Александр Дейнека Оборона Петрограда

музей Вооруж. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.

Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Художественный язык мастера необычайно плотен и синтетичен, кратчайшим путем подводит к открытию главной сути замысла, формируя при этом область недосказанного, побуждающую зрителя к сотворчеству, самостоятельному домысливанию значений, скрытых в подтексте. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Маяковского в моск. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

  • Дейнека Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  • Описание картины «Оборона Петрограда»
  • Оборона Петрограда — Александр Дейнека

Мужество имеет свою динамику. Новое свои живописные планы». командования гл. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. иск-ве. Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально).

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Гончаровым и Ю. И.

Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника. Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». Молодая девушка в спортивной форме прыгает в высоту. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Сверхдинамичная композиция наполнена экспрессивными движениями самоотверженных людей. в ст.

Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Театре им. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». Он настойчиво изучает тот или иной вид движения.

  • Дейнека Александр – художник монументального стиля
  • Александр Александрович Дейнека
  • Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  • Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда
  • Описание картины Александра Дейнека «Оборона Петрограда»

С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.

Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. После возвращения, под впечатлением от увиденной в газете фотографии разрушенного города, создает эпическое полотно «Оборона Севастополя» (титульное изображение). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.

Член-корреспондент Академии. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25) — в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. батарей, 7бронепоездов и др. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

  1. ИСКУССТВО РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
  2. ДЕЙНЕКА Александр Александрович
  3. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  4. Указывать местоположение в твитах
  5. Лирика на полотнах этого периода
  6. Годы Великой Отечественной войны
  7. Ударник, будь физкультурником, 1930
  8. »Битва при Иссе (Битва Александра с персами), Альбрехт Альтдорфер, 1529
  9. »Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов

В. Э. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал.

уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Лаконичнее стал пейзаж. Напротив, раненые бредут устало и медленно.

При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942).

И тогда для осуществления общего руководства на место выехал Троцкий. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Труда (1969). Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея) — с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

  1. »Демон сидящий – Михаил Александрович Врубель
  2. »Девочка с персиками – Валентин Александрович Серов
  3. »Автопортрет (Автопортрет в красном плаще) – Александр Осипович Орловский
  4. Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  5. Оборона Петрограда 1928г (2 фото)

Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Они занесены снегом. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Оптимистичное, наполненное безмятежным счастьем отдыха и свободой небесных просторов произведение стало символом соцреализма обращенного в «светлое будущее». По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Художественный образ предельно величав и обобщен.

Дейнека Александр 
Александрович

На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха.

Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Но если в ходлеровской фреске его художественная интерпретация больше тяготеет к эффектной, но несколько отвлеченной ритмико-пластической системе, то в «Обороне Петрограда» аналогичная сюжетная завязка выступает стержнем эмоционального осмысления революционной стихии, пружиной раскрытия целостной сущности передовой общественной силы, противостоящей старому миру. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.

По свидетельству самого автора, в картину вписано несколько конкретных портретов. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь).

(1964). Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. ДЕЙНЕКА Александр Александрович, рос. Прыжок с колокольни». Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.

успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Работа Дейнеки в журналах помогла ему вплотную познакомиться с общественно-политической жизнью страны, почувствовать, что волнует людей его времени, укрепила взгляды на искусство, он понял, что «без знания жизни, без того, что толкает тебя на создание произведения, работать невозможно. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора.

войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ см. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.

Ноябрь 1941». У. Коуэн) к середине октября вышли на дальние подступы к Петрограду (см. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.

В этой обстановке заговорщики на Красной Горке подняли мятеж. С 1920-хгг. Действительный член Академии художеств СССР. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства».

В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Фон дан скупой линией отдаленного города. Стремясь удержать инициативу, 25 окт.

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Одновременно формировались и отправлялись на фронт боевые отряды рабочих и балт. Ноябрь 1941года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

(Об этом эпизоде рассказывает сам Троцкий, одержимый «синдромом Мюнхгаузена» в хвастливой автобиографической книге «Моя жизнь». -Зап. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Политбюро ЦК РКП (б) приняло решение не сдавать Петроград.

Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Д. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Ритмика этих планов различна.

Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Творчество Д. оказало значит.

Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). РВСР Л. Д. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Художник пытался приспособиться, укрощал свой авангардный стиль и писал все более в духе академического реализма. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Фон дан скупой линией отдаленного города.

Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили — пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, так сказать, на ощупь имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. И события исторические, в учебники вошедшие. По контрасту с образами красногвардейцев четким «державным» шагом шествующих к фронту, движение раненых на мосту выдержано в иной психологической тональности и словно уже не принадлежит текущему отрезку времени, видится с отдаленной временной дистанции. Изобразительный язык художника графически условен. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).

Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Дейнека любил авиацию, считая ее одним из наиболее ярких проявлений современности. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. штыков, ок.

Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Изобразительный язык художника графически условен.

Лиризмом отмеченыего жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-хгг. В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. СССР (1963), д. чл.

Для него очевидно, что художественный стиль эпохи связан с проблемой новаторства, с изменением всей композиционной и цветовой специфики живописи под воздействием стремительного развития окружающего мира. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.

Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Народный художник СССР.

В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. 2009–2011». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна.

В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Зеленой). Зиновьев, Д. Н. Все атаки врага, рвавшегося к Гатчине и Царскому Селу, были успешно отбиты.

Член-корреспондент Академии. рис. войска Ударной группы овладели Павловском и Детским Селом (ныне г. Пушкин в составе С. -Петербурга). Исследования, книги, выставки. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.

Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). худож. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Уже в зрелом возрасте, в 1961 году, художник создает полотно «Юность». И художник вновь справляется с вызовом. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед.

рис. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Колонна солдат уходит на фронт, женщины с винтовками шагают наряду с мужчинами. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

в наступление войска Сев. Любопытно, что в одном из своих ранних журнальных рисунков с шутливой подписью «Бог: Не люблю я, когда для школы дрова рубят» (1925) художник воспользуется композиционной схемой «Дровосека», оригинально приспособив ее для изображения комической сценки, один из персонажей которой, молодой лесоруб, своим движением повторяет мотив ходлеровской картины.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Пименовым), чл. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины.

После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.

В1970 имя Д. присвоено Курской КГ. Полетико. Композиция строится в трех планах. На эти годы пришлась гражданская война.

Это – суровая, честная прямолинейность. -Зап. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. -Петербург) от белогвардейских войск и иностранных интервентов во время Гражд. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».

Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Продолжил образование на Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, в котором, в основном, училась молодежь, вернувшаяся с гражданской войны. После 30-минутной арт.

Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Но картина не была одинокой удачей. отрядов, 13 арт.

их наступление практически было остановлено на рубеже Стрельна, Лигово, Пулковские высоты (12–15км от города). Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно.

и живописных произведений. Учился в Харьковском художественном училище. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны.

Со временем живописная манера художника претерпевает некоторые изменения. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Действительный член Академии художеств СССР. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего.

Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Где остальные мозаики — неизвестно. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. В меткости сделанного Аркиным наблюдения легко убедиться на примере знаменитой «Обороны Петрограда» (1928), где сравнительно небольшое количество действующих лиц ассоциируется с неисчислимым народным войском, образующим вокруг революционной цитадели надежное кольцо обороны.

«Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Их получилось около 300. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника.

Член-корреспондент Академии. метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все– смальта) Моск. В течение двух недель была написана эта картина.

Подчеркивая в своих произведениях сплоченность коллектива, живущего как бы единым ритмом, Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. В предвоенный 1938 год Дейнека пишет ставшее хрестоматийным полотно «Будущие летчики». Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Народный художник СССР. Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр.

Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Это – суровая, честная прямолинейность. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. С 20 мая ремонт судов Балтийского флота стал производиться в режиме круглосуточной работы.

Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве.

Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 (20) мая 1899 — Курск — 12 июня 1969, Москва) — российский художник. Народный художник СССР. Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п. направили 45 полков, 9 батальонов, 17 отд.

Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. С этого времени началось его становление как художника. Народный художник СССР.

тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Сев. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Но враг не пройдет. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.

Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Своими, оригинальными средствами блистательных результатов на этом пути добивается К. С. Петров-Водкин в картине «Смерть комиссара» (1928). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Крылова, 1922 кн.

Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). на П. о. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Действительный член Академии художеств СССР. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).

В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. произведений.

Лауреат Ленинской премии. Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же) — порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). фронта, Балтийского флота и вооружённых отрядов петрогр.

Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). фронтов, была объявлена мобилизация трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).

С задачей он, впрочем, все равно справился. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.

Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. Строг и суров ритм картины. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942).

В картине практически нет никаких примет быта. на Красное Село– 6-я стрелк. Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). по 4 нояб. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.

Сын курского железнодорожника. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. художник, график, скульптор, нар. В статье анализируются два произведения художника А. А.

В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии». Действительный член Академии художеств СССР. Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Лаконична пластическая форма, обобщенные силуэты и прежде всего сама композиция, освобожденная от всего лишнего.

В начале 1950-х гг. Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Член-корреспондент Академии. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Учился в Харьковском худож.

Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. 3). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.

Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. В результате проведённых мероприятий сопротивление сов. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. рабочих в октябре– ноябре по защите Петрограда (С. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. По замыслу сов. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. худ. Красота Рима поразила его.

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Из Парижа художник отправился в Италию. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-хгг. наделяет своих героев типологическими характеристиками.

Отеч. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Спортивная тематика была одной из основных в творчестве художника. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Это трагический круг войны, вбирающий в себя все новые и новые жизни. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). успешно работал вжурнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А.

Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. Над ними, по металлической конструкции, в противоположную сторону идут раненые бойцы.

В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. лаконичен. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932). Лауреат Ленинской премии. В 1942 году вместе с Георгием Нисским выезжает на место боевых действий, где сделал ряд зарисовок. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

После Февральской революции занятия в училище прекратились. Тяжёлые бои, продолжавшиеся более недели, развернулись в районе Гатчины и лишь 3 нояб. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Ритм, выражающий мужественную решимость, противопоставлен иному ритму, передающему тяжесть испытаний.

О картинах Ходлера «Садовник», «Часовщик», «Дровосек», «Старый крестьянин» Дейнека говорил, что они задуманы как монументальные портреты, синтезирующие в реальной пластической формуле большие человеческие качества, характеризующие типическое лицо представителя целой корпорации: «Они все отличаются найденной характерной позой человека труда, профессия которого узнается отнюдь не через частные признаки униформы, нет их такими сделал труд». Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Н. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.

Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Вспоминая знаменитую грековскую «Тачанку» (1925), Дейнека писал: «Сила произведений искусства в том, что в них сохраняется подлинность времени. Лауреат Ленинской премии. Была произведена перегруппировка войск 7-й армии (Д. называет страну «миллионолобой». Особо останавливается Дейнека на истории создания ходлеровского «Дровосека».

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).

Народный художник СССР. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Работал также как сценограф («Баня» В. В.

Член-корреспондент Академии. («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Вел.

Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Так, в его картине «Оборона Петрограда» предельный лаконизм формы не обедняет романтически обобщенного содержания благодаря лежащему в его основе принципу целесообразной концентрации характерных признаков исторического события, строгой убедительной дисциплине форм, остро выявляющей ритм и психологию социального действия. («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины.

Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). городов: бригада курсантов, бригада 21-й стрелк. Мерно и стройно шагает отряд. Но враг не пройдет. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).

11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Перешедшие 10 окт. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.

Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица. полк, 2 батальона ВЧК, ок. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. АХ СССР (1947 вице-президент в 1962–1966). Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. В районе Колпина была создана Ударная группа (С.

В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Он не показывает непосредственно боя с противником. Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане.

15 окт. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. В годы Великой Отечественной войны художник создает военно-оборонные плакаты в мастерской «Окна-ТАСС».

Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину.

Дома тревожно притихли. Уже тогда это была историческая картина. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом.

Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Так, для лица и фигуры идущего в центре командира позировал настоящий командир, курьер советской дипломатии, друг Нетте – Ян Шкурин. Таким видит город Дейнека Александр. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.

Это и обусловило характер композиции, умение отобрать самое необходимое, обобщенность цветовой трактовки и общий приподнятый образной строй анализируемых произведений. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Лауреат Ленинской премии. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.

Всего с 15 окт. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Народный художник СССР.

Член-корреспондент Академии. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. обязан прежде всего Фаворскому. – «Оборона Петрограда». влияние на формирование сурового стиля в сов. Весь день советские линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный» и кронштадтский форт Реф вели артиллерийский обстрел Красной Горки и Серой Лошади.

Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Фигура матроса в белой форменке с непокрытой русой головой дана на контрастном фоне красноватого дымного неба и густой синевы моря.

вернулся в Москву. Его творческий путь неотделим от жизни страны.

Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. С этого времени началось его становление как художника. командование готовилось кконтрнаступлению. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Создание «Обороны Петрограда» (1928) явилось итогом всей предшествующей работы художника над собирательным образом рабочего класса, но и по времени совпадала с участием Дейнеки в «Обществе станковистов» — «Ост» (1925-1928), что во многом определило идею картины. Очевидна и другая метафора.

Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года по направлению ВМС РККА. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Юденич ввёл в бой свой резерв, усиленный 3 танками, но успеха не имел и 26 окт. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству».

Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Созданием «Обороны Петрограда» художник подвел итог предшествующей работе над типическим образом советского человека, суммировал опыт, накопленный в области композиционных исканий. Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). илл. Рано утром Береговая группа войск, поддерживаемая бронепоездами и бронемашинами с суши, авиацией с воздуха и огнем эсминца «Гайдамак» с моря, перешла в решительное наступление и в ночь с 15 на 16 июня части Береговой группы овладели Красной Горкой. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942) // Бизнес и дизайн ревю.

Герой Соц. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. С 1920-х гг. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».

Штаб обороны Петрограда (Г. В некоторых исследованиях, посвященных творчеству художника, рядом с «Обороной Петрограда» упоминается фреска известного швейцарского мастера Ф. Ходлера «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1909), украшающая одно из помещений университета немецкого города Йены. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) — этих красочных прорывах из подземелья. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). И все. Фаворского. Народный художник СССР. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).

Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Интонационно-ритмическая структура полотна близка по звучанию четкой отрывистой рифме известного стихотворения Маяковского «Левый марш»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Но несмотря на трудности «там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

Строг и суров ритм картины. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.

Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». войск на подступах к Петрограду резко возросло.

Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Выйдя в 1928 году из общества, Дейнека пишет первый вариант «Обороны Петрограда». Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. И события исторические, в учебники вошедшие.

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.

— Л. Б. ). Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».

Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. Герой Социалистического Труда (1969).

Их группа немногочисленна, разрозненные фигуры сгибаются под порывами зимнего ветра. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.

Лауреат Ленинской премии. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Дейнека любил работать с пластикой атлетических фигур в движении, создав такие картины как «Футбол», «Бег», «Вратарь» и многие другие.

«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.

Композиционные паузы, сгущенность и разряженность человеческих групп создают ощущение того, что шеренга рабочих движется, шагает. В нем, правда, тоже пробыл недолго. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».

Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема».

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. И в решении композиции использовал в группировке действующих лиц прием резкого масштабного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана, выделяя и монументализируя главного героя, воплощая в нем лучшие качества советского солдата.

«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63 проф.

Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника. Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов. На эти годы пришлась гражданская война.

Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Лауреат Ленинской премии. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. осуществлял пред. В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.

Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942). По целому ряду принципиальных вопросов в этих значительных произведениях мастера много сходного. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.

Ленинская пр. сабель, 453 арт. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.

В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент. Остовцы искали выразительные средства для передачи трудовых процессов, новой производственной архитектуры и социального быта. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью.

Е. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. По их прибытии 12 июня отход советских войск на нарвском участке прекратился. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Преподавал в Москве– во Вхутеине (1928–30), Полиграфич. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».