Брут Микеланджело

«брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг. Мраморный бюст «Брут» — незавершенная работа Микеланджело по заказу Донато Джанотти, который был убежденным республиканцем, считая Брута истинным тираноборцем. «брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538гг. «брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537 — 1538 гг. Более того, поступок Брута рассматривался, как борьба с тиранией и был заказан Микеланджело человеком, который искренне восхищался этим.

«брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг. Во времена же Микеланджело, когда Возрождение во многом подражало искусству Древнего Рима и к Бруту и к его истории относились гораздо серьезнее. «брут» – мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537 – 1538 гг.

Юноши даны в самых разнообразных позах и положениях раскрывающих совсем неожиданные по своей красоте аспекты, в которых пластика тела выступает с особой осязательностью. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Особенно выразительна правая фигура.

В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.

Он даже не дотрагивается до нее. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Он побежден. Широко использованный беловато-серый цвет хорошо сочетается с желто-коричневыми, серовато-фиолетовыми, зелеными, серовато-лиловыми, оранжево-коричневыми и серовато-синими красками, превосходно выявляющими пластику формы. Этому миру естественных чувств Микеланджело противопоставляет тот высший свет, где повержена Правда и где царят Измена, Коварство, Навет и Лесть.

Илл. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Пейзаж пустынен и гол. С помощью сильно выработанных архитектурных членений он сумел объединить все живописные изображения в единую систему, стройную и логичную.

  • Самые известные работы Микеланджело
  • Микеланджело Буонарроти: произведения
  • Варварская галерея / Микеланджело (1475-1564)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe. Если таковы были настроения Микеланджело за семнадцать лет до смерти, то в 60-х годах они, естественно, еще более усилились.

Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.

Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Бюст был заказан в 1537 – 1538 гг.

  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. 41.

В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Как бы стремясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся подернутыми дымкой, Микеланджело сознательно оставил незаконченными лицо, руки и ноги. Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Донато считает, что поэт заблуждался, поскольку эти герои спасли отечество от тирана.

И это понимает только один человек – апостол Петр. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.

  1. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  2. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  3. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  4. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  5. Самые красивые города в вечернем освещении
  6. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

166, 167.

Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.

  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов

Закон этот стал известен под названием «la Polverina» по имени Якопо Польверини, писавшего текст закона. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.

Бюст Брута не был закончен. Героизм его обусловлен осознанной исторической миссией.

Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Петра. 135, 139. 37.

  1. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  2. Напишите отзыв о статье Брут (Микеланджело)
  3. Отрывок, характеризующий Брут (Микеланджело)
  4. Пьета «Оплакивание Христа» (1499)
  5. Мучения Святого Антония (1487 – 1489)
  6. Скульптура Лоренцо Медичи (1526 — 1534)
  7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Но в дальнейшем он стал утяжелять все членения, вводить раскреповки и усиливать тем самым рельеф стены, что привело к полному разрыву с брунеллескиевской традицией. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.

Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Да кроме того у меня столько других дум в голове, что мне просто тяжко жить». 10, 11, 12. Картина получила широкое признание от пэров. Я всегда один, мало хожу по городу, не разговариваю пи с кем, особенно с флорентийцами.

  • Примечания для Брут (Микеланджело)
  • Брут (Микеланджело) Информацию О
  • Барджелло – Микеланджело – Флоренция – Аудиогид –
  • Скульптуры братьев делла Роббиа 2 ВИДЕО
  • Танкред Сицилийский (рассказывает историк Наталия Басовская)
  • Козимо Медичи (рассказывает историк Наталия Басовская)
  • Актёр Озвучания для Анимационных Персонажей (Мультяшные Голоса/ )

Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Илл. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.

Три года напряженнейшей работы пропали даром. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии.

  1. Перикл (рассказывает историк Наталия Басовская)
  2. Одоакр и падение Западной Римской империи (рассказывает историк Наталия Басовская)
  3. Копия видео Скульптуры братьев делла Роббиа 2 ВИДЕО
  4. Помпей Великий – римский полководец (рассказывает историк Наталия Басовская)
  5. Венсан Перес: Таких режиссёров, как Звягинцев, нужно поддерживать
  6. Лев Аннинский: Моя надежда на людей, готовых спасать других

Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. 25, 26. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Илл.

Таким образом двор терял свой замкнутый характер, каким он, как правило, обладал в ренессансных палаццо и превращался в одно из звеньев сложной архитектурной композиции, в которой господствовала продольная ось с динамичным разворотом пространства вглубь.

Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас.

  • Мультипликаторы со всего мира прокололи черноту неба
  • Выставка-исследование творчества Микеланджело открылась ввикторианском кабинете Эрмитажа
  • В омской колонии 6 начался бунт
  • В Санкт-Петербурге в Эрмитаже открывается выставка «Изучая Микеланджело»
  • Мединский: аэропортам не надо присваивать имена политиков последних 100 лет

Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. 2. На самом же деле между ними лежала бездна. После первичной обработки камня шпунтом мастер прибегал к троянке, которой владел с бесподобным совершенством.

Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Ориентируясь на этот набросок, Микеланджело и начал высекать из мрамора свою группу, задуманную как Положение во гроб. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.

  • Пермяк создал коллекцию ярких поз Камасутры из макарон: фото
  • В Санкт-Петербурге в Эрмитаже пройдет выставка «Изучая Микеланджело»
  • Лариса Гузеева борется зажизнь матери
  • выставит на торги керамические вазы Гогена и Пикассо
  • Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Брут»

В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.

Они утратили волю. Этот момент Микеланджело трактует как грандиозную космическую катастрофу, в которой мало что осталось от традиционного церковного понимания данной темы. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.

  1. Поиск значения / толкования слов

Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.

Отсюда ясно, что тот, кто убивает тирана, не совершает убийства ибо он убивает не человека а зверя в человеческом образе. Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Были казнены лидеры республики, посажены в тюрьмы и отправлены в ссылку более сотни видных граждан. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.

Самые известные 
работы Микеланджело

185, 186. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. А воля художника была поистине безмерна.

Илл. Но какой ценой. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. 86-88.

После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье.

Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 116-119.

Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Он стал уже высекать статую св. «Это были последние живописные работы и, как он мне сам говорил, с большим напряжением ибо по прошествии определённого возраста живопись и в особенности фресковая, становится искусством не для стариков». Мучение Св. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Это была немногочисленная партия культурных людей, возглавляемая Контарини, Поле и Садолето.

Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.

Илл. Илл. Произведение несёт и интересную композицию и новую идейную нагрузку, далекую от декоративности.

И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Микеланджело всегда глубок и многогранен. Илл.

В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Никто не знает, понял или нет Козимо мотивы отказа Микельанджело.

Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).

По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.

В боковых дворцах, с их мощными пилястрами и открытыми нижними галереями, Микеланджело всячески подчеркнул протяженность фасадов, прибегая к ритмическому повтору одного и того же мотива. Илл.

Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Илл. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Илл. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон. Поначалу борьба со строптивым отцом.

По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл. Илл.

Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Богатейшая его пластика сохранила следы энергичной рубки шпунтом по мрамору. 39. Каждая фигура живет изолированной пластической жизнью, сколь бы ни велико было ее движение.

Последняя была предназначена для хора старого собора св. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Микеланджело полностью подчиняет его форме. 48-55.

Илл. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). И, как уже сказал, впредь буду очень остерегаться.

Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). 173.

По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Для того чтобы у зрителя создалось впечатление о грандиозном величии божества, Микеланджело сознательно делает фигуру бога-отца настолько большой по размеру, что она едва помещается на отведенном ей поле. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Илл. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Этот разрыв сказался и в широком использовании на фасаде скульптуры, вследствие чего фасад приобретал совсем не свойственную церковным зданиям XV века монументальность. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.

Илл. 174. Но все усилия напрасны. Глубокий старик, он пережил на 45 лет своего старшего современника Леонардо и на 44 года младшего собрата Рафаэля. Мы находим здесь оттенки розового, лилового, бледно-желтого, светло-синего, зеленого, серого.

Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Илл. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. И тогда полностью раскрываются ее красоты. 16.

Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина.

Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.

Она кормит младенца и в то же время погружена в тяжелую думу – думу о том, что ожидает ее сына. Не было в истории европейского искусства другого художника, чье творческое наследие получило столь же широкий отклик, как наследие Микеланджело. Но он загорелся мыслью заново перестроить весь собор, чтобы было создано достойное гробницы окружение.

Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. 183. Петра (Музео Петриано). И эти членения воплощают те героические силы, которые имманентны массе, а не привносятся в нее извне и которые упорядочивают ее и формуют. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).

Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.

Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Илл. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Илл. 5, 6.

В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Илл. Илл. Стоит только по ней подняться, как взору предстает вся площадь, со статуей Марка Аврелия в центре, с дворцом Сенаторов в глубине и с одинаковыми по архитектурному оформлению дворцами Консерваторов по бокам.

Илл. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. 149.

Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Выше: что вы искали.

В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Однако и здесь царит дух отчужденности. Илл.

Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 146-148.

Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Причиной заказа послужило убийство флорентийского тирана Алессандро Медичи 6 января 1537 года его родственником Лоренцино де Медичи. Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.

все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Но свободолюбивые мечты быстро разлетелись в прах. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.

Бюст Брута — воплощение образа, выношенного в свободолюбивой душе художника-патриота. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). 80. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.

Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.

Илл. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.

С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. А когда я знаю, что это эмигранты, я и совсем им не отвечаю. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.

Вопрос о переезде во Флоренцию больше не поднимался. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Илл. Это предназначенные для украшения гробницы Св. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. 86-91. Илл. Это решение, по-видимому, показалось заказчику слишком необычным и его заменили довольно ординарным обрамлением, в котором ничего не осталось от столь ценимого мастером рельефа.

179-181.

Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.

131, 132. Моисей восседает в торжественной позе. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии.

«Брут» Микеланджело так и остался единственным образцом республиканских настроений художника в эпоху формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией человеческих горестей и несчастий. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.

Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Ведь ничего не было легче, как напугать его.

Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Илл. Илл. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к Пьета.

За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Илл. И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. 159.

Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Мне кажется, эти слова мастера помогают довольно точно понять созданный им образ Брута. Эту постыдную работу продолжали и позднее. И этой же цели служит цвет.

Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. И, что абсолютно не характерно для художника, это единственная обнажённая фигура.

163. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Статуя осталась незаконченной. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.

Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Сначала была написана фреска «Обращение апостола Павла», для которой Микеланджело выбрал драматический момент явления Господа Савлу – жестокому гонителю христиан, после которого Савл, абсолютно преобразившись, стал ревностным проповедником Христа и христианства даже за пределами Иудеи. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Илл.

Илл. Здесь поверхность камня обладает неровным характером, порождая эффект тонкой живописной вибрации. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.

Илл. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. 106, 113.

С 66 года до н. э. 75-78. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. На мощном торсе, задрапированном в римскую тогу, сидит гордая, суровая, прекрасная голова. Илл. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.

«Брут» -- образ народного трибуна. Однако место Алессанро Медичи занял Козимо Медичи, который еще больше укрепил монархические порядки во Флоренции. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. 174.

В начале карьеры сторонник Суллы. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Она напоминает мощную лавину.

Еще бы. На уступку мраморов художник согласился, но бюст делать отказался. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Участвовал в подавлении восстания Спартака.

Страдая и мучаясь от сознания, что погибли все те кумиры, которым он поклонялся в юности, Микеланджело все более уходит в мир глубоко личных переживаний. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.

Илл. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.

Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Не утрачивая масштабности образа, Микеланджело все более уходит здесь от образа идеального к индивидуализации и характерности. Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться. В устранении тирана скульптор видел надежду на восстановление республики.

Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Его рука сгибается к плечу. 140, 141. Илл. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.

Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.

Илл. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.

Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. 89-91. 81-84.

Только здесь фронтальная ось несколько сместилась влево и головы Христа и Марии получили больший наклон. 151. Этот жест символизирует молчание.

Ближайший ученик мастера Тиберио Кальканьи используя сделанную Микеланджело предварительную модель, любовно собрал отколотые куски и восстановил всю скульптурную группу. 109, 111. «Брут» Микеланджело — дань республиканским идеалам. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. 169.

Пьетро подарил «Пленников» Франциску, зная, что тот жаждал иметь какое-нибудь произведение Микельанджело. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.

Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. И этому оно учит и нас.

В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. И даже когда Микеланджело падал, чтобы затем вновь подняться, он был велик в своем падении. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.

Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.

Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.

С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. вы можете запросить все в системе с коробкой. Она повернута влево. После его смерти ноги моей не было в том доме. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.

По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Этот отпрыск боковой ветви семьи, как его называли — Лоренцино, а затем Лорензаччо («Плохой Лоренцо», большинство жителей Флоренции осуждали его), в раннем возрасте написал трагедию «Брут». Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.

Илл. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Вот таким образом каждый из найденных художником мотивов движения обладает исключительной динамикой и внутренней убедительностью.

В борьбу включился и Микеланджело. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. В это же время об этом писал Микельанджело, тоже по приказу герцога, Леонардо Мариноцци и, наконец, сам Козимо, собственноручно. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.

Илл. 7, 8. По-видимому, это была статуя Вакха. Они называли Микеланджело divino (божественным).

И результаты были самыми плачевными. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Илл.

Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Илл.

Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Илл. 13, 14, 15.

Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Спокойно и решительно Пётр смотрит на зрителя, зная, что он – «камень», один из тех, на которых Христос воздвигнет свою Церковь. 107, 108. 155, 156. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.

Помпей Великий (Pompeius Magnus) Гней (106-48 до н. э. ), римский полководец. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.

Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. То, что мы видим в римской церкви Сан Пьетро ин Винколи – бесконечно далеко от первоначального замысла.

Все наиболее сильные цветовые акценты слегка пригашены, что позволило художнику достичь общего тона, благородного и сдержанного. Этот портрет Брута – портрет-идея. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.

Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Когда он осознал невозможность передать с помощью живописи и скульптуры свои мысли и чувства, понимая, что последние вступают в глубочайшее противоречие с языком изобразительного искусства, он обратился к архитектуре. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Это не портрет конкретного человека, это обобщенный образ, олицетворяющий собой определенную идею.

Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Илл. При этом движение лишено всякой скованности.

Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.

В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства. Тем самым ей отводится центральное место.

Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Но Брут отличается от них.

При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью. Это помогало ему сохранять чувство целого. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.

Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Илл. «Брут» Микеланджело так и остался единственным образцом республиканских настроений художника в эпоху формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.

Илл. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Илл.

Старик пришел в большое волнение. Только чрезвычайные художественные качества произведения спасли его от уничтожения. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Микеланджело написал две фрески.

99, 101, 102. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. А после второй болезни в 1546 году, во время которой он тоже находился у Риччо в палаццо Строцци, он послал Роберто в благодарность за гостеприимство обоих «Пленников», предназначавшихся для первого варианта надгробия Юлия II и оставшихся у него вследствие изменения масштабов надгробия. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.

134.

47. Когда после первой болезни художника Луиджи дель Риччо писал во Францию Роберто Строцци о его выздоровлении, он от имени своего друга прибавил следующие строки: «Если король Франции вернет Флоренции свободу, Микельанджело готов сделать его бронзовую конную статую на свой счет и поставить ее на Пиацце своего родного города». С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.

Козимо было всего восемнадцать лет в 1537 году. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Но как раз этого не произошло. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.

И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). А это было уже совсем новым словом в архитектуре, обретавшей такую динамику и такую эмоциональность, равные которым было бы тщетно искать в зодчестве кваттроченто. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.

56-71). 167.

Кроме Микеланджело. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.

Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Илл. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.

«Брут» Микеланджело так и остался единственным образцом республиканских настроений художника в эпоху формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке. 177, 178. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.

Мало того, уже через год с небольшим, в конце 1549 года, Козимо снова засылал маклеров — сейчас это был скульптор Триболо — к Микельанджело, чтобы уговорить его работать для него. Этому его научила скульптура. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Илл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.

Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. 21, 22. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 126.

Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Ценой огромного напряжения Микеланджело удалось закончить фрески в 1550 году. Фигура погружается в сон. 170. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.

Илл. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. 17, 18, 19, 20. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.

И здесь бог изображен в активном действии. Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Илл. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.

Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Илл. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.

Илл. Зато вид группы справа мало удачен. Оно учило абсолютному мастерству, достигнутому в результате упорной, целеустремленной работы. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). То, что я во время болезни лежал в доме Строцци, я вовсе не считаю пребыванием в их доме.

К сожалению, при всех достоинствах этих необычных фресок их духовная насыщенность не получила должной оценки: их приняли лишь как «всего-навсего произведения старого человека». Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. В статуях появилась совсем чуждая Микеланджело академическая приглаженность – результат работы бездарных учеников. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.

И здесь его постигает страшный удар. Папа Павел III умер годом раньше, но успел оценить мастерство художника. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.

На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. 155.

Хотя, безусловно, гражданственная составляющая – не единственная и даже не главная в этих произведениях. Одновременно он запрашивал Микельанджело, не возьмется ли он сделать его бюст. Недаром его любимым материалом была бронза. Тут столкнулись два сильных характера.

Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Темы фресок: «Обращение Савла» и «Распятие св.

Он сейчас же написал об этом дяде. Бюст, без всякого преувеличения, принадлежит к лучшему, что было создано Микельанджело. Илл. Рассказывает историк Наталия Басовская.

Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. 184. Отсюда проявление воли, убежденности, благородства и ума.

Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Илл. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Это человек действия (vir activus).

Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. В те времена это было очень грозное обвинение.

145. вошел в соглашение с Крассом и Цезарем (1-й триумвират). Сходство, во всяком случае, только внешнее. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.

Микеланджеловская поэзия – великая загадка на фоне современного ей поэтического творчества Италии. В действительности же смерть Алессандро Медичи не привела ни к каким общественным сдвигам. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.

Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Илл. 164.

Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.

Здесь все построено на контрастах. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Рассказывает историк Наталия Басовская. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Это были тяжелые годы.

Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Его бюст Брута (Флоренция, Национальный музей) – тираноборца, убившего римского императора Цезаря, с лицом исполненным отваги, сознания своей правоты и презрения к собственной участи, был, возможно, откликом на убийство нового флорентийского деспота, -- герцога Алессандро Медичи в 1536 г. от кинжала его родственника Лоренцино, в котором тогда многие видели нового Брута.

В композиционном построении фигур Микеланджело отдает предпочтение изогнутой оси перед прямой, что усиливает динамику образа. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). 130. Жизнь Микеланджело была трудной. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).

162. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.

Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. 79, 142.

Под ним не хватает только знаменитого афоризма Джованни Боккаччо: «Нет жертвы, более угодной богу, чем кровь тирана». Например, деревянная модель собора св. Илл.

Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Илл. Тогда Микельанджело пристально на него взглянул и спросил с усмешкой: «А вы сами им довольны. » Эта явная ирония озадачила даже Бенвенуто, который вынужден был отступить, ничего не добившись. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.

В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Это, конечно, не так. Илл. При этом консоли кажутся пребывающими в непрерывном движении, как будто это лента, то уходящая в стену, то вновь из нее появляющаяся.

Бюст Козимо после бюста Брута. Илл.

Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. 171. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.

В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.

Илл. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.

Фигура коренастая, сильная, мужественна. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.

Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 46. Слева мы видим райский сад.

Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. 110, 112. Илл. Теперь у него спрашивали, как делать лестницу в Лауренциане.

Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Нижняя зона украшена имитацией шпалер, в средней зоне идут в ряд сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли, верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап изображенных в рост на фоне ниш. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. В ней все пребывает в непрестанном движении, противоборствующие силы сталкиваются друг с другом, стена как бы пружинит, то выступая вперед, то отступая назад.

Но школярская учеба не привлекала мальчика. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.

Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.

И вообще просили переехать во Флоренцию. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. И всюду Микеланджело выходил победителем. 36. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.

Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.

В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника.

Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Илл.

Илл. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Художник делал вид, что ничего не замечает. Только чрезвычайные художественные качества произведения спасли его от уничтожения.

И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. С помощью сильных, энергичных линий, то идущих параллельно, то перекрещивающихся, художник строит форму так, что она кажется высеченной из камня. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы.

На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). 92, 93, 94. 161. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Рассказывает историк-медиевист Наталия Ивановна Басовская.

Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Он должен думать о смерти.

Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Петра. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Последняя распадается на восемнадцать фигур, каждую из которых невольно хочется уподобить статуе, в такой мере подчеркнуто в ней пластическое начало. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.

Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.

Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). 182, 187, 188, 189. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.

Все это придает его архитектуре величественный характер. Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи. Мрамор для статуй и его перевозка стоили слишком дорого, чтобы мастер мог идти на риск, не имея твердых заказов.

Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Перикл (около 494—429 г. до н. э. ) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Илл. Тот самый Аретино, который в письме к Микеланджело так восторгался его творчеством, заявлил, что автора такой бесстыдной картины «следовало бы причислить к сторонникам Лютера», «ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других».

Однако Микеланджело боялся ехать в Рим, опасаясь, что он попадет здесь в ловушку и будет совершенно беззащитным. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.

Художник охотно принял это предложение. Петра, с чем папа был полностью согласен. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.

Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 122-125. 175, 176. Илл. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.

Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).

Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II.

Быть может, как предполагали, Микельанджело думал об античных бюстах Каракаллы, когда лепил своего героя. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Жестокого единоличного правителя Алессандро Медичи (именно от него бежал в Рим Микеланджело) убил в 1537 другой Медичи — Лоренцо. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.

Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.

Но роспись обладает и другим аспектом. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Это усыпило его бдительность и в 1539 году кинжалы убийц настигли его в Венеции. 158, 159. Действительность не оправдала их надежд.

Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. 38. 136. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.

Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Недаром они украшали пилястры. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).

Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.

Илл. Его искусство учило многому.

Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. В действительности оно так и получилось.

Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.

Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. 119, 111. Если меня приветствуют на улице, я, конечно, отвечаю несколькими любезными словами, но иду своей дорогой.

Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. 114, 115. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).

По сравнению с прежними скульптурными произведениями Микеланджело, в которых особое внимание было обращено на пластику человеческого тела и его динамику, в бюсте Брута скульптор сосредоточивается на характеристике духовной жизни героя. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.

Внезапно раздался крик: мы пропали. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier).

Глухие окна с массивными обрамлениями контрастируют с нарочито легкими филенками, обрамляющими небольшие прямоугольные нишки. Петра, но Челлини не унимался и стал перечислять соблазнительные обещания герцога. победил его при Диррахии (Эпир), но затем был сам разбит Цезарем при Фарсале (Фессалия).

Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. мудрые слова, не правда ли. Их он терпеть не мог и не щадил. е. уважением классической традиции).

Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). 33, 34. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().

Илл. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Но именно к этим маленьким людям к этим не оперившимся еще garzoni он проявлял и величайшую доброту, щедро их одаривая своими произведениями и золотыми дукатами. Илл. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.

Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. 150. Вазари прямо пишет:.

Илл. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка.

В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). В 48 г. до н. э. Петра. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. 160. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.

Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.

Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Отсюда рождается трагизм образа и тот глубокий внутренний конфликт, который невольно вызывает в памяти героев Еврипида. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Микеланджело блестяще решил эту проблему – он показал Петра перед воздвижением креста. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.

109-112, 116-119. Это два составных звена единой архитектурной концепции. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Илл.

Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Триболо имел успеха не больше, чем Лоттини, но Козимо не складывал оружия. В этом кругу обсуждали, правильно ли сделал Данте в своей Божественной комедии, поместив Брута и Кассия в ад (напомню, кстати, что Брут и Кассий мучаются самой страшной мукой вместе с Иудой). Таков, несомненно, был его основной замысел. С тех самых пор имя Брута ассоциируется с предательством, но во имя свободы всего народа.

Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.

Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).

Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Он действует только словом. Ева послушно следует слову творца.

В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. И в ней мастер смело порывает с традицией.

Это было в 1557 году. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).

В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Илл. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.

Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.

В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.

Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).

Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. 3, 4.

На бюстах Каракалли лежит печать официальной прикрасы. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Илл. Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело.

Массивная фигура Святого Петра находится в центре композиции. Он избегает детализированной характеристики места. Вид он имел скромный, не навлекал на себя обвинений ни в разврате, ни в жестокости, — все это придет потом, — зато отличался умом, рассудительностью, упорством и умел добиваться своих целей, не задумываясь над средствами.

Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.

Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Используя этот случайно до нас дошедший материал, а также сонеты и высказывания об искусстве как самого художника, так и его ближайших друзей, мы все же можем восстановить метод работы великого мастера. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.

Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Старик отвечал, что он занят постройкой св. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.

Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. После распада триумвирата (53 г. до н. э. ) воевал против Цезаря. Петра со стороны апсид.

Илл. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).

Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Илл. Илл. Его гений искал более широкого поля деятельности. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.

Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Петра. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Илл. Таким представил его и Микеланджело.

Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.

Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.

32. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. 23, 24. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.

Он победил. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Пятикратная попытка художника увидеться с папой кончается ничем и в конце концов его выкидывают за порог папского дворца.

И здесь ему помог Леонардо, который был великим мастером композиции, построенной по принципу живописного взаимопроникновения составляющих ее частей. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.

Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Позднее, когда уже другой папа, признав непристойными некоторые фигуры «Страшного суда», решил, что их следует задрапировать, Микеланджело излил свое негодование в такой колкости: «Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко.

На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. 97, 98. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Восстанавливаются давно отмененные феодальные и помещичьи права, вводится закон о майоратах, направленный против дробления земельной собственности, торговля превращается в монополию казны.

Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).

Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Католическая церковь, напуганная широкими реформационными движениями, понимала неотвратимость пересмотра своих старых позиций. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).

В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Лишь несколько произведений мастера можно назвать гражданственными. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.

Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.

И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.