Босх Иероним Несение Креста

«несение креста» — одна из трёх картин нидерландского художника Иеронима Босха с одинаковым названием. Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г. Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г.

Несение креста (картина Босха, Гент)

Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ».

Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. В общем, мы видим знакомую нам картину. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.

«Несение креста», 
Иероним Босх — описание 
картины

«Несение креста», Иероним Босх — описание картины

Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения.

Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Возрождение. Он принадлежал к братству прихода церкви св.

Описание картины 
«Несение креста»

Описание картины «Несение креста»

И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Ничто не нарушало размеренного ритма его существования, распределённого между семьёй, мастерской и Братством, вот таким образом ключ к объяснению того, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте.

Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Кричащие лгут, молчащие говорят правду. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.

Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Т. е.

О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

«Несение креста» 
Иеронима Босха

«Несение креста» Иеронима Босха

Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Кто готов к этому. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.

Картины Босха полны символизма. На примере этой поздней картины Босха видно, что в его позднем творчестве исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Справа в шатре сидят любовники. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.

Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Это очень важная для нас диагональ. Гертогенбош. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно.

Взятие Иисуса под 
стражу и Несение 
креста

Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

59 x 51 см. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.

Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Но никаких других персонажей здесь нет. Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх.

Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.

В ее руках платок, которым, по легенде, она вытерла пот с лица Иисуса и на котором отпечаталось его изображение за ней видно лицо страдающей богоматери. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии).

Искусство : Иероним 
Босх – Несение креста

Искусство : Иероним Босх – Несение креста

Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Но это все, в конце концов, некие версии, в которые мы не будем сейчас подробно углубляться, а последуем дальше. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу.

Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.

Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа.

Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. е. Вот крупный план этой части картины.

А фигура, безусловно, центральная. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.

У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. Женщины впитывает полученные знания и начинают размышлять.

Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. О жизни художника нам известно мало. В общем, мы видим знакомую нам картину. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».

Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие.

По картине Иеронима 
Босха Несение креста

По картине Иеронима Босха Несение креста

Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри. Вверх идем, в центр – голова Христа. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб».

Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. 59 x 51 см. «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Картина напоминает кинематографический крупный план. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх.

Несение креста (картина 
Босха, Вена)

Несение креста (картина Босха, Вена)

Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Св. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св.

Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Св.

Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы.

Напишите отзыв о 
статье Несение креста 
 (картина Босха,

Напишите отзыв о статье Несение креста (картина Босха, Вена)

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.

Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. страдания он испытывает ото всех сразу. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.

Отрывок, характеризующий 
Несение креста (картина 
Босха, Вена)

Отрывок, характеризующий Несение креста (картина Босха, Вена)

На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Т. е. Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца).

Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведет за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).

  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  • композиция Видения загробного мира
  • Аллегория чревоугодия и любострастия

Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент.

Например, пожар. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах.

Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха.

  • Гент Иероним Босх, Франс Поурбюс, Питер Брейгель Младший
  • Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  • Иероним Босх – предвестник сюрреализма
  • Евангельский сюжет и «пятое стояние»
  • Спокойствие Христа в венской и мадридской картинах Босха
  • Словари и энциклопедии на Академике

Она находится в Мадриде в Королевском дворце. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Наконец, еще два персонажа. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Лишь полносью вверив себя воле Господа, Иероним сумел побороть искушение и смирить свою плоть. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Эта победа – главная тема правой створки триптиха.

  • Франс Поурбюс – Портрет молодой женщины
  • Питер Брейгель Младший – Крестьянская свадьба
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе. Вернемся к картине в целом. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства.

Жизненный путь, 
алтарь Воз сена

А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний. Но не таковы должны быть дети Его Царства. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха.

Но явных указаний на это у нас здесь нет. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».

Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Чело его обращено вверх. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига.

Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. И фрески на этот сюжет есть. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.

То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее.

Дерево, масло. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Не хочет и не принимает. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу.

Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. Босх вырос в семье потомственных художников.

Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем.

Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Рядом стражник, оглядывающийся в беспокойстве: всё должно пройти согласно предписанию Синедриона. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. И, судя по всему, Босх как бы изображает землю такую выжженную, сухую, какие-то окрестности Иерусалима, Христа уже вывели из города.

Вскоре свершится то, что было предопределено. Это монстры, кровожадные и греховные. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Два слова о фоне. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. В те времена было обычным явлением среди любителей и знатоков живописи заказывать копии с прославленных шедевров тем художникам, которые обладали высоким мастерством и могли повторить подлинник в той же технике максимально близко. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».

Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца).

Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. 12:1). На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.

Это створка несохранившегося алтаря. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Правая внешняя створка «Несение креста». И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Та же поза, т. е.

Иероним в своём житии описывает, как его медитации в глуши были прерваны сладострастными видениями. Это было последнее произведение Босха. Два слова о фоне. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.

На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу.

В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Следовательно, для изучения его творчества, нужно иметь некий, хотя бы приблизительный каталог изобразительных средств использованных художником. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте.

Но, во-вторых, перед нами группа персонажей, как бы сторонников Христа, которые, как и он, закрыли глаза и сомкнули уста. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Такова страшная участь. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.

Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Т. е.

На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. О жизни художника нам известно мало. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест.

Они вообще не видны, они в тени, глаз нет. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным.

Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.

Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Христос окружен врагами.

Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын.

Вернее, что мучители – это преступники. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус. Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь.

Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Мы же обратимся лишь к двум из них. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».

С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. Праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира и пойдут в жизнь вечную, а грешники пойдут в огонь и муку вечную, уготованные Сатане и приспешникам его. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол.

Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.

Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. (Ин 8:31—32). – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица. Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.

В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. Безусловным шедевром коллекции гентского музея является написанная на дереве работа Иеронима Босха «Несение креста». Кто-то считал, что это изображение Христа в детстве, кто-то – что это символ детства в целом. Он не просто ладонь на него положил, как в венской части алтарного триптиха, а здесь он прямо двумя руками снизу явно поддерживает крест, помогая Христу его нести. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет.

В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И этот человек, закрывший глаза, в синем колпаке тоже с богатой оторочкой, – возможно, один и тот же персонаж. Начнём с фрески Джотто «Несение креста».

И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Во-первых, он убирает пейзаж.

В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое».

Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. Обе интерпретации не противоречат друг другу. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.

Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский.

Св. Меня зовут Лубберт Дас». Медленно движется печальная процессия.

Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея.

Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.

Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.

Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Но Иисус пришел не для того, чтобы установить земное царство, основанное на внешнем могуществе, а для того, чтобы открыть сердца людей Богу, добру. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года.

Кто готов к этому. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Картин на этот сюжет бесчисленное множество.

Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Но это только прелюдия человеческой трагедии. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.

Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Они пьют вино. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».

И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.

Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Например, пожар.

Т. е. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Единственный помощник – это Симон из Кирены. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали.

Лицо Христа по-прежнему в центре. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.

На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Чело его обращено вверх. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. Нидерланды.

Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.

Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Вот крупный план этой части картины. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.

«Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов.

Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Больше не помогает никто. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Кто готов к этому. Христос окружен врагами.

Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Мы видим фигуру Христа, несущего крест. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста.

Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ). Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа.

И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). которую Бог уготовил человечеству.

Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет.

Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Кто готов к этому. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.

В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Т. е.

здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Вскоре свершится то, что было предопределено. Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».

Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. Если мы от этих рассмотренных изображений сделаем еще один шаг вперед примерно на сто лет и посмотрим на картины и алтарные образы, которые принадлежат кисти Босха, то увидим много интересного и существенно нового. Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.

В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. Что это – указание на разбойника.

Меня зовут Лубберт Дас». По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим.

Это орудие пытки вплоть до середины XVIв. (Ин 8:31—32). Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.

Он закрывает им глаза, также как и Христу. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Т. е.

У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Голову Христа он окружает контрастными, кричащими и выпучившими глаза людьми, а дальше, ближе к углам картины, двум верхним и двум нижним, он размещает примерно на одном ярусе фигуры с закрытыми глазами. Т. е. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу.

Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас.

В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей.

Онибыли окрашены уже после смерти художника. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. И вот в верхнем ярусе между двух лиц затесалось как бы не до конца написанное, загороженное от нас чьим-то профилем лицо человека с седой прядью и седыми усами, который, кажется, даже улыбается и глаза его закрыты. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Т. е. Он смотрит перед собой, вперед и вниз. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу.

По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Т. е. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Приписывается Босху. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Художник работал чаще всего на дереве в технике масляной живописи алла прима, то есть писал в один слой. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.

На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю».

Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Но никаких других персонажей здесь нет. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества.

Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал.

В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Мы видим Христа в центре, несущего крест. В Назарет путь Ему был также закрыт.

Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы.

Но штанина не выглядит разорванной. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине.

Вот этот образ. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью.

Кольцо быстро сжималось. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти.

Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Т. е. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть.

Конечно, мы сразу по всем этим атрибутам узнаем ту самую святую Веронику, которая дала Христу полотенце, плат утереть пот с чела. Здесь абсолютно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Собрание Ф. ван Ланшота.

Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Так вот, что касается собственно центральной части сюжета, несения креста по Иерусалиму, то здесь особенно важно выделить пятое стояние. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах.

Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. Осужденный был передан в руки солдат. Что человечного осталось в циничном фарисее и отвратительном монахе, поучающем измученного «доброго» разбойника в правом углу или в группе уродливых персонажей с мясистыми лицами, кривыми зубами и носами, смеющейся над вторым разбойником в нижнем правом углу. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Лишь двое – Христос и Св. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Следующее изображение, на которое мы посмотрим тоже достаточно бегло, – вторая картина Босха на тот же сюжет несения креста, которая датируется 1498-1516 годами, примерная датировка, достаточно большой временной промежуток. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста».