Боярыня Морозова Картина Описание

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.

Очень трудно ее лицо было найти. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Впереди на коленях старая нищенка.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Боярыня Морозова»

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).

Но толпа еще как бы отдалена от зрителя, позы и движения действующих лиц не вполне совпадают с теми, которые осуществились в картине и еще не определены основные композиционные ритмы. Так и моя бабушка говорила.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.

Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Люди потянулись к ней взорами. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Рассказы о Боярыне Морозовой Суриков услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Она почти не смотрит на боярыню. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Все на картине будто напряглось.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.

Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Толпа стоит лишь в глубине сцены. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью.

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. (1) Феодосия Морозова. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

Естественно, я говорю о староверах православных. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Картина ожила.

Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна -- голубое, желтое, малиновое, черное. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Но Суриков мучается: Не то, не то. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.

Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Без устали работал Суриков на натуре. Но враги и насмешники одиноки в толпе.

Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Морозову подвергли пытке. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.

Ее увозили в ссылку. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки.

Она возвышается над всеми людьми. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня. Ее глаза полны слез.

В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой.

Боярыня Морозова 
картина Сурикова

Боярыня Морозова картина Сурикова

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Все на картине будто напряглось. Но нет. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. В образе этого скорбного измученного человека, принявшего на себя, как верили в древней Руси, страдание всего народа, воплощена высокая духовная красота. Действие происходит на одной из московских улиц. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.

Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Чуть меньше расстояние — сани стоят. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. «Персты твои тонкостны.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».

Она призывает народ к борьбе и подвигу. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.

Женщины сочувствуют. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.

Люди потянулись к ней взорами. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны.

Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Его бег поможет поехать дровням. (8) Церковь. На ее лице глубокая скорбь. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.

Действие происходит на одной из московских улиц. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Основную роль и здесь сыграли пропорции.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Это и отразил художник на картине.

Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Приглядел для работы соседний переулок. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.

Работа над картиной: центральный образ

Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.

Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.

Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Это математика. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Каменный храм построили в 1703 году. Это настоящая математика.

«Не идет у меня лошадь, да и только. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Портретный этюд был написан всего за два часа. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).

Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. До стрельца вы видите светлые тона одежд. И как вставил ее в картину- она всех победила. Что я и наблюдаю на картине.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Это был раскол из-за убеждений и веры. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

Картина потрясающая. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

Называли себя староверами. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам.

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Морозову окружает атмосфера народной любви. Произведение поражает воображение зрителя— этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры— более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. Но смеялись немногие. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.

В толпе терялось. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Все лицо мелко было.

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Картина ожила. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.

В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой., они уже видят эту большую картину. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.

Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.

Женщины в картине 
Боярыня Морозова

Женщины в картине Боярыня Морозова

Его лица не видно. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице. Суриков восхищался самоотверженностью боярыни.

Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Вот пять женщин в правой части картины. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.

Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Она не хотела изменять старой вере. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.

Там, в Преображенском, все меня знали. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Ведь сколько времени я его искал. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.

Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.

Нравилось им, что я казак и не курю. Это Феодосия Морозова. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. С увлечением работал художник над пейзажем картины.

Юродивый в картине 
Боярыня Морозова

Юродивый в картине Боярыня Морозова

В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.

С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.

Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Суриков неоднократно удлинял холст. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.

Не смею, - отвечал стрелец. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

Стрелец в картине 
Боярыня Морозова

Стрелец в картине Боярыня Морозова

Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Это сама героиня и юродивый. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Но боярыня отказалась.

Важно найти замок, чтобы все части соединить.