В Мусатов

Мусатов едет в Париж, где поступает в студию к Кормону. Позже я узнал, что Борисов-Мусатов завещал похоронить себя на берегу Оки, а скульптор Матвеев в 1910 году изваял поразивший меня памятник. Глубокая тишина царит у памятника Борисову-Мусатову.

Борисов-мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Мусатов боялся проронить хоть одно слово. Мусатова не влекут психологические черты, не нужны подробности пейзажа, ему важно дать почувствовать, что жизнь среди природы, в усадьбах столь же прекрасна, сколь и быстротечна. В большой пастели "Куст орешника", самом гармоничном из всех пейзажей Мусатова, больше пространства, воздуха, больше холодного осеннего неба с медленно плывущими облаками.

В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель "Реквием" (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом). Мусатов очень сильно переживал об этом. Виктор Мусатов переживает как бы второе рождение, его покоряет живопись Леонардо и Боттичелли, великих флорентийцев.

При последних словах на глазах Виктора Мусатова навернулись слезы. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — прекрасный русский художник. Мусатов остался самим собой — нежным, нервным мечтателем, не примкнувшим ни к одной из многочисленных школ. Почти одновременно с работой над серией станковых картин в 1903-1905 годах Борисов-Мусатов создал ряд эскизов для монументальных стенных росписей. История происхождения фамилии Мусатов.

Мусатов был потрясен. Мусатов заявляет: "Ценю я такую женщину, к которой применимо выражение она является охраной душ. Борисов-мусатов и «саратовская школа». Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника – пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее).

Борисов-мусатов. А литератор А. М. Федоров так писал о картинах художника:И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги, Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там. Тончайшим и нежным горбуном назвал Борисова-Мусатова Андрей Белый. Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно».

Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона. О жизни Виктора Эльпидифоровича Мусатова (1870-1905) нетрудно рассказать в нескольких строчках. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

В 1898 году Виктор Борисов-Мусатов приехал в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище». В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер. Искусству Борисова-Мусатова свойственна ранняя зрелость. Борисов-мусатов.

Успех Борисова-Мусатова сравнивали с успехом Врубеля на проходившей почти одновременно выставке Мира искусства. Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Почувствовав, что рисунок – не самая его сильная сторона, Мусатов меньше уделяет внимания четким линиям, точности мелких деталей и на первое место выходит цвет, гамма, колорит, подчиненные музыкальному ритму.

Борисова-мусатова. Архив фамилий Мусатов. Мусатов с удивительной чуткостью умеет увидеть и выразить в окружающих его женщинах идеальный образ. Мир его творений — это выраженное в красках мусатовское философское обобщение красоты.

Но, конечно, не только картина Ге потрясла молодого Мусатова. Борисов-мусатов не обладал этим гражданственным темпераментом. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. Но Мусатов умел их не слушать.

В начале октября Мусатовым было написано письмо Бенуа, одно из последних его писем. Борисов-мусатов вступает в Союз русских художников. Какое имеет значение фамилия Мусатов. Когда в 1889 году Борисов-Мусатов вернулся из Парижа в Саратов, он очень остро ощутил пустоту и пошлость провинциальной жизни и единственным выходом для него стало творчество, он творил свой живописный мир – возвышенный, полный солнца, тепла и гармонии.

Его имя, как и Винсент, означает «победитель», но не больше, чем у Ван Гога, было успешных дней в жизни художника Мусатова. Борисов-мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями. В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом.

Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Мусатов далеко не созерцательный мечтатель, убегающий в свой вымышленный мир от действительности. Виктор Борисов-Мусатов смог разработать новую монументально-декоративную систему и всегда добивался конструктивности композиции, стремился к максимальной выразительности цвета и музыкальности линейных ритмов.

Почему талантливейший художник Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю. После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. Их образы, лишенные обыденности и полные спокойной гармонии, населяют мусатовский мир. Мусатов пишет осенние пейзажи и размышляет в письмах друзьям о поиске в живописи "бесконечной мелодии". Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым.

К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза. Мусатов много работает. На первых порах Мусатов старательно рисует в «гипсоголовом классе», но вскоре начинает работать в частной студии знаменитого Павла Петровича Чистякова, воспитавшего Сурикова, Репина, Виктора Васнецова, Врубеля, Серова. У Борисова-Мусатова их не было.

Предгрозовой покой разлит в поздних полотнах Борисова-Мусатова. Откуда фамилия появилась Мусатов. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

Мусатов Алексей Иванович (1911—1976) — писатель, его произведения о сельских подростках, особенно известна повесть «Стожары» (1948). После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Сложный калейдоскоп впечатлений дополнился экспозицией Люксембургского музея, где Мусатов впервые познакомился с картинами Мане, Ренуара, Дега.

Но Борисов-Мусатов не приемлет его. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Какую информацию хранит фамилия о предках Мусатов. Это произведение – одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы. К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества.

Кто же он такой – В. Э. Борисов-Мусатов. Происхождение фамилии Мусатов. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870— 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»1. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2.

Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

В русском искусстве в это время рождалось новое живописно-эмоциональное лирическое направление, основанное на пленэризме. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ). Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова.

А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье.

Виктор Борисов-Мусатов: 
жизнь и творчество 
художника

Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника

На рубеже XIX-XX веков новая тема начинает настойчиво звучать в судьбе многих деятелей русского искусства – тема одиночества. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись.

Левитан, М. Нестеров, В. А. «пейзажа настроения». «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи.

Борисов-Мусатов 
Виктор Эльпидифорович 
 (1870 – 1905)

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)

В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Станюкович. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства.

Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

На переднем плане – куст орешника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться.

Символист Виктор 
Борисов-Мусатов

Символист Виктор Борисов-Мусатов

Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.

Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Увлекается Мусатов русским художником Ге и французскими импрессионистами. В. Э. Виктор ходил в другой комнате.

Биография Виктора 
Борисова-Мусатова

Биография Виктора Борисова-Мусатова

В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. В этот период он написал пейзажи «На балконе. С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Зато, когда задачи эти удачно разрешены, он сразу делается крайне любопытен и значителен достаточно взглянуть на его «Гобелен» или портрет пожилой дамы в платье 50-х годов, чтобы сразу быть заинтересованным и ждать от художника много интересного в будущем». По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.

Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира».

Их волнует отнюдь не красота, т. е. 1900-хгг. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем».

В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом.

– прошептал кто-то тихо. Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Станет книжным графиком. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью.

Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной Водоем: Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Его отец был мелким железнодорожным служащим, сыном мельника. живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Б. -М. Однако еще большее значение для Борисова-Мусатова имело знакомство с передовым французским искусством конца XIX века, прежде всего тщательное изучение профессионального опыта импрессионистов.

Борисов-Мусатов: 
биография и картины 
художника

Борисов-Мусатов: биография и картины художника

Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. но они остаются. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет.

Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Когда родился Виктор – счастью не было предела.

Просто красивая 
эпоха: Виктор Эльпидифорович 
Борисов-Мусатов

Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Сюжет очень прост. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.

Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Художник происходил из демократической среды. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Весной 1903 года Бо-1псов-Мусатов женился на Елене.

Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». «Цветущий сад, обширный, как мир, где все молодо, зелено. Лучи солнца, как паутины, пересекали бесконечно эти пространства. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.

До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Я писал его с точки зрения мыши. Упав, он повредил позвоночник и у него образовался горб.

Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895–98) в Париже. Встреча с современным французским искусством сыграла в жизни и творчестве Борисова-Мусатова решающую роль. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.

В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. и успокаивалась при нем. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха.

Она помогала давать названия картинам. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи.

Борисов-Мусатов 
Виктор ЭльпидифоровичКартины 
и биография

Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины и биография

Она помогала давать названия картинам. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». В 1884 г. Борисов-Мусатов поступил в Саратовское реальное училище, где проявился его талант художника.

Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Задумчивый мотив звучит в природе. Но ничто не помогало. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Пока не пошел снег.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье».

Виктор Эльпидифорович 
Борисов-Мусатов 
 ( -)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов ( -)

Борисова-Мусатова провела в Москве. Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы исключая линию горизонта. Во всех картинах главная цель — создание единой красочной гармонии. Весенний цветущий сад. Той же цели подчинены его пространственные построения. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.

Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями.

Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Цветы мирно качали перистыми головками своими и любовались друг другом. В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне».

Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. Желая быть ближе к Москве, художник в конце 1903 года покинул Саратов и перебрался в Подольск, затем в Тарусу. У Виктора было две сестры – Елена и Агриппина. Стояла тишина.

Биографии великих 
и известных людей

Биографии великих и известных людей

Осенью, в октябре, молодой художник умер. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Излюбленный мотив его творчества — архитектуные виды Петербурга. Таким он был и в детстве – сосредоточенный маленький философ и вместе с тем общительный и живой ребенок, жадно впитывающий в себя "все впечатления бытия". В акварели На балконе.

«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. В это же время художник получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Композиция его чрезвычайно проста. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.

Мусатов — значение 
и происхождение 
фамилии

Мусатов — значение и происхождение фамилии

В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени).

Позднее, русские художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства» (А. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. От своего учителя, художника В. В. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Приезжая на лето в Саратов, Борисов-Мусатов делал множество живописных пленэрных этюдов.

В последний год своей жизни художник написал целую пейзажную осеннюю сюиту. С 1901 по 1904 годы Борисов-Мусатов создает наиболее значительные свои произведения, некоторые из которых были признаны шедеврами русской живописи. Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника.

Впервые примененная Борисовым-Мусатовым смешанная техника – темпера, гуашь и пастель позволила ему добиться эффекта, будто это действительно не картина, а вытканный блеклыми нитями гобелен. Знакомство с творчеством Н. Н. Борисова-Мусатова (1870-1905). Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.

И Виктор улыбался, радостно смущенный». С1898 жил преим. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Врубеля, творчество В. Э.

Ритмы картины чрезвычайно продуманны. – Человек носит свое счастье в себе самом. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма.

Появление «мусатовской 
девушки»

Появление «мусатовской девушки»

Художественной школы в Саратове не было. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Одна из самых пронзительных его гравюр «Детские забавы», посвящена революции 1905 года.

Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. Чл. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства.

Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. художественный музей им. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович, рос.

«Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. После ссылки вернулась в Москву. Станюкович скончалась. Станюкович. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было.

Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления.

В 1899 г. художникВ. Художник вынужден оставить Петербург. Летние облака принимают фантастические формы. Последняя работа Б. -М. – незавершённая акварель «Реквием» (1905, ГТГ)– одно из лучших созданий рус. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.

Замыслы художника остались в эскизах. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Солнце играло своими лучами по яркой зелени травы, мягкой, как шерсть ягненка, как бархат. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы.

Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах.

Коровин, «академист» П. П. По настроению она напоминает лирические строки Тургенева:. Девочку воспитывала мать. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».

Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Живое, сильное чувство позволило ему создать лучшие картины. Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна.

В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». художник и график. 25 октября 1905 года у Борисова-Мусатова сдало сердце. Его рисунки и виньетки украсили в 1905 страницы ж. «Весы».

А мать выросла в семье владельца живописной и переплетной мастерской. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Однако главным его натурщиком в это время, как образно сказал Грабарь, делается солнце. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.

Старинные усадьбы 
на полотнах Борисова-Мусатова

Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова

ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста. Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем.

Серова и М. А. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Но Борисов-Мусатов воспринимал все, что писал, как живое. Её изображение мы видим на многих работах мужа.

Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. И хотя Мусатов по-прежнему оставался жизнерадостным и открытым человеком, в его душе навсегда поселились склонность к одиночеству, стремление уйти от действительности в вымышленный мир фантазий, которые стали для него броней от всяческих зол. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение.

Больная узнавала только В. Э. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 11 апреля 1870 года в Саратове. Мучительные операции, которые ему пришлось перенести не один раз, лишь на время облегчали его физические страдания, но исправить увечье уже не могли. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес.

Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года.

Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Росписи, однако, небыли осуществлены. Положение ее стало ухудшаться. Пишет картины, как итальянские фресковые художники XV века. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.

На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти.

Союза русских художников (с 1904). Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак.

Борисов-Мусатов, 
Виктор Эльпидифорович 
фотографии

Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович фотографии

Деревья, как маленькие дети, радостно простирали свои ветви друг к другу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. В 1903 году появились близкие по настроению к Водоему Дама у гобелена (портрет Н. Станюкович), Призраки, Прогулки при закате, чуть позже – Изумрудное ожерелье. Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение.

«Художник всегда одинок – если это художник». За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы.

Биография Борисова-Мусатова: 
детство

Биография Борисова-Мусатова: детство

Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Стояла тишина. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. И Виктор улыбался, радостно смущенный.

И я хочу, чтобы слава этой картины. Недаром живопись художников-волжан, вошедших в русское искусство на грани века, – Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина, Уткина, Карева и Матюшина – так напоена солнечным светом, наполнена прозрачной синевой, недаром все они прежде всего колористы, то есть работают над цветом. Четыре эскиза – "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) – объединены общим названием "Времена года". организации композиции, элегичности настроения. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо.

Этому способствовала безграничная родительская любовь. И слава действительно пришла к художнику. Чистякова. Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886, «Майские цветы», 1894, обе– в ГТГ).

Успех, Париж, красивая эпоха и неисполненные мечты

В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Где я найду моих женщин прекрасных. Последние годы жизни М. В. Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе.

"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».

В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме.

При этом Борисову-Мусатову оказываются достаточно чуждыми философские основы символизма, особенно в мистических проявлениях, полных безысходного мрака. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. Чистяков и представитель запоздалого классицизма Ф. Кормон – служили одним и тем же принципам в преподавании искусства. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Картина «Последний день», купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов (Sothebys, 31. 05. 2006), является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционах. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника.

В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое». Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе.

В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. В луже крови — кем-то брошенная в спешке детская кукла. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона).

Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза». Но его работы приходились по вкусу не всем. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года.

«Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». Центральный образ картины, прототипом которого послужила Н. Ю. Станюкович, близкий друг художника, является как бы средоточием композиции, указывающим путь от покоя к движению.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии.

Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. В 1899-1900 годах он поставил перед собою иную задачу – попробовал синтезировать картину из непосредственных впечатлений. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. У времени и у них одно общее – вечность.

особняка Дерожинской, акварель, 1904–05, ГТГ и ГРМ). Шевченко (1955) и др. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год.

Б. -М. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. 26 октября (ст. Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников».

Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Доживет до 1991 года. В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Б. -М. Последние месяцы жизни художник провел в Тарусе, создал ряд великолепных пейзажей, выполненных акварелью и пастелью. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.

Напишите отзыв о 
статье Мусатов

Напишите отзыв о статье Мусатов

Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.

По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой).

Отрывок, характеризующий 
Мусатов

Отрывок, характеризующий Мусатов

Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим». Близость к Москве была крайне важна для него.

Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Современность отказывала им в славе. В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник.

Серебряный представитель 
Серебряного века

Серебряный представитель Серебряного века

Ученичество позади. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников.

Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. В три года мальчика постигло большое несчастье. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи.

Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. в Саратове, с 1903– в Подольске и Тарусе. В этюде запечатлено окно небольшого флигеля, где жила семья Мусатовых в Саратове. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу.

С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Эта вера и созданный им удивительный живописный мир грез и фантазий помогли Борисову-Мусатову не только выстоять в жизненной борьбе, но и стать творцом особого, небывалого до того в русской живописи вида пейзажа – декоративного пленэра. У ребенка начал расти горб. Молодые художники – И. И.

Возникновение знаменитой 
фамилии

Возникновение знаменитой фамилии

Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Ему было 35 лет.

Это и есть подход к миру – декоративный». Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для моск. В 1895 путешествовал по Крыму и Кавказу исполнил много этюдов. Теперь любовь вспыхнула с новой силой.

Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Серов, К. А. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.

Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. Художник оставил горизонт за пределами холста и, выдвинул такую необычную точку зрения изолировал пространство картины от окружающего мира. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками.

Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Виктор ходил в другой комнате. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом.

Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Содержание передано в аллегорической форме.

По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. Но этому, увы, не суждено было осуществиться.

Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности.

Смерть расставляет 
все по местам

Смерть расставляет все по местам

Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. стремился выразить романтич.

Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. " 21 августа 1905 года Н. IO. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения.

Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. В мае Елена приехала к нему в Зубиловку. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Особенно сильное впечатление оказала на него природа Поволжья. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики.

В нач. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье».

Конструктивизм и 
его особенности 
в России

Конструктивизм и его особенности в России

В 1904 году Борисов-Мусатов начал работать над циклами монументально-декоративных росписей – для здания Московского управления электрической тяги (трамвая) и частного дома. Как хорошо Боже, как хорошо. Сумерки начинают сгущаться. Они купались в пространстве, как золотые рыбки в аквариуме». Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Б. -М. испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистич.

Пейзаж и костюмы берет из русской помещичьей старины, вне определенной исторической эпохи. В 1894 году в его этюды вошли свет и движение. Но где же взять натуру, где взять моделей. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы.

Саратов. Похоронив мать, юная Марианна отправилась в Петроград к давнему другу своего отца Владимиру Константиновичу Станюковичу, который помог молодой девушке начать самостоятельную жизнь. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.

Напишите отзыв о 
статье Борисов-Мусатов, 
Виктор Эльпидифорович

Напишите отзыв о статье Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Мусатов четко знал то, что хотел сказать. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза».

Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Чувствуется аромат сирени. Но в пору идейного разброда, характеризующего культуру конца XIX – начала XX веков, число и историческое значение этих боковых тропи-нок возрастает. Как правило, художник умел на некоторое время отстраняться от своих образов.

В этом городе прошла большая часть жизни художника. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин. Сама сестра художника, запечатленная на большинстве картин, дожила до 70-х, оставила ценные воспоминания. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным.

Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби». А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Недаром можно говорить о волжской школе живописи, к которой относятся такие прекрасные русские художники, как сам Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Уткин, Карев, Матюшин, чья живопись напоена светом, удивительно насыщена цветом. Коровин, А. Е. Картины этих лет становятся шедеврами.

Борисов-Мусатов оценил и полюбил Моне, Писсарро, Ренуара и Моризо задолго до того времени, когда их влияние проникло в русскую художественную культуру. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.

мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898–1901, ГРМ «Гобелен», 1901 и «Изумрудное ожерелье», 1903–04, оба– в ГТГ). Учился в МУЖВЗ (1890–91 и1893–95), петерб. Борисов-Мусатов задумал несколько больших композиций, но так и не воплотил их на полотне. В его понимании язычество — синоним пантеизма.

Стиль Б. -М. Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Когда-то Виктор Борисов-Мусатов подавил в себе только зарождавшееся серьезное чувство. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия.

Мусатов героически боролся за жизнь больной. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.

И все. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.

Отрывок, характеризующий 
Борисов-Мусатов, 
Виктор Эльпидифорович

Отрывок, характеризующий Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

АХ (1891–93) у П. П. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903).

Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Ведь после начнется другая жизнь. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств».

  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

была твоим свадебным подарком». В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. И, несмотря на то, что здоровье его было слабым, а от нагрузок сильно болела спина, Виктор решает навсегда связать свою жизнь с живописью.

В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры: Б. М. Кустодиев: «Большевик», К. Ф. Юон: «Новая планета» и др. В России его картины мало выставляли и редко покупали, вот таким образом материальное положение художника было плачевным. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Несчастье не озлобило его, он рос жизнерадостным, открытым, правда, склонным к мечтательности и самоуглубленности.

Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Голубые, серебристые, перламутровые отблески волжской воды изумрудная зелень и охры ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розоватых облаков в ее зыбкой глади живут так или иначе во всех картинах Мусатова.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ 
ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие.

Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) – русский художник.

Произведения просто завораживают своей красотой. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. Известность Борисова-Мусатова растет.

1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Как и многие художники конца XIX века, предчувствуя грядущие катаклизмы, он все больше уходил в мир фантазий и грез. Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Специалисты называют его работы картинами-элегиями. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо.

Преобладающее значение имеет колорит. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства.