Балаганы Кустодиев

Б. м. кустодиева можно назвать певцом старой России, той, где остались святые монастыри, широкие масленичные гуляния, долгие купеческие чаепития, народные балаганы и ярмарки. Такую Россию Кустодиев наблюдал с детства. Картина Бориса Кустодиева Балаганы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Балаганы» была написана в 1917 году, ее автор Борис Кустодиев в своей обычной манере изобразил масленичную ярмарку ярко, красочно и с особенной сказочной реалистичностью.

Илью Муромца излечили от болезни «калики перехожие» — так называл народ бродячих певцов, наделяя их искусство чудодейственной силой. Да и сам Кустодиев как бы в подтверждение этого показал бедное и покосившееся крестьянское жилище в картине «Изба» (1909). Это время отмечено широким интересом к народному художественному творчеству. Кустодиев показал процесс отчуждения изделий творчества от их производителя, творца. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани.

Это измерзшийся, полуголодный выходец из городских низов, но «артистический» платок, повязанный на шее живописца, как бы приобщает его к племени вольных художников. Если собрать воедино хотя бы только шали и сундуки Кустодиева, столь щедро разбросанные в его произведениях, то уже это одно составило бы большую и красочную коллекцию, где ни одна вещь не повторяла другую. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). основные издания XIX века по народной художественной культуре: Афанасьев А. Н.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Ко дню рождения Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)
  3. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  4. Картина Балаганы Бориса Кустодиева
  5. Славянские мотивы в изобразительном искусстве
  6. Кустодиев и Русская народная художественная культура

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Из серии «Русские типы», 1920 г. ). Б. М.

Вот таким образом так торжественно и истово пьют чай продрогшие на морозе извозчики в «Московском трактире» (1916). Творчество Б. М. Кустодиев чутко отметил эту особенность вывесок изобразив и его создателя («Художник». Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.

  1. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
  2. Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Сайт о жизни и творчестве художника
  5. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  6. Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

Русский музей Дополненная 
реальность

Кустодиев мог видеть их на Нижегородской и Ярославской ярмарках, в Костроме и Кинешме. Русские сказки. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. И. Шаляпин». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.

К этому времени у них уже родился сын. М. 1886 Веселовский А. Старинный театр в Европе. Весь день будут вертеться карусели на потеху людям. Искусство Б. М. Издание имело ошеломляющий успех.

Художник воссоздавал не букву, а дух народного искусства. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Свобода мышления определила образный строй народного искусства, его изобразительной речи. Для Кустодиева народная культура — не застывшая, остановившаяся на определенных канонах, а живая, развивающаяся, меняющаяся, как живет, развивается и меняется сам народ. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Искусство Кустодиева— это своеобразный народный календарь. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины икра, холодная водка.

Метафоры и сравнения «Девушки на Волге» связаны с народной лирической песней, в картине «Большевик» (1920) они почерпнуты из русского героического эпоса — рабочий с красным стягом, шагающий через дворцы и церкви, похож на богатыря из русских былин — «где махнет, там станет улица, отмахнется — переулочек». Художник идеализирует народное гулянье — праздник.

«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Сколь ни близок он к прототипам народного творчества, он никогда не воспроизводит их дословно, в его искусстве нельзя найти прямых цитат. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.

Театр у Кустодиева — устойчивая идущая из глубины веков игровая традиция, «смеховая» культура народа, выражающая его творческую одаренность, его мировосприятие. Кустодиев никогда не показывает чаепития крестьян. В двух вариантах картины «Девушка на Волге» 1915 и 1919 годов изобразительные метафоры почерпнуты художником из поэтического фольклора, русской песенной традиции.

Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются— художник обращается к гуаши, темпере. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Русские народные картинки. Нет, конечно. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.

От выполненной в академические годы картины «У кружала стрельцы гуляют» (1901), где он еще робко и ученически воспринимает художественное творчество народа (гусляр, дуги, одежда женщины), до «Красавицы» и «Купчихи» (1915) и далее оформление «Блохи» и «Портрет Шаляпина» (1921), все творчество Кустодиева— это этапы все более глубинного постижения мастером художественной культуры народа. Онежские былины. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.

В конце XIX — начале XX века в народный площадной театр приходят профессионалы — режиссеры, актеры, литераторы «петербургские и московские балаганы и народные театры приобретают характер зрелищно-коммерческих предприятий», но в глубине России еще долго живет традиционный русский балаганный театр: в Кинешме еще в 1920-е годы на Торговой площади действовали балаганы. Б. М. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Кустодиев отвечал на актуальнейшую проблему искусства начала XX века — индивидуальность и коллективность художественного творчества, которая особенно волновала писателей-символистов и широко дебатировалась в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Именно это важно для Кустодиева. Чехов сетовал на их упадок3, а позднее об этом писал и А. Бенуа 4.

2 См. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Метафоры и сравнения «Девушки на Волге» связаны с народной лирической песней, в картине «Большевик» (1920) они почерпнуты из русского героического эпоса — рабочий с красным стягом, шагающий через дворцы и церкви, похож на богатыря из русских былин — «где махнет, там станет улица, отмахнется — переулочек». Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. I — II: Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым.

Чехов сетовал на их упадок3, а позднее об этом писал и А. Бенуа 4. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».

Вместе с семьей отправляется в Париж. Чаепитие для крестьянина это удовольствие, выражение отдыха и комфорта. Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». М., 1870 Гильфердинг А. Д.

Кустодиев никогда не показывает чаепития крестьян. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.

А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Его искусство живое. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Земская школа в Московской руси (1907 г. ) Четвертую часть жизни просидел художник в своем кресле на колесах и оказался как бы сильнее самого Ильи Муромца. О русских народных сказках. Пастернак, К. А. Знаменитого артиста рисовали часто (В. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Купцы Кустодиева, пренебрегая европейской модой, придерживаются «своего», древнего исконного и пользуются тем, что создано народом, его гением.

Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.

Кустодиева — великий оптимист, в нем живет неистребимая потребность в радости. Савинского, И. Е. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.

Занимался также скульптурой. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. В его полотнах нет нищих и пьяниц (есть подгулявшие), которые были непременным сопровождением праздников. Искусство требует всей жизни.

Народ у Кустодиева — коллективный художник, его искусство не знает индивидуального героя (свой интерес к отдельной личности Кустодиев удовлетворяет в портретной живописи, скульптуре и графике). Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Художник почувствовал, как поэтически воспринимает народ мир, природу, явления жизни.

Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Недаром художник снова возвратился к своей героине через несколько лет.

1841: Снегирев И. М. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. В лубке «Земляничку я сбирала. » изображена советская крестьянка, раскрепощенная женщина России, но приметы нового включены в общую декоративную, песенную структуру образа. Перехожие повести и рассказы.

За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Есть основания думать, что большинство своих «Маслениц» Кустодиев написал именно в этих городах с их холмистым рельефом, спуском к Волге. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере.

«Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Именно это важно для Кустодиева. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Кустодиев взял этот сюжет не только из жизни, но и из народного творчества. Но эти купцы не интересуют художника.

Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. В обоих вариантах важное место отведено березе — в народных верованиях, особенно в Верхнем Поволжье, береза была символом любви, брачных отношений — на Троицу и в Семик девушки завивали венки из березы, украшали ее, «кормили» пирогами и яичницей (солярный знак) — этот обряд еще и сейчас живет в районах Костромы и Кинешмы. Шумно, весело интересно. Кустодиев мог видеть их на Нижегородской и Ярославской ярмарках, в Костроме и Кинешме. К этому времени у них уже родился сын.

Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Сейчас в Островском (бывшее Семеновское) создан мемориальный музей Б. М. Кустодиева, филиал Костромского областного художественного музея. Есть основания думать, что большинство своих «Маслениц» Кустодиев написал именно в этих городах с их холмистым рельефом, спуском к Волге. Народ в представлении Б. М.

Весна еще только в надеждах. Учился у П. А. Русские простонародные праздники и деревенские обряды. Оно всегда вторично и лишено жизненной силы, а Кустодиев не принимал подражательности.

Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. СПб., 1876— 1877. А шуба. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Отсюда в «Праздниках в деревне» торжественный, замедленный ритм, праздничный звенящий золотом колорит, ритмическая организация мизансцены. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.

Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Миллер В. Д. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета.

Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Народ у Кустодиева развлекается только в праздники, в остальное время он — великий труженик (тема крестьянского труда у Кустодиева получила достаточно широкое отражение), жизнь купечества — это сплошной отдых, сонное царство, прерываемое только едой, прогулками, выходами в гости. Земская школа в Московской руси (1907 г. )Четвертую часть жизни просидел художник в своем кресле на колесах и оказался как бы сильнее самого Ильи Муромца.

СПб., 1881 Римский-Корсаков Н. Сборник русских народных песен. Здесь народ мог все. Весь день будут вертеться карусели на потеху людям. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Савинского, И. Е. Река («Волга-реченька широкая. ») — поэтический фон, на котором развивается мелодия лирического повествования о любви и счастье. Но в Кустодиеве жил не только поэт, но и аналитик. Он видел это все в жизни: «Дождь, грязь, слякоть, пьяное мужичье, ужасающие мостовые. » Но ничего этого не допускал в свое искусство — он творил образ радости.

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Народ у Кустодиева — коллективный художник, его искусство не знает индивидуального героя (свой интерес к отдельной личности Кустодиев удовлетворяет в портретной живописи, скульптуре и графике).

Репина (1896-1903). Б. М. Кустодиев акцентирует в народной культуре другое — ее способность к развитию.

Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Вот кого рисовать-то. Художник воссоздавал не букву, а дух народного искусства.

Б. М. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Проблема «Кустодиев и русская народная художественная культура» не поддается одноп-лановому решению, она глубинна, так как связана не только со сферой творчества Кустодиева, но и его представлениями о национальной жизни исторической судьбы России. Искусство Кустодиева— это своеобразный народный календарь. СПб., 1889: Пыпин А. Н. Он видел это все в жизни: «Дождь, грязь, слякоть, пьяное мужичье, ужасающие мостовые. » Но ничего этого не допускал в свое искусство — он творил образ радости. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В «Масленицах» и «Балаганах» бьет ключом творческая энергия народа.

В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Его полотна 1920-х годов — «Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна» (1921), «Ночной праздник на Неве» (1923), рисунки «На Марсовом поле», «Международный праздник», «Ночной праздник на Неве» для альбома «II Конгресс Коминтерна» — это изобразительные документы из истории советских праздников и ярчайшие образцы нового общественного быта. Его собственное искусство — вдохновенная поэма о прекрасном творчестве народа. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Зашел с мороза прямо в шубе. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.

С 1907 года — член Союза русских художников. Масленица (фрагмент)Народ создал фольклор, где видел себя сильным и свободным, как богатыри, наделенным огромной физической и духовной силой страшной действительности своего существования он противопоставил в произведениях декоративно-прикладного искусства светлый и радостный мир счастья в сказках, пословицах, фольклорном театре восстанавливал свое достоинство, попирая несправедливость и зло, карая своих угнетателей. Картина – воспоминание художника о другой, утерянной жизни. В его полотнах нет нищих и пьяниц (есть подгулявшие), которые были непременным сопровождением праздников.

В конце XIX — начале XX века в народный площадной театр приходят профессионалы — режиссеры, актеры, литераторы «петербургские и московские балаганы и народные театры приобретают характер зрелищно-коммерческих предприятий», но в глубине России еще долго живет традиционный русский балаганный театр: в Кинешме еще в 1920-е годы на Торговой площади действовали балаганы. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Сейчас в Островском (бывшее Семеновское) создан мемориальный музей Б. М. Кустодиева, филиал Костромского областного художественного музея. Но эти купцы не интересуют художника.

Приобщение Б. М. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). В этом видел он залог социальной жизнеспособности народа. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В лубке «Земляничку я сбирала. » изображена советская крестьянка, раскрепощенная женщина России, но приметы нового включены в общую декоративную, песенную структуру образа.

Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Проблема «Кустодиев и русская народная художественная культура» не поддается одноп-лановому решению, она глубинна, так как связана не только со сферой творчества Кустодиева, но и его представлениями о национальной жизни исторической судьбы России. Народный площадной театр — древняя и важная область народного творчества.

Это измерзшийся, полуголодный выходец из городских низов, но «артистический» платок, повязанный на шее живописца, как бы приобщает его к племени вольных художников. М., 1855—1864 Буслаев Ф. И. Кустодиев чутко отметил эту особенность вывесок изобразив и его создателя («Художник».

Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. От выполненной в академические годы картины «У кружала стрельцы гуляют» (1901), где он еще робко и ученически воспринимает художественное творчество народа (гусляр, дуги, одежда женщины), до «Красавицы» и «Купчихи» (1915) и далее оформление «Блохи» и «Портрет Шаляпина» (1921), все творчество Кустодиева— это этапы все более глубинного постижения мастером художественной культуры народа. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Елинка в беседе с А. Н. Русская народная сказка. Какова шуба на нем. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Река («Волга-реченька широкая. ») — поэтический фон, на котором развивается мелодия лирического повествования о любви и счастье. В обеих картинах девушки изображены на Волге. В «Масленице» (1919 г. ) афиша с изображением силачей перекликается с вывесками трактира и булочной.

М., 1894. М. 1839 Тихонравов И. С. А. Народ у Кустодиева развлекается только в праздники, в остальное время он — великий труженик (тема крестьянского труда у Кустодиева получила достаточно широкое отражение), жизнь купечества — это сплошной отдых, сонное царство, прерываемое только едой, прогулками, выходами в гости.

Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

Театр у Кустодиева — устойчивая идущая из глубины веков игровая традиция, «смеховая» культура народа, выражающая его творческую одаренность, его мировосприятие. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Их эстетические идеалы были еще связаны с деревенским образом жизни.

Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Серовым1. Мороз. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник искал это и стремился к этому. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Плакаты обещают выступления силачей и множество других увеселений.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Коллективность народного творчества выразилась в широкой зрелищности полотен Кустодиева, отражавшего стремление к ней народных художников в разных областях их деятельности: в декоративно-прикладном искусстве изделия которого обычно предназначались для широкой зрительской аудитории — большой семьи, рода, коллектива села (ярмарки — те же зрелища, демонстрация умения и одаренности), в вывесках, апеллирующих к массовому зрителю и выражающих народные представления о довольстве.

Однако доступ к ней оказался не простым. СПб. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Масленица (фрагмент)Народ создал фольклор, где видел себя сильным и свободным, как богатыри, наделенным огромной физической и духовной силой страшной действительности своего существования он противопоставил в произведениях декоративно-прикладного искусства светлый и радостный мир счастья в сказках, пословицах, фольклорном театре восстанавливал свое достоинство, попирая несправедливость и зло, карая своих угнетателей. В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников».

Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. М., 1856 Ровинский Д. А. Занимался также скульптурой.

В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Русские былины старой и новой земли. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Возник он, естественно, задолго до этого времени, еще в XVIII веке были сделаны попытки собирания русских народных песен, а весь XIX век связан с накоплением знаний о фольклоре, народной музыке, народном изобразительном искусстве и театре2.

СПб., 1873 Котляровский А. А. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).

«Если меня что привлекает, так это декоративность. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», — сказал как-то М. И. Отца своего он почти совсем не помнил. Купеческие чаепития у Кустодиева — бесконечно длящееся состояние, почти ритуал.

Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Оно всегда вторично и лишено жизненной силы, а Кустодиев не принимал подражательности. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.

Народный театральный репертуар создавал большие возможности импровизации, часто острой и злободневной, рождавшейся порой при общении актеров и зрителей. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. В этом идеальном образе часто есть и лукавый юмор. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917).

Задачи лубка художник отделял от задач плаката. Стилизаторство было чуждо творческой натуре Кустодиева. Вып. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Хороводы были театральным действом, зрелищем, в котором народной традицией были предусмотрены актеры и зрители, где зрители сами могли быть актерами. В «Масленице» (1919 г. ) афиша с изображением силачей перекликается с вывесками трактира и булочной. Коллективность народного творчества выразилась в широкой зрелищности полотен Кустодиева, отражавшего стремление к ней народных художников в разных областях их деятельности: в декоративно-прикладном искусстве изделия которого обычно предназначались для широкой зрительской аудитории — большой семьи, рода, коллектива села (ярмарки — те же зрелища, демонстрация умения и одаренности), в вывесках, апеллирующих к массовому зрителю и выражающих народные представления о довольстве.

Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров.

Купцы и купчихи наделены у него своеобразной монументальностью (купеческий «эстетизм» выражен и в типе женской красоты, в том излишестве плоти, которое отличает картины Кустодиева).