Автопортрет Рафаэль Санти
Психология и анатомия в автопортрете Рафаэля
Хотя влияние художественной манеры делла Франческа на Рафаэля был минимальным. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Причем жест этот не содержит намека на какое-либо смущение учеников Христа собственной неспособностью (не то, что жест старика-врача, признающего свое бессилие), ни тени милосердного сострадания. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом. Она требует дела, а не отговорок, не ссылок на священные тексты. Родился в Урбино в семье художника, учился у знаменитого Пьетро Перуджино.
Сохранилось несколько достаточно заурядных его работ. Еще при жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения. Позже виллу оставили недостроенным и эксплуатировали только выстроенную ее часть.
Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Зритель видит на полотне Элеонору вместе с маленьким сыном Джованни Медичи. Картина Рафаэля необычайно современна. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Рафаэль написал немного чисто станковых портретов. Точность в передаче портретного сходства сочетается с торжественностью и строгостью образов. Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» — обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год).
- Автопортрет, Рафаэль Санти, 1506
- РАФАЭЛЬ Автопортрет с другом, учителем фехтования
- Рафаэль (Раффаэлло Санти) Автопортрет
- Автопортрет Рафаэля: время и место
- Портретное творчество Рафаэля Санти
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Автопортрет (Рафаэль)
Но каждому свое Где-то уступчивый Рафаэль в ватикановских «Стансах» слишком был регламентирован заказом и лишь его природное жизнелюбие иногда прорывается сквозь строгие параметры заранее надуманных аллегорических построений. Рафаэль спроектировал виллу на склоне холма Монте Марио. признаться, среди этих прекрасных женщин, олицетворяющих красоту материнства, ни одна, кроме «Сикстинской мадонны», не волнует лично меня так, как «Мадонна Темпи». В первые десятилетия века в Риме работали флорентийские скульпторы Андреа (с 1505 г. ) и Якопо (с 1503 г. ) Сансовино, архитекторы Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело и его племяник Антонио де Сангалло Младший (с 1503 года в мастерской Браманте) художник и архитектор Бальдассаре Перуцци (с 1503 г. ), художник из Сиены Джованни Антонио Бацци, прозванный Содома за необычные причуды и странные пристрастия (работал в мастерской Рафаэля), художник, мастер архитектурной декорации Бартоломео ди Альберто Суарди, прозванный Брамантино, венецианские художники Лоренцо Лотто (в 1508—1509 гг. ) и Себастьяно дель Пьомбо (с 1511 г. ).
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. На фреске Перуджино (Перуджа, Колледжо дель Камбио) все три фигуры приподняты над землей, но стоят на облачках подушечках: Христос — во весь рост, пророки же коленопреклоненные. Таков глубокий символический смысл картины. 1564, галерея Питти, Флоренция «Старик с седой бородой», ок. По ним можно судить о направлении интересов Рафаэля. СогласноЕвангелию, Христос поднялся вместе с тремя учениками на вершину горы.
Художник скончался в Риме в день своего 37-летия, 6 апреля 1520, хотя относительно точного совпадения дат его рождения и смерти у историков нет единого мнения (шестым апреля датирует рождение Рафаэля Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях). Лучшие портретные работы были созданы художником в 1540-е годы. Однако в качестве «идентификационного имиджа» в истории закрепилось именно это изображение 1506 года. Именно античный Рим «напоил его душу чудотворной силой, неугасаемой славой своего великого прошлого, укрепив гений его образами, восставшими из мрака истории, очаровав величием своей природы и красотою памятников» (А. На заднем плане еще одно действующее лицо — служанка, нагревающая воду для своей хозяйки. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
- Отрывок, характеризующий Автопортрет (Рафаэль)
- Общееколичествопросмотровстраницы
- »Рафаэль Санти – биография и картины
- »Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль
- »Прекрасная садовница, Рафаэль Санти, 1507
- »Автопортрет в красном плаще, 1744, Антон Рафаэль Менгс
- »Мадонна со щеглом, Рафаэль Санти, 1507
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Впервые в истории занимается тем, что мы сейчас называем охраной памятников. Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии. На дороге, почти в пыли спокойно и удобно разместился молодой рыцарь-юноша. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию. К Рафаэлю, может быть, как к никому, так прямо обращены слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов». Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны.
На одном из портретов он показал своего хорошего друга, фармацевта Пьера Кюта (1562, Лувр, Париж). 1555–1560, Музей истории искусства, Вена).
1540, Национальная библиотека, Париж), принцессы Маргариты Французской (ок. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Ответов на эти и множество других подобных вопросов в картине Рафаэля нет. Он объединяет разновременные эпизоды единой эмоциональной средой. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Франсуа Клуэ писал не только придворных и монархов, но и людей, духовно близких ему. От этой работы сохранилась только живопись свода в Станце дЭли-одоро (1511 г. ) и то авторство Перуцци многими необоснованно оспаривается. Из жемчужин сплетена и сетка на волосах молодой женщины. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Первые уроки Рафаэль брал у своего отца.
В окрестностях Урбино родился крупнейший архитектор зрелого Возрождения Донато Браманте. Христос здесь не посрамляет неверия учеников, не творит чуда, не исцеляет больного. Не менее выразительны и портреты Эразма Роттердамского. Двойственность картины настолько чужда высочайшему мастерству композиции, каким владел Рафаэль и привычной цельности и гармоничности всего его искусства, а бьющая в глаза контрастность двух сцен настолько не согласуется с благочестивой темой произведения, что многие объясняли эту несообразность участием учеников Рафаэля, после смерти мастера «доводивших» неоконченную картину. Используя и апокрифические мотивы, как, например, в «Мадонне со щегленком», воссоздающей легенду об оживлении глиняной птички младенцем Христом, Рафаэль ищет в этом мотиве по преимуществу выразительность правды.
Полный разрыв с традициями Высокого Возрождения отразился в цикле росписей Понтормо «Страсти Христа» (1523–1524, Чертоза Валь дЭма, Галуццо). Во фреске «Месса в Больсене» Рафаэль показал себя не только превосходным мастером композиции, но и блестящим колористом. Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии.
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели.
Иногда сама модель давала основания раскрыть душу больше, на грани дозволенного. С помощью звучных, сияющих красок передана роскошь одежд и драгоценных украшений. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке — косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Фрески Рафаэля населены множеством персонажей Часто это своего рода двойные портреты. Внизу, под «Парнасом», по сторонам окна гризайлью написаны две композиции: «Император Август запрещает душеприказчикам Вергилия сжигать «Энеиду» и «Александр Македонский приказывает сохранить сочинения Гомера в могиле Ахилла». Приглушенные тона, отличные от ярких красок пышных парадных портретов, как нельзя лучше соответствуют общему настрою портрета.
В середине 10-х гг. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. О Рафаэле можно было с полным правом сказать словами флорентийского князя Козимо Медичи: «Художник — существо небесное, а не вьючный осел». Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Находят, что «Сикстинская мадонна» схожа с «Донной Велатой» («Дамой с покрывалом»). Вазари упоминает об одной женщине, которую Рафаэль «любил до самой смерти. Пожалуй, не найдется другого такого художника, который бы с таким равным увлечением и любовью, с неиссякаемой фантазией и наблюдательностью, прекрасным знанием своего дела умел изображать животных, птиц, цветы, фрукты и фантастические изящные гротески (примечательны орнаменты Удине в виллах Фарнезина и Мадама, в росписях лоджии в Ватикане).
В картине неопределимо ни время происходящего, ни пространственные его характеристики. Группа народа многочисленнее, но теснится в правом нижнем углу картины. Так и в «Мадонне Конестабиле». Растет мастерская. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Только тонкая золотая цепочка украшала грудь молодого мастера. — во всяком случае «одержимого», «бесноватого»). Многие исследователи склоняются к мысли, что работа была выполнена учениками Рафаэля при участии самого мастера.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. 1512, Прадо, Мадрид). (Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок. Здесь благодаря Киджи и его покровительству сблизился с Рафаэлем, вместе с которым работал в вилле Фарнезина (им расписаны люнеты и один из простенков в зале Галатеи). Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
Возле нее стоит кормилица с младенцем на руках, рядом — ребенок постарше. Рафаэль написал более двадцати мадонн, начиная с юношеской картины «Мадонна Конестабиле» и кончая «Сикстинской мадонной», которую он создал, будучи уже зрелым мастером и каждая из них пленительна по-своему. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Можно ли представить такое святотатство. Со времен Рафаэля это разрушение было прекращено. 1569, Прадо, Мадрид «Старик», 1570-е, Государственные музеи, Берлин).
Трагическое мировосприятие художника отразилось и в его позднем произведении — одухотворенном «Портрете ремесленника» («Автопортрет»). По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Скажем, в «Диспуте» все элементы изображения устремлены к одному центру тогда как в «Афинской школе» дана, скорее, панорама отдельных самостоятельных групп, что в сравнени и выражает «характер независимой философской мысли» в отличие от соподчинения теологической иерархии (Б. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Строгий профиль мыслителя четко вырисовывается на темном фоне, его взгляд устремлен на рукопись, лежащую перед ним. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Чтобы придать образу большую значимость, Гольбейн разворачивает модель в полный фас. 1548, музей Виктории и Альберта, Лондон «Лоренцо Соранцо», 1553, Музей истории искусства, Вена «Человек с золотой цепью», ок.
Врачи поставили диагноз «резкое истощение организма». Значительное место в композиции отведено жанровым элементам. Вскоре Юлий П приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Далее — «Мадонна в зелени» (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика.
Но психологическое состояние персонажей еще мало воспроизведен в портретах. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Сложнее были отношения Рафаэля с венецианским художником Себастьяно дель Пьомбо. Так возник портрет Биндо Альтовити (Вашингтон, США). Увлеченный грандиозными планами и замыслами, заваленный бесчисленными заказами, он не замечал надвигавшегося на него творческого кризиса, следы которого уже отчетливо видны не только в его поздних монументально-декоративных циклах, но и в его больших алтарных картинах и в первую очередь в «Преображении Христа» (1517—1520, Рим, Ватиканская пинакотека) — последнем, так и не завершенном произведении художника, поставленном у его изголовья в день смерти. В творчестве Веронезе есть работы и собственно портретного жанра.
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. 1513 год. Именно тогда он выработал свой собственный стиль в этом жанре. Зритель видит купающуюся в ванне женщину.
1512, Прадо, Мадрид). Жизнь Рафаэля в Риме пролетала стремительно. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Первые уроки Рафаэль брал у своего отца.
Стал наиболее влиятельным портретистом в Риме в течении первых двух десятилетий XVI в. Последний шедевр художника Преображение Господне (заказано в 1517 г. ). На фреске «Афинская школа» (I509-I5II) изображен просторный, залитый солнцем храм.
Здесь в момент какого-то озарения, вызванного бытием живописца, его пониманием и осмыслением времени, накоплением опыта и происходит тот неуловимый и непредсказуемый пластический «взрыв», схожий с рождением новой звезды. Нынешний «культурный» год в России, в отличие от предыдущего французского с легким белорусским акцентом, посвящен двум средиземноморским державам — Испании и Италии. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.
XVI в. Рафаэль ограничивается тем, что дописывает вещи своих учеников, передает им эскизы, а порой просто композиционную идею, которую они разрабатывают. Антропоцентризм Ренессанса вылился в стройную систему нравственных ценностей (выработанных еще гуманистами XV столетия), которые были воплощены в идеале «uomo universale» (совершенной личности) зрелого Возрождения. Однако этого не произошло. Одно из самых выразительных произведений мастера — «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Все более скрытым становился и сам Рафаэль.
«Иная гравюра, — как справедливо заметил А. Бенуа, — сделанная прямо с наброска мастера, хранила при этом лучше мысль Рафаэля, нежели исполненные учениками картины и фрески». Очень реалистично и убедительно мастер передает характерные особенности (не только внешние, но и внутренние) в карандашных портретах матери Генриха IV Жанны дАльбре (конец 1540-х, музей Конде, Шантийи), королевы Екатерины Медичи (ок. 1540, галерея Уффици, Флоренция), «Герцог Козимо I Медичи» (ок. Алпатов) и прежде всего в образах его мадонн. Гордая, бесстрашная обличающая, она стоит несокрушимо, как скала (обращенная к апостолам левая сторона ее фигуры образует почти прямую вертикальную линию и так же вертикально ниспадает край ее плаща), впереди толпы, на самой грани того черного провала, который отделяет апостолов от народа.
Апостол растерян и испуган этим натиском. Над ними возвышаются две статуи: Аполлона — бога красоты и Афины — богини мудрости. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Пытался ее исправить, ждал, что она одумается изменится, что его любовь победит. Это было поистине творение гения.
Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Пифагора. Новаторство Гольбейна проявилось в изображении портретного фона: колонны и арка, покрытая орнаментальным рисунком, прежде не были характерны для немецкой портретной живописи. Примечательно: когда Франческо Карото (ок.
Наибольшего расцвета Урбино достиг в период правления (1444— 1482) герцога Федериго да Монтефельтро. Значительным достижением Рафаэля-архитектора стали проект и строительство виллы для Джулио де Медичи (в дальнейшем получила название – Вилла Мадама). Ведь за прошедшие четыре с лишним столетия мировое искусство дало человечеству такие шедевры живописи, раскрыло таких мастеров колорита, композиций — невероятных по силе и экспрессии, что внешне весьма благозвучные, чтобы не сказать простые, по доступности изобразительного языка картины Рафаэля, естественно, могли «устареть», показаться «старомодными». Если в ранних портретах художнику важно было передать яркую индивидуальность своих моделей («Резчик драгоценных камней», 1510-е «Двойной портрет», 1520-е), то более поздние произведения этого жанра полны тревожного чувства. Интриговал Перуджино, уязвленный положением помощника при молодом маэстро. RonjH Raphael.
В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. С тех пор Рафаэль находится в Риме практически безвыездно, до смерти. Триумф Галатеи. В искусстве Джулио Романо стала преобладать сюжетная сторона: пестрая вереница языческих богов и богинь, подробный, часто занимательный рассказ мифологической истории заняли место «универсального» охвата явлений, свойственного Рафаэлю. Круглый формат «тондо» он и впоследствии особенно любил и часто к нему обращался. Мир будет спасен и блажен, когда он забудет самого себя перед лицом духа». И вот тут происходит самое страшное.
Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Точно так же — и в обоих «Преображениях Джованни Беллини (1465 г., Венеция, музей Карреро 1485 г., Неаполь, Национальный музей). Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). В ранней портретной живописи художника ощущается влияние Тициана. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто.
И не напрасно: искусствоведы сразу опознали работу мастера начала XVI века Работа оказалась самой ранней копией «Изгнания Гелиодора из храма» Рафаэля — той самой ватиканской фрески, которая украшает одну из знаменитых лоджий. Заказов становится все больше и больше — и папских и частных и церковных и монастырских. Обратим внимание на певучий мягкий абрис склоненной головы, плеч и рук мадонны. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. С тех пор Рафаэль находится в Риме практически безвыездно, до смерти. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Один из них, юный, с локонами до плеч, порывисто наклонился вперед. 1514, галерея Питти, Флоренция). Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
На полотне изображена грациозная и прекрасная молодая женщина. На голове – едва заметная небольшая диадема. И не удивительно, что уже во второй половине XVI века картину Рафаэля нередко называют «Вознесением». Paris, 1908—1909, p. 67). В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью.
Достаточно вспомнить такие близкие примеры, как уже упомянутые нами фрески в Камбио в Перудже или же композиции умбрийского художника конца XV века Пинтуриккио в апартаментах Борджа (Зал свободных искусств), расположенных в старом Ватиканском дворце, этажом ниже. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Тинторетто акцентирует внимание на таких характеристиках своих моделей, как мудрость, сила духа или спокойная отрешенность («Винченцо Дзено», ок. Но жизнь продолжалась и одна роспись лучше другой покрывали стены Ватикана.
Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. И действительно, Гольбейн со всей ответственностью отнесся к написанию этого портрета. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. золотых и снял для неё виллу.
Только в портретах художник чувствовал себя по-прежнему свободно. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Только у Рафаэля взор Иисуса устремлен к небесам куда он возносится. Он сын богатых родителей и сам банкир. Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска.
1514, галерея Питти, Флоренция). Он выполнил множество предварительных рисунков изображая ученого с разных точек зрения. 1555, Картинная галерея, Дрезден «Портрет воина в золоченых доспехах», ок. В них преобладает риторика, за многословностью которой скрывается духовная пустота. Это культурный проект «Без рамок», предполагающий появление широкоформатных репродукций картин на рекламных щитах в Тольятти. А вот ожерелье на ней отсутствовало: вероятно, его попросту украли.
Продолжением «исторического» стиля второй станцы стала работа Рафаэля над циклом картонов для ковров (1515—1516 гг. ). Действительно, манера у Рафаэля стала меняться во Флоренции, где он увидел работы «старших» — Микеланджело и Леонардо, в частности Джоконду. Созерцая их, каждый раз как бы заново открывают для себя Рафаэля. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Но идея картины не сводима к означенной дидактике.
Диогена, Сократа, Эвклида и многих других, чьи заслуги и деяния составляют гордость человечества. В 1513 году на одном из простенков Зала Галатеи Рафаэль написал «Триумф Галатеи» — фреску, которая предвосхитила многие достижения декоративной живописи барокко. Опять-таки никакого подобия полета. В руках дама держит небольшого единорога. Второй сюжет вообще изображался редко и никогда — как запрестольный образ.
ему точную психологическую характеристику. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Внешне общительный и открытый Рафаэль редко с кем был откровенен и душевно близок. Но как это улетание согласовать с темой преображения.
Она не рыдает, не рвет на себе волосы, не молит. Даже о его ранней автопортрет в Риме невозможно ничего рассказать (молодой и целомудренный), настолько все скрыто. Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Портрет тонко сбалансирован. Первый, указуя перстом на небо, держит в другой руке текст «Тимея» -сочинения, в котором он изложил идеалистические представления о мироздании, Аристотель же простер ладонь над землей и несет свою книгу «Этика». Но от крайностей манихейства христианская церковь всегда стремилась отмежеваться.
Посмотрите внимательнее на «Сикстинскую мадонну». Пятьсот весен расцвело. Один из лучших – «Донна Велата» (ок.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Автопортрет 1506. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Умб-рийская живопись рубежа XV— XVI веков, по сравнению с наиболее передовой школой того времени — флорентийской, кажется архаичной и провинциальной, ограниченной определенным кругом творческих интересов ее представителей. Так что же это — вознесение.
Но, несмотря на все это, портретные работы Веронезе восхищают своим прекрасным живописным исполнением, богатством красок, великолепием костюмов, аксессуаров и деталей интерьера («Мужской портрет», 1550-е, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Граф де Порто с сыном Адриано», 1556, Собрание Контини-Бонакосси, Флоренция «Женский портрет», ок. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог.
В Рим были приглашены Пьетро Перуджино, Содома, Бальдассаре Перуцци и Лоренцо Лотто. Художник рисует мир, далекий от реальности. Существует также ряд портретных женских образов, авторство которых вряд ли можно отнести к Рафаэлю. Но ведь и молва наделяла мастера титулом «божественный», а у божественности пола нет. В одном из пассажей своих жизнеописаний Вазари пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах».
Это требовательные кардиналы, римские аристократы, чиновники, дипломаты. Теперь самому Рафаэлю на это времени не хватало. Сеет зачаровывает, от него невозможно оторваться. Уклад жизни Вечного города носил ярко выраженный светский характер. Поднимаясь в свою мастерскую, он втягивал за собой лестницу-стремянку, чтобы никто не мог нарушить его уединения.
Вместе с Рафаэлем он работал в станцах, особенно в третьей и четвертой комнате, получившей название Зал Константина, на вилле Фарнезина, в лоджиях Ватикана под руководством учителя писал алтарные картины и портреты, после смертиРафаэля вместе с Пенни заканчивал нижнюю часть композиции «Преображение». Ковры были вытканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста. Первоначально художник обратился к традиционной теме «Оплакивания» избрав как образец произведение Перуджино на ту же тему («Оплакивание», 1495, Флоренция, Галерея Питти). Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына идет по зеленому лугу. Вообще-то Автопортрет 23-летнего художника несколько нарциссический и женоподобный.
1571, Лувр, Париж). В то же время это желание показать аристократичность портретируемого, его благородство и утонченность означает не столько стремление художника подчеркнуть общественное положение модели, сколько запечатлеть яркую индивидуальность, неповторимость каждой личности («Автопортрет», ок. Здесь же завязалась дружба с венецианским патрицием историком, гуманистом, автором знаменитых «Азоланских нимф» Пьетро Бембо с секретарем Джованни Медичи (позднее папа Лев X), литератором, автором известной пьесы «Каландрия» Бернардо Довици Биббиеной, которая продолжалась и в Риме. fornaro – пекарь). Не добиваясь дружбы прославленных художников, Рафаэль успешно осваивает более совершенные технические приемы, параллельно работая над многочисленными образами «Мадонны с младенцем», которые принесли ему вскоре широкую известность.
Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Один из лучших — «Донна Велата» (ок. Это идеально построенные фрески. Неслучайно почта СССР выпустила в 1983 году к 500-летию мастера комплект марок, главная из которых с Автопортретом из Уффици была снабжена мраморной надписью: «Искусство Рафаэля принадлежит к высшим достижениям итальянского Возрождения». Однако Рафаэль поскупился на душевные характеристики портретируемой.
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Портрету Анджело Дони близок по композиции «Портрет молодого человека» (Будапешт, Музей изобразительных искусств), который часто связывают с именем поэта, друга Рафаэля по Урбино, Пьетро Бембо. Небольшой Урбино благодаря усилиям герцога – стал известным ренессансным центром. Кому, непонятно, что произведения салонной «продукции» в мировой истории культуры, несмотря на огромные форматы картин искрометный колорит, сотни жестикулирующих фигур искусно скомпонованных в артистичные мизансцены, — все это, несмотря на былой успех, а порою и высокие гонорары, все же со временем оказывалось пустопорожним хламом и находило свое место в объемистых запасниках музеев, а то и вовсе на свалке. Затем по рекомендации венецианского патриция, кардинала Гримани и при поддержке Бальдассаре Перуцци он попал в мастерскую Рафаэля, где обучался писать цветы и плоды у фламандского художника Джованни (видимо, Иоганна Рейша).
Анной» (Лондон, Национальная галерея) и «Битва при Ангиари» (не сохранился) Леонардо да Винчи. Рафаэль был не только великим живописцем, но и превосходным архитектором. Простота того, что видят глаза, прямо спорит с попыткой алгебры разъять гармонию. Этот поборник благочестия, называвший Рафаэля «работником божьим», чье искусство служило прославлению церкви и религиозной веры в 1808 году впервые увидев «Преображение», обрушился на картину с горячей филиппикой.
На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. К сожалению, в XVII веке картина погибла и представить, как она выглядела, можно лишь по сохранившемуся рисунку, на котором Гольбейн запечатлел интерьер комнаты и портретным зарисовкам (1527, Кабинет гравюр, Базель). В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Дерево, темпера. Почти все они поясные.
В письме к Кастильоне он писал: «Мысль моя взлетает все выше. Петра и Микеланджело, начавший роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Утренних портретов мало, среди них и его автопортрет лет в 16-17 лет.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Таковы парные портреты Бартоломео и Лукреции Панчатики (ок. Не случайно в руках Платона его главный труд «Тимей», в котором, по словам неоплатоника Марсилио Фичино, выражена вся платоновская философия природы, а в руках Аристотеля — «Этика», основное учение античного философа о нравственности. «Мадонну Конестабиле» Рафаэль написал в юности и это действительно юное произведение — по редкостной чистоте, целомудренности настроения, по священнодейственной старательности работы, — но его никак нельзя назвать незрелым. К числу несомненных шедевров Рафаэля-портретиста относится серебристо-жемчужный, очень красивый по глубине холодных тонов портрет (возможно, Форнарины) «Дама под покрывалом» (1516, Флоренция, Галерея Питти), в котором художник достиг удивительного сочетания возвышенного душевного благородства и физической красоты. Уговаривает папу (сохранилось его письмо) запретить своими указами варварское отношение к памятникам старины. Но то, что он создал, по-своему прекрасно, хотя, мне думается, если бы Рафаэль написал лишь «Стансы», он никогда бы не был тем Рафаэлем Санти, который по праву увенчивает лаврами славы Высокий Ренессанс.
1525, пинакотека, Лукка «Юноша с алебардой», ок. Пластически сочная группа мадонны с двумя младенцами вписана в круг. С почти фотографической точностью Гольбейн передает характерные черты своих моделей. В этом смысле очень интересна картина «Посланники» — двойной портрет французских послов Жоржа де Сельв и Жана де Дентвиля (1533, Национальная галерея, Лондон). Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». «Но в мечтах своих, писал Рафаэль, я думаю о будущем.
Но история беспристрастно засвидетельствовала: победителя не оказалось. Нет. Драгоценны рисунки Рафаэля. По мнению многих авторов, это Иуда. Работы начали в 1518 году, а в 1520 умер Рафаэль. Красками и линиями Рафаэль как бы очищает мир от несущественного и случайного, созидая совершенную действительность и идеальный тип человека. Этот жест усилен параллельным движением его правой ноги.
Кажется, он брался за их создание не очень охотно, хотя их хорошо оплачивали. Знал, что она стала одной из самых распутных куртизанок Рима. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Так, клерикальный автор Р. Бранка, вслед за М. Марангони, не видит в нижней сцене ничего, кроме «толчеи и скандального происшествия», называет ее «беспорядочной и площадной». Ватиканские фрески Рафаэля вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и сикстинским потолком Микеланджело—вершина монументальной живописи эпохи Возрождения. 1555, Прадо, Мадрид «Дама в трауре», ок. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Дерево, темпера.
Такое из головы не возьмёшь Надо увидеть. У Леонардо да Винчи — тончайшую световоздушную моделировку объёма лёгкой светотенью. 1526–1528, церковь Санта-Феличита, Флоренция «Мадонна со св. Я видела эту работу в Мюнхенской Старой Пинакотеке и она с первого взгляда поразила своей искренностью, редкой простотой и ни с чем не сравнимой радостью. Во Флоренции, в галерее Питти, хранится точная копия этой картины, созданная в 1515–1516 годах. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Уже первая фреска — «Изгнание Гелиодора из храма» захватывает бурной патетикой своего стремительного, быстро развертывающегося на глазах зрителя действия.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Цикл был исполнен по эскизам Рафаэля его учениками и помощниками, главными среди которых были Джулио Романо, Франческо Пенни (они исполняли сюжетные композиции на сводах) и Джованни да Удине (он писал все «гротески»), В легкой прозрачной живописи, простоте и ясной гармонии композиций, удивительной поэтической свежести декоративных орнаментов и «гротесков» (орнамент, в котором причудливо сочетаются декоративные мотивы и изображения животных, растений, масок, человеческих фигурок) заметно воздействие античной живописи, открытой тогда в развалинах Золотого дома Нерона. Рафаэль возразил им «Господа, разумеется, не ошибка, я написал так намеренно. Фрески «Афинская школа». Он продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. 1542–1545, Картинная галерея, Кассель), «Стефано Колонна» (1546, Национальная галерея Корсини, Рим), «Джанеттино Дориа» (1548, галерея Дориа-Памфили, Рим). и с которой он написал портрет».
которому поручено строить собор св. Судя по немногим сохранившимся произведениям, лучшим из которых является «Мадонна с младенцем» (Урбино, Палаццо Дукале), Джованни Санти не был выдающимся художником, как не был и большим поэтом. Рафаэль последних лет жизни, несмотря на высокий класс картин, выпускаемых его «школой», все же иногда несколько холоден и риторичен. Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным. Это полотно Рафаэля, вероятно, уже пять веков хранится в Галерее Боргезе (Рим). Это стало его наказанием.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Значительное место в творческом наследии Франсуа Клуэ занимают графические портреты. Все это позволило Микеланджело написать позднее в письме к епископу Марко Виджерио: «все, что он имел в искусстве, он имел от меня». «Мадонну Темпи».
Одна из картин Рафаэля этого времени «Сон рыцаря» (конец ХУ в. ) Юноша уснул на распутье. В числе наиболее значительных живописных творений мастера — «Портрет принцессы Елизаветы Австрийской» (ок. Закажи получил Рафаэль Санти, более известный как прославленный художник. Это самый известный портрет Рафаэля. Последние годы жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. Присмотримся к ним ближе.
И вот таким образом, когда читаешь в солидных монографиях, что Рафаэль был счастливчиком, что ему безмерно везло, что он был баловнем судьбы, — это банальность и полное непонимание души истинных художников, поэтов, композиторов, вечно страждущих ищущих, никогда (пусть скрытно) не удовлетворенных сделанным. 1525–1527, частное собрание, Нью-Йорк «Женский портрет», 1530-е, Штеделевский художественный институт, Франкфурт «Портрет Козимо Медичи», 1530-е). Но в эту безупречность не веришь, так как она маска. В «Преображении» Шлегель усмотрел поворотный пункт отхода Рафаэля от «высокого назначения религиозного искусства». Он так страдал, что утром не всегда мог встать с постели.
Одной из первых картин мастера в этом жанре является «Портрет венецианки», написанный в конце 1540 — начале 1550-х годов. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Это один из самых возвышенных и героически) женских образов, созданных Рафаэлем. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте.
Гораздо больше их только на фресках в Ватикане. Рафаэль Санти родился в маленьком городке Урбино. Джованни Санти не был крупным мастером. Фра Бартоломмео известен как мастер репрезентативной, величественной алтарной картины. Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов И все знают эпопею спасения «Сикстинской мадонны» советскими воинами во время второй мировой войны, вызволившими ее из подземного гитлеровского плена. И тем более — с темой исцеления одержимого. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Знакомство с искусством Фра Бартоломмео имело большое значение в обращении Рафаэля к различным вариантам композиции «Святого семейства». Кстати, данный визит можно рассматривать и как ответный жест прославленного римского музея, связанного с ГМИИ имени А. С. Пушкина узами давнего партнерства: недавно именно в Галерее Боргезе экспонировался предмет гордости «пушкинцев» — картина Лукаса Кранаха «Плоды ревности» («Серебряный век»). С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Где чудотворное могущество бога. Так, Вазари пишет о том, что Рафаэль содержал «рисовальщиков по всей Италии, в Поццуоло и даже в Греции и не находил себе покоя, пока не соберет все то хорошее, что могло бы пойти на пользу его искусству».
Язык они имели для того, чтобы лучше скрыть свои намерения и действия. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Когда Рафаэль приехал в Рим, они уже работали в станцах.
Необычайно выразительна не только динамика жестов, но и освещения. В 1566 году был создан живописный портрет изображающий в полный рост Карла, облаченного в парадные одежды. Я желал бы воскресить чудные Формы античных сооружений» Он мечтал о «воскрешении Древнего Рима»- титаническом предприятии, достойном художника Возрождения. Ныне особенно ясно, как бесценно искусство, рожденное чувством красоты. После смерти Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва X (стал папой в 1513 году), который, как все Медичи, считал себя знатоком и покровителем искусства. А. С. Пушкина есть портрет так называемой Форнарины кисти Джулио Романо).
Таинственное облако окутало его и раздался глас возвещавший, что это — сын божий. Как правило, модель удобно размещалась в кресле (Анджело Дони, жена Дону – Маддалена, Донна Велата, кардиналы, делла Ровере). Но измученное сердце мастера не выдержало. Во фреске «Встреча Льва I с Аттилой» значительным было участие учеников.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. «Библией Рафаэля» называют цикл росписей на библейские сюжеты, украшающий своды лоджии второго этажа двора Сан Дамазо в Ватикане. С 11 лет мальчик находился на воспитании у герцогини. Модно одетый, с длинными волосами парень смотрит тревожно и вопросительно.
Настоящее творчество началось во Флоренции, колыбели итальянского Возрождения, куда Рафаэль приехал в 1504 г. и где в течение четырех лет, совершенствуясь, плодотворно творил, прославив свое имя серией мадонн: «Мадонна Грандука», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». Она пришла издалека, но умела разговаривать на понятном им языке разума и чувств. Начнет большие задачи поставил художник перед собой и успешно решил в композиции Сон рыцаря (Рыцарь на пересечении путей). И тут вступает в действие оптика, рентген, фотография.
С помощью жестов и света художник ведет взгляд зрителя в нужном направлении. Образы, представленные на портретах Понтормо, выполненных уже зрелым мастером, поражают своей нервной утонченностью («Портрет юноши», ок. Кальво некоторое время жил в доме художника. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль умер во славе, но посмертное его величие превзошло прижизненное признание.
Классическим стало ощущение жизни, ее полнокровное, мощное дыхание. Заказ исходил от кардинала и вице-канцлере папской курии Джулио Медичи, бывшего в то время также архиепископом нарбоннским (впоследствии он стал папой Клементом VII).
Источник подобного внимательного вглядывания в реальное природное окружение можно видеть в традициях позднеготического «эмпирического реализма» такого крупного мастера этой школы, как Джентиле да Фабриано. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Отсюда и некоторая театральность поз и жестов портретируемых. Ему было всего 37 лет.
Со временем выросли наблюдения молодого художника и его мастерство портретиста. Изучение этого искусства стало незаменимой школой для Рафаэля. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Со времен Рафаэля это разрушение было прекращено. Не случайно А. Бенуа писал, что «если чем обязан Рафаэль своей родине, так это пониманием архитектурной красоты и поразительным знанием перспективы».
1568, Музей истории искусства, Вена «Себастьяно Веньер», ок. Оба oни как бы продолжают свое шествие к нам. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Одна фреска за другой появляются на стенах. Уже были созданы или близились к завершению статуя «Давид» (Флоренция, Академия), «Мадонна Дони» (Флоренция, Галерея Питти) и картон «Битва при Кашине» (не сохранился) Микеланджело «Мона Лиза (Джоконда)» (Париж, Лувр), картоны «Мадонна со св. «Месса в Больсене» в образной форме подтверждала истинность таинства евхаристии, а Юлий II изображенный художником напротив священника, как бы олицетворял правоту церковного вероучения и подтверждал незыблемость авторитета папской власти. По его замыслу, который охотно поддержала давно известная своим пристрастием к итальянской культуре директор ГМИИ имени А. СПушкина Ирина Антонова, на Волхонку привезли один из знаменитых шедевров мирового искусства — «Даму с единорогом». «Портрет Шарля Моретта» (1534, Картинная галерея, Дрезден) выполнен в традициях искусства А. Дюрера.
1440 года, Флоренция, музей Сан-Марко), Христос и пророки стоят на земле. В лучшем случае они признают, что в нижней сцене изображено море человеческих страданий, но настроение народа на картине истолковывают только как «просьбы и мольбы», Казалось бы, мольбы — атрибут веры должны радовать ее поборников, однако плохо скрыв немое неприятие этой сцены выдает, что смысл ее в общем-то понятен благочестивым критикам. В то же время художники, писавшие воскресение или вознесение, нередко прямо заимствовали для своей цели фигуру и движение взлетающего Христа из рафаэлевского «Преображения», это сделали Санти ди Тито и Джузеппе Валериано, трудно было найти лучшее изображение устремленного вверх полета.
Все чаще в 10-е гг. 1560, музей Конде, Шантийи), Карла IX (1566, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ее большие темные глаза серьезно и чуть настороженно смотрят на зрителя. И Рафаэль, прибывший в Вечный город полный жажды достижения вершин искусства, создав за поразительно короткий срок фрески Ватикана — знаменитые «Стансы» и уже одной «Афинской школой» увековечивший свое имя, был завален бесчисленными иногда малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими, многими, отнимающими силы делами.
Возвышая своего современника, Рафаэль в то же время дава. Одна из глав поэмы была посвящена живописи: в ней упоминались Андреа Мантенья, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Рафаэль увидел и воплотил величие человека по-своему. Доля рисунков – первые наброски, наброски, доля – достаточно проработаны и мастерские композиции, способны быть самостоятельными произведениями митецтва (картон в Афинской школы, Амброзиана, Милан). Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства, а его первые впечатления овеяны поэтической красотой скромного, как бы омытого чистой голубизной горного воздуха пейзажа Урбино.
Около 1495 г. переезжает в Перуджу, где написал свою первую главную работу Обручение Марии (1504, галерея Брера, Милан). Осенью 1508 года Рафаэль получил от своего земляка-архитектора Браманте приглашение приехать в Рим, а уже в следующем году римский папа Юлий II предложил 25-летнему художнику расписать залы его личных покоев (станц) в Ватиканском дворце. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. Лучший из них (1523, Лувр, Париж) показывает великого ученого за работой. С именем Рафаэля связывают двух женщин. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Все террасы можно хорошо осмотреть с верхней площадки возле фундамента самого дворца.
Когда в XIX веке гробницу Медичи вскрыли, то увидели, что покойная одета точно так, как на знаменитом полотне Бронзино (даже на голове была та же самая жемчужная сетка). Художник выразил свою мысль с предельной ясностью: Христос покидает землю. Похудел, почти не ел. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью.
Понтормо отказывается от глубинного пространства и создает плоскостную композицию, где все подчинено экспрессивному линейному ритму и резким красочным контрастам («Христос в Эммаусе», 1525, галерея Уффици, Флоренция «Положение во гроб», ок. лунатика. Истинный всечеловеческий гуманизм он проявил, конечно, в последней, написанной им самим картине — «Сикстинская мадонна». Особенно ценятся здесь его мадонны. Золотыми нитями вытканы цветки граната. 1560, Лувр, Париж).
Это начальная точка движения и вершина фигуры. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Художник создает искренние и полные жизни образы своих современников, виртуозно используя разнообразную изобразительную технику (итальянский карандаш, сангину, цветные карандаши, акварель).
Но доныне его знают больше всего как создателя дивных «Мадонн». С драматическим стилем второй станцы согласуется «Мадонна в кресле» (1514—1515, Флоренция, Галерея Питти). Но вернёмся к его молодости. Чувствуется, что ему близки гуманистические идеалы Возрождения. И в жизни Рафаэля, видимо, не было жестоких кризисов и изломов.
В конце XV века в период понтификата (правления) Александра VI анфилада небольших, плохо освещенных, перекрытых крестовыми сводами комнат второго этажа старого Ватиканского дворца была расписана историческими и евангельскими сюжетами художниками Пьеро делла Франческа, Лукой Синьорелли и Бра-мантино. «Никто более не страдает душою, — замечал Вазари, — когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться. » Рафаэль талантливо учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св. Юноша-рыцарь еще находится в скованном состоянии, но жребий уже брошен. Рафаэль сумел сделать это. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.
Вот таким образом с осторожностью надо воспринимать эффектные, «шумные» картины, в них нет главного — музыки прекрасного, а есть лишь грохот и холодный расчет поразить чем-то зрителя. 1560, галерея Питти, Флоренция «Альвизе Корнаро», ок. Но Рафаэль внезапно раскрывает все богатство своего темперамента и «Афинская школа» на много веков становится эталоном высшего мастерства. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
Учился в Перудже у Пьетро Перуджино. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Этот наряд был самым любимым у Элеоноры, в нем герцогиню и похоронили. 1513, музей Гарднер, Бостон). Образы, созданные мастером, отличаются необыкновенной внутренней гармонией чувствуется, что в душах этой четы царствуют покой и счастье. Вот таким образом не трудно заметить в еще робком, ученическом произведении Рафаэля, относящемся примерно к началу 1 500-х годов, —«Сне рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) черты, общие для многих умбрийских художников конца XV века, — плавную музыкальную линию силуэта, поэтичность и тонкий лиризм женских образов с их характерным наклоном головы и «голубиным» взором.
И если бы не его великолепные портреты, особенно «Портрет Бальтазара Кастильоне», «Папы Юлия II», «Кардинала», «Донны Велаты», «Портрет папы Льва X с кардиналами», где во весь рост встает психолог, мастер и гуманист, мы могли бы вовсе забыть Рафаэля-станковиста.