Борис Кустодиев Портрет Шаляпина
Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Артист стоит в театральной позе. Пастернак, К. А. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая.
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
- ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
Рядом – церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Серов, Л. О. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре.
- КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
- Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
- Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
- Русский музей Дополненная реальность
- Краткое описание Портрет Шаляпина
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Это уже второй совместный проект с Русским музеем. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.
Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Интересные сочинения по картинам
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Сайт о жизни и творчестве художника
Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Первоначально вид народного творчества. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился».
Ходить в них по снежным склонам трудно иШаляпин опирается на дорогую трость. Стосковался по людям, по театру, по музыке – всего этого я лишен». В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Шаляпина в Петербурге. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». На ногах модные ботинки напуговках серая замша и черный лак. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. У входа на ярмарку— афиша Шаляпина.
- Описание настроения картины Портрет Шаляпина
Портрет – эскиз Федора Шаляпина. Пошел в магазин. На пальце— перстень. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.
Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Серов, Л. О.
По неизвестной причине у него отнялись ноги. Первоначальное название картины — «Новый город». В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». С 1922 жил за границей.
А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин – в 1938-м. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
Тяжелаяболезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника— живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе». И начались репетиции.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.
Он словно оглядывает этот городок с высоты. Кустодиев взялся исполнить четыре эскиза декораций и эскизы всех костюмов и гримов к опере А. Н. Серова «Вражья сила», которую ставил Шаляпин1. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Уехал в Швейцарию.
По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. М. Г. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. На руках у Марины обезьянка. Пастернак, К. А.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.
И в ней работаБориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление.
Шаляпин оглядывается. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. БорисКустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Кустодиев с молодых лет восхищался талантом Шаляпина. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Бульдог Шаляпина был дрессированный: когда Федор Иванович говорил «Городовой. » — пес падал замертво. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Борисом Михайловичем Кустодиевым. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов – за широту, размах и «русский дух».
Венцом этой летописи жизни и творчества Шаляпина стал портрет исполненный в 1920 — 1921 гг. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Коровин, И. Е. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Шаляпина" находится в Париже, а в Русскоммузее выставлен портретповторение 1922 года. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Кустодиев. Фон портрета— ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой.
Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Написал быстро1.
Я занялся актерами. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Его "Портрет художника И. Я.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжалработать. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. — говорю я ему.
Шуба у вас больно такая богатая. Повсюду оживленная толпа. В то же время, следуя своему излюбленному приему, художникизобразил главного героя огромным по сравнению с остальным людом на фоне картины, подчеркнув этим величие и мощь гениального национального певца, которого очень любил.
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. 1921 год, акварель, цветные карандаши.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). «Портрет Ф. И. Шаляпина»Челябинский музей изобразительных искусств (Картинная галерея)С 26 сентября по 21 октября 2018Событие завершилосьПоказатьВыставка «Борис Кустодиев. Серов, Л. О.
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».
Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом — русский город. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Болезнь прогрессировала.
Образ этоговолжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее вышевсех других своих портретов за широту, размах и "русский дух". Сейчас кустодиевский "Портрет Ф. И. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Работы мастера пронизаны весельем и любовью к русской провинции.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Возможно. С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Больше всего народу собралось у балагана. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен – он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
«Портрет Ф. И. Шаляпина»Теги:ЖивописьМузеи. ХудожественныеФедор ШаляпинЧелябинский государственный музей изобразительных искусств не в первый раз сотрудничает с Государственным Русским музеем (г. Шаляпин выкупил этот портрет и увез его с собой в эмиграцию во Францию в 1922 году.
Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения. В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». 1932. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.
Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Его учителем был И. Репин. 1921 год, зима. Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого».
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его Портрет художника И. Я. Только неимоверная любовь к России могла одаритьхудожника. Рядом с ними — друг и личный секретарь Шаляпина Исай Григорьевич Дворищин. Савинского, И. Е.
Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Таким образом портрет был написан дважды – в 1921 и 1922 годах. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Борис Кустодиев окончил Академию Художеств.
Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. В 2015 году состоялась большая выставка «Спасибо, Урал. », на которой экспонировалось 30 работ из собрания ГРМ. Но в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только для их сословия. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем.
Приятно ее написать. — Ловко ли. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. На руках у Марины обезьянка.
В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
В нижнем правом углу у ног Шаляпина сидит его любимый пёс— белый с чёрной отметиной французский бульдог Ройка изображённый в натуральную величину и смотрящий преданно на своего хозяина, который держит его на поводке. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Предложили мне выбрать. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Коровин, И. Е.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью. «Портрет Ф. И. Шаляпина»АфишаПоказать на картеот 100 руб. ВыставкиВыставка «Борис Кустодиев. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин – гений и что для истории необходимо написать его портрет». Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.
которая была так близка Ф. Шаляпину. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Санкт-Петербург). Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». В этом году, благодаря инициативе администрации и Министерства культуры Челябинской области, музей будет принимать в своих стенах одно из известнейших полотен Бориса Кустодиева – «Портрет Ф. И. Шаляпина». На руках у Марины обезьянка.
Парадокс. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. Его «Портрет художника И. Я.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю.
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.
1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе.
На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Праздничные, сочные по колориту декорации, костюмы истинно народные по форме и цвету, характерный грим персонажей оперы придали постановке необычную новизну и свежесть. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» – место обитания и веселья русского народа. Париж, «Современные записки». Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.
Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Учился у П. А. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника.
Пошел в магазин. Словарь Флигель (от нем. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».
Праздничная феерия кустодиевской ярмаркиразворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселыеизвозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Преданно смотрит на хозяина белыйпородистый мопс Ройка. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Недаром ФедорШаляпин говорил: ".
Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу. Санкт-Петербург). Дворищина.
Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. Коровин, И. Е. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Идея написать портрет Ф. И. Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. Серова «Вражья сила» в Мариинском театре.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Экий я мерзавец—буржуй.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». — Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Но если я когдалибо видел в человеке действительно великий дух, так это вКустодиеве. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира.
В 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам — «властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую». Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.
Оригинальный портрет создавался Борисом Кустодиевым в период с 1920 по 1922 год. После операции ему было запрещено рисовать. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. Левая рука опирается на трость. У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста.
На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Над торговыми рядами — вывески с аршинными буквами. Фигура развернута в фас, голова— влево.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Предложили мне выбрать. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Занимался также скульптурой. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева – центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе – за широту, размах и «русский дух». В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов – «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана».
Первоначальное название картины – «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Я отправился к нему с этой просьбой. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Он не выходил из дома.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. В 1922-м артист увез его с собой за границу. Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Вдали постройки старинного русского города.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Репина (1896-1903). Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло143439. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое.
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке – так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Пастернак, К. А. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. И он рисовал, рисовал много.
Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением» : «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»2017Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он ещеучился в Академии художеств в Петербурге. Сам Федор Иванович больше всех других ценил этот портрет и писал о художнике: «Если я когда либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка – романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Этот относительно молодой формат «выставки одной картины» завоевывает все большую популярность, давая возможность увидеть оригиналы шедевров изобразительного искусства широкой аудитории из разных городов и стран.
Премьера оперы состоялась в 1920 г. Это был один из лучших спектаклей тех лет. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Интересна история создания этой картины.
Борис Кустодиев посмеялся вместе с Шаляпиным над этой историей, но от намерения запечатлеть певца именно в этом одеянии не отказался. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. — Да как же это случилось.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Экий я мерзавец — буржуй. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак.