Борис Мусатов Водоем

В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

В детстве он мне означал Синеву иных начал. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Так же долго дымилось и тлело в окрестных деревнях награбленное добро, которое крестьяне из опасения обыска тщательно сжигали».

Как хорошо Боже, как хорошо. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — русский художник, художник, фотограф, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Родился Виктор Эльпидифорович 2 (14) апреля 1870 года в семье служащего железной дороги. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Где я найду моих женщин прекрасных.

  1. История одного шедевра: «Водоем» Борисова-Мусатова
  2. Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
  3. Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание
  4. Борисов-Мусатов: биография и картины художника
  5. Водоем — Виктор Борисов-Мусатов
  6. Картина художника Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»

Кисть В. Э. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Публика же увидела «Водоем» в начале 1903 года на выставке Московского товарищества художников. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. ОБНИМАЮ ВАС И СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен.

Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. В 1899 г. художникВ. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Это взгляд бездонный твой, Напоенный синевой. «Около Саратова, – вспоминал художник впоследствии, – на Волге есть остров.

  1. Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
  2. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
  3. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  4. Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  5. Картина Борисова-Мусатова Водоём

Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. – пишет художник. Он не был певцом какой-то одной эпохи исторический элемент почти отсутствует в его произведениях. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Она помогала давать названия картинам.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.

Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). Художник вынужден оставить Петербург. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Это цвет любимых глаз. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.

Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Там впервые он встретится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Призраки полны скорби и печали. Вписываются в эту гармонию нежные фиолетово-розовые оттенки платья стоящей девушки, "розоватые и желтоватые отблески, создающие впечатление вибрации воды".

  • Борис Мусатов "Водоём" / Мануэлино
  • 129 Виктор Борисов Мусатов Водоем
  • 100 великих картин (с репродукциями)
  • Взгляд через стекло уходящего времени

«Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Сам В. Э.

И я хочу, чтобы слава этой картины. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.

Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. ОН НЕ ПРОСТО НА ДУШУ ЛЕГ, ОН ЕЕ ХОРОШО ВСКОЛЫХНУЛ.

Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Это сизый зимний дым Мглы над именем моим. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.

  1. Мир ушедший – призрачный и нежный
  2. Творческий расцвет, озарённый любовью
  3. Композиционные находки «Водоёма»
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. Последние комментарии (всего 0)

За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан. Постепенно энергичный и целеустремленный художник становится главой кружка молодых живописцев, увлеченных поисками новых путей в искусстве. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет.

В Зубриловке В. Э. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.

Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы.

История одного шедевра: 
«Водоем» Борисова-Мусатова

Ритмы картины чрезвычайно продуманны. КАК ПРЕКРАСНО. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.

Для самого В. Э. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). В детстве он мне означал Синеву иных начал.

Этому способствовала безграничная родительская любовь. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Но где же взять натуру, где взять моделей.

Станет книжным графиком. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Она помогала давать названия картинам. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.

Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Для самого В. Э. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Где я найду моих женщин прекрасных. Для самого В. Э. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника.

Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Вода создавала эффект зыбкого отражения, она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Синее платье сидящей девушки, этот яркий и чистый цвет — самый насыщенный и наиболее звонкий — определяет цветовой строй всего произведения. Картина «Водоем» В. Э.

Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. была твоим свадебным подарком».

Пустынным был не только берег, довольно «пустынной», несмотря на отмечаемую всеми мемуаристами живость и общительность характера, была и жизнь мальчика-инвалида. Доживет до 1991 года. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.

Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Всем было очевидно, что эта работа – особое явление в русской живописи.

Именно тогда появилась двойная фамилия – «Борисов-Мусатов» (по отчеству отца). Судьба сделала его мечтателем, но мечтателем плодотворным, который сначала внимательно смотрит внутрь себя, а потом – не менее внимательно – на окружающий мир. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался.

В. Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Борисов-Мусатов вернулся в Россию и поселился в Саратове. В том же году он стал членом Союза русских художников. К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Виктор был первенцем у родителей.

Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой».

Барон Н. Н. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению.

Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.

Близость к Москве была крайне важна для него. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. В. Э.

БРАВО. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. В акварели На балконе.

Летние облака принимают фантастические формы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь.

Саратов. Художник переносит зрителя в глубь веков и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Я знал только один ближайший его берег.

Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. ПОТРЯСАЮЩИЙ РОЛИК. – прошептал кто-то тихо. Ведь после начнется другая жизнь. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города.

Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Как и всегда, он много и плодотворно работает. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы.

Что изображено в «Водоеме». Этому способствовала безграничная родительская любовь. Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда.

Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.

Задумчивый мотив звучит в природе. Эфемерность идущей по воде ряби была намеком на краткое появление на полотнах многих художников-романтиков героини — как бы насельницы из иного мира, существа из небытия. В Зубриловке В. Э. Смотрела и слушала с упоением, с умилением, с вдохновением и с огромной радостью.

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Осенью, в октябре, молодой художник умер. В этот голубой раствор Погружен земной простор. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Когда Гершманы уехали, «Водоем» так и остался в собрании Третьяковки, где находится и поныне. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.

Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Станюкович.

В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Реквием был написан в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, где Борисов-Мусатов провел весну, лето и осень трагического и героического 1905 года. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана.

Чувствуется аромат сирени. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой. Весенний цветущий сад. Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Рисовать Виктор начал лет с шести.

В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Это легкий переход В неизвестность от забот И от плачущих родных На похоронах моих. Суеверно утаив в свое время от друзей и близких людей замысел этого полотна, художник посвятил в него только своих сестру и невесту. Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах.

Её изображение мы видим на многих работах мужа. Художественной школы в Саратове не было. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Ему физически очень тяжело было просто работать.

Это цвет моей мечты. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Одиннадцатилетним подростком он поступил в Саратовское реальное училище. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.

А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Он был пустынен и я любил его за это. В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.

Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Пока не пошел снег. Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба, а белые кружевные накидки – таким же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков.

Не принимая существующего настоящего России, он обратился к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков. Наконец кто-то не выдержал: «Как хорошо Боже, как хорошо».

Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Это облик высоты. Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная — это сестра художника. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. Известность Борисова-Мусатова растет.

В 1890 году, когда Борисову-Мусатову исполнилось двадцать лет, он счел себя готовым для получения систематического образования в столичных художественных школах. Станет книжным графиком. Он мог взглянуть и обнаружить вокруг то, чего никто не замечал.

Картина настолько прекрасна, насколько и символична. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. В какой-то мере она оказывается воплощением его старого замысла — воспеть лето, молодость, стремление к счастью. Произведения просто завораживают своей красотой. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.

Этот остров называется Зеленым. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Ему было 35 лет. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В.

Мусатов четко знал то, что хотел сказать. Родители безумно любили своего сына. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин.

(Цвет небесный, синий цвет, Полюбил я с малых лет. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. В 1895 году Борисов-Мусатов, съездив летом в Крым и на Кавказ, отправился в Париж. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». И теперь, когда достиг Я вершины дней своих, В жертву остальным цветам Голубого не отдам. В творчестве В. Э. Первые произведения Борисова-Мусатова, показанные на ученических выставках, вызвали резкие нападки критики, причислившей его к декадентам, недовольство училищного начальства и горячие симпатии соучеников.

Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Картина «Водоем» В. Э. В самом училище Мусатов долго не задержался уже в 1884 году он покинул его. Сумерки начинают сгущаться. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.

Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. В детстве он был для меня чуть ли не «таинственный остров». Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств.

В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Ее сразу же приобрела семья московских коллекционеров – Владимир и Генриетта Гиршманы. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.

В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Ларисочка, как всегда РАБОТА НА САМОЙ ВЫСОКОЙ ПЛАНКЕ. Стояла тишина. Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли.

Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Ученичество позади. В результате травмы у него стал расти горб. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Доживет до 1991 года.

Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Он прекрасен без прикрас.

К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Это синий, негустой Иней над моей плитой. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.

И, тем не менее, саратовская земля дала миру Борисова-Мусатова, Уткина, Кузнецова, Петрова-Водкина. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.

Отец был железнодорожником. Виктор ходил в другой комнате. Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, — все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных.

Следующие три года художник провел в мировой «столице живописи» изучая работы старых мастеров в парижских музеях и жадно впитывая идеи нового искусства. Еще одно произведение Борисова-Мусатова развивает и завершает искания, начатые в Изумрудном ожерелье. У ребенка начал расти горб. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

Родители с пониманием отнеслись к увлечению сына. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Но где же взять натуру, где взять моделей.

Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта из картины – важный прием. Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью.

Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех — и поэтов и художников былого.