Борис Мусатов Призраки

В работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки. Женственные тени призраки Борисова-Мусатова отражают мистический культ Вечной женственности в русском символизме. В. борисов-мусатов «Призраки».

Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Его последней картиной символично стала картина Реквием. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Это и дало настроение брату написать картину – Призраки Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома – всё уходило в прошлое, как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. Её изображение мы видим на многих работах мужа.

Ясная, выстроенная композиция «Водоема», подающая мотив в нужном художнику ракурсе, в «Призраках» сменяется колеблющимся, словно на ветру движением, открытым выходом за рамки холста, граница которого разрезает одну из фигур. Вместе с ночным сумраком исчезают призраки тех, кто когда-то жил в усадьбе. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.

  1. Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Призраки»
  2. Картина Борисова-Мусатова Призраки
  3. Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова
  4. Призраки — Виктор Борисов-Мусатов
  5. Призраки в дворянских усадьбах России: пророчество художника

Но многочисленные мучительные операции на позвоночнике не могли не сказаться на здоровье. Художник усердно работает, в год создавал по 6-9 законченных полотен. На берегу две девушки.

«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Замысел картины «Призраки» родился в 1902 году под впечатлением осенних дней, проведенных в старинном поместье Зубриловка. Кто бы мог подумать, что жизнь художника так внезапно оборвется. К 1903 году относится композиция «Призраки» (Третьяковская галерея, Москва) изображающая усадьбу Зубриловка. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

  1. Борисов-Мусатов: биография и картины художника
  2. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
  3. Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
  4. Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  5. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Ему было всего 35 лет. Борисов-Мусатов – художник одной темы, одной художественной идеологии, однако эта тема интерпретируется в «лучах» разного настроения. Впечатления, полученные художником во время посещения старинной усадьбы XVIII века Зубриловка, владельцами которой когда-то были князья Прозоровские-Голицыны, отразились в картине «Гобелен» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. По-моему картина воспринимается как окно в «иной мир», где существует свой закон, свои правила, где всё тихо и умиротворённо. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Наверное, нет.

Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Саратов. «Реквием» — это акварельное изображение процессии девушек, одетых в старинные платья. От платья девушки он словно переходит на все остальные детали, соединяясь с зеленым, розовым, белым.

Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. Последней работой Борисова-Мусатова стала композиция «Реквием» (1905, Третьяковская галерея, Москва), которую художник посвятил памяти недавно умершего друга — Надежды Юрьевны Станюкович. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Здесь все неуловимо, недосказано и прекрасно как волшебное сновидение. Призраки полны скорби и печали.

Среди женских фигур на фоне торжественно вознесённой архитектуры, в которой узнаются зубриловские постройки, трижды возникает облик Надежды. Главные их персонажи — кавалеры и дамы в старинных одеждах. Именно Зубриловка, а вернее, ее южная сторона, была запечатлена в «Призраках». Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.

  • 14 апреля родился русский художник Виктор Борисов-Мусатов
  • Виктор Борисов-Мусатов «Призраки» 1903
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Напишите отзыв о статье Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

Атмосфера безмолвной грусти царствует в Призраках, в поздних сумерках проплывают по партерному парку женские фигуры, словно материализовавшиеся из тумана печальные «гении местности» смутные видения столь зыбки, бестелесны, что в любое мгновение могут растаять исчезнуть, не исключая и громаду старинного дворца. Мебель, столик, деревянный с позолотой усадебный стул и второй – немецкой работы стул с орнаментом – из Радищевского музея. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Минутная прихоть художественного гения. Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева.

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Интересно, что, создавая свою композицию, автор использует не одну точку зрения. – прошептал кто-то тихо.

  1. Отрывок, характеризующий Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак.

Задумчивый мотив звучит в природе. Дважды повторенные, эти ритмично двигающиеся фигуры словно оплакивают ушедшую в небытие женщину. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Изображённый сюжет полотна завораживает своим необычным спокойным музыкальным ритмом. Но вряд ли тут существует какая-то прямая связь.

Эти композиции не похожи на прежние работы художника. Ученичество позади. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. В 1903 году художник женился на своей подруге и музе Елене Александровой-Сковороде, а в декабре 1904 года в семье родилась дочь Марианна.

Описание картины 
Виктора Борисова-Мусатова 
«Призраки»

Борисова-Мусатова называли певцом «дворянских гнёзд» за его любовь к старым усадьбам, тенистым паркам и зеркальным прудам. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Друзья ласково его называли «горбуном» – поэт Андрей Белый считал его «тончайшим и нежным горбуном», а художник Мстислав Добужинский писал, что «Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, очень изысканно одевался и носил золотой браслет». Станет книжным графиком. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. До этого Борис-Мусатов успел написать в усадьбе другие полотна («Водоем», «Дама у гобелена»), которые мотивно соотносились с «Признаками», уступая им по мощи создаваемого настроения. С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Его работы отправились на выставки в несколько городов Германии, затем в Париж, вызвав множество благоприятных откликов критиков.

Однако достоверное воспроизведение архитектурных ансамблей никогда не занимало художника (в отличие от современников – мирискусников) и его романтические дворянские усадьбы были таким же плодом воображения, что и населявшие их очарованные персонажи. Ясная, выстроенная композиция «Водоема», подающая мотив в нужном художнику ракурсе, в «Призраках» сменяется колеблющимся, словно на ветру движением, открытым выходом за рамки холста, граница которого разрезает одну из фигур. Сумерки начинают сгущаться. Эта работа завершает саратовский период творчества Борисова-Мусатова. Но вместе с тем на глазах материализуется символ «иного мира», становящегося реальностью в краткие предрассветные часы.

Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Как хорошо Боже, как хорошо. Наверное, нет. И Виктор улыбался, радостно смущенный».

Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. За столько короткую жизнь он создал 77 картин, которые в настоящее время хранятся в фондах 20 музеев. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — русский художник, художник, фотограф, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Родился Виктор Эльпидифорович 2 (14) апреля 1870 года в семье служащего железной дороги.

А за натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. Примечательно, что художник, чьи родители были бывшими крепостными, а затем стали мещанами, больше известен как «как певец дворянской усадьбы» и «дворянских гнёзд». Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. Пройдет всего лишь несколько мгновений и она исчезнет навсегда вместе с другими призраками усадьбы.

Станет книжным графиком. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. В 1898 году Борисов-Мусатов вернулся из Парижа. Они прогуливаются в парках, читают стихи, объясняются в любви. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой.

А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Есть соблазн этой своеобразной «прощальностью» объяснить ее настроение – настроение щемящей грусти, почти тоски. Виктор ходил в другой комнате. Сидящая спиной, с портретно переданным профилем – Надежда Юрьевна Станюкович, давний друг семьи Мусатовых. В 1903 году, живя в Черемшанах под Хвалынском, художник начал работать над картиной «Изумрудное ожерелье» (1903–1904, Третьяковская галерея, Москва). Призраки стали одной из первых картин, приобретенных (в 1905 году) Третьяковской галереей у вдовы Борисова-Мусатова.

Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Она помогала давать названия картинам. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Он был окружен любовью, заботой и лаской.

Иными становятся и выразительные средства. Чувствуется аромат сирени. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Также на картине изображены образы жены и сестры. «Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами.

Художник вынужден оставить Петербург. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов.

К болезни позвоночника добавились болезнь почек, сердца. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Доминирующим цветом в картине является голубой. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Виктор был первенцем у родителей.

Темпера, нанесенная тонким матовым слоем, не скрывает рельефа крупнозернистого холста и полотна выдающегося живописца с их широкой манерой письма, великолепным ритмом, сгармонизированным колоритом превращались в своеобразные нетканые гобелены, способные своим декоративным размахом «держать» обширные стенные плоскости подобно фреске или настоящим коврам. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. Этюд «Окно» (1886, Третьяковская галерея, Москва), написанный шестнадцатилетним Мусатовым изображает окно домика, в котором жила семья художника. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.

А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Эта работа завершает саратовский период творчества Борисова-Мусатова. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

Фамилию Борисов он присоединил к своей родовой в память о своём любимом деде Борисе Мусатове, оказавшим на него большое влияние. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. Так же размыт пейзаж. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья.

Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Когда родился Виктор – счастью не было предела. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Но его картины приходятся по вкусу далеко не всем. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».

Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. В стиле декоративного панно исполнена композиция «Водоем» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Здесь все неуловимо, недосказано и прекрасно, как волшебное сновидение. Среди них можно узнать сестру Борисова-Мусатова, его жену и саму Станюкович.

Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. На фоне белых зданий усадьбы, парка, деревьев в кадках стоят две девушки (позировала художнику его сестра, Елена Мусатова). Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана.

Летние облака принимают фантастические формы. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.

И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. В 1881 году родители определили одиннадцатилетнего Виктора в реальное училище.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 – 1905) родился 14 апреля в Саратове в семье бывших крепостных Мусатовых, которые затем приписались к мещанскому сословию. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Виктор Борисов-Мусатов прожил всего 35 лет.

Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Державина, гостивших и проживавших там. Иными становятся и выразительные средства. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Это, знаете ли, просто красивая эпоха.

Это движение лишено активной динамики, оно также призрачно, как и все видение. Ему было 35 лет. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Доживет до 1991 года. Этому способствовала безграничная родительская любовь.

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Там впервые он встретится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей. В годы обучения в Москве Борисов-Мусатов встретил свою будущую спутницу жизни, художницу Елену Владимировну Александрову-Сковороду.

Выполненная в зеленых оттенках, эта декоративная композиция, которую сам художник называл «языческой картиной», стала своеобразным гимном весенней природе. В центре — бесплотная фигура молодой девушки, задержавшейся в парке. Минутная прихоть художественного гения. Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Это движение лишено активной динамики, оно также призрачно, как и все видение.

За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Росписи так никогда и не были выполнены, но эскизы «Летняя мелодия» (1905, частное собрание), «Весенняя сказка», «Осенний вечер», «Сон божества» (все — 1905, Третьяковская галерея, Москва) представляют собой исполненные с большим мастерством законченные произведения, передающие различные состояния природы и разные настроения человека. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына.

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана.

Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции.

Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Где я найду моих женщин прекрасных. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Сам Борисов-Мусатов не раз отвечал на вопросы любопытствующих, что же за эпоха изображена у него: Да никакая это эпоха. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Но где же взять натуру, где взять моделей. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Весенний цветущий сад.

О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Этот прием, а также круговые ритмы, повторяющие очертания водоема (юбка сидящей девушки, пятна отражений в воде), делают композицию цельной и гармоничной. – пишет художник. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына.

Доживет до 1991 года. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».

У ребенка начал расти горб. После смерти мужа Елена Александрова при поддержке друзей семьи организовала посмертную выставку Борисова-Мусатова, не совсем оценённого при жизни. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо.

«Призраки» были одной из первых картин, приобретенных (в 1905 году) Третьяковской галереей у вдовы Борисова-Мусатова. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо.

В конце 1903 года Борисов-Мусатов оставил Саратов и поселился в Подмосковье, в Подольске. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Произведения просто завораживают своей красотой.

С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Она помогала давать названия картинам. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Виктор ходил в другой комнате.

В такие осенние дни, как на этой картине, всегда хочется остановить время хотя бы на несколько дней, чтобы медленнее слетали последние листья и не исчезала так скоро у нас на глазах прощальная красота земли. К этому времени относится его работа над эскизами к монументальным росписям «Четыре времени года» для одного из московских особняков. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Одним из таких любимых мест в Саратове было старинное поместье Зубриловка. Глубоко лиричная композиция пронизана светлой печалью и ощущением скоротечности жизни.

А. Н. Радищева, Саратов «Гармония», 1900, Третьяковская галерея, Москва и др. ). Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием.

Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. В шесть лет увлекся рисованием. 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. И они оказались пророческими: через 12 лет после его смерти грянет Октябрьская революция и «дворянские гнёзда» уйдут в прошлое.

«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Стояла тишина. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

Это и дало настроение брату написать картину – «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин», – пишет, в частности, его сестра Елена, которая довольно часто позировала ему. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен.

В Саратове он написал ряд лиричных картин в романтическом духе («Автопортрет с сестрой», Русский музей, Санкт-Петербург «Осенний мотив», 1899, Художественный музей им. В отличие от мажорного «Изумрудного ожерелья» она полна печали и меланхолии. Это и дало настроение брату написать картину— «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома— «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Где я найду моих женщин прекрасных. Стояла тишина. Трепетное изображение, напоминающее подернутое рябью отражение на поверхности тихого озера, передает тоску художника по безвозвратно минувшему.

«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Борисов-Мусатов любил этот косогор. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем).

Но где же взять натуру, где взять моделей. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Художественной школы в Саратове не было. Но вряд ли тут существует какая-то прямая связь.

В 1899 г. художникВ. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Пока не пошел снег.