Брюсов Художник Картины

Художники / Живопись / Коробкин Анатолий Анатольевич / Картины художника / Брюсов переулок

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». др. )13. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Большинство снимков — с автографами, дарственными и пояснительными надписями. Это потому, что они были неделями счастья. Приехав в гостеприимный дом Волошина из Алупки уже простуженным, на прогулке к Карадагу поэт с группой отдыхавших в Крыму попал под ливень и окончательно простудился. Его позиция была изначально как у Пушкина, он считал, что поэт — это профессия. Этот период историки литературы так и назвали – «кафейный», – когда при кризисе бумажной промышленности звучало живое слово, читали лекции, дискутировали, сочиняли импровизации на заданные темы.

Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)39. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженика.

Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора13. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905) — стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник. Некоторые рассказы Брюсова могли бы послужить материалом для кинематографа: например, «Рея Сильвия», «Бемоль», повесть «Последние страницы из дневника женщины», рассказ о его родителях «Обручение Даши».

Есенина, шаржи и фотографии. Сайт музея. В это время появляется первая проза Брюсова. Еще в девятнадцать лет Брюсов написал в дневнике: «Вождем буду Я» имея в виду декадентство. Всего существует три центра брюсоведения: в Москве — в доме Брюсова в Ереване — в Государственном университете языков и социальных наук имени Брюсова (поэт перевел огромное количество стихотворений с армянского на русский и ему присвоили звание народного поэта Армении) в Ставрополе — в университете. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника.

Описание картины 
«Портрет Валерия 
Яковлевича Брюсова»

Описание картины «Портрет Валерия Яковлевича Брюсова»

Крестьянские образы возникают ещё в ранний — «декадентский» — период брюсовской лирики. Уже в1894-м г. Брюсов насобственные деньги начинает издание сборников декадентских стихов, назвав их скромно, просто– «Русские символисты». В 1897 году Валерий Брюсов женился. Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.

Оказывается, что в его семье отмечали этот праздник по старинке, вполне мило и доброжелательно общались. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Гончаровой, В. Е. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов.

Это касается почти всех его сборников — «Tertiavigilia», «Urbi et Orbi», «Stephanos», «Все напевы» и «Зеркало теней», конечно. Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом. Вот таким образом они отмечены исканиями вбольшей мере, чем конкретными выводами.

Надо понимать, что мы судим его с высоты своего времени, но Брюсов не застал даже конец 1920-х, он умер в 1924 году. Сквозь безумие проглянул гений». Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Ларионов и г-жа Гончарова.

Образ, который создает поэт, — это одно, но, когда вычитываешь в стихотворении Брюсова «Материны именины» автобиографические подробности, возникает диссонанс. Прямота и честность были основными чертами его существа. Может быть именно вот таким образом статьи Брюсова отличались от стиля критики, созданной русскими символистами. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»).

Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)56. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Кроме того, Брюсов видел, что особого дара у этого человека нет, чтобы за него хвататься. Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. Приятную особенность итальянских городов составляет изобилие статуй. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции.

До сих пор издаются «Брюсовские чтения», один из номеров вышел совсем недавно в Ереване, там публикуются статьи о творчестве поэта, его жизни, публикуются новонайденные произведения. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. В его поэзию входит тема большого города, появляются и занимают значительное место картины городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi».

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Портрет Валерия

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Уже сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Еще в молодости он провозгласил лозунг: «Только грядущее — область поэта», — и сам ему следовал. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Московский фотограф имя которого не сохранилось, выбрал ракурс: стол на первом плане, порядок на нем, возможно, наведенный не Брюсовым, а только что – его вдовой, а за столом, фоном – брюсовские «цепи книг». Толпы проходили Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются К твоим губам»).

Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» — «не живи настоящим», «поклоняйся искусству».

Он считал, что эта область просто не изучена. Итогом стало поразившее Михаила Александровича тяжелое душевное заболевание, словно он разбудил в себе того Демона, который служил сюжетом для целого ряда его картин. В периоды отступления болезни художник возвращался к активному творчеству, но подорванное здоровье не выдержало и в 1906 году, за четыре года до смерти, Михаил Врубель ослеп. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова — например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Брюсов считал, что область мистики — это еще непознанная человеком часть бытия. Кнесчастью Кнесчастью, – я несовсем символист. Зинаида Гиппиус, всегда предлагавшая хорошо подумать и что-то предположить, задававшая вопросы: а что, если, а если дважды два – не четыре, а, в 26 написала знаменитые слова в «Песне» : «Мне нужно то, чего нет на свете» Константин Бальмонт в 36 основным своим занятием в графе «род деятельности» в одной из гостиниц зафиксировал: «Только любовь», по названию его известной книги.

Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты». В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста).

В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Он пишет большую повесть из римской жизни – Юпитер поверженный (окончание Алтаря победы), повесть из русской жизни Обручение Даши, статью об Атлантиде, переводит Энеиду Вергилия, печатает второй том своего собрания сочинений, небольшую книжку мелких заметок о современной литературе, четыре книги (второе издание) Французских лириков XIX века, редактирует сочинения Каролины Павловой и т. д. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Раньше все знали только одну — «Земля», а их, оказывается, гораздо больше. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Тот же Чернышевский говорил, что «Шепот, робкое дыханье, трели соловья» — так может чувствовать и лошадь, человек должен жить идеями, а не природу описывать.

Поездка в дом Волошина в Коктебель в 1924 году стала для Брюсова роковой. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им.

Вообще, фигура Брюсова действительно стоит несколько особняком от того «лагеря», чьё право на существование Брюсов отстаивал. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Эти личики гораздо красивее лица обожаемой «Бронички», а она, как утверждал Дон-Аминадо, не отличалась «избыточной красотой», но имела превосходное чувство юмора, обладала талантом переводчицы, писала замечательные «акварельные» рассказы в журналы, подшучивала над знаменитым родственником Валерием Брюсовым, которому приходилась свояченицей. Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения20.

Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы.

Первое впечатление: сумасшедший. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов36).

История гениального 
художника Михаила 
Врубеля

История гениального художника Михаила Врубеля

В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою») и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». С этой мыслью многие спорили. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Он вообще приветствовал новое и решил, что то, что пришло, — пришло надолго.

бойких фельетонистов». Недавно был издан целый сборник его пьес, там их чуть ли не семнадцать. Брюсов был среди тех, кто руководил диспутами о новом искусстве, о современной поэзии, кто мог в качестве импровизатора, как итальянец в «Египетских ночах» Пушкина, читать на предложенную тему, например, на тему любви и страсти. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик».

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Но у нас было много общих знакомых. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов). После революции Брюсов принял советскую власть и это очень закономерно и понятно. В 24 года он был уже известен как предводитель московской группы «декадентов», один из авторов сборников «Русские символисты» и издал на родительские деньги очередной сборник в типографии, где за несколько лет до этого печатал свои произведения Афанасий Фет.

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890—1893 годах — в частной гимназии Л. И. Поливанова последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта) в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике31. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой».

Молодые художники 
представят в Доме 
Брюсова картины

Молодые художники представят в Доме Брюсова картины "Серебряного века"

С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Причина — повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Он не мог показаться на публике без «маски», это ему было нужно для поэтического кредо вплоть до самых последних дней жизни. При этом Брюсов всвоих ранних высказываниях нестолько боролся заидеи символизма идекларировал их, как это делают идеологи вновь возникающей школы, сколько пытливо присматривался кявлениям нового искусства (главным образом кфранцузской поэзии) и, как историк литературы, пытался– пока ещё робко– вывести генерализующие их принципы»67. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189327 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов).

Его, как и Маяковского потом, возмущало и справедливо, что стихи Надсона считаются хорошими, в то время как написаны они неумело. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм».

К. Д. Баеву принадлежали еще несколько домов на Мещанской. Из них можно выудить прекрасные стихи, но лишь несколько. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Отсюда пафос всех его критических статей. Брюсов был великим критиком.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Портрет Валерия

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова» Картины художников

Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Брюсов во многом академист, как ни странно. Вот таким образом они отмечены исканиями в большей мере, чем конкретными выводами. Даля. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)37. Брюсова в Музее истории литературы имени В. И. Добужинского, К. С.

Ходасевич считал, что Брюсов был против еврейского происхождения Муни. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Цветаевой, Б. Л. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства».

  1. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  2. Валерий Брюсов: жизнь и творчество
  3. Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
  4. Портрет Валерия Яковлевича Брюсова

При жизни Брюсова на этом «главном» столе и в его недрах был свой порядок: стопки книг, которые поэт читал для написания рецензий, основная текущая работа – в рукописях, а что-то скрытое – в выдвижных ящиках и в потайных ящичках стола. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Это все – подношения поэту признательных авторов. Если для многих символистов характерен тематический монологизм (соборность, «дионисийство» Иванова, «неохристианство» Мережковского и пр. ), то темы и идеи статей Брюсова меняются вместе с автором, меняются лозунги, которые он выдвигает.

У него в Париже, в отличие от Мережковских, квартиры не было. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. И этот интерес не был чисто внешним.

В запасниках — знаменитый брюсовский сюртук и личные вещи, десятки рисунков поэта, портреты разных художников изобразивших Брюсова и его окружение, — работы В. Белова, А. Балагина, Н. Андреева и др. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зал символизма. 1890-1900ггВ начале 1930-х годов второй этаж особняка занимала мастерская архитектора Ивана Александровича Фомина – академика, руководителя одной из архитектурно-проектных мастерских Моссовета. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн.

Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)46. Дом красив, он только что отстроен в модном стиле северный модерн. В каждом городе непременно есть свой Виктор-Эммануил и свой Гарибальди.

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
  • Брюсов Валерий Яковлевич, краткая биография и творчество
  • Картины по стилям и направлениям
  • «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  • Посвящение «Вечности и искусству»

Потом он с Бартеневым много работал, разбирал архивы, находил пушкинские рукописи, публиковал их и в альманахе «Северные цветы» и уже позже в «Весах». Брюсовой, сохранившей его наследие. Хотя его личная жизнь иногда подвергалась испытаниям и бурям. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» и т. п. ). Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали.

Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года — Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Современная музейная экспозиция – другое дело и здесь – свой порядок, чтобы посетители могли увидеть главное. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник — термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова — «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920). Чагин блестяще справился с поставленной перед ним задачей. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора).

Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Правда, не с ним напрямую, а, скорее, с Гумилевым и Цехом поэтов. Малевича, В. В. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Борисова-Мусатова, С. Ю.

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. То же самое происходитв романе В. Я. Вних нет особого лирического настроения, которое моглобы превратить их впоэтическую прозу.

  1. Корреспондент, переводчик, профессор
  2. Валерий Яковлевич Брюсов: Фотогалерея
  3. Темы и настроения в творчестве этого периода
  4. Основные черты творчества Брюсова
  5. Творчество поэта между двумя революциями

Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». К 1910 г. активность русского символизма как движения снижается. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника13. брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Брюсов являлся и членом Моссовета. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает — наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена — влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом.

Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Однако очень скоро он завоевал расположение товарищей своим умом и талантом рассказчика. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 49 и— в особенности— «Огненный ангел». Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность. Жизнетворчеством он особо не интересовался. «Нужна краткая песнь, которая.

  • Интересные факты из жизни Брюсова
  • Фото Брюсова Валерия одна из последних фотографий
  • Фото Брюсова Валерия 1990-х годов
  • Фото Брюсова Валерия 1910-х годов
  • Фото Брюсова Валерия 1900-х годов
  • Фото Брюсова Валерия начала 1910-х годов
  • Фото Брюсова Валерия со своим воспитанником Колей Филипенко 1920-х годов

В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. В 1910-е гг. Множество документов граничит с деятельностью жены поэта И. М.

Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Коровина, В. Э. Владевшее Брюсовым «стремление к неограниченному расширению своего творческого кругозора и приобщению к традициям классического искусства непрестанно выводили его за горизонт литературной школы, к которой он принадлежал, побуждали его с течением времени () преодолевать её ранее сложившиеся каноны»70.

  • Фото Брюсова Валерия гимназист 1885 год
  • Декадентство: классик символизма
  • Валерий Брюсов – биография, фото, личная жизнь, стихи, книги
  • Поэт в России – больше, чем поэт

«Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). Брюсов вырос на этом. На стенах картины: Радимов, Феофилактов, Бакст, а рядом с ними. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта.

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

Книга делилась на определенные части, каждая из которых раскрывала историю души поэта. Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик».

В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. так как зубки прорезались. », 1903)38. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. В 1924 году Волошин впервые после революции покинул Крым.

Не совсем так. Да, «Stephanos» Брюсова обращен к Петровской, но это все-таки не то.

На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием. В том же 1894 г. он писал: «Я символист. В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)48. В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. С небольшими перерывами для обеда, чая и т. п.

Например, Блок. Сейчас поэт увлекается римскими поэтами. В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. Брюсов являлся и членом Моссовета39.

И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). Его позднее творчество граничит с научной поэзией и поисками формы. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)32. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.

Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник. Я бы не сказал, что он забыт. Поэты развлекали публику, собравшуюся поесть и послушать стихи в «Кафе поэтов», «Музыкальной табакерке», «Стойле Пегаса», «Десятой музе», в аудиториях Политехнического музея и в Доме искусств. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»55.

Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Брюсов стоял во главе русского модернизма и как организатор и как поэт. При этом будущий поэт получил хорошее образование— он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год— в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах— в частной гимназии Л. И. Поливанова последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой15.

Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей») — излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Собирались с вечера, шумели, пили вино, шутили, низвергали одних поэтов и превозносили других, хозяйка с томным видом протягивала свой опустошенный бокал какому-нибудь «виночерпию», веселье продолжалось до рассвета В начале 20-х годов Бронислава Рунт эмигрировала, вышла замуж за выдающегося лингвиста Погорелова, к тому времени вдовца имевшего шестерых детей от первого брака.

Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике., что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. У него выходит три сборника такого рода стихов: «Миг», «Дали» и «Mea (Спеши)» (последний был издан через несколько дней после его смерти). Брюсов соглашался с Каролиной Павловой, которую заново открыл, что умение писать стихи — это «святое ремесло».

В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». Всего вышло три сборника (в1894—95гг. ), причём автором большинства стихов вовсех трёх был сам Валерий Яковлевич Брюсов, выступающий как под собственной фамилией, так ипод разными псевдонимами: М.,, З. Фукс, К. Созонтов, В. Даров (это лишь те изних, вотношении которых доподлинно известно, что ими пользовался Брюсов66). Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Вообще, два раза что-то возглавить — это уже слишком. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под руку».

В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. С каждым днем портрет оживал под его карандашами. Идея литературного образования принадлежит ему, а не Горькому. Брюсов сам говорил о нем: «Я напишу лучший роман». Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей.

Они Её слышат. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты.

В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия и т. п. ). он писал: «Я символист. Они Её слышат. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907).

Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»). Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма. в своей квартире в Дегтярном переулке Бронислава организовала салон – богемные вечера, на которых бывали В. Ходасевич, Ф. Сологуб, В. Брюсов, В. Маяковский и другие поэты, писавшие ей дивные строки в заведенный для этих целей альбом, ныне хранящийся в Государственном Музее В. В. Маяковского. Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». В 1903 году в издательстве Скорпион выходит сборник Urbi et Orbi (Граду и миру).

В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Бронислава – одна из пяти сестер жены поэта Иоанны, с 15 лет работавшая учительницей французского языка, писательница, феминистка, секретарь журнала «Весы».

Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Александр Александрович Блок. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).

В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Ее с детства называли «Броничка». Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Он искал одного – верности тому, что есть.

В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок. А другие, наоборот, считали, что важны вера, религия или мистика. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Вот такая эстафета Фета – от поэта «Золотого века» – поэту «Серебряного века». Так есть».

Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. Иванов, Андрей Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу Люцифер, учреждённую т. н. «московским центром» (предположительно, розенкрейцерским капитулом /Астрея/) и упразднённую сразу после основания за связь с антропософами. Недавно я выпустил в издательстве «Бослен» книгу — рисунки поэтов Серебряного века, в которой наконец были опубликованы рисунки Брюсова.

Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Конечно, есть еще «Петербург» и «Серебряный голубь» Андрея Белого, которые могут с ним поспорить. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» и т. п. изредка появляются образы героя, труженика. Он умел через лицо подсмотреть душу и это ясновидение запечатлевал на своих портретах иногда с беспощадной жестокостью. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Но за мной идут другие»69.

«Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова. Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)51.

Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Муни покончил с собой. его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья». Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову».

Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Значительного внимания критики удостоилась и повесть «Последние страницы из дневника женщины». Однако в огромной коллекции ГЛМ хранятся всего два совместных снимка четы Брюсовых. Также вышел большой том «Брюсов-редактор», в котором собрали все его статьи в периодике, касающиеся собратьев по перу и поэтов прошлых времен. Так что Брюсов не забыт им интересуются. С Бальмонтом они тоже потом много спорили и о нем у Брюсова были не совсем справедливые суждения, но такие же несправедливые суждения о Брюсове есть у Ходасевича в «Некрополе». Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»13.

Брюсов же брался с нуля, к нему даже неграмотные приходили и, если он видел в них какую-то «искру», он их пытался образовать. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Предприимчивый купец Кузьма Андреевич Брюсов построил дом для своей семьи на Цветном Бульваре (по старой нумерации дом номер 24, по новой – 22, современный фасад здания отчасти напоминает то время, когда Валерий Брюсов жил там с 1877 по 1910 гг. ).

Один сделан в конце 1890-х годов, а этот – в одной из мастерских в начале 1910-х годов. », 1903). Брат — Александр (1885—1966) — профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной комнаты. Сестра — Лидия — жена поэта Самуила Киссина. Сестра — Надежда (1881—1951) — музыковед-фольклорист, преподаватель (с 1921 по 1943) и проректор (1922-28) Московской государственной консерватории. В начале 1910-х годов Брюсов, Вяч. Поленова, К. А. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 годаисточник. Однажды он все-таки его встретил и потом рассказывал об этом всю жизнь.

с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. – В. М. ), Валерий Яковлевич живет почти безвыездно уже несколько лет. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Без дружеского призыва М. А. Волошина я не попал бы в эту землю, без его проникновенных стихов и спокойно вдохновенных объяснений не понял бы ее, без особого уюта, созданного М. А.

Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4344. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». работа идет до самого вечера изо дня в день из года в год, вот уже 25 лет.

Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты). Это, скорее, у Мережковского, даже у Блока. Работа самая разнообразная. Согласно характеристике Андрея Белого47, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»22.

В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.

У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем — в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм».

Он дописал «Египетские ночи», что парадоксально, но это была попытка продолжить традицию, так он подчеркивал свою связь с Золотым веком русской поэзии. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. : так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»34) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком».

(Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо. По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Во всяком случае у итальянцев какая-то страсть ставить памятники на всех площадях. И это, действительно, лучший символистский роман.

Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов41. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей — на печатании романа настаивал Брюсов. Статьи Брюсова, в большей части информационно-аналитичны.

Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года — заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. Через несколько лет, в 1923 году, в эмиграции, Зинаида Гиппиус напишет: «это единственная женщина, которую во всю жизнь Брюсов любил» и добавит: «Миры могут рушиться, но Брюсов останется в конце концов с ней». Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему — лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева.

Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). (см.

Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»32. Младшая сестра З. Н. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту.

Самым юным из этих символистов, оформившим свое credo, стал Валерий Брюсов. Он издал письма Пушкина к Жуковскому, лицейские стихи и даже потом, когда стало можно в 1918 году, Брюсов опубликовал «Гавриилиаду». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики.

Как филолог он мог попытаться что-то в «новой поэзии» сделать, но прежнего вдохновения уже не было. Он никогда себе не позволял увлечься сугубо личными переживаниями, он был над этим. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»59.

С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике.

Ходасевич ужасался его книге «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам», однако никто, кроме Брюсова, ничего подобного не сделал. Татьяна Николаевна Гиппиус во время сеансов много разговаривала с поэтом, а тот рассматривал альбомы с ее рисунками и поверял перипетии сложившегося любовного треугольника в его семье: жена Любовь Дмитриевна (урожденная Менделеева) была увлечена абсолютно потерявшим от нее голову другом Блока Борисом Бугаевым – поэтом Андреем Белым. др. ).

Из прозаических произведений каноническим является роман «Огненный ангел». Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. К несчастью К несчастью, – я не совсем символист. Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик.

Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник.

В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Эти стихи, написанные в 1921–1922 годах, даже сейчас технически вполне выдержат критику. По Брюсову, революция была неминуема. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию — посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1345.

С Цветаевой у Брюсова отношения не сложились. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). У него есть стихи, которые сейчас звучат совершенно современно — это «Грядущие гунны», «Конь блед», «Хвала человеку» и многие другие. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым.

В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года. Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе.

Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов14) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи— словом «всё, что попадалось под руку»14. Его здоровье уже было подорвано. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

«О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те — более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва. Сегодня Брюсов изучается достаточно подробно. Всем своим детям, в том числе и Валерию, родители дали блестящее образование. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Строгие по форме, отличаются они также своей сжатостью и точностью формулировок. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»22.

Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль– это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь.

Если для многих символистов характерен тематический монологизм (соборность, «дионисийство» Иванова, «неохристианство» Мережковского ипр. ), то темы иидеи статей Брюсова меняются вместе савтором, меняются лозунги, которые он выдвигает. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Фотографии подписанны на оборотах предельно кратко и всегда одинаково: «Милой Броничке». После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

«Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике26. Экспонаты, представленные на экспозиции Музея Серебряного века — «вершина айсберга» коллекции В. Я. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.

Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова). Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора. Бурлюка, Н. С. За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве.

Утро у Валерия Яковлевича, несущего каждодневно до поздней ночи обязанности председателя московского литературно-художественного кружка, наступает очень поздно. Нозамной идут другие»69. («Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике). Маяковского, О. В. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще.

Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова — Елена Краскова — скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов) любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года. Втомже 1894г. Валерий Яковлевич с женой Иоанной Матвеевной, покинув родительский дом, сняли квартиру на первом этаже особняка купца-обувщика Ивана Кузьмича Баева по адресу Первая Мещанская, 32 (ныне Проспект Мира, 30). В маленькой уютной гостиной – шкапик с литературой по искусству, большей частью иностранной, собранной поэтом во время заграничных поездок.

Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годов. Его отец был довольно преуспевающим торговцем.

Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». По памяти с собственного портрета углем 1909 года».

Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. Дни, проведенные мною впервые в Коктебеле, проводят новую четкую черту в моей жизни». Он видел профессионализм в Бальмонте. Теперь он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике. В 1913 г. поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой.

Строгие поформе, отличаются они также своей сжатостью иточностью формулировок. Дубовый стол в кабинет поэта – как и часы, библиотека, картины – перевезен из родительского дома на Цветном бульваре. Недавно Н. А. Богомолов издал корпус писем Брюсова к Петровской. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. и — в особенности — «Огненный ангел». На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще.

Значительного внимания критики удостоиласьисточник. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Розановой, скульптурные бюсты М. И. Статьи Брюсова, вбольшей части информационно-аналитичны.

Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Сразу выражение его лица изменилось. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она — ремесло имеющее важное воспитательное значение. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви.

В её составе примерно 6 000 единиц хранения. Но, как говорил Гераклит, два раза в одну реку не войдешь. Пастернака, С. А. По Брюсову, революция была неминуема. Портрет Волошина для Дома Брюсова имеет особое значение. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение13.

Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения37. Многочисленные подружки по пансиону Святых Петра и Павла в Милютинском переулке, вошедшие в историю только благодаря ей, не оставив имен, пополнили фонд В. Я. Брюсова в ГЛМ целым веером своих прелестных юных изображений. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Проживи он дольше, мог и репрессиям подвергнуться, вполне мог быть записан в троцкисты. Судейкина, Д. Д.

Так Брюсов стал человеком, перевернувшим историю литературы. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Он успевает почти одновременно писать романы, повести, стихи, переводы, редактировать.

Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»37. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов. магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.

Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва13. Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова13. и повесть «Последние страницы из дневника женщины»52.

Владевшее Брюсовым «стремление кнеограниченному расширению своего творческого кругозора иприобщению ктрадициям классического искусства непрестанно выводили его загоризонт литературной школы, ккоторой он принадлежал, побуждали его стечением времени () преодолевать её ранее сложившиеся каноны»70. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».

Но за свободомыслие и атеистические взгляды в 1889 году гимназиста Брюсова отчисляют. Брюсову как-нибудь не хотелось, ему нужен был профессиональный стих. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Он пытался перенять манеру Маяковского и Пастернака, понимал, что они идут впереди. Но, по крайней мере, Брюсов считал, что он лучше Мережковского.

Представить себе Брюсова в такой роли сложно, а на самом деле это было. 53. Татлина, театральные эскизы М. В. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Интересныисточник.

Вообще, фигура Брюсова действительно стоит несколько особняком оттого «лагеря», чьё право насуществование Брюсов отстаивал. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу50. Он не собирался никуда уезжать. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Читать его надо очень внимательно.