Борис Кустодиев Утро
Картина Утро была написана Борисом Михаловичем Кустодиевым в Париже во время его пенсионерской поездки по европейским странам. Купить картину или постер "Утро", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Высоких было больше, чем низких. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др.
Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Особенно его тревожит обстановка в Академии художеств: «Непостижимо, что там делается. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. К вечеру у художника поднялась температура. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. В 1904 году он иллюстрирует «Мертвые души», а в 1905 году — повести «Коляску» и «Шинель». – писал ей когда-то Кустодиев. Вместе с семьей отправляется в Париж. Сохранились письма, которые влюбленный Борис писал своей будущей жене. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- Кустодиев Борис Михайлович (Утро)
- Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
- Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927
- Кафедра неврологии и нейрохирургии ИНПР
Вот кого рисовать-то. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха.
Но еще – память, воображение. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
- Русский музей Дополненная реальность
- Кустодиев Борис Михайлович Утро ://043
- Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткое описание картин Кустодиева, его биограия и творчество
- Отправить запрос на изготовление копии
Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Об этом говорит и авторское название. Его работы переполнены бьющей через край яркой, «масленичной» Россией.
М. и В. А. Кастальские), няня. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А художник был одинаково далек как от авангардных веяний, так и от строгого реализма.
- Картина Утро – Кустодиев Борис Михайлович
- Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
И снова торжество смерти, на этот раз подчеркнутое минимумом цвета и движения. Она была рядом. Один с собой я не могу долго быть – я себя ненавижу. — ведь замечательное полотно «Девушка, освещенная солнцем», написанное молодым Валентином Серовым, вызвало целый каскад брани в среде академиков живописи.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Иду в монастырь замаливать грехи свои». Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника.
Но Кустодиев принужден был писать парадные портреты. Пишу и княжну, наконец-то ее добыл, но: больше 5 сеансов не буду иметь (был уже 3 раза), так как ее высочество очень утомляются от ничегонеделания, но желают получить хороший портрет, не позируя. Кустодиев был избран академиком живописи — его творчество признали коллеги. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева.
Что еще хорошо – стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так – из-за жеста. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. 1915 У окна. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Какое самомнение, какая бестолковость».
«На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил знаменитый художник. — Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность они служат залогом крепкого и прочного успеха». Здесь, на чужбине, он, подобно Гоголю, особенно ярко ощутил красу родной земли. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Болезнь изменила образ жизни художника.
Это считалось неприличным. Правда, много было сделано для того, чтобы загадить слово русский. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
Какова шуба на нем. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Обещаю все это сделать в большом портрете. Как здесь не вспомнить злополучного Чарткова.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Вместо этого — лечение, мучительные операции, долгое пребывание в клиниках за границей. Быт, провинциальный ли, купеческий ли, при всех его реальнейших приметах на картинах Кустодиева превращается в такую же условность, как «купеческая дочь», «добрый молодец», «царевна» да «царь с царицей» в русских сказках. Работа над картиной «Торжественное заседание Государственного совета» была сопряжена с большими трудностями.
Сюжет исключал возможность свободы поз и жестов, регламентировал костюм. Как-то он ехал из Выборга в Петроград в инвалидной коляске из-за чего был помещен в «собачий» вагон. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Репина (1896-1903). Однако вскоре Кустодиев очень сильно заболел.
Был ли Кустодиев выдающимся иллюстратором и театральным художником — вопрос праздный, хотя он может возникнуть в силу того, что эти стороны его таланта менее известны. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Что еще хорошо – стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так – из-за жеста.
Художник – без рук, он жить не сможет. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Портрет И. Б. Кустодиевой. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Развал, неразбериха. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Я терпелива.
Савинского, И. Е. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Подавление революции Кустодиев показал в живописной аллегории смерти. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
1910 На террасе. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет). Одному из своих друзей Борис Кустодиев как-то с горечью сказал: Мы всегда презираем свое, родное, русское. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке.
Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. И как не вспомнить слова, сказанные великим Гоголем:Таинственный, неизъяснимый 1834. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. К этому времени у них уже родился сын. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток).
Обещаю все это сделать в большом портрете. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Да, этого всего не опишешь в письмах на нескольких листочках бумаги. Кустодиевой с дочерью Ириной.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Находясь в Швейцарии, получил приглашение написать декорации к «Горячему сердцу» А. Островского — одной из самых веселых комедий русской сцены. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. В 1909г.
Кустодиевой. Но и она только чуть приглушила боль. Отца своего он почти совсем не помнил. Успех декораций и костюмов был только началом. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
В рисунке «Москва. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – русский художник, график и театральный художник. Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Зашел с мороза прямо в шубе. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. С 1916г. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). И. Шаляпин», 1922, там же).
Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Веселый и крепкий язык пьесы требовал таких же красок: красный кумач, синий ситец в белый горошек (он же снег), платки с алыми цветками — вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов с глуповатым царем на придачу». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Как здесь не вспомнить злополучного Чарткова. И тут же: «Был в Эрмитаже и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Учился у П. А. А шуба.
Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, вот таким образом постепенно переходит на гуашь и темперу. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Мы жили на третьем этаже. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. В 20-е годы искусствоведы навесили на живописца ярлык «последнего певца купеческо-кулацкой среды» — притом, что Кустодиев восторженно принял революцию, создав яркие образы в своих картинах. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.
Другой в это время он продолжал писать. В 20-е годы искусствоведы навесили на живописца ярлык «последнего певца купеческо-кулацкой среды» — притом, что Кустодиев восторженно принял революцию, создав яркие образы в своих картинах. В статье «Как я работал над Блохой» Кустодиев рассказывает: «. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет.
считали работы Кустодиева «лубочными» и недостаточно реалистичными. «Серьезные» критики 10-х годов XXв. Футуристы и декаденты ругали мастера за несовременность и нежелание «разорвать пуповину реализма». В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора – М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Только одно рисовать.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Кустодиевой.
Содержательный образ полотна формируется на стыке бытовой и портретной живописи, но несмотря на то что в холсте представлены конкретные, близкие художнику люди (его жена и сын), в произведении больше общего, собирательно-типического. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро».
Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке, все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия». И. Шаляпин». Слова оказались пророческими. Быт, провинциальный ли, купеческий ли, при всех его реальнейших приметах на картинах Кустодиева превращается в такую же условность, как «купеческая дочь», «добрый молодец», «царевна» да «царь с царицей» в русских сказках. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Здесь, на чужбине, он, подобно Гоголю, особенно ярко ощутил красу родной земли. И мы обычно извиняемся, что мы русские. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем.
Здесь все фантазия и быль. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Узрел я прелесть и ласковость «Красавицы» и забыл посты и бдения. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева.
Приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Где означу я тебя великими трудами.
Через год он готовит «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Кустодиев стал признанным мастером, на него сыплются заказы, медали, награды, но он при первой возможности стремится сбежать в свой «Терем» — единственное место, где по-настоящему счастлив. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Занимался также скульптурой. Петербург предлагал молодому писателю трудный искус. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды". 1915 У окна. Совсем в ином духе выполнен рисунок «Февраль. За этими иллюстрациями последовали другие, среди которых выделяются рисунки к стихотворениям и поэмам Некрасова, к произведениям Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923). Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Летом Юлия Евстафьевна, теперь уже с двумя детьми — сыном Кириллом и дочкой Ирочкой, подолгу ждет его приездов. Редко кто из его современников так чувствовал Русь. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Кустодиев писал это за год до смерти — в Эрмитаж его несли на руках. Я. Билибин, 1901).
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Так оно и было. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
А художник был почти беспомощным. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Но судьбе было угодно распорядиться по-другому. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей).
Но судьбе было угодно распорядиться по-другому. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). М. и В. А. Кастальские), няня. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен.
Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил знаменитый художник.
Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Веселый и крепкий язык пьесы требовал таких же красок: красный кумач, синий ситец в белый горошек (он же снег), платки с алыми цветками — вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов с глуповатым царем на придачу».
Нам неловко было сознаваться, что мы русские. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. ДО КОНЦА. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. считали работы Кустодиева «лубочными» и недостаточно реалистичными. Если он и негодует, то только по поводу ниспровергателей искусства.
Я верю в Вас больше, чем в себя. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Вступление» (1905) над крышами беснуется смерть, солдаты расстреливают баррикаду. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И. А болезнь художника прогрессировала.
Что должен чувствовать всемирно знаменитый художник в вольере с животными. Иду в монастырь замаливать грехи свои». После разгона демонстрации» (1906)— черно-серый тон, голые зимние улицы Петербурга, тишина и пустота, спины уходящих строем солдат, мертвые тела. В Костромской губернии Кустодиевы купили землю и художник построил деревянный «Терем».
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. В статье «Как я работал над Блохой» Кустодиев рассказывает: «. Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке, все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия». В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
Так он и работал. Он не хотел писать дождь, а чаще писал солнце. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука из которой падал карандаш. Кончились его странствия по России, верховые прогулки, охота, все, что он страстно любил. Совсем в ином духе выполнен рисунок «Февраль. В Костромской губернии Кустодиевы купили землю и художник построил деревянный «Терем». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Без сложнейшей операции не обойтись. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. Чего стоят знаменитые «кустодиевские» женщины, являющие собой народный идеал красоты. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Что было в его силах в это смутное и голодное время. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер).
Особенно его тревожит обстановка в Академии художеств: «Непостижимо, что там делается. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г. М. и В. А. Кастальские), няня. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Ведь художнику было всего 33 года в ту пору, когда он лежал в лечебнице далекого швейцарского курорта Лейзена, месяцами прикованный к постели. Тяжелые, безысходные мысли порою одолевали его:Прислала ты письмо, которое растревожило мои старые раны, – все эти вечно старые и вечно новые вопросы, которые и меня самого мучают не меньше тебя. Постепенно жизнь входила в обычное русло. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других.