Бруни Медный Змий
«медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. «медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. «медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году.
После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839.
10 фактов о картине Бруни «Медный змий»
Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. Куда смотрят авторы полотен.
Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Кто обратиться к нему с мольбой и раскаяньем – тот получит прощение и исцеление.
Впрочем, у Бруни есть смягчающее обстоятельство: в его работе был перерыв, связанный с поездкой в Италию на три года и возвращением в Петербург для преподавания в Академии художеств. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». Об этом картина Ф. Бруни.
И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. Брюллова.
Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841
Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». 5.
Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса.
Примечания для Медный змий (картина Бруни)
После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину». Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. В 2000 году в Русском музее было принято решение о немедленной реставрации картины. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление.
В результате внешний вид картины был максимально приближен к колористическому замыслу её автора. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста.
В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство.
Не так ли все во все времена. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания».
В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св.
Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3.
В дни, когда Православная Церковь живёт праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, рассказ о живописном полотне замечательного русского художника Фёдора Бруни «Медный змий» приходится как нельзя кстати. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся.
Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Все они спешили к медному змею.
Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». вы можете запросить все в системе с коробкой.
Ссылки на Медный змий (картина Бруни)
При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, совершенно закончена»28.
О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Николай Рамазанов выполнил статую Фавна играющего с козленком. Федору Антоновичу было грех жаловаться. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»). В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.
На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сначала полотно экспонировалось в Риме.
Медный змий (картина Бруни) Информацию О
В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.
Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. Егорова и В. К. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.
Описание картины Федора Бруни «Медный змий»
Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. В центральной части картины— бьющийся в агонии от укусов змей молодой мужчина атлетического сложения. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Его нет долгое время, в лагере начинается паника.
В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. Все фигуры резко очерчены и прописаны пластически четко, сложность ракурсов и экспрессивная выразительность поз подчеркиваются холодным освещением.
В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. В 2000 году начались реставрационные работы по восстановлению картины, сейчас Медный змий занимает свое историческое место в постоянной экспозиции музея. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Выше: что вы искали.
В Бельгии из-за кражи медного кабеля начались массовые задержки поездов
Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828).
Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты.
- Русский музей Дополненная реальность
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Картина «Медный Змий» Фёдора Бруни
Картина Бруни в известном смысле может именоваться образом, если хотите иконой. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). Умер старший брат Моисея Аарон. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа».
В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Взглянув на Него, останется жив
После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея.
Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. От укусов умерло множество сынов Израилевых и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. — Хорошо, — одобрил Брюллов. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Небо – в суровых и мрачных тучах. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. По-разному ведут себя герои: кто-то устремился к вознесенному на мощный столб Змию в надежде на спасение, кто-то застыл на месте, увидев смерть своих близких, а кто-то умирает с проклятием на устах. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».
Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Цецилия», «Св. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. Над «Медным Змием», своим самым большим полотном, которое стало программной работой – отчетом академического пенсионера о пребывании в Италии, Федор Бруни трудился в течение четырех лет. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля.
В конце концов высочайшее разрешение было получено, документы оформлены и в сентябре 1838 года Бруни с женой Анжеликой и полуторагодовалой дочерью Терезой отправился в Рим. Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник. Египетский плен был позади и умерли почти все, кто помнил рабство.
Шебуева (1809-1818). Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.
По велению библейского Бога (Яхве) пророк Моисей выводит из Египта сынов Израилевых, спасая избранный народ от жестокой власти фараона. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.
При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Более того, оказалось, что первоначально змий был повернут в другую сторону. Знаменитые полотна «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Фёдора Бруни находятся в одном зале Русского музея.
Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина – А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Раскаявшись, они стали молить о прощении и тогда Моисей выставил медного змия, как велел ему Господь, чтобы те, кто посмотрит на него с истинной верой, остались живы исцелившись от змеиных укусов: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя и ужаленный, взглянув на него, останется жив. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Ведь они должны были знать, чем кончилась история этого чудесного спасительного символа.
Художник обратился к событиям древней истории, описанной в ветхозаветной книге «Числа». Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44.
Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России. К «Медному змию» надежно приклеилась новая кожа, которая, по мнению специалистов, прослужит ему не менее ста лет. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». В 1837—1838 годах Бруни продолжал работать в Академии, но говорил о своём желании вернуться в Италию, чтобы завершить работу над большой картиной. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр.
Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. В 1807 году семья переехала в Петербург. Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов».
По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. В 1807 приехал с отцом в Россию. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме.
Шебуева. Один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. Но как вырвать первый номер у вечности. Часть людей стремится к медному змию за спасением, другие в панике пытаются избежать дождя из живых змей.
В XVIII, да и в начале XIX веков в Россию по приглашению либо царского двора, либо различного положения аристократов ехало много иностранцев – архитекторов, строителей, художников, математиков, судостроителей. После обучения отец отправил сына в Италию, где начинающий художник еще более усовершенствовал свою технику. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.
Холст, масло. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.
В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги». Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Духовные поиски религиозного художника отразились и в названии полотна, сменившего за много лет несколько наименований: «Исцеление Израильтян в пустыне», «Моисей» или «Воздвижение Моисеем Медного змия в пустыне».
1. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.
По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение.
Это к вечному сюжету и таланту христианского художника не имеет отношения. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Так, например известно мнение, что работа Бруни принадлежит дряхлеющему и вырождающемуся академизму и в некоторой степени отражает набиравший (в начале XIXвека) силу романтизм. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия».
В 1836 году автор вернулся в Петербург, чтобы получить звание профессора Академии художеств. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Сначала полотно экспонировалось в Риме. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр.
В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. Учился в Академии художеств у А. Е.
Вдали в багряных одеждах – пророк Моисей. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». 567 х 852 смКолоссальное, самое большое в собрании музея, полотно Федора Бруни «Медный змий» занимает центральное положение в экспозиции данного зала. 1841.
Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить».
В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. В Новом спасение к нам приближено максимально. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Художник завершил свое творение в Риме. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге».
Они пытались торговаться и шантажировать Бога. «Нарцисс» — совершенство, конечно. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. На лице юноши – выражение смертельной муки.
Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди.
После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве».
Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. Помогло, кстати, не всем.
В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Что привлекло художника в этом сюжете.
Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Русские художники XX века – философы и богословы, создававшие свои творения в красках. Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. В результате этого труда, потребовавшего специального инженерного оснащения, применения новейших методик и, главное, профессионализма реставраторов, полотно «Медный змий» предстало перед зрителями максимально приближенным к своему первоначальному виду. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия».
Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу.
1. Чем же так уникальная эта картина. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16.
В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году.
В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Он оставался преданным академизму, не ловил новых течений в живописи, чем ещё более отдалял от себя учеников.
«Медный змий», пожалуй, самая большая по величине среди станковых картин первой половины XIX века, полотно имеет размеры 11 на 9 метров. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. В нужный момент на блоках и верёвках новый холст опустили на старый. Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м.
У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. В 2003 году была завершена многолетняя реставрация знаменитой картины.
Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей. Шебуева (1809-1818). Картина поражает огромными размерами (площадь холста 50, 5 м2), компоновкой множества фигур в сложных ракурсах, драматизмом сюжета. То, что многие ищут защиты у своих родных и близких, не вполне согласуется с библейским описанием, согласно которому для исцеления людям достаточно было посмотреть на медного змия16. Весной 1820 года по приглашению княгини 3.
Если «Последний день» – это историческая картинка, то «Медный змий» – это великолепная иллюстрация в учебнике жизненно-важной науки именуемой «догматическое богословие». Помогло, кстати, не всем. Но одна картина заслонила все эти шедевры. Сорок лет странствуют евреи по Синайской пустыни в поисках «земли обетованной» Ханаан (древней Палестины). Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. В 1807 году семья переехала в Петербург.
В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Если нет – взбунтуемся. Егорова, А. И.
Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор».
Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». Многие художники женились и покинули монастырские стены. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела».
Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена». И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». Академик Императорской Академии художеств (с 1834).
В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. В течение почти трех лет посетители не видели ее в музейных залах. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией.
В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. В картине воплощена драматическая ситуация в жизни еврейского народа, описанная в Библии.
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне.
Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел.
К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. С годами лак желтеет и мутнеет, покрываясь сеткой микротрещин. А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Стоит признать, что художнику это удалось.
Иванова и В. К. У Бруни «Медный змий» – это истинно христианское произведение, простирающееся в духовную перспективу. Многие, как метко и едко сказал про них А. С. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». 3.
Осенью 1839-го Бруни пришлось написать второе прошение, в котором он обратил внимание императора на то, что остается в Риме для окончания работы над грандиозным полотном. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный.
Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Русский художник, выходец из семьи художника. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее.
Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания».
В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617.