Б Кустодиев Купчиха За Чаем
Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Примечательно, что они из разных сервизов, но хорошей русской работы, что не лишает зрителя ощущения приятного для глаз разнообразия. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913).
«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.
Тщательно выписаны и начищенный самовар и мягко светящийся фарфор и розовый атлас платья и холеная кожа купчихи и корона из золотых волос. Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально. Занимался также скульптурой.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.
Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Я. Билибин, 1901).
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой.
Учился у П. А. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
«Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324.
Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Розово-свежее от послеобеденного сна лицо и открытые, отличающиеся мраморной белизной округлые плечи этой красивой и пышущей здоровьем женщины подчёркнуто выделяются на фоне её чепца и складок такого же тёмно-фиолетового с чёрными разводами бархатного платья.
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Их позы, неспешное чаепитие, — распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа. Стол же вокруг заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
И такие молодцы проглядели революцию. Но тем живее работало воображение. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.
В этом он находил свое спасение. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Сообщество «Клуб интеллектуалов»
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Чем же была для Кустодиева данная работа.
Кем на самом деле была кустодиевская купчиха
В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни. Савинского, И. Е. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика». Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.
Русский музей Дополненная реальность
Конечно, основной темой выставки стала революционная. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
Картина была написана в проблемный для России год. Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Но тем живее работало воображение. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.
Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.
Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей). Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.
И пользовалась спросом публики. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. И такие молодцы проглядели революцию. В этом он находил свое спасение. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь.
Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».
Репина (1896-1903). Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. И это показательно. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Примечательно, что сам Кустодиев на время проведения выставки, то есть с 15 до 28 мая, проживал на квартире у Нотгафта, где ему была выделена отдельная комната. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. На нём стоит заварочный чайник, расписанный портретами, а вокруг— дорогая посуда, серебрённая и фарфоровая, с выписанными узорами: сахарница, молочник, вазочка с вареньем и чашка с блюдцем.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Картина Кустодиева Купчиха за чаем
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.