Боярыня Морозова Суриков Краткое Описание
«Боярыня Морозова» описание картины
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Среди персонажей картины особенно выразителен юродивый, благословляющий боярыню двуперстным знамением креста. Саням даже сложно проехать по рыхлому снегу, выбирая дорогу между людьми, которые собрались вокруг и провожают их любимую боярыню. Естественно, я говорю о староверах православных.
Что я и наблюдаю на картине. Так и моя бабушка говорила. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна.
А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца.
Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Она стоит в глубокой скорби, в позе, напоминающей склоненного стрельца первой суриковской картины и подобно последнему невольно вызывает ассоциации с образами древнерусской живописи. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Морозову подвергли пытке. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Все на картине будто напряглось. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. Ее образ в истории запечатлелся благодаря тому, что она не побоялась восстать против господства церкви, которая по ее мнению несла неправильные учения людям. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Каменный храм построили в 1703 году. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Очень трудно ее лицо было найти. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Знаете, что значит симпатичное лицо. Это был раскол из-за убеждений и веры. Люди потянулись к ней взорами. Вот пять женщин в правой части картины. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Суриков неоднократно удлинял холст. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Картина ожила.
Не смею, - отвечал стрелец. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.
Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Морозову окружает атмосфера народной любви. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Сочинение-описание картины Боярыня Морозова
(8) Церковь. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Это математика.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Впереди на коленях старая нищенка. Все на картине будто напряглось.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Все лицо мелко было.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.
Это настоящая математика. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
- История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
- Картина Боярыня Морозова, Суриков
- Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
- Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
- Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
- Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
Нравилось им, что я казак и не курю. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Это Феодосия Морозова. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В девичестве она была Соковнина. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений.
- Анализ картины Боярыня Морозова
- Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
- 16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
- «Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова» »
- Описание картины «Боярыня Морозова»
Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
Ее глаза полны слез. Она почти не смотрит на боярыню. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.
Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
- Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
- Образ женщины на картине, представляющей староверов
- Слишком много места внизу полотна
- Создание образа женщины в санях
- Еще один образ, выделенный в произведении
- Описание картины Боярыня Морозова
- Работа над картиной: центральный образ
- Описание настроения картины Боярыня Морозова
Черное на белом, сочетание черных одежд боярыни и белого снега является основным цветовым контрастом, на котором строится колорит картины. Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу. Женщины сочувствуют. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Называли себя староверами. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Но Суриков мучается: Не то, не то. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.
- / Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
- Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества.
Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».
Таким образом, эта обеспеченная и некогда красивая женщина, которая могла бы прожить тихую и уютную жизнь, стала пренебрегаема почти всем обществом, за исключением простых людей. В толпе терялось. Без устали работал Суриков на натуре. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. События происходят в 17 веке.
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Это Феодосия Морозова. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Картина потрясающая. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в этом, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокофьевну иначе, чем она изображена на его картине. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Греческую красоту можно и в остяке найти».
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. «Не идет у меня лошадь, да и только. Но боярыня отказалась.
(1) Феодосия Морозова. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Действие происходит на одной из московских улиц. «Персты твои тонкостны.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Она возвышается над всеми людьми. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Старообрядцы — основоположники российского футбола
- Женщины в картине Боярыня Морозова
- Юродивый в картине Боярыня Морозова
- Стрелец в картине Боярыня Морозова
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Без интереса отнесся Суриков и к трагическому изуверству раскольников, привлекшему внимание Мясоедова. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.
Он так писал об этом: «Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Ее увозили в ссылку.
- Странник в картине Боярыня Морозова
- Детали в картине Боярыня Морозова
- Мальчишки в картине Боярыня Морозова
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Некоторые подробности работы над картиной
Его бег поможет поехать дровням. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
И вот однажды В. И. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Это то, где черты лица сгармонированы. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
(8) Церковь. Портретный этюд был написан всего за два часа. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.
Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Она не хотела изменять старой вере.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Боярыня Морозова не сдаётся даже в последние минуты жизни и верна своей вере. Она призывает народ к борьбе и подвигу. На переднем плане картины в санях изображена женщина. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Ведь сколько времени я его искал. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Приглядел для работы соседний переулок.
И как вставил ее в картину- она всех победила. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. На фоне черной бархатной шубы особенно светлыми и яркими кажутся лицо Морозовой и ее рука, простертая над толпой. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». (1) Феодосия Морозова.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Это сама героиня и юродивый. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой.
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Но смеялись немногие. Но нет.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Толкуют о какой-то неправильности в положении рук, о каких-то неверностях рисунка я не знаю, правда ли это, да и можно ли думать об этом, когда впечатление вполне охватывает и думаешь только о том, о чем думал художник, создавая картину: об этой несчастной, загубленной мраком женщине». Действие происходит на одной из московских улиц.
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Его лица не видно. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.
Лишь какой-то мальчик бежит за нею, осмеивая её, а перед ним стоит ещё один мальчуган, который раздумчиво смотрит на то, что происходит. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Но вскоре скончался её сын Иван. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Чуть меньше расстояние — сани стоят. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Картина ожила. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Это Феодосия Морозова. Там, в Преображенском, все меня знали.
Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Люди потянулись к ней взорами. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Произведение поражает воображение зрителя— этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры— более 5 метров в длину и 3 метра в ширину.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Это и отразил художник на картине. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.
Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Каменный храм построили в 1703 году.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Это облик человека, прошедшего через огонь, воду и медные трубы и познавшего Высшую Волю и смирившегося перед ней.
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. На ее лице глубокая скорбь. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.