Автопортрет Марка Шагала
В огромном наследии Марка Шагала произведения автопортретного жанра, наверное, самые многочисленные. В огромном наследии Марка Шагала произведения автопортретного жанра, наверное, самые многочисленные. Последним произведением Марка Шагала, замыкающим его беспримерное творчество, стал автопортрет и это также весьма символично. Последним произведением Марка Шагала, замыкающим его беспримерное творчество, стал автопортрет и это также весьма символично.
Иерусалим как прообраз шагаловского Города
По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Но только божество это, разумеется, не Аполлон. «А как. В действительности Шагал говорит о себе. Именно слово давало ему «свободу обращения с пространством и временем».
Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. «Меня окружали там давно ушедшие друзья. Картина создана по канонам неопримитивизма в сочетании с кубизмом.
- Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал
- О портрете Марка Шагала, написанном Юделем Пэном
- Описание картины «Автопортрет с семью пальцами»
- Исполняется 130 лет со дня рождения Марка Шагала
- Марк Шагал-«художник без границ»: Малоизвестные факты из жизни и творчества художника- авангардиста
- Автопортрет, выполненный кистями
Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Как мы знаем, в таком артистическом облике изображал себя и Юрий Моисеевич Пэн.
Их картины освещали мою младенческую физиономию. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский.
- Интересные факты о Марке Шагале — величайшем художнике-авангардисте 20 века (22 фото)
- Описание картины Марка Шагала «Автопортрет»
- 8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала
- Художник: Шагал Марк ЗахаровичАвтопортрет
- Марина Бессонова – Избранные труды (сборник)
- Другие картины Марка Захаровича Шагала
- Основные темы картин и цветовая палитра Шагала
Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Великие мастера как бы подписывали автопортретами свои фрески. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. Он рано понимает, что будет писать не так, как все. На бледном лице сияют глаза.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Осел и невеста, составляющие влюбленную пару, на первый взгляд и в самом деле предстают как нечто совершенно сюрреалистическое и уж точно фантастическое. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Шагал Марк Захарович (наст.
- Парижские картины на ночных рубашках
- Шагал — основатель Витебского художественного училища
- Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
- Монументальное искусство Марка Шагала
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами). Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Один – о детстве, другой – об изгнании, третий – о тоске. Теперь он – Марк Шагал, на французский манер.
В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием». Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза.
- Мойша Сегал – уроженец Витебска
- Комиссар по делам искусств Витебской губернии
- Скульптуры и керамика Марка Шагала
- Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства
- Самое интересное в виде мозаики
Это ощущается уже в ранних его работах. Но чувства девушки были серьезными. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Бакст весьма нелестно отзывался об ученических эскизах своего нового студента и тот вскоре не выдержал — в том же 1909 Шагал неожиданно вернулся в Витебск. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. "Король художников" Рембрандт издавна был "королем" и в жанре автопортрета. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Сумрачный, "музейный" колорит, светотеневая лепка лица, скупая красочная гамма, эффектный контраст белого воротника и белого букета с нейтральным фоном, гордый взгляд на зрителя сверху вниз, одеяние, прическа, головной убор – все убеждает нас в том, что перед нами романтический творец, наделенный великими возможностями. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
- 10 ситуаций, которые всех бесят в сексе
- под микроскопом: жуткие факты, настоящий состав и многое другое
- 6 простых способов понять, что вам нагло врут в лицо
- Вредные и бессмысленные советы бабушки: вот что нельзя больше делать на кухне
- Гаранс Доре: 5 уроков по стильному в французском стиле
- Как на самом деле жили люди при Сталине
- 10 странных друзей, которые есть у каждого из нас
- «Благославен будь, мой Витебск»
Но принять материалистическую марксистскую идеологию он, конечно же, не может. Не будет преувеличением сказать, что Шагал – истинный пророк ХХ века.
В Париже его учителем стал Лувр. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.
Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Явь или бред. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Нужен очистительный потоп, глубинная, а не поверхностная революция». Таковы и иллюстрации Шагала к Библии.
В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Так он писал о Белле, ставшей его женой. Но она же и бесконечно возвышенна, парадоксальна, небесна. Как известно, Рембрандт был кумиром для Юрия Моисеевича Пэна. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже.
- Описание картины Марка Шагала «Автопортрет с семью пальцами»
Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Полотно авторства художника имеющего еврейские корни, Марка Шагала увидело свет в 1912 году. Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Притча – жанр удивительный. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Что такое «Мертвые души». Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года).
Серебряный век лишил слово и понятие маска однозначной негативности. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Так создается своего рода храм искусств.
Среди автопортретов Шагала, особенно ранних, есть один-два, по которым видно, что он внимательно изучал свою незаурядную внешность и бесхитростно (насколько это возможно для Шагала) передавал ее. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти.
Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты.
Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь.
Только упование на Господа дает любому человеку надежду даже в самых безвыходных ситуациях. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Шагал сумел преодолеть, "снять" скорбь и горечь человеческого существования другим образом, другим способом. Наша жизнь лишилась духовного измерения, всякого христианского ориентира и, как пишет Оливье Клеман, «сейчас в мире господствует эмпиризм видимого и субъективизм удовольствия, а также вульгаризированный психоанализ, претендующий на обладание ключом ко всем проблемам». Я только напомню все эти прекрасные картины: "День рождения", "Над городом", "Прогулка", "Двойной портрет с бокалом вина" (в этой картине звучит отдаленное эхо образного строя вышеупомянутой картины Рембрандта "Автопортрет с Саскией на коленях"). Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Не случайно на картине так много церковных образов.
В этих образах воплощены воспоминания детства или юности. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Изображение построено на контрастах. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей.
Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль.
Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения.
Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Художник на картине успешен и одет по последней моде того времени. И если Белла символизировала женское начало, то по аналогии собственный облик Шагала был призван играть роль второго основополагающего начала в человеческом универсуме, мужского (янь и инь). Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Это уже своего рода мировая consecration. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Она везде рядом с влюбленными и кажется их общей душой. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Композиция произведения условно поделена на две части. Его живопись становится свободной и светоносной.
Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. «Словно он переводит Гоголя на язык своего искусства. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.
Разлетаются небесные тела, комья грязи, живые и мертвые. Ответ был дан на молитву юного Шагала: «Господи, Ты прячешься в облаках или за домом Сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. В ней появляется «неслыханная простота», о которой писал Пастернак. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Прежде всего он отправляется в Лувр.
Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Вот оно на картине «На берегах Сены» 1953 года, где юная женщина с младенцем позирует художнику, а над мостами Сены витает зеленая коровка с русалочьим хвостом. Тогда же появилась еще одна определяющая черта в самоидентификации художника. Запрет на изображение был преодолен художниками еще до Шагала (один предков художника в XVIII в. расписал синагогу), но только Шагал стал великим мастером внутри иудейской иконоборческой традиции. Там в это время расцветает сюрреализм.
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Она выливается в грандиозную библейскую эпопею. Присутствует это мистическое существо и в полотне «На двух берегах» (1943-1958 гг. ), где зеленая коровья голова молитвенно обращена к небу. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Их переполняют эмоции.
И в "Любовниках" и в других автопортретных изображениях Шагала с Беллой он может быть, фигурально выражаясь, разного цвета (то есть его внешние черты могут не совпадать в разных картинах). Как известно, Рембрандт был кумиром для Юрия Моисеевича Пэна. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Главное, что он – Влюбленный. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией.
Прежде всего он отправляется в Лувр. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Витебск внизу – он возник из детства и принадлежит прошлому. Оба они осенены летающими часами, как бы овеществленным временем. Шагал был общительным и хорошим рассказчиком.
Вот трагическая фигура «Продавца газет», несущего печальные новости. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Ее целует возлюбленный, который в порыве чувств отрывается от земли и взлетает, увлекая за собой свою вторую половину. Радость бытия и удивительная чистота заливают страницы его книги. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом».
Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»». Однако грязноватый, мрачный колорит картины напоминает скорее «Едоков картофеля» Ван Гога, чем традиционную религиозную живопись. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Откуда оно. " Эфрос далее отмечает "неожиданные седые пряди, прорезавшие светловьющиеся волосы молодого художника".
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Оказавшись изолированным от богемной жизни Парижа с его обязательным эпатажем и бурным общением творческих людей, художник словно окунулся в собственное прошлое. Белла в полотнах и рисунках Шагала была воплощением Музы, Невесты, Жены, Прекрасной Дамы. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В них с великолепной художественной мощью отчеканились эмблематические образы самого Шагала и его Музы.
Оказалось, только что на свет появился его младший брат. Она вызвала немало споров. В интересующем нас "автопортретном" аспекте мы рассмотрим лишь две работы. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции. В нем все летит, несется, пританцовывает – стулья, свечи, дороги, мужики и помещики».
Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием». Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. И это не противоречит ничему в иудаизме, который Вл. Возвратившись домой, Марк сумел вернуть себе прежний пост, но конфликт с Малевичем имевшим славу столичной знаменитости, заставил его задуматься о смене деятельности и даже о другом месте жительства. Художник, как сотрудник комиссариата, установил связь с одним из творческих клубов Литвы и предложил устроить в Каунасе выставку своих работ. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1913 году Шагал оказался в Париже, где готовился к выставке в Салоне Независимых (французском объединении художников, к которому в разное время примыкали Хуан Миро, Анри Матисс, Александра Экстер, Винсент ван Гог).
Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Бретон, Бунюэль, Рене Клер взрывают традиционалистское сознание. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. Импрессионизм, кубизм, все новейшие течения, которыми бредил Париж, ему были равно чужды.
Думаю, они наговорились вдоволь. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). У каждого художника есть свой «первофеномен».
А за крыльями серафима проступает распятый Мессия. Его детство предстает счастливым и почти безмятежным, несмотря на бедность родителей и все «прелести жизни» в черте оседлости. Замыслом Автопортрета, возможно, было укрепление ассоциативной связи между Шагалом и его картинами. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». — Прим. И я понял: это моя жена. Их молитвы сливались с моими.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Решено. 2 Художник. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли», — пишет он в своей книге «Моя жизнь».
Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Яви мне мой путь. Иудеи всегда говорили притчами, а в начале ХХ века Марк Шагал принес их в изобразительное искусство, «смешав банальность видимого и парадоксальность неизреченного». Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». И вместе со всем этим танцует душа художника. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных.
Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26.
Шагал оставил нам свою автобиографию. Благодаря знакомству с Луначарским мастер и его семья получили советские паспорта и разрешение на выезд из страны. Первый год он снимает студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Это мои глаза, моя душа.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. "Теперь ваши краски поют", – говорит его петербургский наставник Бакст. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Впрочем, Рерих его работы часто хвалил их охотно брали на внутришкольный конкурс и в результате Марк оказался в числе тех студентов, кому Общество выделило небольшую стипендию. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника.
Бог вывел его, как когда-то евреев из Египетского рабства. Искушенный взгляд узнает в произведении на мольберте картину «Россия, ослы и другие». Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Библейские пророки – вот его истинные друзья и собеседники. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
«Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем». Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами). По возвращении в Витебск Шагал, как известно, создает большую группу документов. Так создается своего рода храм искусств.
Иудеи чувствовали бесконечную удаленность Бога от человека и бесконечную близость к Нему. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам.
Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. Но и счастливая любовь тоже есть в холстах этого периода. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. «Меня окружали там давно ушедшие друзья.
Перед распятием» (1947 г. ) красная корова уже alter ego художника. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Белла вверху – она царит в памяти и принадлежит настоящему. Равно как и Ван Гог (я говорю о них потому, что начинала с них разговор об автопортретах).
Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Рембрандт фиксировал те изменения, тот скорбный опыт, которым нагружала его жизнь. Искушенный взгляд узнает в произведении на мольберте картину «Россия, ослы и другие».
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Правда искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. И другая важнейшая книга о российской жизни становится своего рода его декларацией. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Как мы знаем, в таком артистическом облике изображал себя и Юрий Моисеевич Пэн.
Среди автопортретов Шагала, особенно ранних, есть один-два, по которым видно, что он внимательно изучал свою незаурядную внешность и бесхитростно (насколько это возможно для Шагала) передавал ее. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей.
Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами.
Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Автопортретный герой картин Шагала живет в Витебске, он Витеблянин. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Однако страшные образы Советской России не покидали художника.
Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в форму своеобразных символов. Марк Шагал работал в стиле авангардизма, а его картины всегда наполнены таинственным смыслом, который так любят выискивать искусствоведы, в то время, как простые любители живописи просто наслаждаются работами художника.
4 Город. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Это полотно стало одной из первых шагаловских вариаций сюжета о рождении Христа: «святое семейство», глава которого прячется под кроватью, приветствуют шумные родственники-волхвы, приносящие дары. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Как решить задачу, я не знаю. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский.
Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. За полотном брошена лестница, символизирующая постижение автором сакрального смысла. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты.
Сам знаешь. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. А за крыльями серафима проступает распятый Мессия. Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе – эльф и он же домовой или Добрый малый Робин). Загаданная картина называется "АВТОПОРТРЕТ с семью пальцами" и была написана в 1913 году.
Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». В них он еще вполне в русле современного ему искусства изыскан, чуть-чуть манерен.
«Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Но это разные рассказы. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая.
Шагал удостоился премии Карнеги. Первая ничего ему не дала, вторая дал понять, что он должен забыть все, чему его учили раньше, хотя искусство Бакста было чуждо ему, как и все течение «Мира искусства», где царили стилизация, эстетизм, светскость и некоторая манерность. Многие поздние картины уже пожилого художника проникнуты бурным весельем, музыкальностью и праздничным настроением.
Оказалось, только что на свет появился его младший брат. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Его пригласил во Францию давний друг, поэт Блэз Сандрар и предложил заняться иллюстрированием книг. Это всё, что я могу наскрести. Первая ничего ему не дала, вторая дал понять, что он должен забыть все, чему его учили раньше, хотя искусство Бакста было чуждо ему, как и все течение «Мира искусства», где царили стилизация, эстетизм, светскость и некоторая манерность.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно – как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Шагаловский театр сродни народному площадному действу. Слово было для него «эквивалентом человеческого духа». Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления.
Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Кроме того, в его мыслях силуэт русского православного храма. Ползал и подбирал. В одном его крыле отсчитывают неумолимый бег времени старинные часы, а в другом проявляется образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках.
За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25). Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. Узорчатое покрывало на постели, вышитый ковер на стене, яркий красной пол, а в центре — молодая женщина в струящемся темном платье и с букетиком цветов в руках. Главная линия, главная магистраль шагаловского творчества – любовь, о которой художник не уставал говорить до самой смерти. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли», — пишет он в своей книге «Моя жизнь». Но идиллия продолжалась недолго. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
Мир вообще понимается Шагалом как божественное Слово и как текст. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Беларуси, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. А Вл. В Европе и Америке постоянно экспонировались его картины, открывались персональные выставки, сам же он занялся монументальной живописью.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. На фоне сочетания русско-еврейской культуры написан настоящий французский франт. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк).
Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным.
Действительно, в этом произведении много странного. — я тоже. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. И вот он снова в Париже. Нет в них ни стройной мелодичности, ни налаженной гармонии, нет и какой-либо задачи, проведения какой-либо идеи. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712).
Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Она смотрит— о, её глаза. А Шагал обращается к книге о России. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В нем все летит, несется, пританцовывает – стулья, свечи, дороги, мужики и помещики».
За его спиной громадная церковь Ильи Пророка и сам он кажется посланцем этого пророка. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Высылать ничего не буду. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. А мои родные – самые святые из них». Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Родился в Витебске, в местечковой семье. Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием.
Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Великий голландец оставил около 100 автопортретов и писал он себя с юных лет до глубокой старости (впрочем, определение "глубокая" исходит от характера его самого последнего автопортрета, где изображен истрепанный жизнью человек с жуткой насмешливой улыбкой-ухмылкой – на самом деле по нынешним меркам он был не таким уж древним старцем, ему было всего шестьдесят с небольшим). Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Это то, что заложено в генах, что питает творчество, что толкает развиваться дальше. И здесь появляется новый аспект собственного образа у Шагала. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Она вырастает прямо из его фигуры. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль.
Он писал: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки сильно повлияли на мое искусство». Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти.
Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. За его спиной громадная церковь Ильи Пророка и сам он кажется посланцем этого пророка. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Страшно подумать, что ждало его, останься он в России. Король художников Рембрандт издавна был королем и в жанре автопортрета.
Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. В «Автопортрете с напольными часами. Она выливается в грандиозную библейскую эпопею. Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики)., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска21. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Но запомни: денег у меня больше нет. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Марк Шагал долгое время жил на две страны – Францию и Россию, но негде так и не обрел спокойствия и счастья. У художника появились последователи. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Тогда же в Нью-Йорке художник встретился с директором американского театра Метрополитен-опера Рудольфом Бингом. Она – олицетворение земной и небесной любви – «Песнь песней», дарованная мастеру. Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу.
За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Перед распятием» (1947 г. ) красная корова уже alter ego художника. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора.
Он рано понимает, что будет писать не так, как все. Но это действительно один или два автопортрета. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж.
Великие мастера как бы подписывали автопортретами свои фрески. Их молитвы сливались с моими. И вот он снова в Париже.
Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Шагал удостоился премии Карнеги. «Этот прогресс формы – все равно, что пышное облачение римского Папы рядом с нагим Христом или богослужение в роскошном храме рядом с молитвой в чистом поле», — писал Шагал.
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Здесь же хочу проанализировать этот автопортрет со стороны создания Шагалом собственного образа. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку.
В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Он описывает и увековечивает в ней целую галерею своих диковинных сородичей, о которых пишет с нежностью и любовью. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Большие, выпуклые, чёрные.
Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Наверное не меньше споров вызвали и семь пальцев на руке художника. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Неподалеку от нее, как видение, возникает православная церквушка, а перед ним на мольберте – «Россия, ослы и другие», одна из лучших его картин, которую также показывали в Салоне.
Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. По возвращении в Витебск Шагал, как известно, создает большую группу "документов". Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве.
Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики). Столица империи представлялась ему землей обетованной. Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Символисты в маске увидели иное. Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было "решающего" голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле).
По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Есть ряд мастеров, в творчестве которых автопортреты занимают доминирующее место и есть такие, которые вовсе не писали себя или написали один-два раза, поскольку все же полагается художнику оставить свое изображение. Вот оно на картине «На берегах Сены» 1953 года, где юная женщина с младенцем позирует художнику, а над мостами Сены витает зеленая коровка с русалочьим хвостом.
И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Прекрасно чувствуя цвет, он быстро осваивает и использует приемы фовизма.
В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Одухотворяя земные предметы, он естественно пришел к Небу, так как «стран много, а небо едино». Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25). Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Одухотворяя земные предметы, он естественно пришел к Небу, так как «стран много, а небо едино». Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского.
Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Молодой художник обладал запоминающейся, своеобразной внешностью. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
На левой руке художника семь пальцев. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Наша жизнь лишилась духовного измерения, всякого христианского ориентира и, как пишет Оливье Клеман, «сейчас в мире господствует эмпиризм видимого и субъективизм удовольствия, а также вульгаризированный психоанализ, претендующий на обладание ключом ко всем проблемам». Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл.
Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Христос говорил притчами. Она молчит, я тоже.
У художника появились последователи. Однажды юноша потерял сознание на улице, где его подобрал скульптор Илья Гинцбург, когда-то являвшийся учеником знаменитого Марка Антокольского. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Мастер использовал в своих работах некоторые приемы кубизма, такие как, например, уплощение пространства, наложение друг на друга упрощенных, сведенных практически к знаку форм. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию.
Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Как всякий еврей, воспитанный на Торе и Талмуде, он шел в своем искусстве от слова. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Но не только сила любви отрывает героев картин Шагала от земного притяжения. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен.
Изображение построено на контрастах. В том же 1946 при поддержке парижского Музея современного искусства во французской столице состоялась выставка работ Шагала, приуроченная к открытию музея после окончания войны. Серебряный век лишил слово и понятие "маска" однозначной негативности. Еще до отъезда в Париж Шагал пишет "Автопортрет с кистями". 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Но она же и бесконечно возвышенна, парадоксальна, небесна. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Она смотрит— о, её глаза.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Серия эта огромна иллюстрации сделаны почти к каждой странице. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Как всякий еврей, воспитанный на Торе и Талмуде, он шел в своем искусстве от слова.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Бретон, Бунюэль, Рене Клер взрывают традиционалистское сознание. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Как такового повествования в картине нет. Присутствует это мистическое существо и в полотне «На двух берегах» (1943-1958 гг. ), где зеленая коровья голова молитвенно обращена к небу.
Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Вот таким образом он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Можешь не рассчитывать». Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927). Но идиллия продолжалась недолго. Но здесь жила Белла.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
В начале 1907 он объявил отцу, что намерен отправиться со своим приятелем Виктором Меклером в столицу и поступить там в Училище искусств и ремесел барона фон Штиглица. Писался портрет несколько сеансов. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Или перед нами искупительная жертва. Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было решающего голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле). Там он проучился 2 месяца.
Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж. «Мертвые души» Гоголя – его немытая Россия. Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. За полотном брошена лестница, символизирующая постижение автором сакрального смысла. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись.
Слово было для него «эквивалентом человеческого духа». Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги – отец швырнул их под стол.
Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия.
Изображение кудрявого молодого человека с острыми чертами лица обладает большой степенью физиогномического сходства с реальным обликом Шагала – и вместе с тем это изображение неуловимо напоминает античные шлемы-маски: странная бездонная чернота проступает за шлемом-маской, словно бы вырезанной из металла и в этой черноте как некое светило "подвешен" зрачок. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Фиктивная купля-продажа не живых, но и не мертвых». Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. На картине «Автопортрет с семью пальцами» он изобразил себя в образе чудаковатого творца, сидящего перед мольбертом: за его спиной через окно виднеется Париж и Эйфелева башня.
Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем – на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). В 1948 он окончательно перебрался во Францию.