Автопортрет Серебряковой За Туалетом
Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей. Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной) — были приобретены с выставки Третьяковской галереей. Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13.
Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Но они не зажжены, солнечного света достаточно. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много.
Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Косвенное дорошевское сравнение Серебряковой на автопортрете с пушкинской Татьяной, конечно, не случайно: так непосредственно прелестен образ, так веет от него чистотой и очарованием юности — от огромных продолговатых глаз, свежего, слегка улыбающегося рта, чуть скуластого, сужающегося к подбородку лица, густых темных волос, грациозного и очень естественного движения обнаженных рук, белизны лифа. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже.
Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом. На первом плане туалетный столик. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству.
Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы1415. Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного.
10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Серебрякова захотела запечатлеть себя внезапно.
Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья.
««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Она была по-истине прекрасна. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей12. «За туалетом. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать.
За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Зеркало — это мы, зрители. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. На крючок наброшена одежда.
Сочинение по картине Серебряковой «За туалетом»
Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. Это было второе выступление художницы «на публике».
(Необходимо различать термины «модерн» и «модернизм» последний применяется обычно к новаторскому, «левому» искусству XX столетия, к искусству авангарда и обнимает множество его течений. ). Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете». Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему.
Она расчесывает свои красивые, густые волосы. А на туалетном столике находятся различные украшения, две свечи в красивых подсвечниках, а также можно увидеть флакон с духами. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась.
Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени.
Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Настроение передается и зрителю. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Она напоминает восточную красавицу из сказок. 5. Глядя на него, ясно ощущаешь, что художница чутко воспринимала и перерабатывала — скорее всего, чисто интуитивно — впечатления не только от классической, но и от современной ей живописи, как западной, так и русской и особенно портретной живописи Валентина Серова, к которому она относилась с подлинным почитанием.
Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя».
Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. За туалетом».
1. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Кусочек застеленной кровати с подушкой под кружевной накидкой, висящая на крючке одежда, белая двухстворчатая закрытая дверь. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».
Посмотрите фильм о том, как школьники из марийской деревни учатся программированию
За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Она не пыталась показать себя в лучшем свете. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. 6. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Нос слегла закругленный.
— А. Р. ) — дальнейший комментарий к ее искусству. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее».
Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Зинаида поймала себя на этом и решила оставить себя такой для мужа. На нее женщина поставила банку с зубным порошком, мыло, рядом повесила полотенце.
Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь
Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками.
Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. Волосы у неё такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22.
Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Картина «Автопортрет.
История Олега Мельникова, освобождающего людей из рабства
Это уже французский автопортрет. Шея элегантно повернута в сторону.
Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения.
Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». Сорочка белоснежного цвета. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник.
Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Ожидание прекрасного нового дня читается в широко распахнутых глазах, весёлой, немного ироничной улыбке.
Лицо ее очень свежее и радостное. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30.
Подпишитесь на новостную рассылку музея
Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем».
Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. У нее достаточно тонкая талия. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей.
Весь ее стан легкий и жизнерадостный. На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. —Прим.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Три свечи, чтобы усилить ракурс. Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна.
Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать.
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
- , : 11 мест со скидкой на кофе и сок в свою посуду
- «Оскар-2019»: главные фильмы года, которые претендуют на награды
- Тест: угадайте кадры по эмоциям Евгения Цыганова
- Режиссер Паоло Соррентино — о Путине, Берлускони и Тони Сервилло в «Лоро»
Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Реальными на полотне являются рама зеркала и подсвечник, остальное — просто отражение в зеркале глазами автора. Нарисовала то, чего попросила душа.
Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.
Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко.
От самой героини веет добром и счастьем. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Кажется, что на ней не хватает украшения.
Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. Можно даже с полным правом утверждать, что «За туалетом» — одна из вершин русского модерна или, как его часто именовали в те годы, Нового стиля, Art Nouveau во французском варианте или Yugendstil в немецком. Героиня красива.
Слева от Зинаиды расположен умывальник с тазиком и кувшином. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». В 1924 году в 40 лет Зинаида Серебрякова уезжает в Париж на заработки, ей заказали декоративное панно. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы.
И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения.
Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке.
На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое.
Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Женщина любит украшения. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. Так бесхитростно и скромно рассказывает Зинаида Евгеньевна о рождении одного из самых значительных и «концептуальных» своих произведений. Кстати, дядя Серебряковой художник Александр Бенуа рекомендовал назначить цену за эту работу в 500 рублей. Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением.
Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. — А. Р. ) в Петербург. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Дочь стала в то время главной моделью художницы.
Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся».
Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Сверху него прибита полочка. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей. Губы изогнуты в нежно улыбке. Девушка на портрете очень рада новому дню.
На щеках виднеется румянец. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Художница изобразила себя за утренним туалетом. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля».
Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Дверь в комнату выкрашена светлой краской.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4.
Это придает картине особую атмосферу. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы.
Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение.
Это было второе выступление художницы «на публике». Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее».
Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Серебрякова пишет — хотя это и звучит в первый момент парадоксально — не себя, а свое отражение в зеркале. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках.
7. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми.
.