Анализ Картины Сватовство Майора Федотов

Картина Сватовство майора: описание картины

Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Рядом с купцом стоит сваха. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.

Что можно сказать про этого персонажа. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Отдали её за другого.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38.

Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Это излюбленный приём Павла Федотова. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Откуда лента здесь взялась. Жених стоит в дверях и с хитрым прищуром, покручивая ус, осматривает владения купца, подсчитывая свою выгоду от предстоящего брака. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Сын был гордостью и надеждой семьи. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.

Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. 58, 375, 4.

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Но не всё так однозначно. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Видимо, в псалтырь. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.

Может, не лучший выбор делает купец, собираясь выдать дочь за майора, который по возрасту годится ей в отцы и зарится на богатство. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. / По-старинному— в сизом платочке. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

И здесь – важный момент. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляетпоступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. — стыд какой. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Браки по расчёту вообще самые крепкие. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Ж-4521)8910.

Со вчерашнего дня Ее нет для меня. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В ней борются противоречивые чувства.

чужой. Все не столь однозначно с Купцом. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Женатым и холостым мужчинам же все это было доступно и так, кроме, разве что законных наследников. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.

А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого.

Помогите описать 
картину Сватовство 
майора

Помогите описать картину Сватовство майора

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Подобные браки случались тогда повсеместно. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Стерпится – слюбится. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно.

Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. ассигнациями в месяц». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Кроме одного.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Ах, уж эта кулебяка. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.

Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. А там, если помните, никакого туалета. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. Вопрос спорный.

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Грустная история. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

Сватовство майора и шутовство художника

Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». 5. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Для большего не хватало грамотности, связей.

Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка.

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.

Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Подобных вопросов возникает множество. Ведь он жених. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае.

получали то, что хотели, становились счастливыми. Служанки шушукаются. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта.

Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. / Нет, в светлицу уйду. »46.

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

осталась незавершенной. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.

И зачем. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Жених уже стоит в дверях при полном параде. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. А седобородый батюшка-купец.

Подобные браки случались тогда повсеместно. / Никогда с ними я не бывала». Про нее писали вгазетах. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В юности «забрили лоб». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».

На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. А дальше можно предполагать. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ).

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.

Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Картина «Сватовство 
майора»: описание 
картины

Картина «Сватовство майора»: описание картины

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Только наверняка он «происхождения тёмного». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как рази сумел передать Федотов.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина

К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.

Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.

  1. Редкие и интересные исторические фото
  2. 18 исторических фотографий в цвете, которые полностью погружают в прошлое

На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. / Ой, стыд какой. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Ведь на столе наготовлены разные угощения. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Все присутствующие ждали этого события. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Кроме одного.

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

На ее лице читаются властность ирасчетливость. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.