Анализ Картины Герника

Напишите описание картины Пикассо Герникане кратко и не много

Про угрожающий хаос. Что это: Пегас. Фактически «земную жизнь пройдя до половины» (Данте считал «половиной» своего пути 35, цифры рифмуются), Пикассо создает свою главную картину.

И мы знаем, что эти предметы – маски, скульптуры – в традиционных культурах действительно были предметами «магическими» в обычном смысле этого слова. Многие не понимали его, боялись, но игнорировать не могли. Условность предельная. Даже ученому нельзя доверять.

А всякая связь со злодеяниями фашизма тут – фикция. Да и расположен этот бык-Минотавр совсем как Веласкес в «Менинах». Мы можем вспомнить тут и еще одну странную фигуру – фигуру древнегреческого философа Диогена, который, по преданию, ходил с фонарем среди бела дня по главной городской площади, а когда его изумленные сограждане вопрошали, зачем это он зря жжет масло днем, когда и так все прекрасно видно.

В июне делегация республиканского правительства инспектирует работу. Поначалу, казалось бы, продолжают происходить еще какие-то события в духе прежнего, хотя уже и идущего к концу «веселья», которое всю ночь продолжалось в каком-то фамильном замке одного из участников этой компании. Тут же сохранилось не только большое число предварительных набросков, своего рода «графических записей» мыслей иногда отдельных даже мыслей, – в фотографиях сохранилась также и последовательность работы над окончательным вариантом этой картины и можно проследить, как Пикассо пришел к нему. С начала 1970-х обсуждается возвращение картины. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа.

Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Они были против всего – против неведомых, грозящих гибелью духов. Это самое трудное и обычно не удается. Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога».

И это главным образом жертвы того налета. «Конечно, – продолжает Пикассо, – кто-то однажды придумал эти образцы, а другие стали им подражать. Вопреки утверждениям некоторых публицистов, Герника не была полностью мирным городом. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков — Герники.

Описание картины 
Пабло Пикассо «Герника»

Описание картины Пабло Пикассо «Герника»

Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. В первый же день после ужасной новости Пикассо стал неприрывноработать над новым полотном под названием «Герника», которое удалосьзавершить всего за месяц и представить публикена Всемирной выставке. Второй свет, который врывается в это подземелье. Ему было тогда 55 лет. Этот устойчивый мифологический мотив часто появляется в фильмах.

Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. Когда Платон говорит вдруг, что «тело» есть не у всякого человека или когда Декарт говорит о «страстях», что они существуют лишь для того, кто стоит на пути, кто начал работу, – мы понимаем, что «тело» и «страсти», о которых они говорят, – это не то, что есть у человека в его обычном состоянии. «Эти маски были не просто скульптуры, – продолжает Пикассо, – совсем нет.

После налета Герника горела еще трое суток. Будущее, в котором нет ничего прекрасного, возвышенного, доброго, а только всепоглощающие ужас и хаос и корчащиеся в тяжелых мучениях люди. «Герника» была представлена в Испанском павильоне на выставке во Франции. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов.

Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «"Герника" видела в основном спины посетителей». Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. «Будьте бдительны. » – вот к чему призывает такой художник, – «бдительны», прежде всего, в смысле внутреннего «бдения», бодрствования.

Должно быть, Авиньонские девицы осенили меня в этот самый день, но совсем не в силу форм» – обычно ведь здесь говорят о простом внешнем заимствовании – это говорят и о Пикассо и о Модильяни но сам Пикассо, как мы видим, понимает дело иначе: «Авиньонские девицы осенили меня в этот самый день, но совсем не в силу форм, а потому, – говорит он, – что это было мое первое полотно изгоняющее дьявола, – вне всякого сомнения. ». Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города».

Это женщина уже достаточно зрелого возраста, ей где-то за 40. Но мало кто помнит сюжет повести историю с абстракцией и еще одну важную деталь. Можете взять себе на память». Оно позволяет попытаться «изнутри» выполнить реконструкцию логики работы, ее содержания, не всегда прямо записанного в ней, – того ее смысла, ради которого она, в конце концов, была создана.

«Герника» — картина-легенда 
или аллегория войны

«Герника» — картина-легенда или аллегория войны

Вместе с тем, это будет реализацией того особого типа исследования, который в психологии называют иногда «анализом одного случая», то есть мы возьмем для анализа всего только одну вещь искусства – «Гернику» Пикассо – и попытаемся провести этот анализ во всей конкретности и уникальности «данного случая». К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году. Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях. В духовном смысле они могут позволить себе «спать», могут оставаться непробужденными, жить подобно растениям, без поиска, риска и усилия. Я тоже верю, что все – неведомо, что все враждебно.

На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год. Меня всегда влекли к себе фетиши. Возможно из-за краткости юнговской статьи или, может быть, в силу особого маргинального ее характера юнговский анализ представляет скорее наложение на Пикассо ряда уже готовых и универсальных схем, нежели попытку понимания творчества этого художника во всей уникальности его духовного пути и его творческой личности. Ужас и трагедию происходящего еще в большей степени усиливают и доводят до максимума специфичность форм кубизма. А это, как оказывается и днем с огнем не найти. В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы.

«Ну зачем же так писать. Казалось бы, против такого утверждения нетрудно привести некоторые шокирующие факты биографии Пикассо, которые время от времени появляются в печати. Такое совпадение не может быть случайностью. Следующими появились три бомбардировщика «Савойя-Маркети» SM. 79 из итальянского экспедиционного корпуса – их задачей было разрушение дорог и моста к востоку от города с целью затруднить отход республиканцев, но некоторое количество из сброшенных ими бомб попали и в город. Все происходит вблизи берега моря и вот кто-то вдруг замечает что-то необычное на берегу.

Этот фильм тоже есть попытка особого рода аналитического исследования внутренней биографии современного человека – современного художника (по фильму – журналиста), который тоже оказывается в некой критической жизненной ситуации, когда решается вопрос, быть или не быть ему как человеку, как личности, как художнику. Духовная катастрофа. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.

Анализ картины Пабло 
Пикассо «Герника»

Анализ картины Пабло Пикассо «Герника»

О чём это. » и искал бы ответы и находил их. Мир еще не лишился целостности, война все еще достойна парадного портрета. Три эскадрильи бомбардировщиков «Кондора», восемнадцать «Юнкерсов», утюжили Гернику, проходя по прямой звеньями по три машины и высыпая свой смертоносный груз на всё, что попадалось на пути. Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. Событие потрясло жителей Европы, найдя отражение в работах многих творцов. Пчелка. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо.

Два слова об истории создания этой работы. В этом и опасность "высовывания" (хозяева жизни не любят высовывающихся), в этом и подвиг художника – автоматом можно десяток уложить, а кистью/словом – тысячи призвать. Франко, как утверждали, был не против. Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть.

75-летие картины 
Пабло Пикассо "Герника"

75-летие картины Пабло Пикассо "Герника"

За несколько часов бомбежки Герника была буквально стерта с лица земли. Но кто же их будет возрождать из пепла. », — писал художник в письме своему другу. Чтобы «продраться» сквозь одну страницу такого текста, приходится затратить невероятно много сил, в чем, казалось бы, нет необходимости, коль скоро то же самое можно было бы сказать иначе – проще, яснее, логичнее. В результате чего весь центр города был полностью разрушен. Над обломками меча прорастает цветок. Город не имел никаких средств ПВО, полностью отсутствовали в нём даже посты наблюдения за воздушным пространством.

Это торжество распятия, но это торжество. Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона. Например изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Юстин Нассауский, губернатор Бреды, взятой испанцами после длительной осады (это была одна из немногих побед в череде множества поражений в войне с Нидерландами и «духоподъемная» роль события была первостепенной), вручает ключи от города главнокомандующему испанцев Амброзио Спиноле.

Не было бомбоубежищ. Веласкес пишет не ужас бойни, а благородство истинной победы. Именно в этом смысле следует понимать слова Пикассо «оружие», «влияние», «освобождение» и т. д. К тому же, некоторый символизм в «Гернике» всё таки можно выводить и от полотна Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны» (1638) и фрески Рафаэля из Ватикана изображающейтрадиционное представление о Деве Марии с мёртвым Христом на руках. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе. Но это, быть может, – только половина дела.

И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот. И каждая из них тянет за собой определенные ассоциации. Картина внушает неподдельный ужас и страх от происходящего, запредельный и безграничный. Я понял: я тоже против всего.

Все, конечно, относительно. Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек. В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо. – задает вопрос такой читатель. – Ведь он же, в конце концов, ученый. В этой мастерской он написал Гернику.

«Герника» Пикассо: 
опыт психологического 
анализа

«Герника» Пикассо: опыт психологического анализа

Все зааплодировали. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну. Психолог этому не должен удивляться: он понимает, что, опускаясь в «глубины бессознательного», мы снова и снова встречаемся с такого рода «множественным» представлением души человека: она как бы «раскладывается» на несколько различных «фигур», которые в своем взаимодействии и разыгрывают драму, которую можно назвать «внутренним планом» душевной жизни человека и его развития. Композиция «открыта вверх», как будто она обрезана ножницами и что-то там было еще вверху.

Однако друзей было больше. Так, можно заметить заимствования из средневековой каталонской миниатюры XI века, опубликованной за несколько лет до «Герники» другом Пикассо Кристианом Зервосом. Мы видим фигуру поверженного чудовища – минотавра, на которого надет пестрый костюм, похожий на костюм Арлекина и вместе с тем в этой фигуре явно просматривается идентификация с самим художником. «Внешним» поводом для ее создания послужило действительно трагическое, страшное событие, которое произошло в самом конце 36-го года, – бомбежка одним из нацистских штурмовых отрядов небольшого баскского городка в Испании (скорее даже селения, чем города).

Эта работа является предельно личностной вещью. «Сдача Бреды» написана в 1635 году, за 300 лет до «Герники». Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку. Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины и лошади. За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь. На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу. Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец картины. На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). «Предчувствие глобальной катастрофы, атмосфера грядущего смертоносного конфликта в человеческом обществе»присутствует у каждого.

После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы. У него как у художника сразу появилось желание как-то откликнуться на это. По крайней мере – «будильниками», не дающими заснуть. Положим, фигура быка в волларовской серии весьма противоречива. Да он и должен так восприниматься. Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча.

Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали. ». Так, например, поступал один из крупнейших современных психоаналитиков – Жак Лакан. «Мы видели, как Герника обрела потрясающую сдержанность, достойную монастырской сдержанности Эскориала, но погруженного в ужас хаоса», — вспоминал один из присутствовавших.

Ведь кубизма тогда просто не существовало». Когда я пошел в старый дворец Трокадеро, я был там совсем один. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути. А уж тем более художник (да и не только), который хочет быть на острие общественных явлений/проблем. Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи.

«Герника» картина 
Пабло Пикассо

«Герника» картина Пабло Пикассо

Даже «продвинутого» и заинтересованного читателя они не могут не раздражать и не отталкивать. TweetСохранитьЦентр искусств королевы Софии в Мадриде подготовил масштабный проект, посвященный 80-летию создания «Герники». Все летит, бежит и рассыпается.

Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании — построенный выдающимися архитекторами Луисом Лакасой и Хосе Луисом Сертом (последним знаковым проектом Серта станет Фонд Жоана Миро в Барселоне) — даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки». Этот формат есть только половина – нижняя половина – первоначального формата. Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто». Вот таким образом для того, чтобы спасти себя духовно, чтобы выстоять в своей жизни в качестве человека, таким людям не нужно совершать никаких специальных усилий, не нужно ничего предпринимать, чтобы изменить изначальное свое положение, чтобы выправить коромысло весов в нужную сторону.

Достаточно посмотреть на «Гернику», чтобы выйти на эту линию обсуждения. Она как будто бы «закрыта» со всех сторон, кроме верхней – где, напротив, много линий, движений, которые уводят глаз вверх: воздетые вверх руки, обращенные вверх лица, головы и даже просто открытые места картины. Но героя даже вид этого чудовища уже не способен развлечь: «как можно смотреть на это. » – восклицает он и отходит в сторону. Холст, масло. Однако вскоре мы понимаем, что интерьер этот – одновременно и экстерьер. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

И (что, быть может, еще важнее): соотнося этот мир с попыткой художника – внутри и через свое творчество – «освоить» эти глубины бессознательного и, тем самым, обрести свободу по отношению к нему, продвинуться по тому пути личностного развития, который Юнг называл «индивидуацией». В 16:30 над городом появился одинокий «Дорнье» Do. 17, который сбросил дюжину пятидесятикилограммовых бомб. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». В те времена люди ещё не привыкли, что небо может нести угрозу. Казалось бы: как можно увязать одно с другим.

Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. Картина «Герника» представлена в жанре кубизма неслучайно, стиль помогает глубже прочувствовать и проникнуть в картину, донести до зрителя ее смысл, бедственное положение людей. Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребёнка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами. Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию. «Герника» – полотно, полное иносказаний.

К 80-летию бомбардировки 
Герники и создания 
одноименной картины

К 80-летию бомбардировки Герники и создания одноименной картины

Это язык символов (а не фактов). На спине этой лошади (важная деталь)– матадор и это – женщина: прекрасная женщина, которая находится в каком-то странном состоянии – то ли обморока, то ли она уже мертва. Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает. Но раз в разговор вклинился Данте, вспомним о его идее «многомысленного» толкования поэзии из письма к Кангранде делла Скала: толкования исторического, морального, аллегорического и «анагогического» (возвышенного). Название «Герника» также возникло лишь в финале работы.

На первой фотографии в центре композиции акцентирован поднятый кулак раненого — но торжествующего — солдата, визуальная метафора республиканского лозунга «No pasarn» («Они не пройдут»). Если обратить внимание на эти фигуры, то можно уже понять, что в эту работу Пикассо вошло не только само событие, но и его прошлое. Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра) во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения. Но франкистский режим отнял эту автономию.

Жестокая ирония состоит в том, что практически все промышленные предприятия города, в том числе и оружейная фабрика «Астра», почти не пострадали во время налёта. Этим течением он взорвал искусство, создал его заново, как демиург. Они были (магическим) оружием, чтобы помочь людям вновь не попасть под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. Кто-то утверждает, что мастерскую Пикассо посетила делегация баскских политиков и один из них воскликнул: «Это же Герника. » Другие свидетели уверяют, что название предложил Поль Элюар, который как раз писал поэму «Victoire de Guernica» или Кристиан Зервос, главный редактор журнала Cahiers d39Art, по заказу которого Дора Маар фотографировала этапы работы.

Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток). Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. В 1937 г. солнечную Испанию захватила гражданская война. Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи.

От реальности первого плана к реальностям «высшего порядка». Трагически относительно. Вспомним фильмы Феллини – «Джульетту и духи» или «Сладкую жизнь»: они сделаны с такой же установкой, о какой мы говорим сейчас применительно к «Гернике», – с установкой на то, чтобы попытаться всех персонажей представить сразу в двух измерениях: в реальном и даже подчеркнуто сниженно обыденном – и одновременно в неком другом, «ортогональном» измерении. И опять перед ним лошадь, которая и тут появляется со вспоротым животом, откуда вываливаются ее внутренности. Испанец Пикассо уже давно жил во Франции.

Какое событие изображено 
на картине «Герника»

Какое событие изображено на картине «Герника»

Это еще одна загадка картины. Это взрослый, сильный мужчина и он пытается бежать по лестнице – «лестница» тут, конечно, тоже не случайна – как не случайно мы видим «подъем вверх». Несмотря на то, что мотивом к созданию «Герники» послужила бомбардировка города, на самой картине нет ни авиа налетов, ни взрывов, ни разрушений. В правой верхней части панно маленький светлый квадрат, словно окно наружу. Идет гражданская война.

Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Понимание войны Пикассо отлично от других. То же самое было непреложным законом для искусства Средних веков.

Но, будучи взята в контексте набросков, она получает некое символическое значение. «Сладкую жизнь» можно вспомнить в связи с заключительным эпизодом фильма. Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники». Я понял, почему.

Но он почему-то все-таки не может не заговорить об этом. «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы. «Пегас» сам по себе – это символ искусства вообще и, к тому же, он всегда связывается еще с одним мотивом – с мотивом возрождения, как и жар-птица. На многих работах мы видим вакханалии, где минотавр является одним из действующих лиц. Интерпретация (расшифровка) этих значений.

Исторические события, 
которые легли в 
основу картины «Герника»

Исторические события, которые легли в основу картины «Герника»

Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр. 25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. В случае «Герники» мы тоже видим некоторые детали экстерьера – например кусок черепичной крыши, – и он, на первый взгляд, абсолютно не вяжется с остальным построением картины. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники.

Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Это сделали вы. Пикассо соглашается, однако идей, которые он бы хотел воплотить и выразить, у него нет. Сам сюжет «Герники» во многом был сходным с картиной Ф. Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808», где подобно «Гернике» присутствовал лишь один яркий источник света.

Война – это уничтожение цивилизации, уничтожение разума. В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести Неведомый шедевр». Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб. В этом заключается специфика и талант испанского художника. И первое его желание – бежать (вспомним фигуру художника, который пытается бежать по лестнице), но он не ушел – он понял, что это для него важно. Стоит только сопоставить с ней автопортрет Пикассо, который помещен в том же номере журнала, – автопортрет примерно того же самого времени, что и «Авиньонские девицы» (портрет написан осенью 1906 года, а «Авиньонские девицы» – весной – летом 1907 года), – как мы понимаем, что, хотя на этом полотне изображены женские фигуры, но их лица – это только многократно размноженный автопортрет самого художника.

Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки. Картина «Герника» была написана в 1937 году. Он пытается бежать. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Исследователи отмечают особую неуравновешенность композиции. Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей. Но ему не хочется в это верить. Такое «покушение на шедевр» породило скандал между музеями, король Испании заверил, что «Герника» не покинет Центр искусств королевы Софии, а Сугаса вскоре ушел в отставку.

В центре композиции находится лошадь. Остается вглядываться. Конечно же, африканцы не были кубистами. Подобно тому, как потом Камю в «Чуме» скажет, что каждый носит эти бациллы чумы под мышкой.

Оценки числа погибших разнятся – от 25. 000 до 2000. 000 человек. Действие перемещается внутрь комнаты — точнее, символического изломанного внутреннего пространства, — где сбоку открыта дверь, пол расчерчен (то ли плитка, то ли карта военных действий), а время застыло. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность». В одной книжке, в свое время (в начале двадцатого века) весьма популярной – она была написана юношей, покончившим с собой вскоре после ее написания, – книжке, в целом ужасной и, в общем-то, малоинтересной, встречаются интересные и сильные мысли. Эту гравюру с ослепленным минотавром и девочкой интересно сравнить с другой, очень известной гравюрой, примыкающей к этой серии, которая называется «Минотавромахия».

Главное «дело», которое, быть может и сегодня делает настоящее искусство, – это не только показ проблем, но и передача некоторого уже угаданного, выстраданного и кем-то, возможно, дорого оплаченного опыта освобождения, опыта – если только нам удается его извлечь, – открывающего и для нас (для каждого из нас) путь обретения свободы в самой что ни на есть критической – и без того, быть может, безысходной – ситуации. Не просто: женщины, дети, младенцы, табак игра, – а все вместе». 349 776 см. В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной. Пабло Пикассо написал «Гернику» — холст размером 3, 5 на 7, 8 м — за 33 дня.

Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. 1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. У нечисти «Капричос» и солдат «Бедствий войны» один и тот же демонический оскал. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. И она сама и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби – по разным причинам. Существуют, говорит он, два типа людей. Там же происходили выступления перед прессой.

Через символы в полотне читается глубокая скорбь поутраченным жизням и отчаяние. Кажется, что мы находимся в каком-то подвале. Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек. Постепенно война в Испании забывалась и «Герника» стала символом протеста против любых войн.

Невероятное, невозможное совпадение. Этот период является достаточно многогранным и разнородным: начиная с «розового» периода в его творчестве и заканчивая сюрреализмом, кубизмом и другими формами изобразительности. Особенно болезненными для художника оказались переживания от увиденного им сообщения в газете «Се Суар», выпускаемой его другом и писателем Луи Арагоном, о бомбардировке маленького баскского городка Герника 26 апреля 1937 года.

Как «Дон Кихот» родился из замысла пародийной повести, так и «Герника» должна была стать не более чем шедевром агитпропа. Я понял, что это очень важно: что-то происходило со мной, понимаете. » Каждое слово здесь важно: он был там, в абсолютно пустом дворце, он неожиданно наткнулся на эти африканские маски, скульптуры и т. д. Созданная на основе испанских событий, Герника выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Всем удачи.

Пикассо до последнего пытался ввести в свою работу элементы цвета: приклеивал к лицам красные слезы из обоев и пестрой бумаги кроил платья трем женщинам (горящей, бегущей и рыдающей над ребенком). Но для полноты картины просматриваю биографию Батая и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре». «Друзья, бомбы уничтожают целые города. То есть, ее свет – это свет внутренний.

Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. «Ищу человека. » – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня. ». Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Фр. В основном именно благодаря этой стороне «Герника» и получила свою известность, свое особое звучание и стала одной из самых знаменитых работ не только двадцатого столетия, но и вообще в истории живописи. Картина «Герника» это пророчество, которое грозит обществу, если оно не попытается измениться исправиться, понять, для чего оно действительно существует.

Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. И здесь художнику нужно мужество устоять. тоже ведь человек. Ну и что бы немного по личности Пикассо, как таковой, так предлагаю прочесть места из книги Ильи Эренбурга "Жизнь, события, люди" (Iкн. ), где он описывает встречи с Пикассо в Париже в период собственной эмиграции. Но все фетиши использовались с одной целью. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована.

Но по контексту слова Пикассо означают тут также и то, что самый «кубизм» не был нарочито «выдуман» как особая техника письма, но что – и это для Пикассо тут оказывается важным – какие-то черты такого особого способа изображения, которые можно найти в африканском искусстве, были глубоко внутренне мотивированы магическим статусом предметов. Была особая атмосфера. Мировая общественность гневно осудила действия немецкого командования. После налета Герника горела ещё трое суток.

Каким образом психолог может иметь дело с реальными вещами искусства, с творчеством реальных художников. Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам. «Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники».

И свет этот, как мы снова и снова видим у Пикассо, оказывается связан с фигурой ребенка, маленькой девочки, знаменующей чистоту и невинность. И что эти другие, новые «тела» и «страсти» нужны человеку. Гойя презирал войну испытывая к ней глубокое отвращение.

Про все главное в «Гернике». Экспонаты должны были быть посвящены теме современности. Ошибочным, однако, будет полагать, будто замысел картины исчерпывается исключительно внешними причинами. Это – светильник в том же значении, в котором он встречается потом и в «Гернике» – там тоже, помимо основного, есть некий второй, загадочный источник света. «Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность» – что значит: освобождаемся, получаем по отношению к ним свободу.

В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. Это – в каждом из нас. В одной из них он держит цветок и обломок меча. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти. Бомбардировка вызвала огромный резонанс как в стране, так и в мире.

Более 1600 человек погибли в ту ночь. Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «Герника видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей». Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана. Цветовой строй выражает дух трагедии: черный, белый и серый говорят о ночи, пепле, могильном саване.

Уильям Блейк: необычные 
картины английского 
поэта

Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

– духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции – все это вещи одного порядка. Это история про бесконечность и незавершенность искусства. Там по проекту Сугасы должны были расположиться все три шедевра (тем более что «Сдача Бреды» для Салон-де-Рейнос и была написана).

Я не знал об этом. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Однако друзей было больше.

  1. «Герника» Пикассо: описание и фото
  2. Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937
  3. Картина «Герника» — протест против войны и насилия
  4. Пабло Пикассо: Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов
  5. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  6. «Герника» Пикассо как отражение нового времени

Оказалось, что факт общеизвестный. Сложное впечатление о картине. Здесь встречается и другой – важный для Пикассо этого периода – символ: фигура маленькой девочки.

Тогда он и начал писать свое произведение к Парижской выставке. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. В одном из старых номеров «Курьера ЮНЕСКО», целиком посвященного Пикассо, есть интересная статья, автор которой пытается указать на связь творчества Пикассо с африканским и, шире – с восточным искусством. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. В июне 1937 года картина была представлена на выставке во Франции. И эта противоречивость должна быть непременно учтена при анализе быка «Герники». Причины и предпосылки могут быть очень разные, однако в данной работе хотелось бы выяснить именно точку зрения Пикассо, который изначально не являлся активно политически настроенным и сильно вовлеченным в жизнь общества человеком.

  1. «Герника» Пикассо легла в основу сюжета фильма Эмира Кустурицы «Герника»
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников
  5. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  6. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  7. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

заданный автором Прославленный лучший ответ это «Герника» представляет собой картину, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3, 5 м высотой и 7, 8 м длиной. Мы знаем, что у Пикассо через всю жизнь прошел мотив какого-то шутовства, юродства. Другие искусствоведы (например, Н. Д. Мадридский журнал «Sbado Grfico» даже писал: «Герника— полотно огромных размеров— ужасна.

Истребители сопровождения в это время, пользуясь полным отсутствием в воздухе республиканских самолётов, летали над дорогами, ведущими из города и расстреливали бегущих в панике жителей. Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику». Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. «Нужно стараться постоянно меняться. На одной из работ этого периода можно видеть минотавра в костюме Арлекина, причем и здесь мы улавливаем особое символическое содержание.

  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Свеча – это символ огня, света, который, правда, загорается тут «среди бела дня», что, опять же, указывает на его непрямое, символическое значение – света внутреннего (который, кстати, как мы знаем по мотиву «ослепления», хотя бы в случае того же Эдипа, становится видимым, открывается или даже загорается только для того, для кого гаснет внешний, дневной свет). Все это, в конце концов, ушло из картины. «Герника» явно заслуживает оптики Данте. Каждое такое звено «обрабатывало» полосу шириной в 150 метров и, следуя одно за другим, они практически полностью зачистили центр города. Бунюэль, Лорка, кто там еще.

Последний изгнанник прибыл на родину». На первом плане была изображена женщина в матроске и простёртый на земле мужчина. Узнав об этом, художник, который писал для Парижа другую картину, поменял концепцию. Он остался.

Вот таким образом налёт был вполне ожидаем. Они были магическими атрибутами. Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита – «в гости».

В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года. Его преступление состояло в том, что для уничтожения военных целей был применён столь варварский способ, как массированная неизбирательная бомбардировка. В «Зеркале» Тарковского – в эпизоде, где герой лежит в постели и непонятно, что с ним: он чуть ли не умирает, – почему-то в руке он держит птичку, мнет, мучает ее и потом она куда-то исчезает. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма».

Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать. Вот такие-то люди, считает автор, они только и имеют шанс, «невозможную возможность», если все же найдут путь к спасению, стать теми, кого мы называем гениями. Пикассо и сам неоднократно говорил, что фигура минотавра является для него не столько очеловеченным животным, как это было для античных греков, сколько, наоборот, брутальным, темным началом в самом человеке. В окончательном варианте «Герники» эта птичка тоже присутствует и, если не знать подготовительных стадий, она была бы абсолютно непонятной – здесь она нарисована на стене и почти неразличима. Так, говорят, что на могиле Пикассо выбита циничная надпись – что-то вроде «Ну и хорошо же я подурачил людей». «Я понял, – говорит Пикассо, – для чего негры использовали свои скульптуры.

Когда в шесть всё стихло, местные жители перевели дух и стали оценивать масштабы ущерба. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка» из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира. Но для исследователя – особенно для того, который пытается подойти к анализу художественного творчества со стороны психологии, – эта работа является особой и еще в одном отношении.

Все происходит как-то очень чисто, светло и трогательно. Первой же в этом списке стала Герника. Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. Весь этот эпизод вполне мог бы быть эпизодом сна.

«Генрика» – это монументальное графическое панно, хотя и созданное средствами живописи. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился. Вскоре, однако, – уже на первых набросках – появляются некоторые мотивы, которые войдут затем в окончательный вариант «Герники».

Что интересно – на разных набросках разные мотивы появляются первоначально порознь и только потом они вступают в какие-то взаимодействия между собой, начинают складываться в какие-то фрагменты будущей композиции, причем характер отношений между этими разными мотивами от листа к листу неоднократно меняется. Судя по всему, бык олицетворяет фашизм в целом.

  1. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  2. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  3. : музыка, которую можно увидеть
  4. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  5. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Но если такой подход по отношению к Пикассо вообще допустим, то это позволяет, конечно же, абсолютно по-другому смотреть даже на его, казалось бы, наиболее известные и, вроде бы, уже вполне понятные (например, в силу их связи с какими-то внешними обстоятельствами) работы, в частности – и на «Гернику». Первая линия – это та, которую можно было бы связать непосредственно с данным событием и, соответственно, с внешним – социальным, гражданским и, возможно, политическим – содержанием этой работы. Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме. Детали эскизов варьируются. Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь.

Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Этот небольшой городок в 33 км от Бильбао в 1937 году подвергся сильной бомбежке, что вдохновило Пикассо на создание огромной фрески «Герника» буквально за пару месяцев. Но на другом листе, где мы видим нечто подобное, это, скорее, что-то похожее на птицу. Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу.

Мечтой Мигеля Сугасы, директора Прадо до марта 2017 года, было создание «Зала мира» в Салон-де-Рейнос, втором филиале музея, конкурс на реконструкцию которого недавно завершился. Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники». Фиаско с «Залом мира» было одной из причин.

Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Хотя сам Пикассо, скорее всего и не отдавал себе в этом отчета, но, просматривая наброски, мы видим, как он с какой-то почти маниакальной последовательностью отсекает и «вытравливает» из этой работы все, что можно было бы связать с дневным сознанием.

Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы. Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам. Нуазезы из «Герники». Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом.

  1. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  2. Культурный код: «Герника» Пабло Пикассо
  3. Другие материалы из рубрики «Север Испании»

Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Один из офицеров, указав на открытки, спросил с неприязнью: «Это сделали вы. » На что Пикассо ответил: «Нет. Сказался копящийся ещё со времён Первой мировой страх перед воздушными налётами. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.

Michael, чувствовать коньюктуру (держать нос по ветру, войти с миром в резонанс) по жизни должен каждый активный человек – это залог более-менее нормального выживания в этом мире противоречий. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор». При всей тотальной новизне в «Гернике» можно найти отзвуки «Страшного суда» Микеланджело, «Комментария на Апокалипсис» Беата Льебанского, мозаик Равенны, романской живописи, картин Бальдунга Грина, «Распятия» Порденоне и «Ужасов войны» Рубенса (там и женщина с поднятыми руками и мать с мертвым младенцем и лежащий ниц мужчина и Венера, простирающая длань почти так же, как «маска» со светильником). И что они могут даже стать его друзьями. Важно, что основные фигуры, с которыми мы встречаемся в «Гернике», не были специально изобретены или выдуманы Пикассо для этой работы, – это фигуры, сквозные для всего творчества Пикассо предыдущих лет. Вместе с тем, коль скоро этот «Пегас» появляется здесь из смертельно раненой, умирающей лошади, он может означать и что-то вроде ее души, которая «отлетает», выходит. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей».

«Герника» Пикассо: 
описание и фото

Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Про миссию художника. После налёта город горел на протяжении трёх суток. Всю ночь гулявшая – и здорово погулявшая – компания ранним утром готова разъехаться.

Многие слышали про баскский город Герника благодаря Пабло Пикассо. А в другой руке – свеча. В дальнейшем под давлением доказательств операция «Рюген» была признана, но количество её жертв симпатизирующие Франко занижают и до сих пор. Это событие было настолько неожиданным, что не могло никого оставить равнодушным.

В эту эпоху война — главное мужское дело. Все. От эскиза к эскизу нарастает мрачность, темнота. Все нужно испытывать своей собственной мыслью».

Пикассо здесь говорит про «духов», про «заклинание духов». Они не знали, что для их города самое страшное ещё впереди. С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения. Прошу парижских друзей прислать фотографию дома.

И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома и на женщину с ребенком и на «маску», освещающую путь. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. В этом окончательном варианте события происходят в каком-то странном подземелье.

Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Мне захотелось бежать оттуда, но я не ушел, я остался. На чашу весов судьбы, которую можно назвать чашей «добра», «положительного» в человеке, брошено гораздо больше, чем на другую, где – «дьявольское», «темное», «злое». Это – орудия.

В 1937 году весь мир и Европа в частности, следили за ходомгражданской войны в Испании. Настолько все это серьезно – личностно серьезно. Сама материя мира жива, зло преходяще. Это устойчивый символ возрождения – творческого начала жизни и – самой жизни. С разрешения Франко, 26 апреля 1937 годанемецко-фашистская эскадрилья «Кондор» совершила ночную бомбардировку баскского городка Герника, в котором проживало около 5000 тысяч человек.

О городе Герника в Стране Басков знает весь мир. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Реальность и искусство сошлись в это мгновение. Она почему-то тоже оказывается в этот час на пляже. Репортажи Стира сначала были опубликованы в лондонской «Таймс», затем были куплены и напечатаны «Нью-Йорк Таймс» и после этого публиковались во многих других источниках в разных странах.

Недалеко от лампы из которой льётся свет, расположились бык, конь и птица. Но в случае Пикассо мы могли бы понимать их прежде всего в психотехническом статусе, то есть как особого рода средства, с помощью которых человек пытается овладеть не внешними силами, но в первую очередь – самим собой, своим «бессознательным». Генерал Франко пытался привнести военную диктатуру. Рассмотрим фигуру матери с мертвым ребенком.

«Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству. Изображенный на гравюре мужчина пытается спастись бегством. Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку.

Красно-золотое одеяние рыдающей переместилось в коллаж «Femmes leur toilette», который ныне украшает резиденцию посла Франции в Мадриде (глядя на эту работу, понимаешь, что дуэнде Герники уберег шедевр от дурновкусия).

Но главное тут даже не в этом. За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. Это не только внешнее, сюжетное развитие, но также и развитие смысловое – развитие тех смыслов, которые придавались основным действующим фигурам, ситуациям и сюжетам. В более зрелый период он склоняется к сюрреализму и постепенно из него открывает кубизм.

Невероятно напряженная динамика, которую подчас можно обнаружить в бессознательной жизни, происходит в каком-то особом мире, где время в обычном смысле слова отсутствует, где царит вечное настоящее и происходит «вечное возвращение». Время задает призму восприятия. То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом. Бесстрашный человек в белой рубахе вскидывает руки. Оценка работы Пабло Пикассо была неоднозначной.

Все нетвердой походкой направляются туда и видят, как на их глазах рыбаки вытягивают сети с каким-то огромным странным чудовищем. «Гернику» относят к зрелому периоду творчества Пикассо, который начинается с его переезда в Париж. Что мы видим в правом углу «Герники». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.

Есть, однако, продолжает он и другие люди, которые в некотором смысле с самого начала оказываются «проклятыми», – это люди, в случае которых на чашу «злого», «темного», «недоброго» изначально брошено гораздо больше, чем на другую, так что эти люди – просто для того, чтобы выжить в качестве людей в этой своей (изначально, казалось бы, безнадежной) ситуации, чтобы не погибнуть в духовном смысле, чтобы выправить положение этих весов судьбы, – должны совершать постоянное и отчаянное усилие, напряженную внутреннюю работу. Эпическая пьеса близилась к финалу. Не каждый может это сделать. Мы снова и снова встречаемся с этим.

За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. На протяжении всего фильма его герои «играют» в жизни, они в каких-то масках, непроницаемы друг для друга и нет места для подлинной встречи и контакта между ними. Однажды он сказал, что бык – воплощение жестокости, а конь – народа. «Да нет же, – говорит Лакан, – нельзя так меня читать, ничего не поймете.

Сна, толкование которого излишне. Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день. Художник ответил: «Нет, это вы сделали».

Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня. Рисунок точен и скуп, художник избегает детализации, стремится к обобщенности, так как создает аллегории и символы. Мы видели, как фигура минотавра интимным образом связана с собственным «я» Пикассо. Вся его жизнь была связана с живописью. Не менее важны для понимания «Герники» и графические листы из серии «Мечты и жизнь Франко». В «Минотавромахии» мы видим минотавра по-прежнему агрессивным, страшным, жестоким. Позже он говорил, что оба животных означают жертву.

И у того и у другого – в контексте проблемы освобождения и работы над собой. После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев. Но и этот жанр был изобретен художником не случайно. И этот опыт, если он может быть передан другим людям – тем, которые находятся не в таком отчаянном, не в таком безнадежном положении, – этот опыт может оказаться полезным и для других – «обычных» – людей в их борьбе с темным и злым в себе. Никакого военного преимущества этот налет не давал, фашисты хотели нанести «психологический удар» для запугивания.

Здесь черный цвет – символ утраты нравственных оринетиров, то есть, символ умонастроения эпохи. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН.

Про боль неуслышанности. Неоднозначной была и реакция публики. А вот что на обороте холста.

Она уникальна тем, что в этом случае сохранились почти все предварительные материалы. Во всяком случае, она стала своеобразным символом искусства двадцатого века. У этого фильма, как мы помним, довольно-таки безысходный финал. Пол в комнате напоминает карту боевых действий. Ключом к «Гернике» должно быть понимание того, что Пикассо написал ее, прежде всего, для себя. История этого знакомства описана у многих биографов. Это было время Гражданской войны в Испании.

Пикассо хочет сказать: то, что случилось, – случилось, может быть именно потому, что каждый из нас носит эту «чуму» в себе. Это какая-то прямо-таки «пиктографическая» запись для себя, своеобразная скоропись без всякой еще попытки как-то графически воплотить замысел, реализовать его. Юнга. А также гонорар.

Юнг пытался наметить своеобразный генетический подход к творчеству Пикассо. На одной из страниц этой книги автор ведет речь о том, что такое «гениальность». Мы видим, что действующими лицами – главными действующими лицами – являются здесь даже не люди, хотя и они тут есть (и это люди, которые, понятное дело, пребывают в состоянии агонии и отчаяния), – но главными фигурами в этой работе являются все же две нечеловеческие фигуры: это лошадь в центре картины, которая тоже агонизирует – она смертельно ранена, видно несколько огромных, зияющих ран, – и это бык, который находится в углу картины. Но он возможен только на какое-то короткое время и уже минутой позже мы понимаем, что все будет как было, по-старому. Похоже, здесь он выговаривает некую свою тайну, которую, быть может, никому (а тем более – всем) и открывать-то был не должен.

Начнем с того, что данный период в творчестве П. Пикассо (1937 год), как он сам говорил об этом «худшее время в его жизни». На создание у художника ушло прядка месяца. Но есть и второй свет.

Республиканцы говорят о «даре» Пикассо, которому всего лишь оплатили холст и краски. Но, кроме того, была еще и задача бороться с обычной установкой по отношению к «научному» тексту как к такому, который в силу самого своего статуса научного текста – как будто тем самым у него «на лбу» начертан этакий «знак качества» – требует принимать его без всякой критики, на полном серьезе, за чистую монету, во всем доверяя автору и т. д. По воспоминаниям Ле Корбюзье известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей", а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков. И если нам удается его слышать, мы понимаем, что он все же человек и ему страшно быть одному, совсем одному со всем этим.

С одной стороны – это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен. «В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Включение в гамму любого другого цвета лишь ослабило бы впечатление.

А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения.

И это последние кадры фильма. Но по мере работы лобовые политические высказывания, язык плаката, уходят из картины. Известна история, что когда в 1940 году к Пикассо пришли люди из гестапо, они увидели на его столе открытки с репродукцией «Герники». В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки и тема не оговаривалась. И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду.

В конце концов, они же не были кубистами. Пытаясь ответить на этот вопрос, мы ограничимся в данной работе демонстрацией принципиальной идеи или принципиального подхода к анализу художественного творчества, – подхода, который, вслед за Выготским, можно было бы назвать «объективно-аналитическим» или культурно-историческим. Испанцы победили, но Спинола не позволяет губернатору опуститься на колени. На месте солнца теперь загадочная лампа-глаз с острыми лучами, положение мертвого солдата меняется: кулак опущен, а тело с раскинутыми руками скорее отсылает к распятию. Было сброшено более 20 тонн бомб.

Нужно отметить, что в «Гернике» Пикассо использовал ряд приемов, характерных для современных ему авангардных течений в искусстве и они сильнейшим образом способствовали повышению экспрессии. Эту монументальную фреску Пабло Пикассо написал в 1937 году для Всемирной выставки. Поразительное заявление.

Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. Широко известна так называемая волларовская серия. Тогда немецкие дирижабли и аэропланы бомбили ряд городов и стремительное развитие авиации в двадцатые-тридцатые подсказывало, что в следующей войне это будет происходить ещё ужаснее и разрушительнее. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.

Его держит протянутая – опять же, женская – рука, рука некой непонятной женской фигуры. Нельзя читать так некритично. «Герника» была написана Пикассо в 1937 году.

Он явно не в себе. Для одних их спасение – духовное спасение – заранее, с самого рождения уже предрешено. И только бык кажется не соответствует общей атмосфере.

Множество обстоятельств послужило причиной написания данной картины. Конечно же, выбор и художника и картины неслучаен. Естественно возникает вопрос: что же было раньше и что откуда перешло.

Важное замечание, которым мы еще воспользуемся, когда снова вернемся к анализу «Герники». Поразительно, насколько его рефлексия тут адекватна и точна. Ни один жанр не способен так остро и глубоко передать чувства и эмоции людей, попавших в ловушку из которой нет выхода крик их души, всепоглощающий страх. «Духи, – Пикассо сам ставит здесь запятую. Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. Погибли несколько сотен человек – в основном, мирные жители. Противоречивость эта состоит в том, что, с одной стороны, здесь (как и на многих других работах Пикассо) мы видим быка как некоторое предельное воплощение грубого, брутального, агрессивного, не подвластного контролю начала – начала, которое, как правило, связано также и с насилием, часто в эротическом смысле этого слова.

Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века. В сравнении с этими эскизами окончательный вариант производит впечатление чего-то застывшего, однако при этом – чрезвычайно экспрессивного. Только потом, когда мы выходим из зрительного зала и начинаем снова и снова мысленно возвращаться к этому фильму, думать над отдельными его эпизодами и образами, – только тогда мы начинаем вдруг что-то понимать, у нас начинает что-то связываться, начинает «говорить» именно в этом – втором – плане. Раннее утро.

Два самых важных политических символа басков. После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега».

9 мая датирован первый эскиз всей композиции. Одним из важнейших событий революции в Испании (1931-1939 года) стала Гражданская война. Что побуждает писателей, философов, художников на протяжении всей истории человеческого существования поднимать данную проблему и выносить ее на всеобщее обозрение. Но новость о его уничтожении повергла художника в шок. С точки зрения туризма, «Герника» очень богата. Пикассо входил в кружок (КРУГ) самых прогрессивных деятелей искусства своего времени, причем не из бедных семей.

У Гойи война уже явлена как метафизическое зло. Страшную, уродливую искалеченную женскую ногу. И опять мы видим сочетание двух взаимоисключающих мотивов: в руке воина меч, правда, сломанный, – но вместе с тем откуда-то «прорастает» цветок. Но разве не это мы называем традицией.

Маленькую девочку, с которой незадолго до того случайно познакомился. 11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7.

Ультраправая испанская газета «Арриба», например, утверждала в январе 1970 года, что в Гернике погибло всего двенадцать человек. Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ. Почти на каждом из листов этой серии встречается фигура быка, а точнее – минотавра.

Пикассо не был религиозен. И мы встречаем тут Пикассо «неведомого», неожиданного с точки зрения расхожих представлений о нем как о баловне судьбы, миллионере, который купался в золоте, покупал себе лучших женщин, жил вообще в свое удовольствие: где хотел, как хотел, делал, что хотел и т. д. И вот – в конце фильма как будто бы происходит некий прорыв. Не стоит забывать и о том, что в городе располагалась оружейная фабрика «Астра» – одна из крупнейших в стране, – и её руководство отнюдь не придерживалось политически нейтральных позиций, занимаясь поставками и ремонтом стрелкового вооружения для республиканцев.

А на месте обрубленного дерева (единственной прямой — и очень быстро исчезнувшей — отсылки к конкретике Герники) возникает угол стола с раненой птицей. У бегущей женщины с обнаженными ягодицами на первых этапах работы в руке был изображен кусок туалетной бумаги — эта физиологичность отсылала к серии гротескных сатирических гравюр «Сон и ложь Франко», которую Пикассо заканчивал в то же время. Если говорить совсем точно – ко времени появления его «Авиньонских девиц». Бык и конь представляли, вероятно, Испанию. Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН.

Эта идея материализуется в образах, которые сродни откровению, прозрению. 26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город. Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет.

Блаженны изобретатели велосипедов. И «проговаривание» это тут, конечно, не помогает. Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна.

Кто с любопытством, кто с ужасом разглядывает его, отпуская скабрезные шуточки. Делая эскизы, Пикассо не отходил от мольберта по 12–14 часов в сутки. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы – основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь.

Сам же художник утверждал, что бык – это символ жестокости, а конь – это народ. В макете победившего в конкурсе проекта Нормана Фостера и Карлоса Рубио мечта директора Прадо (а также воля самого Пикассо, что неоднократно подчеркивал Сугаса) была воплощена. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Наш анализ «Герники» продолжает некоторые линии, намеченные в небольшой статье, скорее, даже заметке о Пикассо К. Г. Из самой картины ее значение не понятно.

Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. На Всемирной выставке в Париже Пикассо представил свою картину широкой аудитории, но реакция зрителей не совсем соответствовала представлениям художника. В этом внешнем, «реальном» плане героиня оказывается в некой критической точке своей жизни, она должна принять важное решение: расстаться с мужем или нет. Война – это один из самых жесточайших и разрушительных феноменов, «бессмысленная и беспощадная», как часто пишут о ней. И здесь можно сказать, что самый окончательный формат картины не случаен.

В контексте испанского искусства шедевр Пикассо встал в ряд со «Сдачей Бреды» Веласкеса и «Расстрелом 3 мая» Гойи. Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75 построек города. Не все были готовы воспринять тот ужас и хаос войны, описываемый автором. Как только мы останавливаемся, «засыпаем» – это в нас начинает разрастаться. Но, вместе с тем, на других работах этой серии можно видеть, как у Пикассо происходит то «слипание», то «разъединение» фигуры минотавра и его собственной фигуры, которая появляется уже в человеческом виде.

По-видимому, последние листы этой серии были сделаны уже после «Герники» и мы видим, скорее, следы «Герники» на некоторых листах этой серии, а не наоборот, хотя начата эта серия была еще до «Герники». Так, в «Джульетте и духах»: с одной стороны – вполне реальные и обыденные события, происходящие в одной обычной семье, семье героини – Джульетты. Эта работа взята нами не потому, что является одной из самых известных и значительных работ художника (а возможно – и одной из самых знаменитых работ в истории искусства двадцатого века или даже, как многие считают, во всей истории европейского искусства в целом), но потому, что в самом творчестве Пикассо она занимает особое место. После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Всё действие картины происходит в комнате.

Первые листы, прямо относящиеся к «Гернике», датированы 1 мая 1937 года, то есть они созданы всего несколько дней спустя после гибели Герники. В другой же раз художникответил, что оба животных являются жертвенными. Так, взятый в экстерьере, по своему прямому назначению, светильник лишен смысла. В 1937 году республиканцы сдерживали под Герникой наступление мятежников генерала Франко.

Фигура быка только наполовину реальна, а наполовину она – мифологическая. Мы видим детали интерьера: намечены углы комнаты, потолок, пол и т. д.

Так, минотавр – через какие-то детали ряда более ранних работ Пикассо – неожиданно связывается с одним из сквозных образов его «розового» периода, а именно с фигурой Арлекина. Иначе – катастрофа. Я был художником. Большие пересекающиеся плоскости передают современный – механический – характер бойни. Что же с ним происходило здесь. «Дьявола», быть может, следует взять тут в кавычки и понимать это слово в психологическом и психотехническом смысле – как обозначение каких-то темных сил, которые Пикассо, как и всякий человек, чувствует в самом себе. Эта линия связывает работу Пикассо с событием истории: прежде всего истории Испании (родины Пикассо), но также и истории Европы – предвоенной Европы и Европы времен гражданской войны в Испании, когда уже надвигалась и разрасталась нацистская чума, – и истории двадцатого века в целом.

Если предложенное вам удастся (а это, т. е. Спасибо за пост. Этим, быть может и обусловлено впечатление «незавершенности» работы.

На город обрушились бомбы, средний вес которых составлял 40 тонн. Этот анализ похож на толкование сновидения: наброски – это что-то вроде «свободных ассоциаций», через которые можно понять смысл элементов самой картины. Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Последовала череда трагических событий, которые потрясли мир Пикассо.

Очень хотелось бы в это верить. Возможно, что и Пикассо ищет, мучительно хочет найти настоящего человека посреди хаотичной скотобойни войны. Быть может история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо.

Эти негритянские изображения были intercesseurs (заступниками, посредниками). Понимающая встреча с его творчеством и с его личностью – воистину «инициальное испытание» для каждого ищущего человека. В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде.

Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. И сам Пикассо далее говорит об этом абсолютно недвусмысленно. В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом. Эта работа была начата еще до «Герники» – что важно, поскольку здесь обнаруживаются бесспорные параллели с «Герникой», например, фигура кричащей женщины с ребенком на руках и другие фигуры и мотивы. Только такой человек, как Пикассо, чувствует их в себе особенно остро.

Но, быть может, нельзя без критики доверять и художнику. Так они познакомились с Дорой Маар. В случае этой работы Пикассо, как и для всего его творчества (а возможно – и вообще для анализа любого сложного и серьезного произведения искусства), это обстоятельство представляется решающим. Здесь версии расходятся.

Смысловое поле «Герники» вмещает все поиски Пикассо: «Авиньонских девиц» и сцены корриды, «Минотавромахию» и «Распятие», треугольные композиции голубого периода и острые углы кубизма. Он как бы говорит нам: еще вчера и я не подозревал обо всем этом, я жил как бы во сне. Ряды французов, убивающих мадридских повстанцев в «Расстреле 3 мая», сливаются в безликое многоногое чудовище. Погибли солдаты республиканской армии, мирные жители. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией.

Это – большая и старая тема, тонкое и серьезное обсуждение которой – как темы «тела» – мы находим уже у Платона, позже – как темы «страстей» – у Декарта. В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. В одной из последних версий «Герники» вместо нарисованной бумаги появляется кусок бумаги настоящей — приклеенный к левой руке. Причем мы понимаем, что именно здесь он предельно искренен. То есть была атмосфера что-то делать.

Причем если просмотреть эту серию целиком, выстроив ее в ряд, то – как и в случае серии подготовительных этюдов и эскизов к «Гернике» – можно увидеть определенный процесс развития. А, вспомнил, Павел Моржовый. К тому времени у Пикассо была публика, продажа была. Что значит эта фигурка.

По поводу же выбора именно «Герники» из всего огромного наследия Пикассо необходимо высказать несколько предварительных соображений. Однако друзей было больше. Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо.