Боярыня Морозова Суриков Анализ

Помогите написать анализ картины Сурикова Боярыня Морозова

Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.

Все на картине будто напряглось. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель.

(1) Феодосия Морозова. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Отсюда его известные слова о том, что озабочен он тем, чтобы сани пошли.

Врагом Никона был протопоп Аввакум. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.

Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна -- голубое, желтое, малиновое, черное. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Ворох подготовительных рисунков Сурикова — это драгоценный материал для размышлений (В. Я с нее написал этюд в садике в два часа.

Надо полагать, по двум причинам. Звук трубы возвещает о его наступлении. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

И вот однажды В. И. Конечно, она заключается не в сарафане" (как говорил еще Гоголь) и не в одной верности передачи лиц и психологии людей из народа (хотя это в картине имеется). Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.

У него сани идут и вместе с тем они, да и все остальное в его картине остановилось (немного, как фигуры в последней немой сцене Ревизора, только там ради комического эффекта, а здесь ради трагического). Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, одетого в черное он писал темные стволы и сучья голых деревьев, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев на чистом рыхлом снегу. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере.

Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Композиция полотна сложилась быстро.

боярыня морозова 
картина сурикова 
анализ

боярыня морозова картина сурикова анализ

Картина потрясающая. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.

С увлечением работал художник над пейзажем картины. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Знаете, что значит симпатичное лицо. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.

Нравилось им, что я казак и не курю. (12) Колорит картины. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».

Самое главное — это понимание народной драмы в искусстве Сурикова. Ворох подготовительных рисунков Сурикова — это драгоценный материал для размышлений (В. Греческую красоту можно и в остяке найти». Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.

Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Суриков, как ни один другой из русских художников XIX века, проникся народным духом. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Она почти не смотрит на боярыню.

Люди потянулись к ней взорами. Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей. Профессор Красноярского Государственного университета Владимир Ильич Жуковский в своей статье, посвященной Сурикову, обращает внимание не исследования Николая Михайловича Тарабукина, который выделил четыре основных вида диагональных направлений в произведениях изобразительного искусства. Сурикова.

С одной стороны, он всячески подчеркивает движение саней — бегущим мальчиком слева идущими справа княгиней Урусовой и стрельцом, протянутой рукой Нищей, а с другой — изображает целую группу статичных, неподвижно стоящих людей и поднимает вертикально руку Морозовой, что дает впечатление остановки движения. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Почти так же рассказывает и Тихонравов: «Морозову и Урусову, прикованных за шею к стульям, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под царскими переходами. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».

Сурикова. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Отсюда можно понять и его композицию. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. У него сани идут и вместе с тем они, да и все остальное в его картине остановилось (немного, как фигуры в последней немой сцене Ревизора", только там ради комического эффекта, а здесь ради трагического). Но важна не только символическая сторона скрытого знака. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение.

В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Но боярыня отказалась.

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Другие и среди них прежде всего Александр Бенуа, находят, что картина Сурикова Боярыня Морозова — это как бы красивый многокрасочный, гармоничный по краскам ковер. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. На ее лице глубокая скорбь.

Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие.

Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки.

Да и не только о ней, но едва ли не о каждом персонаже можно много сказать. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.

Боярыня морозова 
картина анализ

Боярыня морозова картина анализ

Говорится об этой женщине, которой восхищался Аввакум, сравнивая ее с разъяренной львицей и с библейской Юдифью и т. п. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Сам дух истории живет в его картинах.

Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Отсюда можно сделать вывод: реплики художника очень ценны, но сами они нуждаются в истолковании. Портретный этюд был написан всего за два часа. (8).

«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. 159. ). Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Её могут благословлять, ею могут ужаться, бояться её, смеяться над нею и даже сострадать, но никто за ней не идёт. Вот где сани идут и только идут—так это у И. Прянишникова в его известной картине Порожняки", но там происходит нечто совсем иное. Именно контур воспринимается зрителями вначале, сразу, вдруг и уже потом приводится анализ того, что в данный контур художником заключено.

  1. Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  2. Анализ картины Боярыня Морозова
  3. Картина Боярыня Морозова, Суриков
  4. История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  5. Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.

(Так, например иногда утверждается, что боярышня в голубой шубке грустит не только о Морозовой изгоняемой из Москвы, но и о том, что подходит конец всей московской допетровской Руси. ) Впрочем истолкование отдельных персонажей картины Сурикова дает много ценного для того, чтобы ее понять в целом. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Но смеялись немногие. Этого Суриков настойчиво искал.

  • Статья: О Боярыне Морозовой Сурикова
  • Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  • Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
  • Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
  • Критика картины Сурикова Боярыня Морозова
  • Боярыня Морозова Картина Сурикова Анализ
  • Образ женщины на картине, представляющей староверов

Склоняются многие, что староверы – правильнее. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Так вот супруги Толстые, перед которыми благоговел Суриков, явились к нему и дружески советовали ему убавить внизу картины кусок пустого холста.

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.

  • Слишком много места внизу полотна
  • Создание образа женщины в санях
  • Еще один образ, выделенный в произведении
  • Описание картины Боярыня Морозова
  • Работа над картиной: центральный образ

Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.

(16) Икона «Богоматерь Умиление». Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Во-первых и прежде всего, говорится о том, что в картине происходит. Рис.

  1. / Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников
  5. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  6. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  7. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Так и моя бабушка говорила. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Цветовые отношения и участки цвета в картине также способствуют скрытым знакам — формированию образа и настроения картины. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей.

Это важная ступень ее постижения. Это математика. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему.

Композиция «Боярыни Морозовой» построена по диагонали. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов.

Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.

Зрители не видят птицу в картине. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин.

  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. И это тоже отчасти справедливо, хотя и это суждение тоже не вполне верно, односторонне, так как явным образом делает крен в сторону чисто формального толкования. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. И этому веришь.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Все в рефлексах, лиловых и розовых. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Это Феодосия Морозова.

Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

  1. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  2. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  3. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  4. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  5. : музыка, которую можно увидеть

Да, действительно это произошло когда-то на улицах Москвы. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Женщины сочувствуют. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.

Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Приглядел для работы соседний переулок. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Ее символическая фигура в покрывале охватывает основную часть толпы людей — горестный образ. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».

Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Между тем это одна из многих и далеко не главная задача его композиции.

Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого.

  1. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  2. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  3. Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  4. Женщины в картине Боярыня Морозова
  5. Юродивый в картине Боярыня Морозова
  6. Стрелец в картине Боярыня Морозова

Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Конечно, она заключается не в сарафане (как говорил еще Гоголь) и не в одной верности передачи лиц и психологии людей из народа (хотя это в картине имеется). По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). К этому он страстно стремился. Чтобы сделать так чтобы сани, поехали Суриков убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы.

Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Суриков, как ни один другой из русских художников XIX века, проникся народным духом. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

  • Странник в картине Боярыня Морозова
  • Детали в картине Боярыня Морозова
  • Мальчишки в картине Боярыня Морозова
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Некоторые подробности работы над картиной
  • Название реферата: О Боярыне Морозовой Сурикова

Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Искусство", 1952, 1. ). Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Его лица не видно. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Естественно, я говорю о староверах православных. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Почему Суриков избрал именно такую композицию.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Боярыня Морозова»

Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Это то, где черты лица сгармонированы. Интересно, что черное и белое пятна героев композиции не только не теряются на фоне красок толпы, но, напротив, сразу привлекают к себе внимание.

Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Индивидуальная особенность образного восприятия художника, который в ярких зрительных образах угадывал черты других образов, людей, событий — это восприятие, основанное на сравнении — метафоре. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. (8) Церковь. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. «Боярыня Морозова». (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.

Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Действие происходит на одной из московских улиц. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками.

Особенно в отношениях цвета. Суриков неоднократно удлинял холст. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Сурикову пришлось обороняться. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым.

Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.

Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Каменный храм построили в 1703 году. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Но нет.

Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.

В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). «Не идет у меня лошадь, да и только. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине.

В своей книжечке о Боярыне Морозовой" он верно отметил две разных стороны картины (Н. Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Контурная линия неоднозначна. Это традиционный персонаж старой Руси. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. К Сурикову прилагаются самые хвалебные эпитеты, порой даже чрезмерные.

«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Щекотав, Картины В. Сурикова, М., 1944. ). Вот пять женщин в правой части картины. А потом начнешь колею писать.

Очень трудно ее лицо было найти. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.

По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.

Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Замысел этой картины, как и других картин у В. И.

В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. В девичестве она была Соковнина. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин.

Среди последних, как известно, было даже немало священников. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции.

Произошел раскол. Отсюда его известные слова о том, что озабочен он тем, чтобы сани пошли". Между тем это одна из многих и далеко не главная задача его композиции.

Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. В толпе терялось. Люди потянулись к ней взорами.

Какие общие выводы можно сделать из вышеприведенных наблюдений. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. От правого нижнего угла картины (жестяная тарелка для подаяния у ног Юродивого) диагональ идет цо нижнему краю фигур Юродивого и Нищей, затем по саноотводу, за который держится левой рукой боярыня, по ее руке, по крупу лошади и, наконец, по скату крыши, скрывающемуся в левом верхнем углу холста.

После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Поставим себе вопрос: что происходит на картине Боярыня Морозова. Юродивый благословляет Боярыню. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.

Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Впереди на коленях старая нищенка.

Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ».

Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Контурная линия неоднозначна. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.

Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы.

Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Красочные пятна, вплетаясь в живописную ткань картины (в данном случае почти в буквальном смысле этого слова), как в древнерусских шитых плащаницах, превращают трагедию, всенародный плач в дивное зрелище красочной гармонии.

(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм.

То же самое касается знаменитой вороны на снегу и многого другого. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Это и отразил художник на картине. От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.

Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. 159. ). На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », – мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения.

Морозову подвергли пытке. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».

Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Все лицо мелко было.

Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. Там, в Преображенском, все меня знали.

Она к старой вере стала склонятся. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур. В этом главный пафос картины, подвиг художника, его идея.

Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Жест юродивого отвечает этому знаку. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. В толпе терялось». Картина ожила.

Звук трубы возвещает о его наступлении. Благодаря отображению в композиции зрительного образа раненой вороны придается особая направленность восприятию. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.

Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Все в рефлексах, лиловых и розовых.

Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Но Суриков мучается: Не то, не то. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита.

Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Ее увозили в ссылку. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Они подобны знакам с двумя перстами. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой».

Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Но вскоре скончался её сын Иван. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».

Роль Третьякова в данном случае была самая благородная. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».

Этот образ и вошел в картину. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. 5. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег.

(4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Они подобны знакам с двумя перстами. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Сурикову пришлось обороняться. Поставим себе вопрос: что происходит на картине Боярыня Морозова". Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

Успехи Сурикова радовали Третьякова. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977).

Прежде всего необходимо остановиться на вопросе о народности Сурикова. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

Прежде всего необходимо остановиться на вопросе о народности Сурикова. Люди с молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, закутанную в черный платок женщину, упрямо поднимавшую над головой руку со сложенными двумя перстами. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Основную роль и здесь сыграли пропорции. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Это был раскол из-за убеждений и веры. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины.

Быть может и сам художник не смог бы восстановить их порядок. «Боярыня Морозова».

Василий Суриков изобразил на картине не персонаж – боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования. Быть может и сам художник не смог бы восстановить их порядок. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

Картина ожила. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013).

Ее глаза полны слез. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.

Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Это настоящая математика. В этот жест несёт главный смысл в картине.

Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. – Журн. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.

Все на картине будто напряглось. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Морозову окружает атмосфера народной любви. Однако. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». В его картине Избиение младенцев фигуры конных солдат с копьями напоминают голову царя Ирода. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь.

«На снегу писать – все иное получается. Ведь сколько времени я его искал. Этого Суриков настойчиво искал. Картина ожила. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.

Щекотав, Картины В. Сурикова, М., 1944. ). Эта метафора получила развитие в изображении. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.

В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Конечно, эти лаконичные реплики художника очень ценны.

Она к старой вере стала склонятся. Ведь быть художником— это иное дело, чем быть психологом или историком. Вот пять женщин в правой части картины. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Оба они – знаки сопричастности христианству. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Образ боярыни шёл к нему из Сибири и вел за собой вереницу живых типов русских красавиц, мальчишек с веснушчатыми рожицами, бородатых мужиков в тулупах с суровыми лицами. Не смею, - отвечал стрелец.

Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Искусство, 1952, 1. ). Его бег поможет поехать дровням. Может быть, утверждать это—значит ломиться в открытые двери. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.

(8). Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.

(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния. А потом начнешь колею писать. Это математика.

Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Как уже отмечалось некоторыми авторами, выстроить все эти рисунки в один ряд и рассматривать как последовательный путь к картине — невозможно. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции.

Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Она не хотела изменять старой вере. Называли себя староверами. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2).

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. В своей книжечке о Боярыне Морозовой он верно отметил две разных стороны картины (Н.

Но при этом остается все же нераскрытым характер Сурикова как художника. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Толпа стоит лишь в глубине сцены. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой.

В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут».

(14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. В этом главный пафос картины, подвиг художника, его идея. Тарабукина.

И как вставил ее в картину- она всех победила. Главный символ этого дня — трубящий ангел. Важно найти замок, чтобы все части соединить. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Всякий, кто привык видеть и ценить в картине только сюжетный момент, без запинки ответит: увозят непокорную боярыню. Вспомнились детские переживания от рассказов тетки Ольги Матвеевны, которая рассказывала маленькому Васе о неистовой боярыне, которая не захотела изменить старой вере, не подчинилась патриарху Никону и приняла лютую смерть за свои убеждения.

Быть художником — это больше, чем быть мастером колорита и композиции. – Журн. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Да, действительно это произошло когда-то на улицах Москвы. Толкуют о какой-то неправильности в положении рук, о каких-то неверностях рисунка я не знаю, правда ли это, да и можно ли думать об этом, когда впечатление вполне охватывает и думаешь только о том, о чем думал художник, создавая картину: об этой несчастной, загубленной мраком женщине». Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным.

Цвет — это еще психологическая характеристика каждого отдельного персонажа. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. К этому он страстно стремился. То же самое касается знаменитой вороны на снегу и многого другого. Ведь никто не отрицает того, что Суриков был великим художником.

Без устали работал Суриков на натуре. Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника.

На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Расставание с нею выражено на картине основным диагональным движением саней, которые увозят Боярыню в последний путь. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.

Цветовые отношения и участки цвета в картине также способствуют скрытым знакам — формированию образа и настроения картины. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Впрочем, надо признаться, что при этом возникают соблазны. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9).

Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. В связи с этим решающим звеном, ядром замысла нужно признать и цвет в картине — это не только узорочье, народное декоративное творчество, не только пленер московской зимки в духе позднейших пейзажных этюдов Н. Грабаря.

Отсюда можно понять и его композицию. Я читала, как Суриков натирал и поил водкой натурщика, чтобы ему не холодно было сидеть в снегу и говорил: Если бы я ад писал, то сам в огне бы сидел и в огне позировать заставлял бы. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Самое главное — это понимание народной драмы в искусстве Сурикова.

С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.

Это сама героиня и юродивый. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Франциска Ассизского и другие трудные для пересказа словами религиозные, мистические символы. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.