Анализ Картины Большевик Кустодиев

Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»

На огромном человеке надета шапка-ушанка, телогрейка. На его фоне все кажется тусклым и увядающим. А в центре всего происходящего изображен большой человек, даже великан, с красным, разлетающимся во все стороны флагом. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Наступил полный паралич ног. Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки».

Например, в альбомах для раскрашивания «Труд» и «Сельский труд» манера рисунка предельно лаконична, художник лишь намечает контуры фигур и предметов, легкими штрихами обозначает необходимые детали, прибегает к «сокращениям и упрощениям». Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.

Они свидетельстввовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Печатается с 1911 (стих. В знак благодарности за содействие супруги получили от автора, на радость коллекционера, рисунок натуры с надписью: «Милой Ольге Ивановне».

Художник Борис Кустодиев: 
картины и творчество

Художник Борис Кустодиев: картины и творчество

В середине 1920-х гг. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай. ». 2-е, «Молодая гвардия»,, 1932 Барабанщик совхоза, «Молодая гвардия», Москва, 1931 То же издание 2-е, Москва, 1932.

Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.

Лучшие картины русского 
художника Бориса 
Кустодиева

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Вот кого рисовать-то. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14.

Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1. Вновь наступила холодная и голодная зима. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов.

Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея). За столом сидит девочка в розовой кофте, в руках она держит персик. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814.

«Неопалимая купина», П., 1922 Золотые ворота (Стихи 1921—1922 гг. ) изд. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Церковь как последняя и уже не имеющая значения для великана преграда. «Костры», М., 1923.

В картине «Большевик» 
Борис Михайлович 
Кустодиев (1878–1927)

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)

Затащил мужика с базара — и писал при народе. Еще одним, визуальным, откликом на персональную выставку Кустодиева стала публикация сделанных на ней фотоснимков и портрета Ф. Нотгафта («Коллекционер») в первом номере вышедшего в конце года нового альманаха «Дом искусств». Он задумал новый образ народного героя. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.

Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. Небрежно спрашивает: «Она ваша ровесница. » — «О нет, — живо откликается Шимановский. — Ольга Ивановна моложе. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Книги для детей: Большевик Том, Стихи, рис. Зритель сразу обращает внимание на суровость и беспощадность великана, направленную на преграждающую ему путь церковь, которая также возвышается над городскими улицами, хотя и уступает по величине человеку со знаменем.

Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. Они везде. Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914.

Была задумана акварель «В бане», тут же возник вопрос: где найти подходящую натурщицу. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Библиография: Берег.

Зашел с мороза прямо в шубе. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Он идет своими большими шагами и его совсем не беспокоит, что творится вокруг.

Художник Кустодиев 
– биография и описание 
картин

Художник Кустодиев – биография и описание картин

За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.

Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. До этого ему не приходилось изображать людей, в нереальных размерах. Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета.

Борис Кустодиев 
– биография, фото, 
картины, личная

Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника

Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». академический театр оперы и балета им. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Так, в 1924 г. на выставке в Академии художеств можно было увидеть проекты памятников, «изображавшие Ленина в позе танцора, в одеянии монаха, на карнавальной колеснице, между двумя львами и т. п». Ей всего восемнадцать». Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919 – 1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу.

Вскоре папу посетил Горький и очень помог нам. Папа стал получать пайки из Дома ученых. Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Изображена церковь, на переднем плане, большие строения, жиле дома. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. На этом фоне рисунки Кустодиева импонировали своей простотой и традиционностью. А иллюзорного в картине немало.

Репродукция картины 
"Большевик"

Репродукция картины "Большевик"

– Мама у мешочников меняет вещи на конину, мороженую картошку, овес. Высота комнат необычная. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Непревзойденный мастер жанровых сцен, летописец провинциального купеческого и крестьянского быта, замечательный портретист в послереволюционные годы всерьез увлекся изображением новых социальных типажей, реалий нового жизненного уклада, его привлекала возможность диалога с самой юной аудиторией.

В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей».

Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38. Несмотря на болезнь, художник продолжал много работать. Сияет небо.

  • Справочный материал для учителя
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  • Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии
  • Картины — Кустодиев, Борис Михайлович

Кустодиев, бросив изучающий взгляд на коллекционера, прикидывает: ему лет сорок пять. Воинов. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Эти рисунки отличаются правдивостью, теплотой передачи ленинского образа.

Борис Михайлович внимательно посмотрел присланный ему экземпляр. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения.

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Ну, что же делать.

  1. Борис Михайлович Кустодиев и круг его интересов
  2. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  3. Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
  4. Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания
  5. Портреты Кустодиева: особенность жанра

Он начинает писать их в тяжелые времена. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.

Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Кустодиев и Шаляпин. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.

Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537. Только щеки да нос краснеют». По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. На нем будто бы и нет следа тяжелой жизни, которую приходится вести этой стойкой женщине. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.

  1. Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы
  2. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  3. Я сидел под дубовым столом – это меня и спасло
  4. Таких капитанов на планете было меньше, чем космонавтов
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Картины Бориса Михайловича Кустодиева
  7. Картина Большевик – Кустодиев Борис Михайлович

«Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Свою «убогую музу», таящую в «складках губ» «звук неисцелимого страдания», Павлович раскрывает в полутонах, полунамеках и «извечной печали». На переднем плане мы видим людей с ведрами, они идут за водой по улице.

Справочный материал 
для учителя

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Своеобразная эпическая мощь присуща и героям книги «Смычка с солнцем», хотя они не предаются самоотверженному труду, а всего лишь принимают солнечные ванны. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках.

В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Ярмарка – это радостное событие. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Захватила художника и работа над созданием театральных декораций.

Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). По его словам именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Художник – без рук.

Помимо черного квадрата, он нарисовал еще красный квадрат. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Это собирательный образ России. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия.

В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Он не стремится быть правдоподобным в формах — здесь все символично и метафорично, все сочинено. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки.

Б. Кустодиева изд. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Работа предстояла сложная и трудоемкая.

1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Стихи изд. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.

В произведениях для детей Павлович дает поверхностное изображение явлений соц. сны о спокойной, привольной и изобильной России, живущей своим вековым укладом». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. В написанных во Франции воспоминаниях несколько проникновенных страниц Федор Иванович уделил и Кустодиеву, назвав его «бессмертным». На картине много белого цвета, значит здесь зима.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.

Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Впрочем и с ним можно познакомиться: в альманахе напечатаны его рассказ «Мамай» и статья «Я боюсь». Можно сказать, что Кустодиеву чужда всякая графическая формалистика».

Он держит только знамя обеими руками, более ничего не имеет значения. В 1906 году им написана картина Ярмарка (ГТГ), солнечная, светлая. Мастеру не была близка вычурная, орнаментальная, чисто плоскостная графическая манера, в которой работали многие «мирискусники» 1910-х гг. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную неторопливую беседу.

В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок. Чертовски трудно. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.

В страничных иллюстрациях пейзажи и интерьеры «. сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты.

В это время Кустодиев продолжал работу над серией акварелей «Русские типы». В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. И лишь глаза, если присмотреться, выдают ее печаль и усталость. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ).

Тут нужно предоставить художнику выражать свое понимание этой сущности. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Эту картину знают многие любители живописи. В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку.

Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Прадо.

Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Все улицы города забиты толпами людей. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. За окном светит солнце, вот таким образом в комнате очень светло. Главной темой творчества художника стала семья. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге.

Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. «Девочка с персиками» – Валентин Серов. Безусловно, эти слова справедливы и все же в большей степени, чем портретные характеристики, Кустодиеву удались в данном цикле сюжеты из истории революционного движения, в которых он погружался в привычную для себя стихию массовых сцен изображал разнообразные социальные типажи и детали дореволюционного быта. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. «Известные картины» – «Красный квадрат» – Казимир Малевич.

Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». 1905 год. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Виден какой-то хаос, все люди в панике. один из известнейших художников «Мира искусства» Б. Кустодиев.

Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Родилась в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист.

В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Кустодиеву ничего не стоит добиться внешнего сходства, но он умеет достигать большего – сходства внутреннего, духовного, психологического. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина.

В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Эпигон символизма. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.

Это полотно является своеобразной благодарностью. Через пять месяцев он вернулся в Россию. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга.

Красное знамя здесь превыше всего, превыше неба, оно затмевает весь город, красное знамя главнее церкви, которую и не замечает несущий его, важнее людей-горожан. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. обобщающий смысл всех индивидуальных конкретных образов». Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22.

В. И. Ленина)33153740. Яркие краски придают картине мажорное звучание. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки».

В юности судьба привела его однажды с семьей в Астрахань, на родину Кустодиева. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Какова шуба на нем. Вл. Виднеются на домах вывески — «Трактир», «Пряники» Подобные живописные вывески с изображением на них калачей или баранок сохранялись в дореволюционной России лишь в провинции. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства.

Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.

С 1925 Павлович работает по созданию детской литературы. Совсем иначе решена художником книга С. Маршака «Чудеса»: здесь Кустодиев не скупится на забавные подробности, смело соединяет на одном развороте разномасштабные изображения изобретательно применяет рисованные шрифты. Б. Кустодиева изд.

Он ведет новых советских людей к светлому и счастливому будущему. Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. «Лебедь» в газете «Псковская жизнь»).

Бегали в прятки. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Дети Волги. Это тема, ждущая своего исследователя. Известно, что художник боготворил певца.

Мы жили на третьем этаже. Всем известна его живительная яркая Россия» И далее, упомянув о тяжелой болезни Кустодиева: «Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». Красный цвет означает рассвет – утро. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51.

По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Я. Билибин, 1901). Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Большевики с первых дней советской власти признали творчество Кустодиева.

По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Я. Билибин, 1901). И все же жизнь в Петербурге его тяготит.

Большевик на полотне выступает в роли руководителя, ведущего за собой толпу. На столе лежат еще три персика и ножик. В картине 1906 года цвет чистый, ясный, «нарядный». «Утро после бурана» – Казимир Малевич. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37.

В более условной и раскованной стилистике выполнены рисунки к книгам «Приключения стола и стула: небылица по Э. Лиру», «Паровоз-гуляка» и «Большевик Том» Н. Павлович, «Джимми Джой в гости к пионерам» Л. Лесной. В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Что это за город. Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление.

строительства, антропоморфическую трактовку природы. Если не доверять художнику, то незачем и обращаться к нему, а лучше идти к фотографу».

Будто впервые. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5.

Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. то же, Л., 1925 Сторож-петух, Игра, Гиз, М. — Л., 1929 Считалочка, Стихи, Гиз, Шука и карась, Игра, Гиз, М. — Л., 1929 Веселая пчелка, Стихи, Гиз, М. — Л., 1930 (два изд. ) Грибы, Стихи, Гиз,, 1930 Коза в огороде, Стихи, Гиз,, 1930 Манюшкнва кружка, Стихи, Гиз,, 1930 (два изд. ) Муравьиный дом, Стихи, Гиз,, 1930 Радио дальнего севера, Стихи, Гиз,, 1930 То же изд. Брокгауза и Ефрона, Л., 1925 Ванины гости, Стихи изд. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично. С помощью не свойственной художнику аллегории он изобразил кровавое и жестокое подавление мятежа на Пресне во время декабрьского восстания 1905 года в Москве: солдаты стреляют в демонстрантов с красными флагами, рушатся дома, пылают пожары, гибнут люди и над всем этим царит Смерть — огромный окровавленный скелет, ростом выше домов, с диким воем врывающийся на городские улицы313233343536.

Картинность и жанровость этих акварелей лишь подкрепляют. Это можно проследить при сопоставлении двух картин: «Ярмарка» 1906 года и «Ярмарка» 1908 года. Однако в реальности многие картины Кустодиева первых послереволюционных лет наполнены обобщёнными, романтическими и пафосными образами, передающими ощущение грандиозных перемен в стране и атмосферу радостного возбуждения22582. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.

Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно. В 1954 году картина была передана из Центрального музея Советской Армии в Государственную Третьяковскую галерею в Москве4243, где и находится в настоящее время1. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56.

Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В Петербурге же они были запрещены приказом градоначальника еще в 1914 году, о чем с сожалением писал в газете «Речь» критик и пропагандист творчества Кустодиева А. Ростиславов. В роли иллюстратора детских книг часто выступал в 1920-х гг. Очень подошла бы Ольга Ивановна. Тема современности становится для него основной. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи.

Но бодрость не покидала его. В домах топят печи из труб идет дым. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории.

Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. Угадав смысл колебаний художника, коллекционер проворно лезет в карман: «Взгляните, вот ее фотография». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Ребенок изображен в центре картины неслучайно.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Искусствовед Э. Голлербах, часто бывавший в этот период в мастерской Кустодива, вспоминает: «На коленях художника, накрытых пледом, на рабочем пюпитре, на подоконнике, на стульях—всюду были разложены фотографические портреты Ленина: стоящего, сидящего идущего, улыбающегося, нахмуренного». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

На картине показан город. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. то же, Л., 1925 Паровоз-гуляка, Стихи, рис. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: Праздник в деревне (1907, ГТГ 1910, ГРМ), Гулянье на Волге (1909, Костромской краеведческий музей). Но согласится ли она (требуется, разумеется и согласие мужа) позировать обнаженной. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Кустодиев оформил несколько детских книг, посвященных жизни В. Ленина. Он жить не сможет».

то же, Л., 1925 Капризник Тики, рис. Искусство требует всей жизни. Сам он смотрит только вперед, так как видит свою дальнейшую дорогу.

Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В картине «Большевик» художник попытался обобщить свои впечатления о революции.

Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44. Картина вызывает страх и тревогу. Однако особые трудности при работе над портретом представило для Кустодиева совсем иное. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Революцию восприняла как стихию. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).

«Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. А шуба. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника.

Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. Свою жизнь Павлович сравнивает с ночным небом, сторонится реальности.

Написал ее Кустодиев, находясь под впечатлением событий Великого Октября. В этом ценность портретного наследия художника. Павлович, Надежда Александровна, современная поэтесса. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50. Особенно выразительна композиция титульного листа, в которой буквы вплетаются в единый узор с декоративными завитками и росчерками, линии закручиваются в спирали, образуя некий комический портрет, возможно, маску античного бога изумленного достижениями современной цивилизации. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.