Александр Александрович Дейнека Оборона Петрограда

Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928).

Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

И художник вновь справляется с вызовом. Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).

  1. Дейнека Александр Александрович
  2. Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  3. Дейнека, Александр Александрович
  4. Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  5. Описание картины «Оборона Петрограда»
  6. Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи
  7. Дейнека Александр – художник монументального стиля

Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Дома тревожно притихли. В статье анализируются два произведения художника А. А. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

Ленинская премия (1964). Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели.

  • Доклад: Дейнека Александр Александрович
  • Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • Оборона Петрограда — Александр Дейнека
  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)
  • ДЕЙНЕКА Александр Александрович

Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Изобразительный язык художника графически условен. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. 1941 год», «Эвакуация колхозного скота», «Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве», «Ремонт танков на прифронтовом заводе», «Танки идут на фронт» и «Наступление началось» — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.

Член-учредитель ОСТ. Народный художник СССР. В них соединилась историческая правда событий с истинной художественностью, с мужественной выразительностью формы, пластической законченностью. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени» 7.

  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  • История России, всемирная история
  • Александр Александрович Дейнека биография
  • АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  • Александр Александрович Дейнека

С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Река Тускорь, 1945).

Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Композиция строится в трех планах. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942).

Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Фон дан скупой линией отдаленного города. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.

  • Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  • Лирика на полотнах этого периода
  • Годы Великой Отечественной войны
  • »Битва при Иссе (Битва Александра с персами), Альбрехт Альтдорфер, 1529
  • »Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов
  • »Демон сидящий – Михаил Александрович Врубель
  • »Девочка с персиками – Валентин Александрович Серов

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед.

В 1919-1920 гг. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск.

  1. »Автопортрет (Автопортрет в красном плаще) – Александр Осипович Орловский
  2. Художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969) и Севастополь
  3. Краеведение, экология и ближний туризм
  4. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
  5. Дейнека Александр Александрович, художник
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).

Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Свою любовь к поэту художник выразил также в портрете Маяковского изобразив его в мастерской РОСТА. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17).

В 1919-1920 гг. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны.

Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). С этого времени началось его становление как художника. Но писать все же решил. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. наделяет своих героев типологическими характеристиками.

Дейнека Александр 
Александрович

На эти годы пришлась гражданская война. Член-корреспондент Академии. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.

К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Там, конечно, очень красиво. Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Соплии слезы. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки.

Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное.

Чрезвычайно своевременным и плодотворным для Дейнеки явилась работа под руководством Моора в публицистической графике, оказавшего активное влияние на его мировоззрение и творчество. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923).

Народный художник СССР. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Происходит кристаллизация режима. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).

«Весь путь ОСТ –. Набережная Сены, Париж. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Народный художник СССР.

Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники.

Строг и суров ритм картины. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Мужество имеет свою динамику. Лауреат Ленинской премии. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло.

По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Аналогичная история повторилась и через двадцать лет, когда Дейнека оформлял павильон на выставке в Брюсселе. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».

Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-.

Лауреат Ленинской премии. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—«Хорошее утро» (1959— i960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962). И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.

Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). У финиша, 1927). Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет – сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса.

Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом».

Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Член-корреспондент Академии. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.

Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. Но была и противная сторона. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.

носивший название Безбожник у станка (т. к. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.

Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе».

Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).

За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея).

Александр Дейнека. В начале 1950-х гг. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов (Постановили единогласно, На производстве. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов ("Постановили единогласно", "На производстве. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов».

Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Герой Социалистического Труда (1969). Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. И художник вновь справляется с вызовом. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир.

Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же) — порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.

С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Ноябрь 1941 года (1941). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. путь зигзагообразный, путь колебаний. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. У финиша, 1927). Дейнеку, как и его товарищей, привлекал мир техники, жизнь крупных промышленных предприятий, которые стали первыми объектами пристального внимания художника.

лаконичен. Член-корреспондент Академии. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).

На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Первые шаги. Народный художник СССР.

Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея) — с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. ной теплотой. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.

Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) — этих красочных прорывах из подземелья. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. В 1928-29 гг.

В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Одна из них — Под Курском.

Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. В кафе, Париж. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Таким видит город Дейнека Александр.

Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).

Так, в картине «Левый марш» Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. В своих произведениях Дейнека стремился к утверждению общественных идей, к обобщению главного смысла эпохи. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).

Из Парижа художник отправился в Италию. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. В 1941—1946 годах он создает серию «Москва военная»: «Площадь Свердлова в декабре 1941 года», «Вечер. Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.

Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Но ближе к зрителю проходит колонна новых красноармейцев, смело шагающих навстречу судьбе, в рядах которых заметны и женщины и даже раненый человек с перевязанной головой, не щадящий себя ради общей цели. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

Дейнека действительно был большим мастером. Художник путал страшную нужду и подвиг изображая женщин, волокущих неподъемные тачки и вынужденных с радостными улыбками выполнять тяжелые работы на стройке новых цехов. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.

Действительный член Академии художеств СССР. Броская, снайперская линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).

Красота Рима поразила его. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Это – суровая, честная прямолинейность. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты По задумке художника, две процессии солдат и добровольцев, шествующие в противоположных направлениях в верхнем и нижнем «регистрах» композиции, означают соответственно возвращение раненых (вверху) и бодрое выступление новых воинов, готовых принять боевое крещение (внизу).

Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Его творческий путь неотделим от жизни страны.

«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Нужные типажи для написания картины (1928) художник искал среди заводских рабочих, участвовавших в Гражданской войне. 3).

Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.

Действительный член Академии художеств СССР. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).

За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Новое свои живописные планы».

Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). И все. Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого.

Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Сын курского железнодорожника. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата.

1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. С 1920-х гг. Член-корреспондент Академии.

Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.

Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Глубоким страданием проникнуто другое произведение – «Сгоревшая деревня» (1942). Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику.

В течение двух недель была написана эта картина. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.

Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии.

Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. Женское собрание", "Паровой молот на Коломенском заводе", 1925, "Рабочий и крестьянин", "Футбол", "Спортплощадка. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.

Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо Кажется, все предельно просто. В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни.

Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной.

Они занесены снегом. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. Лауреат Ленинской премии.

В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Главный принцип искусства Дейнеки был связан с активным вторжением в самую в самую суть жизненных процессов. В картине практически нет никаких примет быта. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.

Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Мерно и стройно шагает отряд.

В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал.

Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».

Но враг не пройдет. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Впечатления, переживания, размышления художника явились почвой, на которой рождались замыслы картин. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».

Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника.

Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Картина «Окраина Москвы. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя».

«В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) – первая в этом ряду. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.

Во второй половине 1940-х его физкультурные поэмы обретают еще более праздничную, победную интонацию. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.

Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). А панно было отмечено золотой медалью выставки.

В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».

Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии.

Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Он не показывает непосредственно боя с противником. Лаконичнее стал пейзаж. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).

Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Дейнека становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 (20) мая 1899 — Курск — 12 июня 1969, Москва) — российский художник. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году.

Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942). Река Тускорь (1945). Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Действительный член Академии художеств СССР. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль.

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). Их командира Дейнека писал с настоящего военного командира, типаж которого ему очень понравился. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Напротив, раненые бредут устало и медленно. Художественный образ предельно величав и обобщен. Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну.

Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Скольжение взгляда от заднего плана к переднему приводит к распластанной на переднем плане фигуре убитого фашиста и здесь движение окончательно застывает.

Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».

А главное настроение – это скорость и простор. рис. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938.

Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Патриаршие пруды. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».

Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Имена летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского, Михаила Водопьянова, Владимира Коккинаки и многих других были овеяны славой подобно тому, как 30 лет спустя блистал в ее лучах Юрий Гагарин. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.

От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). На протяжении всего творческого пути А. Дейнека в выборе своих тем исходил из их общественной значимости. Работа в журнале и общество станковистов. «Оборона Петрограда». У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.

Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).

Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей.

Учился в Харьковском художественном училище. Ритмика этих планов различна.

Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом».

Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».

В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства.

Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. – «Оборона Петрограда». Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена.

Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».

Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника.

Взаимная поддержка и яростная полемика служили дальнейшему совершенствованию художественного мастерства. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.

В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. И, на самом деле, правда. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).

Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Его картины понравились публике, которая была, правда, удивлена тематикой американских работ художника: сплошные негры, унылые придорожные пейзажи. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).

Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.

Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25) — в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.

По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора.

Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Член-корреспондент Академии. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными.

Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. У финиша", 1927). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). носивший название "Безбожник у станка" (т. к. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).

Картина «Окраина Москвы. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. называет страну «миллионолобой». Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом.

«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.

Прыжок с колокольни». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).

В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.