара и он считал эту картину лучшей в собрании Лувра. 1709, Музей изящных искусств, Нант), Савояр (1711), Отдых военных (ок. Они представляют существенную часть его художественного наследия. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.

Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. Как отмечает Н. Л. Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. К шедеврам Ватто относится и исполненный сангиной Портрет Антуана де Ла Рок (Музей Фитцуильям, Кембридж). Ватто любит объединять изображения в любовном диалоге попарно (Робкий влюбленный, ок.

(Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. Так, пара персонажей из полотна Гамма любви введена в картину Праздник любви (ок. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Рисунки тоже имели большой успех у маршанов и высоко ценились.

Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Много рисуя с натуры и увлекаясь театром, Ватто обратился к новому типу портрета, к так называемому театрализованному портрету, существовавшему и ранее, но наделенному художником абсолютно новыми качествами. Они напоминают капризные восточные безделушки из фарфора, входившие в моду. Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха. Отныне фламандский художник — его самый любимый художник.

Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. К позднему творчеству художника относится Портрет скульптора Антуана Патера (1720, Музей изящных искусств, Валансьен). Воображенные здания художник наглядно явил в парке, словно списанном с картин Ватто. Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин.

Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. В них проявились фантазия, свобода рисунка, редкое колористическое дарование мастера. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.

Современники не просто ценили картины Ватто. Искусство Ватто навсегда осталось поэтическим рассказом о Франции, ее истории, ее людях. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. На гравюре Н. А. Тардье по рисунку Ватто «С тобою рядом сидя под этой дивной сенью» Жан де Жульен и художник изображены во время летней прогулки в саду особняка его друга. Парис избравший Красоту в образе Венеры, предстает в живом диалоге с богиней.

15. В великолепном графическом портрете Дочери Сируа (Британский музей, Лондон) Ватто сопоставил два характера, два человеческих темперамента использовав прием, к которому потом будут прибегать романтики, стремившиеся раскрыть разнообразный и изменчивый внутренний мир человека. 15. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом.

Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. 2. Графические листы с набросками фигурок дам и кавалеров позволяют понять замыслы Ватто, метод его работы.

Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Поэты XIX века откроют картины Ватто.

Ватто (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10. 10. 1684, Валансьенн, французская Фландрия, умер – 18. 7. 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский художник и рисовальщик. Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. 1710, Музей изобразительных искусств им. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. В отличие от мира «галантных празднеств», где фантазия художника талантливо объединяла мир реальности и театра, сцены в картинах 1719–1720 годов выглядят просто эпизодами из пьес, ставившихся в это время.

Этот «жанр» создан его воображением, впечатлениями от реальной действительности — мира человеческих чувств, театра, музыки, в нем живут воспоминания о произведениях старых мастеров. 1712), Маскарад (Итальянские комедианты, ок. К сожалению, автопортреты Антуана Ватто сохранились лишь в рисунках и гравюрах. Трудно предположить, что что-то одно явилось источником рождения его «галантных празднеств». В 1717 он получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.

Ноты в ее руках – лишь предлог, чтобы ее спутник мог свободно заглядывать в низко срезанный корсет, волнуя девушку и себя нежной серенадой и не менее пылкими взглядами. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. 1716), Наслаждение балом (ок. Это сказано не то в шутку, не то всерьез.

Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.

Однако картин, непосредственно связанных с лондонскими впечатлениями, не существует и лишь несколько рисунков можно связать со временем его пребывания там. Паломничество на остров Киферу, быть может, не самое лучшее произведение Антуана Ватто. Почти все картины Ватто небольшого размера. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.

А. С. Пушкина)14. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Говорил он мало, но хорошо он любил читать, это было его единственным развлечением, которое он позволял себе на досуге не получив хорошего образования, он недурно судил о литературе Конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нем, когда он еще бывал в обществе» (Жерсен). Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Оно подчеркнуто освещением и светлыми одеждами двух главных персонажей и более темными — остальных (Меркурия, Минервы, Юноны. — Е. Ф. ), не безучастных, а заинтересованных свидетелей происходящего.

Для Ватто в его «галантных празднествах» важна была прежде всего общая выразительность мизансцен. Они суховаты и по живописному исполнению. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся сведениям о нем.

Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. 7. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени.

Ватто делал множество подготовительных штудий и набросков к картинам, причем одного и того же персонажа часто рисовал с разных ракурсов. В XVIII столетии художники всех европейских школ, стремившиеся приблизиться к правдивой передаче действительности, обратились к написанию «сцен собеседования». Жан де Жульен, унаследовавший почти все работы Ватто, фактически сохранил их для истории. Сохранились лишь расписанные художником панели кабинета. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Полотно Сатира на врачей (начало 1710-х), написанное, по-видимому, в Валансьене, еще не достаточно самостоятельная работа. 1716), Беспечный (1717), Капризница (ок.

В 1719-20 посетил Англию. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. 13.

Фламандская традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена.

Сейчас трудно определить, какой точно смысл вкладывал он в сюжет этого полотна. Здесь, по-видимому, была написана картина Актеры итальянского театра (1719–1720), а парная к ней — Актеры французского театра (1720–1721, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)— завершена по возвращении на родину. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. В Англии подобные «сцены собеседования» получили название «conversation pieces», в Италии — «conversazioni».

Полотно имело огромный успех и Ватто исполнил его повторение (1718, Дворец Шарлоттенбург, Берлин), за которым закрепилось название Отплытие на остров Киферу (1718–1719). Энергичные акценты линий сангины и черного мела придают живую выразительность и тонкую эмоциональность его ранним графическим образам — фигурам солдат в дозоре или на отдыхе, бродячих актеров итальянской комедии, рекрутов, зарабатывающих на жизнь гаданием савояров (беженцев из беднейшего района — Савойи. — Е. Ф. ). Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Искусство Ватто чутко отразило наступление нового века, открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта — картезианцев.

Церера, олицетворяющая лето, (Флора — весну, Бахус — осень, Сатурн — зиму. — Е. Ф. )— обычный персонаж подобных циклов в общепринятой в те времена иконографии их изображения. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины.

Сын кровельщика. Именно воображение, столь ценимое веком, позволило ему видеть и разлагать реальность, синтезируя новое. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде сся с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.

Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»16 вскоре становится одним из близких друзей художника. Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик. В ранних полотнах Искательница приключений (ок. В рисунке он прежде всего стремился правдиво зафиксировать движение, своеобразие жестов, поворотов, передающих разнообразную гамму человеческих состояний — грусти, меланхолии, веселости, оживленности, томности. Из воспоминаний его друга, торговца рамами и стеклом, владельца лавки у моста Нотр Дам Сируа известно, что Ватто давал следующий совет Никола Ланкре, своему будущему ученику: «Обучение у какого-либо мастера — пустая трата времени надо ставить себе смелые задачи, руководствуясь Учителем всех Учителей — Природой сам я поступал именно так».

Он начал творить в то время, когда т. н. Люлли, Ватто продумывает действие «ритмически» и «мелодически», если под последним понимать исключительно тонкую организацию цветовой гармонии каждого полотна. Содержание этого самого известного «галантного празднества» художника вызывает различные мнения.

Для приема в кандидаты на Римскую премию нужно было представить рекомендацию одного из членов Академии и эскиз на заданный библейский или мифологический сюжет. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»15. Иногда это целые пикантные сценки с изображением настойчивого кавалера и сопротивляющейся дамы (Соблазнитель), в которых угадываются сюжеты его будущих картин. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»23.

1716, Дворец Сан-Суси, Потсдам). Герои этих полотен полны жизни изображены в непринужденных позах и в то же время служат цели, представляя определенные ситуации. Экзотичны, как и графические образы Рубенса, листы Ватто с изображением голов трех молодых негров (Лувр, Париж) или Персиянин (Музей Тайлера, Гарлем), напоминающий героя Персидских писем Шарля де Монтескье — Узбека.

Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721.

Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Он же представлен в роли танцора в полотне Венецианские празднества (1719, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Возможно, работая над этим циклом, Ватто думал о скульптурных образах Флоры, Цереры, Бахуса (в Лувре хранится его прекрасный рисунок Вакх с чашей, связываемый с циклом), которые украшают парк Версаля. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение.

«За ним навсегда сохранится слава величайшего и искуснейшего рисовальщика, которого когда-либо явила Франция», — писал Э. Ф. Жерсен. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода. Искрящиеся легкие мазки придают особую переливчатость краскам, рождают колористическое обаяние каждого полотна исполненного тем «изяществом кисти», которое отмечали современники у Ватто. В полотне Перспектива (ок.

При посредничестве Сируакомм. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. В полотне Похищение Европы (Париж, Школа изящных искусств, сохранилась гравюра) он изобразил не сцену похищения Европы быком, а сцену с героями, резвящимися на берегу моря среди нимф.

1712), Искательница приключений (ок. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Современники отмечали, что он умел исключительно тонко писать складки шелковых платьев дам, работая всегда с натуры, без помощи манекенов.

18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Размещение фигур их позы, жесты продумывались художником достаточно тщательно.

Существует еще гравюра Л. Крепи (1727, Школа изящных искусств, Париж) исполненная с утерянного оригинала, где полуфигура художника изображена в костюме героя комедии дель арте. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. В полотне Общество в парке мягкие тона, которые передают вечернее освещение, находят отзвук в воде озера, рождают чувство печального настроения. Базируя свое творчество на барочном художественном наследии, гению Ватто удалось преобразить характерную для барокко возвышенную экзальтацию и величественную героизацию обыденного в рокайльный жанр оригинальных «галантных празднеств».

В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». В картинах — Актеры итальянского театра (ок. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. 1714) Ватто запечатлел уголок парка около особняка Пьера Кроза в Монморанси.

Влажный климат Англии усилил болезнь. Однако в деле развития истории живописи Франции роль мастера огромна. Он сумел выразить в этом полотне все то, к чему шел всю свою жизнь.

Забавные Панталоне, Бригелла, Коломбина, Пульчинелла умели развеселить публику своими импровизациями в отличие от актеров французского театра, где игра была более выспренной, декламация — менее натуральной и напыщенной. Здоровье Ватто ухудшалось. Ватто смело нарушает традиционную иконографию в трактовке известных сюжетов.

Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века. Гонкуры сравнивали его «галантные празднества» с музыкой, гармонией танца. Художник умел гармонично объединять фигурки дам и кавалеров в пейзаже, уподобив «сцены собеседования» некоему музыкальному спектаклю.

Эту мелодичность в движении уловили братья Гонкуры, писавшие: «кажется, что процессия движется в определенном ритме и ее движение напоминает гармонию танца». Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. В невидимую дверь словно входят дама и галантно протягивающий ей руку кавалер.

Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат.

Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. В портрете передан сильный волевой характер этого немолодого человека. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.

Француз Антуан Ватто одним из первых в начале XVIII века создал свой тип «сцен собеседования», соединив в нем столь ценимые в век Просвещения увлечение театром, мастерством ведения беседы превратившимся в высшем свете в моду, натурные наблюдения. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником. В лучшем случае подмастерье занимался копированием, а в остальное время ему приходилось мыть кисти и разводить краски.

Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем).

Название гравюры происходит от строк стихотворной подписи под ней. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Она олицетворяет галантный XVIII век. Его «галантные празднества» всегда охотно раскупались, так как удивительно гармонировали с интерьерами особняков знати.

Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Должно ли оно было прозвучать как ностальгическое воспоминание об ушедшем прошлом «Grand sicle», галантные нравы которого пародировались в романах Мариво.

1710. 11. Это гораздо более важно для него, чем мимика лиц, которые словно в тени. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм.

В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Этюды и картина позволяют судить о блестящем колористическом таланте Ватто. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Полотна Бивак (1709–1710), Бивак (ок.

Между тем искусство художника все еще способно вызывать представление о чем-то скорее изысканном, нежели глубоком. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу8), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.

Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален. Одно из самых больших своих произведений. В приступах уныния и недовольства художник иногда уничтожал свои работы. Рисунки — абсолютно особая грань дарования Антуана Ватто. 8 в Париж, где принимает приглашение заказчика своих военных картин торговца живописью Пьера Сируа поселиться у него и на него работать. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств.

Воплощению тончайшей гаммы чувств в каждом из полотен Ватто способствует пейзаж. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Вряд ли справедлив был в своей оценке Делакруа, писавший, что «каждая маленькая фигурка у него (Ватто. — Е. Ф. ) изолирована и слишком уж заметно, что она была написана на досуге, абсолютно независимо от соседних с ней фигур». Живопись Ватто несет в себе отзвук празднеств, проводимых в парках дворцов эпохи «Grand sicle» Короля-Солнце — Людовика XIV и отклик на кардинальные изменения в мироощущении и предназначении художника нового начавшегося столетия — века Просвещения. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Во-первых именно Ватто осуществил переход от стиля «барокко» к стилю «рококо», живописные принципы которого сам и разработал.

Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Одним из первых он сумел оценить самостоятельную значимость рисунков Ватто и опубликовал завещанные ему листы в сборнике Фигуры разных характеров (1726). Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». К ранним произведениям Ватто, по-видимому, относятся и две парные картины — Обезьяна-скульптор (или Скульптура, Новый Орлеан, Художественный музей) и Обезьяна-художник (или Живопись, утеряна).

Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр). Антуан Ватто сумел достичь славы и признания при жизни. 1717 Неосмотрительность, 1716–1718, Лувр, Париж) или вчетвером (Партия вчетвером, ок.

1716), Мецетен (1717–1719) выглядят величественно, хотя эти полотна невелики по размеру. Натура Ватто была, напротив того, гордая и неуживчивая, болезненно чувствительная и глубоко грустная. Владельцы богатых особняков Лондона охотно покупали его работы (некоторые он привез с собой. — Е. Ф. ), многие полотна навсегда остались в Англии. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века.

В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Ватто изображает эту уличную сцену из спектакля без иронии. Сохранились гравюры с изображением сюжетов исполненных им вместе с Одраном. Ватто словно вновь возрождает красоту.

В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин).

1712) или в несохранившихся и известных лишь по гравюрам (гравюра Л. Жакоба Изгнание итальянских комедиантов из Парижа в 1697 году) он изображает актеров, превращая сценки в некую разыгрываемую ими пантомиму. Герои этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны.

1713), Арлекин и Коломбина (Хотите покорять красавиц. ), 1712–1715 Две кузины, ок. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», ок. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Автопортреты Ватто, быть может, лучшее, что было создано им в этом жанре. Глядя на полотна Шарм жизни (ок.

Созданный Ватто образ актера полон человечности, беззащитной доброты. Братья Гонкуры писали о ней так: «Грация Ватто — подлинная грация. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. 1716), рассказывая о сюрпризах и нечаянностях любви.

Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. «Я всегда была ценительницей созданий столь исключительного таланта», — писала о Ватто Розальба Каррьера. Сюжет полотна Ватто исключительно прост.

Ватто отходил от пафоса прежних мастеров, но, лелея в душе привязанность к своим кумирам, шел собственным путем. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 1710), Въезд в Валансьен (ок. Вот таким образом эмоциональнолирическое содержание каждого «галантного празднества» у него индивидуально, как в каждой балетной пасторали, в нем существует своя внутренняя логика композиции, заставляющая ощутить руку умелого «хореографа», придающего каждой картине особую пластическую выразительность.

Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. При воспоминании о работах французского художника XVIII века Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображением «галантных празднеств», как когда-то современники назвали тот жанр живописи, в котором работал художник. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого "вписыванья".

Сохранилось 563 листа исполненных в характерных для него техниках — «в два цвета» (сангиной и черным мелом сангиной и свинцовым карандашом), «в трех карандашах» (сангина, черный и белый мел), пастелью, гуашью. Парис выбирает Афродиту, 1720Любовная гамма 1717Грубая ошибка 1716-1718Вывеска лавки Жерсена 1720Одевание 1717 Радости бала 1718Итальянская комедия дель арте, 1716Пасторальные танцы 1720-еМузыкальное парти в летнем театре, 1717Полная гармония 1721 Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды.

Порой и в рисунках на библейские сюжеты жест является для художника словно лишь поводом для воссоздания поэтической атмосферы единения фигур в пейзаже, как, например, в рисунке Нахождение Моисея (Школа изящных искусств, Париж) исполненном, возможно, под впечатлением от рисунка Паоло Веронезе из собрания Кроза. Это работа с интерьером магазина, а не с природой. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей7. Немилова. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу.

Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Как и в орнаментальных мотивах, он ищет четкости в изображении фигурок молодой, уверенной в себе особы и юноши-гитариста в картине Искательница приключений и горбоносого гитариста-обольстителя и слушающих его серенаду двух дам (Обольститель).

9. Ценивший колористический талант Ватто, Делакруа несколько свысока отмечал его манеру «словно по трафарету» писать деревья, делая сравнение с фламандцами не в пользу Ватто. 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Автопортрет сангиной (1722, Музей Конде, Шантийи) считается работой или самого художника или копией с него исполненной Ф. Буше в год смерти Ватто по заказу Жана де Жульена для издания Фигуры разных характеров. Смог ли Ватто после Лавки Жерсена вновь возвратиться к написанию своих «галантных празднеств».

Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. 1716–1717), Безмятежная любовь (ок. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Осенью 1719 года Антуан Ватто уезжает в Англию.

В рисунках он уточнял все нюансы будущих картин: композицию, позы, жесты, детали костюмов изломы складок шелковых тканей. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Французский просветитель, написавший свое эссе уже после смерти художника, тоже пытался решить эту проблему, призывая актеров в их игре к большей жизненности и естественности: «Приобретайте грацию и свободу, делайте все ваши поступки простыми, естественными и легкими, не будьте симметричны, безжизненны, пригвождены, размеренны и расставлены кругом», — назидательно советовал он им. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло.

Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. В картине Ватто видится синтез мечты и реальности, мифа и современности, но, какой смысл вкладывал в него сам художник, навсегда останется тайной «манеры Ватто», особое обаяние которой именно в этой недосказанности всего изображаемого им. Вскоре после разрыва с Жилло его принял в ученики хранитель коллекции Люксембургского Дворца, художник-декоратор Клод Одран. А, быть может, воспроизведение сцены из прециозного романа Поля Таллемана Езда в остров любви (1663), популярного в аристократических кругах, ставшего своего рода учебником игры в чары любви. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др.

Он покинул дом Жерсена. В начале XVIII столетия Ватто стал одним из мастеров, предвосхитивших новую концепцию пейзажа — пейзажа «на мотиве», основанного на передаче конкретного вида, эффектов освещения, красок реальной природы. Ватто создавал свои «галантные празднества» на основе рисунков с натуры, которые потом объединял. Это была еще одна попытка обращения к «большому стилю», в трактовку которого художник привнес мироощущение мастера века Просвещения.

В Валансьене он уделял ему много времени и остался верен ему всю жизнь. Да и впоследствии многие мастера и критики не всегда были справедливы к нему. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.

«придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. В полотнах «Актеры французского театра» (ок. Ватто Антуан Картины и биография Антуан Ватто Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик.

Иногда в его рисунках встречаются формы, которые будут привлекать внимание мастеров рококо — орнаментальный картуш для веера (с него гравировал Ф. Буше) или изображение раковины, от которой и происходит слово «рококо» или «рокайль». 1712), похожей на спящую девушку. А в Роздыхе, с какой гениальной простотой вкомпонован в крошечную раму поэтичный, весь трепещущий жизнью пейзаж как прелестны и характерны мельчайшие фигурки, как все приведено к одному восхитительному зеленоватому тону. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих легкого, незамысловатого веселья.

При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Справа, за столом — другая пара покупателей, расположившаяся рядом с владельцем лавки и его супругой (возможно, это изображение Марии Луизы Сируа). Это было последнее временное улучшение.

В них Ватто вновь обратился к теме театра, любимому им миру кулис, масок, превращений. Почти в танцевальных па движутся пары по крутому склону берега к тихой воде озера, где ждет их корабль. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Он исполнил ее за неделю, так как уже имел опыт подобной работы, ранее сделав для бывшего владельца лавки некоего Дьё вывеску со сценой «Людовик XIV, преподносящий орден дофину».

Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, скульптур, рисунков, резных камней, там мог работать, не думая о хлебе насущном. Что же мы видим на картине.

1717), которая очень нравилась Ренуару. Элементы модной «китайщины» (распространенной также в украшении мебели и фарфора. — Е. Ф. ) свидетельствуют о том, что Ватто использовал характерные мотивы эпохи, но проявлял фантазию и вкус, предвосхищая поиски мастеров рококо. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Как в операх его великого современника Ж. -Б. Наш герой закончил свою работу только через пять лет.

Это типичные образцы стиля рококо. Родился в Валансьенне в 1684.

Огорченный отказом, он на время покинул Париж. В начале XVIII века, действительно, существовала мода на ведение беседы на различные темы. Иногда Ватто вводил сценки с двумя фигурами в «галантные празднества» с большим количеством фигур, тем самым позволяя себе варьировать мизансцены, придавать им большую живость. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Ему посвятит стихотворение Т. Готье.

Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. На второй части изображены покупатели, которые рассматривают через лорнет детали огромной картины, выполненной в виде овала.

Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. В его собственном собрании имелось несколько картин Ватто, в том числе и картина Жиль в костюме Пьеро. Свое преклонение перед прекрасным Ватто выразил в полотне Суд Париса (ок.

Зарисовки с натуры служили Ватто основой для его будущих живописных композиций. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Вскоре Ватто сменил наставника.

Антуан-Жан вызывал у них восторг. Колорит составлен из теплых розовых и золотистых тонов, которые дополнены зеленым и голубым. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»43комм.

но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Оно имеет и другое название — «Что я вам сделал, проклятые убийцы. ».

Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр).

1712) и Обольститель (ок. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Отъезду, однако, предшествовало знаменательное событие.

1709, Нант, Музей изящных искусств «Военный роздых», ок. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). Как мастер века Просвещения Ватто верил в самое высокое предназначение своего ремесла. О его полотнах можно сказать тоже словами Дидро: «В этом есть что-то от сна, но это не сон». ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик.

Прирожденный рисовальщик, Ватто очень рано, еще в Валансьенне, оценил возможности работы с натуры. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Как и в своих ранних парных композициях Любовь на итальянской сцене (1712–1715) и Любовь на французской сцене (1712–1715), он снова словно попытался сравнить мир актеров французского и итальянского театров импровизационную свободную игру итальянцев и более скованные классицистические правила игры соотечественников. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Друг художника Э. Ф. Жерсен купил антикварную лавку «Великий монарх» и обратился к Ватто с просьбой написать для нее вывеску. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.

Беспокойство пронизывает всю картину. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»42. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью.

Художник часто бывал неудовлетворен своими работами. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.

Не видно, что он от этого страдает. Он показал не только духовную близость покровителя и живописца, но представил их как равных. Глядя на эти диалоги влюбленных в картинах Вертумн и Помона или Похищение Европы, вспоминаются слова П. К. Мариво: «Ну и сюрпризы преподносит нам любовь. » В этих полотнах живет отзвук театральной травестии, нарушающей традиционные строгость и чопорность академической картины на мифологический сюжет. Он живет в доме своего последователя — живописца Филиппа Мерсье.