Брюллов Вечерня
В 1925 году Карл Брюллов пишет плотно «Вечерня». Оформить репродукцию Брюллова Ивана «Вечерня» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления. Оформить репродукцию Брюллова Ивана «Вечерня» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления. В 1925 году Карл Брюллов пишет плотно «Вечерня».
Самые красивые города в вечернем освещении
Его монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», находящееся в Русском музее Санкт-Петербурга, по-прежнему потрясает все новые поколения зрителей своей масштабностью, мастерством исполнения и драматичностью сюжета. Вскоре после пышной встречи волна славословий схлынула и начались трудности. Отпер мастерскую, прошел вперед и растворился где-то в углу, откуда тотчас забренчал хор из «Гугенотов» Тарас с порога увидел изнанку темного, натянутого на раму холста, обошел его, отступил несколько, уперся взглядом в бледного монаха с исступленным лицом — монах в черной рясе, верхом на гнедой неоседланной крестьянской лошади, вздымая крест, возвышался посреди полотна — и замер: чудо абсолютное. Его интересовало все – масло и акварель, сепия и рисунок.
Брюллов стоял по правую сторону картины, чуть склонив голову, покорно слушал. Член многих академий Европы, он числился вольным общинном и Академии петербургской. Он тотчас понял, что на холсте не то что одного монаха довольно, а непременно должен быть только один монах и непременно в центре, все остальные фигуры, группы, нужно потеснить в сторону, первый взгляд при подходе к холсту должен схватывать монаха, «путеводителя» и последний взгляд при расставании с картиной должен задержаться на монахе.
- Описание картины Карла Брюллова «Вечерня»
- Список картин Карла Павловича Брюллова
- Пифферари перед образом мадонны, 1825, Брюллов
- 5 архитектурных достижений Александра Брюллова
- Русский «итальянец» Карл Брюллов
и А. Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. И тут встрепенулись все, поглядели друг другу в глаза — как же мы этак-то, куда забрели. Портрет был коньком Карла Павловича, кажется, что никто не переплюнет его на этом поприще. Он писал романтические пейзажи (Скалы и луна ночью, 1824), создал серию, посвященную восхождению на Везувий, участником которого был летом 1824 года, но особенную роль в его творчестве занимали портреты.
Симфориона» Энгра, получает Большую золотую медаль. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».
- Брюллов Карл ПавловичКартины и биография
- Картины — Брюллов, Карл Павлович
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Картина Вечерня – Брюллов Карл Павлович
«Всегда я принимал в вас сердечное участие», – замечает святитель Игнатий в публикуемом письме к Брюллову. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), однако она не понравилась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему мнению, сюжета с точки зрения высокого искусства. После смерти Кановы единственным «живым классиком», пользовавшимся широкой известностью, остался Випченцо Камуччини. В Лондоне, когда вошел он в собрание художников, его ожидавших, все встали. Ранним летним утром Карл Павлович Брюллов в просторной зеленой куртке важно шествовал по прошитому ветром коридору Академии художеств следом тащился тихий «сынишка» Липин, нагруженный разного рода живописными принадлежностями. Одна из значительных исторических картин Камуччини «Смерть Юлия Цезаря», созданная в 1807 году, уже спустя неполных два десятилетия должна была показаться молодым русским художникам безнадежно устаревшей. Струговщиков приносил Карлу журналы со статьями Белинского. Однако, кроме присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского.
Известно, с каким восторгом картина Брюллова была принята современниками. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Площадь, по замыслу, окружали трехэтажные жилые дома. Вместе с Щедриным и Басиным, в сопровождении Гальберга и брата Александра, он совершил путешествие по албанским и тускуланским горам, где его привела в восхищение красота озер «Лаго ди Гастелли» и «Неми», прозванного в древности «Зеркалом Дианы». Мы будем благодарны вам, если вы оставите свой отзыв или комментарий в Гостевой книге. Карл сказал Липину, что решил начинать сначала и просил срочно доставить от торговца Довициелли новый холст в размер старого, — впрочем (он быстро прикинул в уме), на два аршина шире.
Президент поднялся с места и, обернувшись к Брюллову, безразлично сказал: «Вы наделали всю эту кутерьму, вы и сочиняйте ответ. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Закладка обсерватории состоялась 21 июня 1835 года, а торжественное освящение оконченных зданий — 7 августа 1839 года. Слева — войско, схватившееся с неприятелем, справа — горожане с топорами да рогатинами идущие на подмогу, в центре Шуйский, зовущий народ к бою, сзади — приближающийся крестный ход и три монаха — «путеводители», как отметил для себя Брюллов: высокий дух, приложенный к высокой земной заботе, под черной рясой — мускулистые тела бойцов, в каждом пастырь и воин, вдохновение свыше сливается с бойцовским порывом как, смешавшись, колышутся на фоне неба хоругви и копья, так летящие по холсту монахи соединяют крестный ход с боевыми порядками. За шесть суток пароход «Монтрозе» перебросил Брюллова со спутниками из Саутгемптона в Лиссабон.
Он печатался в журналах, альманахах и отдельными изданиями. Карл просил оправдать его перед ее величеством незнанием придворного этикета. И слава с каждым годом развеивалась, как дым. Безукоризненпо точный рисунок ограничивает плоскости локального, условного цвета. Он приказал немедленно отправить образа в Академию художеств, дабы совет заключил, «хорошо ли сии образа написаны как в отношении рисовки и пропорций, так и колорита» и «заслуживает ли писавший те образа звания профессора».
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Наконец все было размещено на холсте — и осаждавшие и защитники, воины, горожане, женщины, дети, старики, монахи, духовенство в белых одеждах, теперь нужно было освободиться от напряжения, от горячки, его будоражившей, обрести ровное дыхание, заново «поставить глаз» (как говорится между художниками) Карл отложил кисти, вытер потные ладони о полы зеленой куртки, вышел во двор, выкурил сигарку, сидя на холодных каменных ступенях крыльца, — он вдруг вспомнил, как мальчики-академисты играли здесь в свайку или в мяч и только теперь заметил, до чего же выросли, раздались вширь деревья в саду. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Знаменитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), а также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), которой художник подводил итог своим творческим исканиям, также связаны с этим этапом жизни Брюллова. Глинка говорил, что Карл по привычке любит итальянскую музыку: каждое слово, Глинкой произнесенное, всегда имело мотив и инструментовку — «итальянская музыка» звучало пренебрежительно, «привычка» — с сожалением и обидно. Прекрасная всадница возвращается с прогулки в преддверии приближающейся грозы. Он нередко обращается и к батальной живописи Осада Пскова Стефаном Баторием и религиозно-церковной истории, вошедшей в моду античности Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом. У Карла перехватило горло, руки похолодели.
Его интересовало все – масло и акварель, сепия и рисунок. Заказ императора на написание исторической картины «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» остался невыполненным. Но главным достижением живописца современники признали его поистине монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи».
Оленин захлопотал, погнал рассыльных по профессорским квартирам, надел парадный со всеми регалиями мундир и помчался в академию. Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова. Через его картины, как через машину времени, мы можем взглянуть на быт минувшего прошлого. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Опера «Руслан и Людмила» поначалу была принята холодно она завоевывала слушателей с бою, ломая их косную привычку, пробуждая в них новое понимание музыки, помогая им протягивать руку будущему. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы. Тарас писал картину на сюжет «гадающая цыганка» — рисунок был весьма точен, хотя своеобразен, лица, пожалуй, несколько идеализированы и не вполне выразительны, краски ярки и сочны: Карл Павлович подумал, что работа кое-где отдает Брюлловым, но смолчал, быстро сделал несколько технических замечаний, присовокупив, что серьезно говорить о целом пока рано и нетерпеливо позвал: «Теперь пойдем смотреть мою программу». Биография К. П. Брюллова2. Заказ императора на написание исторической картины «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» остался невыполненным.
Еще мгновение — и смертельный удар будет нанесен. Автор изображает кульминационный момент: Цезарь, касаясь рукою одежд Брута, словно произносит знаменитую фразу: «И ты, Брут»Тот прячет лицо, отводит взгляд, но рука с кинжалом уже занесена. Ломоносов знал Пушкина с детства, был однокашником его по Царскосельскому лицею. Его первые работы были малофигурны и главным образом передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва) впоследствии они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830-1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в них стал играть пейзаж. Портрет был коньком Карла Павловича, кажется, что никто не переплюнет его на этом поприще. Через его картины, как через машину времени, мы можем взглянуть на быт минувшего прошлого. В России славился таковым умением завод Зызыкиных, что в городе Кашине Тверской губернии. Однако в образе Юлия Цезаря нет и намека на трагическое предощущение гибели.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
Для картины «Итальянский полдень» (1827 г. ) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона» (Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата.
Да убрать (чтоб не напугали. ) гипсовые слепки конских голов и ног, сделанные для него Клодтом в натуральную величину. «Последний день Помпеи» (1830-1833)8. Число пылких поклонников сильно поубавилось (почему-то долее других задержались подле него офицеры), оставался, правда, у Нестора добротный читатель в среднем сословии, здесь любили его исторические романы с продолжениями о дальних странах и дальних эпохах, переползавшие из одной книжки журнала в другую, но этот читатель сидел себе дома, за каменными стенами, шевелил губами под уютной лампой, покрытой зеленым абажуром, а Нестору толпа была нужна, нужно было пророчить и витийствовать, — но наступило время — слушать особенно-то и некому. Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца.
Тяжелый труд над росписью Исаакиевского собора и петербургский климат подорвали здоровье Карла. Мастерство живописца заметно росло. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Содержание1. В 1831 году он женился на баронессе Александре Александровне фон Раль. Параллельно он выезжал в другие французские города и в Англию. И неудивительно.
Смелость и новизна в подходе к написанию многих полотен вызывали обилие критических отзывов. Однако в образе Юлия Цезаря нет и намека на трагическое предощущение гибели. Президент Оленин быстро зачитал бумагу, профессора быстро склонились к тому, чтобы дать ответ, сообразный желанию государя.
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- КАРЛ БРЮЛЛОВ КАРТИНЫ ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНЬ
Он тотчас понял, что на холсте не то что одного монаха довольно, а непременно должен быть только один монах и непременно в центре, все остальные фигуры, группы, нужно потеснить в сторону, первый взгляд при подходе к холсту должен схватывать монаха, «путеводителя» и последний взгляд при расставании с картиной должен задержаться на монахе. И пусть среди господ офицеров мелькала шуточка, пущенная великим князем Михаилом Павловичем: «Смотри не попадись в чем-нибудь, а то пошлют Руслана слушать» (великий князь впрямь посылал своих гвардейцев слушать «Руслана» в наказание взамен гауптвахты), пусть и доброжелатели не враз умели открыть, понять и принять все, что было заложено в опере, снова и снова спешили в театр и опять покидали его убежденные, что главные открытия ждут их впереди, пусть Глинка говорил про себя: «Поймут Мишу, когда его не будет, а Руслана через сто лет», — творение его (и в том отличие подлинно великих творений), едва появившись, зажило собственной жизнью, вне чьих-либо требований, симпатий, вкусов, стало миром в мире, для всех открытым, распространяющим вокруг свои лучи и силу своего притяжения и вместе цельным, неколебимым, навсегда завоевавшим место в пространстве. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры».
А счастья не было. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.
В 1829 году он вернулся в Санкт-Петербург. Первой удачной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль). «К его меню я прибавлял всякий раз жареного цыпленка, который ни разу не оставался лишним», — шутил после Струговщиков. Из дальнейших строк послания можно судить, что «Гибель Помпеи» произвела в свое время особое впечатление и на святителя Игнатия. Королевскую мальвазию Сергей Григорьевич приказал откупорить в честь знаменитого гостя.
Одесский генерал-губернатор гр. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию – от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). И чем явственнее чувствовал он падение славы, тем больше охладевало его сердце к знаменитым друзьям «братство», «братия» оказывались не нужны, как плащ, цилиндр и прочие приметы, отличавшие Нестора Васильевича в общей толпе. Брюллов торопился в Москву, куда он приехал 25 декабря. Однако на родине далеко не все по достоинству оценили творчество живописца.
Ему, Брюллову Карлу, не позволяет. Фактически архитектор создал богатый жилой дом нового типа.
Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. После распада «братии», после того, как он разошелся с Глинкой и Кукольником, после трагической истории со скоропалительной женитьбой и почти тотчас последовавшим разводом с Эмилией Тимм он убедился, что любовь и дружба не принесли ему ничего, кроме боли. Наконец все было размещено на холсте — и осаждавшие и защитники, воины, горожане, женщины, дети, старики, монахи, духовенство в белых одеждах, теперь нужно было освободиться от напряжения, от горячки, его будоражившей, обрести ровное дыхание, заново «поставить глаз» (как говорится между художниками) Карл отложил кисти, вытер потные ладони о полы зеленой куртки, вышел во двор, выкурил сигарку, сидя на холодных каменных ступенях крыльца, — он вдруг вспомнил, как мальчики-академисты играли здесь в свайку или в мяч и только теперь заметил, до чего же выросли, раздались вширь деревья в саду. Маленького Карла заставляли ежедневно рисовать определенное число рисунков.
Но подлинная жизнь ускользала из этих портретов: лица прекрасные, но бездушные, красивы, как красивы шелка, меха, бархат, жемчуг, каменья, штофная ткань на стенах, узоры ковра на полу, хрусталь вазы, цветы в ней Как далеко ушли брюлловские петербуржцы с их мечтой и тревогой, с их печалью, усталостью и все же с надеждой в этих неподвижно высматривающих что-то в дальней дали глазах, — как далеко ушли они от погруженных в «золотой век» оригиналов итальянской поры. Именно в его мастерскую отправлялись русские пенсионеры. «Осада Пскова» государыне понравилась, она только просила Брюллова объяснить сюжет объяснения ей тоже понравились, она протянула Брюллову руку, он не понял, внимательно посмотрел на протянутую руку, государыня быстро опустила ее приехавший с императрицей Михаил Юрьевич Виельгорский в сенях тихо отругал Карла — следовало стать на колено и поцеловать руку. Именно в его мастерскую отправлялись русские пенсионеры.
Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. Обширнейшее творческое наследие гениального мастера кисти входит в «золотой фонд» во многих музеях и частных коллекциях мира. Амацилия стоит на самом краю балкона. Эти монахи на конях, летящие в гущу битвы и были молния, которую он высматривал в книгах и собственном воображении. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Тарас писал картину на сюжет «гадающая цыганка» — рисунок был весьма точен, хотя своеобразен, лица, пожалуй, несколько идеализированы и не вполне выразительны, краски ярки и сочны: Карл Павлович подумал, что работа кое-где отдает Брюлловым, но смолчал, быстро сделал несколько технических замечаний, присовокупив, что серьезно говорить о целом пока рано и нетерпеливо позвал: «Теперь пойдем смотреть мою программу».
Картина "Последний день Помпеи" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На Мадейре он поселился было в гостинице, дорогой, зато удобной и живописной, но, как повсюду здесь хозяйничали англичане – на море вокруг английский флот, в торговых домах английские компании, в банках английские фунты, – так и в гостинице господствовал английский этикет, обязательный для всех прочих иностранцев и для местного «света». Внезапное появление царевны вызвало на лицах пастухов неподдельное изумление.
Ах, странная эта жизнь: сочиняют музыку, пишут стихи, картины рисуют, на досуге размышляют о вопросах важных, а уж если накатит повеселиться, то веселятся напропалую, от всей души, все они при деле, в почете и даже в славе, дни, конечно, уходят, но редко о каком можно пожалеть, что пропал впустую, — а все кажется, что настоящая жизнь еще не началась (да и начнется ли когда), все кажется, что мчится эта настоящая жизнь стороною, как с шумом и грохотом мчится мимо поезд первой в России железной дороги, соединившей Петербург с Царским Селом, кажется, что нет им места в могучем чудище, что не захватит, не понесет их эта грохочущая лавина движения, что судьба их стоять на обочине со своею музыкой, стихами, картинами и чувствовать, как перегорает в них великая сила, заложенная природой, сила творческая и сила жизненная, которой отпущено им во сто крат больше, нежели пошло на то, что ими создано и прожито, — так в могучем нутре паровоза жарко пылает огонь, бурля, кипит вода, но лишь три сотых части полученного пара толкают колеса, девяносто семь исчезают в никуда. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию. Глинка говорил, что Карл по привычке любит итальянскую музыку: каждое слово, Глинкой произнесенное, всегда имело мотив и инструментовку — «итальянская музыка» звучало пренебрежительно, «привычка» — с сожалением и обидно.
В честь прославленного мастера были устроены торжественные обеда приемы. Позволяет ли достоинство назвать своего учителя негодным профессором. Он, как и все его четверо братьев, учился в Академии художеств, где преподавал отец.
Подобным образом и святитель Игнатий, как можно предположить, в своем письме к Брюллову имеет прежде всего в виду тот же главенствующий образ «Гибели Помпеи», когда в заключении послания замечает: «Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна бы быть картиною из вечности. Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полинека» (1821, местонахождение неизвестно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования своего мастерства. Группы насильственно вписапы в треугольники. К числу наиболее удачных и известных работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837-38), И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое название картины «Маскарад») (1839, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие к этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Уже в первой половине XIX века здание пришло в аварийное состояние. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. Карл сказал Липину, что решил начинать сначала и просил срочно доставить от торговца Довициелли новый холст в размер старого, — впрочем (он быстро прикинул в уме), на два аршина шире. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы изучал обнаженную модель и не завершил их. Замечательное классическое здание в историческом центре Петербурга первоначально было построено в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Орлова. Выбросил вперед-вверх руку, как бы приглашая войска следовать за собой, но тут же спохватился, почесал затылок и прибавил уже буднично: «Присылай мне, пожалуйста, по две чашки кофе в день, по два яйца и по тарелке супу».
И тут встрепенулись все, поглядели друг другу в глаза — как же мы этак-то, куда забрели. Однако, помимо заказных акварелей, Брюллов писал и вполне самостоятельные работы в этом жанре. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.
В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом – «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. А. С. Пушкина, Москва). «Всадница» (1832)5.
Одним из таких талантливейших живописцев был Карл Павлович Брюллов. Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. Ах, странная эта жизнь: сочиняют музыку, пишут стихи, картины рисуют, на досуге размышляют о вопросах важных, а уж если накатит повеселиться, то веселятся напропалую, от всей души, все они при деле, в почете и даже в славе, дни, конечно, уходят, но редко о каком можно пожалеть, что пропал впустую, — а все кажется, что настоящая жизнь еще не началась (да и начнется ли когда), все кажется, что мчится эта настоящая жизнь стороною, как с шумом и грохотом мчится мимо поезд первой в России железной дороги, соединившей Петербург с Царским Селом, кажется, что нет им места в могучем чудище, что не захватит, не понесет их эта грохочущая лавина движения, что судьба их стоять на обочине со своею музыкой, стихами, картинами и чувствовать, как перегорает в них великая сила, заложенная природой, сила творческая и сила жизненная, которой отпущено им во сто крат больше, нежели пошло на то, что ими создано и прожито, — так в могучем нутре паровоза жарко пылает огонь, бурля, кипит вода, но лишь три сотых части полученного пара толкают колеса, девяносто семь исчезают в никуда. Глаза девочки горят от восторга и радости.
Нестор все более чувствовал, что слава его позади, что все более становится он (да и стал, пожалуй) рядовым читаемым литератором, что не нужны более ни черный плащ, ни шарф, ни цилиндр, ни трость, на него перестали показывать пальцем, его перестали узнавать в толпе имя «Кукольник» превращалось лишь в слово на обложке или на журнальной полосе, теряло приметы живой личности и покажись он, Кукольник, на Невском не в черном романтическом платье, а в мундире военного ведомства, по которому служит, никто не удивится, не обратит внимания. Вот таким образом Брюллов и придал театру облик жилого дома в классическом стиле. Художник был ослеплен любовью и жалостью и решил, что его искренние чувства все одолеют. Пьесы его игрались на сцене казенных театров. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. Член многих академий Европы, он числился вольным общинном и Академии петербургской. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Карл Павлович Брюллов — русский художник, представитель академизма.
Уже в ранних произведениях Брюллов стремился отойти от условности академического художественного языка, добиться естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения изученных на натуре (Итальянский полдень, 1827, ГРМ). На эту работу ушло шесть лет. Однако полномасштабная реставрация и отделка его развернулись в 1840-е годы. Даже выбор фона вносит определенный смысл в понимание его характера. У Карла перехватило горло, руки похолодели. «Идем в большую мастерскую, на осаду Пскова, — торжественно объявил Карл. — Недели на две». Молодой архитектор оправдал все ожидания: ему удалось органично вписать фасад театра в созданный К. Росси ансамбль Михайловской площади (сейчас Площадь искусств). Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра.
Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания. После смерти Кановы единственным «живым классиком», пользовавшимся широкой известностью, остался Випченцо Камуччини. Безукоризненпо точный рисунок ограничивает плоскости локального, условного цвета. Он приказал немедленно отправить образа в Академию художеств, дабы совет заключил, «хорошо ли сии образа написаны как в отношении рисовки и пропорций, так и колорита» и «заслуживает ли писавший те образа звания профессора». Эти годы становятся этапом становления оригинального художника.
Триумф и слава обрушились на мастера. Позволяет ли достоинство назвать своего учителя негодным профессором. Брюллов яснее многих других ощущал веяния романтизма, пошатнувшего классические каноны и в российской литературе и в живописи. Собака, высунув голову на улицу, взволнованно и ревниво смотрит на свою маленькую хозяйку.
Но у Эмилии было горькое прошлое. Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи".
Но главным достижением живописца современники признали его поистине монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи». Просьба Брюллова о замене учителя была отклонена. Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторических столкновений. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж.
Первый русский город, который он посетил по возвращении в России была Одесса. Отпер мастерскую, прошел вперед и растворился где-то в углу, откуда тотчас забренчал хор из «Гугенотов» Тарас с порога увидел изнанку темного, натянутого на раму холста, обошел его, отступил несколько, уперся взглядом в бледного монаха с исступленным лицом — монах в черной рясе, верхом на гнедой неоседланной крестьянской лошади, вздымая крест, возвышался посреди полотна — и замер: чудо совершенное. Новую церковь возвели в августе 1833 года, а освятили в октябре 1838 года. Опера «Руслан и Людмила» поначалу была принята холодно она завоевывала слушателей с бою, ломая их косную привычку, пробуждая в них новое понимание музыки, помогая им протягивать руку будущему.
В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное впоследствии «романтическим портретом», в котором весьма существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. «Итальянский полдень» («Итальянка, снимающая виноград) (1827)4. Оценке брюлловской картины – с центральным образом мертвой красавицы на переднем плане – посвящена, в частности, статья Гоголя «Последний день Помпеи», датированная августом 1834 г. В свою очередь, как позволяет судить творческая история повести Гоголя «Вий» (написанной в те же месяцы), образ мертвой роскошной красавицы помпеянки с картины Брюллова послужил Гоголю и прототипом для создания образа мертвой панночки-ведьмы. Жизнь души не менее отличает человека, чем красота его лица. Веселая игра солнечных пятен вносила оживление и радость в жанровые сцены художника. Монах на коне — вот ключ картины и поразительный эффект ее.
В начале 1832 года община объявила конкурс на создание проекта новой церкви. Он нередко обращается и к батальной живописи Осада Пскова Стефаном Баторием и религиозно-церковной истории, вошедшей в моду античности Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом. Автор изображает кульминационный момент: Цезарь, касаясь рукою одежд Брута, словно произносит знаменитую фразу: «И ты, Брут»Тот прячет лицо, отводит взгляд, но рука с кинжалом уже занесена. И чем явственнее чувствовал он падение славы, тем больше охладевало его сердце к знаменитым друзьям «братство», «братия» оказывались не нужны, как плащ, цилиндр и прочие приметы, отличавшие Нестора Васильевича в общей толпе. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).
В этот вечер предстояло профессорам российской Академии художеств не только отнять у Алексея Егоровича титул «знаменитый», казалось навеки ему присвоенный, но и объявить старика непригодным к делу, которому он отдал жизнь. Выбросил вперед-вверх руку, как бы приглашая войска следовать за собой, но тут же спохватился, почесал затылок и прибавил уже буднично: «Присылай мне, пожалуйста, по две чашки кофе в день, по два яйца и по тарелке супу». Италия произвела неизгладимое впечатление на молодых людей.
Любовь пришла к художнику в 40 лет. Всякая красота должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления она (красота) помогает удовлетворить человека, волимого истинным вдохновением.
Вскоре после пышной встречи волна славословий схлынула и начались трудности. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Раз-другой пройдясь в халате и красных сафьяновых шлепанцах с загнутыми носами под неблагосклонными взглядами малообщительных господ в белых чопорных манишках, Карл перебрался в небольшой домик, высокопарно называвшийся «Виллой роз» : от крыльца до калитки тянулась аллея – розы чайные, белые, розовые розы (и нежданно – тяжелый, громкий, как выстрел, как трубный звук, слегка качающий ветку ярко-красный цветок), воздух над садом был густой от разлитого в нем запаха.
В этот вечер предстояло профессорам российской Академии художеств не только отнять у Алексея Егоровича титул «знаменитый», казалось навеки ему присвоенный, но и объявить старика непригодным к делу, которому он отдал жизнь. Гладкие стены жилых домов были прорезаны прямоугольными окнами с наличниками. Авторским правом могут охраняться произведения, созданные французами, погибшими за Францию во Второймировойвойне (см. подробнее), россиянами, воевавшими на ВосточномфронтеВтороймировойвойны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. подробнее). А я домой пойду», — и невиданно вялой походкой вышел из зала совета. Монах на коне — вот ключ картины и поразительный эффект ее.
В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники. Одна из значительных исторических картин Камуччини «Смерть Юлия Цезаря», созданная в 1807 году, уже спустя неполных два десятилетия должна была показаться молодым русским художникам безнадежно устаревшей. Сжатые пальцы руки отражают внутренние сомнения героя. Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) (1799—1852), русский художник. Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Уже в ранних произведениях Брюллов стремился отойти от условности академического художественного языка, добиться естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения изученных на натуре (Итальянский полдень, 1827, ГРМ).
В 1821 году Брюллов закончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Еще мгновение — и смертельный удар будет нанесен. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830-1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Ранним летним утром Карл Павлович Брюллов в просторной зеленой куртке важно шествовал по прошитому ветром коридору Академии художеств следом тащился тихий «сынишка» Липин, нагруженный разного рода живописными принадлежностями.
Но эти темы не были ему близки. Главный фасад церкви, обращённый к Невскому проспекту, оформлен двумя призматическими башнями, между которыми разместился перспективный – составленный из арок постепенно уменьшающихся в размерах – портал главного входа. Они обвенчались (1839г. ) Через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику и скандал в обществе, с Высочайшего позволения 21 декабря 1839 г. этот брак был расторгнут по причине разности в возрасте и «нервной возбудимости» художника. Точно так же и в «Вии» «страшная, сверкающая» красота «припустившей к себе сатану» панночки является, согласно замыслу Гоголя, прямым воплощением губительного «идеала Содомского». Его отец старательно развивал в детях умение рисовать и ценить прекрасное.
Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Открыть душу оригинала есть первый способ передать красоту его и добиться сходства. Портрет писателя Н. В. Кукольника (1836)6. Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. «К его меню я прибавлял всякий раз жареного цыпленка, который ни разу не оставался лишним», — шутил после Струговщиков. Слева — войско, схватившееся с неприятелем, справа — горожане с топорами да рогатинами идущие на подмогу, в центре Шуйский, зовущий народ к бою, сзади — приближающийся крестный ход и три монаха — «путеводители», как отметил для себя Брюллов: высокий дух, приложенный к высокой земной заботе, под черной рясой — мускулистые тела бойцов, в каждом пастырь и воин, вдохновение свыше сливается с бойцовским порывом как, смешавшись, колышутся на фоне неба хоругви и копья, так летящие по холсту монахи соединяют крестный ход с боевыми порядками. Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.
Отдельной страницей его творческого наследия можно считать знаменитые сепии, в частности – рисунок Горные охотники, подробнее о котором можно почитать на следующей странице. Брюллов был не только художником от бога, он также был профессором академии художеств, слыл хорошим педагогом. Но подлинная жизнь ускользала из этих портретов: лица прекрасные, но бездушные, красивы, как красивы шелка, меха, бархат, жемчуг, каменья, штофная ткань на стенах, узоры ковра на полу, хрусталь вазы, цветы в ней Как далеко ушли брюлловские петербуржцы с их мечтой и тревогой, с их печалью, усталостью и все же с надеждой в этих неподвижно высматривающих что-то в дальней дали глазах, — как далеко ушли они от погруженных в «золотой век» оригиналов итальянской поры. Внутренний зал церкви также поражает своим величием.
Карл Павлович Брюллов — русский художник, представитель академизма. Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Помянули Пушкина посланник говорил о нем живо, но без фамильярности.
Нестор все более чувствовал, что слава его позади, что все более становится он (да и стал, пожалуй) рядовым читаемым литератором, что не нужны более ни черный плащ, ни шарф, ни цилиндр, ни трость, на него перестали показывать пальцем, его перестали узнавать в толпе имя «Кукольник» превращалось лишь в слово на обложке или на журнальной полосе, теряло приметы живой личности и покажись он, Кукольник, на Невском не в черном романтическом платье, а в мундире военного ведомства, по которому служит, никто не удивится, не обратит внимания. Обширнейшее творческое наследие гениального мастера кисти входит в «золотой фонд» во многих музеях и частных коллекциях мира. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством. Основные «сражения» шли в Париже (атака Давида и его ученика Энгра молодыми живописцами под руководством Делакруа). Он позирует без всякого желания и удовольствия.
Число пылких поклонников сильно поубавилось (почему-то долее других задержались подле него офицеры), оставался, правда, у Нестора добротный читатель в среднем сословии, здесь любили его исторические романы с продолжениями о дальних странах и дальних эпохах, переползавшие из одной книжки журнала в другую, но этот читатель сидел себе дома, за каменными стенами, шевелил губами под уютной лампой, покрытой зеленым абажуром, а Нестору толпа была нужна, нужно было пророчить и витийствовать, — но наступило время — слушать особенно-то и некому. Пьесы его игрались на сцене казенных театров. Наибольшую известность и славу Карлу Брюллову принесла написанная в Италии большая картина «Гибель Помпеи» (1833), выставленная в августе 1834 г. для публичного обозрения в петербургской Академии художеств. Брюллов слушал оперу, которая на его глазах, а вернее будет сказать — «на его ушах», родилась, пленялся красотой и живописностью каждого номера, каждой мелодии, ощущал величие общего — смелого, как поворот головы Микеланджелова Моисея, — однако же не мог схватить, как прекрасные частности сцепляются в могучее общее, какого-то привкуса ему недоставало, как в неперебродившем пиве. Каммучини родился в 1773 году, он старше Брюллова почти на целое поколение. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.
Еще мгновение и быстрый конь оказывается прямо у ее ног. И пусть среди господ офицеров мелькала шуточка, пущенная великим князем Михаилом Павловичем: «Смотри не попадись в чем-нибудь, а то пошлют Руслана слушать» (великий князь впрямь посылал своих гвардейцев слушать «Руслана» в наказание взамен гауптвахты), пусть и доброжелатели не враз умели открыть, понять и принять все, что было заложено в опере, снова и снова спешили в театр и опять покидали его убежденные, что главные открытия ждут их впереди, пусть Глинка говорил про себя: «Поймут Мишу, когда его не будет, а Руслана через сто лет», — творение его (и в том отличие подлинно великих творений), едва появившись, зажило собственной жизнью, вне чьих-либо требований, симпатий, вкусов, стало миром в мире, для всех открытым, распространяющим вокруг свои лучи и силу своего притяжения и вместе цельным, неколебимым, навсегда завоевавшим место в пространстве. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие. Несмотря на высокую оценку «Гибели Помпеи», Гоголь хорошо сознавал чувственный характер брюлловской живописи. Карл согласился и вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию. Участие Брюллова в этой борьбе было косвенным. Сергею Григорьевичу присылали вино из королевских погребов.
Брюллов слушал оперу, которая на его глазах, а вернее будет сказать — «на его ушах», родилась, пленялся красотой и живописностью каждого номера, каждой мелодии, ощущал величие общего — смелого, как поворот головы Микеланджелова Моисея, — однако же не мог схватить, как прекрасные частности сцепляются в могучее общее, какого-то привкуса ему недоставало, как в неперебродившем пиве. В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное впоследствии «романтическим портретом», в котором весьма существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. Ее красота была равна идущей из сердца доброте.
Брюллов с упоением писал ее портреты.