Буонарроти Микеланджело Мадонна У Лестницы
Описание работы «Мадонна у лестницы»
Посетив Рим в 1570 году, он предлагал сбить со стены фреску Микеланджело и написать на ее месте новую композицию на ту же тему, но гораздо более глубоко интерпретированную. 182, 187, 188, 189. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Илл. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Петра со стороны апсид. Господь призовет его на суд.
Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Между тем Савонарола учредил во Флоренции народное собрание (Consiglio Grande) и, когда в прежнем дворце разрушены были комнаты и устроен зал на две тысячи человек, Микеланджело оказался в числе художников, призванных построить алтарь и украсить зал священной живописью и архитектурой. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Ориентируясь на этот набросок, Микеланджело и начал высекать из мрамора свою группу, задуманную как Положение во гроб.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. В стране вспыхивает революция. 174. Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Мадонна у лестницы Информацию О
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Так, например, проживавший во Флоренции племянник Микеланджело писал ему около 1547 года, что Козимо крайне недоволен проживанием Микеланджело в 1544 году в римском Палаццо Строцци, принадлежавшем злейшему политическому врагу Медичи. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Гробница Юлия II наглядно показывает, сколь губительным было для искусства прямое воздействие на него контрреформационных идей и вкусов. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. 183.
- Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
- Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
- Мрамор, Музей Буонарроти, Флоренция
- Микеланджело Буонарроти Выполнила
- Буонаротти Микеланджело: картины и их описание
- Буонарроти Микеланджело Мадонна У Лестницы
- Трагедия творчества гениального мастера
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. 135, 139.
Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Илл. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
- Единственный шедевр гения с его автографом
- 4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы
- Самое интересное в виде мозаики
- Скульптурные шедевры Микеланджело
- Микеланджело: последние новости
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Его искусство учило многому. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. И когда, поднявшись по лестнице, посетитель входит в зал, то тут мгновенно наступает разрядка.
10, 11, 12. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
36. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
184. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Илл.
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Илл.
122-125. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. А воля художника была поистине безмерна.
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
Флейта становится каким-то ужасным призраком в его жизни. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Илл. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Илл. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. 131, 132. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Жизнь и творчество великого Микеланджело
- Из биографии Микеланджело Буонарроти
- Духовные искания и личная жизнь
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. И в этом сказалась сила его характера, с ранних лет не привыкшего останавливаться перед трудностями.
Его слово было законом и тысячи человек, как один, шли за ним исполняя все его веления. С необычайной свободой обрабатывает он мрамор, то оставляя его сырым, то доводя поверхность до последней стадии завершения.
- Ранние работы Микеланджело Буонарроти
- Начало работы над Сикстинской капеллой
- Описание картины Ливийская сивилла
- ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ И МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО
- Микеланджело Буонарроти годы жизни
- Подписание договора с папой Юлием
- Создание скульптуры Моисея в 1515 году
- Где похоронен Микеланджело Буонарроти
Они называли Микеланджело divino (божественным). Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Илл. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
И всюду Микеланджело выходил победителем. Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. 21, 22. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. 151.
В борьбу включился и Микеланджело. Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. 79, 142.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. «Рука Провидения видна во всем в жизни великого человека». Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). И это понимает только один человек – апостол Петр.
- Документальный фильм: Микеланджело Буонарроти: жизнь и творчество
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Статуя осталась незаконченной. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. 146-148. И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Петра. Особенно выразительна правая фигура.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Младенец изображён без нимба.
В 1494-1495 гг. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
Илл. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Три года напряженнейшей работы пропали даром. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Однако папа, заинтересованный в завершении гробниц в капелле Медичи, даровал художнику прощение. Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью. Илл. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Медичи пробовали бросать деньги черни в предместьях города, – им отвечали каменьями.
46. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. Все это придает его архитектуре величественный характер. И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. О том, как мало гордый дух Микеланджело склонялся пред авторитетом, свидетельствует то, что он не остановился даже перед языческим сюжетом и сделал в это время из мрамора своего «Спящего амура».
41. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Илл. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Они оставили огромное наследство будущим векам, но со смертью их угасло Возрождение.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Недаром они украшали пилястры. В 50-е годы к нему обратились проживавшие в Риме члены флорентийской колонии, чтобы он помог им построить церковь Сан Джованни деи Фьорентини. Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе.
Флорентийцы изгнали наконец последнего. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына9. Илл. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. И здесь бог изображен в активном действии.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. 136.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Между тем Микеланджело стал членом семьи Альдовранди. Год, который он прожил без нее в Пизе, «показался ему раем».
Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Под влиянием Полициано рядом с живой природой Микеланджело изучал классическую древность.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Этот жест символизирует молчание.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. И теперь еще стоит в этой церкви саркофаг, в котором покоятся кости св. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 23, 24.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Слева мы видим райский сад.
Он избегает детализированной характеристики места. И тогда полностью раскрываются ее красоты. 140, 141. В ней все пребывает в непрестанном движении, противоборствующие силы сталкиваются друг с другом, стена как бы пружинит, то выступая вперед, то отступая назад. Круг сияния несколько выступает за плоскость и частично заходит на необработанную часть мрамора.
109, 111. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Оно исполнено центростремительного движения и это придает ему не только монументальный размах, но и необычайную динамику. Илл. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
86-91. Илл. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Илл.
Уже смерть Лоренцо сопровождалась подобными знамениями. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Илл. Здесь находилось небольшое поместье дома Буонарроти и отец передал ребенка на руки кормилице, жене одного «скарпеллино» (каменотеса), когда сам он по окончании срока должности подесты Кьюзи и Капрезе вернулся с семьей во Флоренцию.
Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Илл. Но роспись обладает и другим аспектом.
107, 108. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить. Илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). е. уважением классической традиции).
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
16. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Илл.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Илл. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. 114, 115. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Илл. Ни Лоренцо, ни духовные враги его, даже сам папа – никто не смел поднять на него руку. Ему угрожала вскоре встреча с Пьеро Медичи. Этому его научила скульптура. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Микеланджело прежде всего – характер. Таков, несомненно, был его основной замысел. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Илл. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем -- огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Его страдания – те же, что страдания скованного Прометея.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Как творец нового искусства он заслуживает название Прометея XVI века. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Илл.
Карнавал 1495 года обратился в новый учрежденный им невиданный праздник. И здесь его постигает страшный удар. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
С криками «Liberta. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Илл.
106, 113.
На дошедших до нас портретах XVI века Лоренцо имеет совсем не ту внешность, которой наделил его Микеланджело в своей статуе. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Каждая фигура живет изолированной пластической жизнью, сколь бы ни велико было ее движение.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Тут столкнулись два сильных характера. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
167. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Благодаря тому, что фигуры сдавлены тесными границами обрамления их позы и движения кажутся скованными, что во многом предвосхищает стиль поздних работ Микеланджело. Илл.
Он не любил пускать свои стихи в свет. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
185, 186. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Илл. Оно возбудило восторг и изумление многих. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Илл. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.
Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение. 150. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Илл. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. «Скажите Лоренцо Медичи, – говорил он, – пусть обратит он взор на себя.
Зато вид группы справа мало удачен. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Илл.
Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. С ясного неба раздался громовой удар и молния разбила вершину купола Санта-Мария дель Фьоре ручные львы, принадлежавшие городу, бросались друг на друга, а над самой виллой Кареджи стояла яркая звезда, свет которой постепенно ослабевал, пока она не угасла абсолютно в момент смерти Лоренцо. Их он терпеть не мог и не щадил. Петра (Музео Петриано). Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами. Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой исполненной внутренней боли молодой женщиной. Илл. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. 149. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. Если у зодчих кваттроченто заполнение и обрамление никогда друг с другом не спорят чем достигалась особая ясность и легкость композиционного строя то у Микеланджело тяжелое и массивное заполнение вступает в борьбу с легким обрамлением, что делает архитектурный язык гораздо более динамичным. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Илл. 171. В обработке всех фасадов мастер широко применяет контрастирующие друг с другом ордера, массивные и тяжелые обрамления окон, сочного профиля карнизы.
Он стал уже высекать статую св. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Седьмое и восьмое десятилетия жизни Микеланджело были периодом, когда он писал особенно много стихов. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.
Илл. Пейзаж пустынен и гол. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
99, 101, 102.
80. Взгляд бога обращен на чашу с вином.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 158, 159.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Вазари прямо пишет:.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). 37. В этом плане Микеланджело достигает такой глубины и цельности психологической характеристики, которая была недоступна античной скульптуре и о которой и не смели мечтать его предшественники.
Здесь все построено на контрастах. В рамках этой иконографической системы мастер настойчиво проводит одну руководящую мысль, которую он усвоил еще в молодые годы, когда вплотную соприкоснулся при дворе Лоренцо Великолепного с философией флорентийского платонизма.
Илл. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Илл. Петра. Подобно отцу, Пьеро окружал себя избранными людьми, учреждал диспуты «об истинной дружбе» в Санта-Мария дель Фьоре и назначал в награду победителю серебряный венок, но он поступал так, сознавая лишь, что этому обязан дом Медичи своим возвышением.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Доменика. Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
При этом движение лишено всякой скованности. Илл. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Он должен думать о смерти. Микеланджело был призван и не противоречил, тем более что эта затея пришлась ему по вкусу. Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»27.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Илл.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). 109-112, 116-119. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»25. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
После смерти Лоренцо Медичина престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. Илл. И это приводит к трагической разобщенности образов.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Однако Микеланджело боялся ехать в Рим, опасаясь, что он попадет здесь в ловушку и будет совершенно беззащитным. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Его рука сгибается к плечу.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Илл.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. 86-88. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). И, быть может, никто лучше Гёте не выразил те чувства, которые испытывает человек после посещения Сикстинской капеллы, когда он записал в своем дневнике следующие слова: Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). 145. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. В этом анемичном окружении Моисей выглядит человеком с другой планеты, столько в нем жизненной силы и энергии. Художник охотно принял это предложение.
К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Он победил. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).
Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой. Например, деревянная модель собора св. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Петра, с чем папа был полностью согласен.
В результате побеждает грубая сила палачей, хотя представители мира униженных и оскорбленных мало чем уступают по своему атлетическому телосложению поборникам насилия. 92, 93, 94.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. 81-84.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. «Батюшка пламенно желал сделать из меня превосходного флейтиста», – говорил Бенвенуто Челлини – современник Микеланджело, также скульптор от Бога. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). И этой же цели служит цвет. Жизнь Микеланджело была трудной. 169.
Илл. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Старые гравюры и свидетельство Вазари позволяют восстановить основной архитектурный замысел Микеланджело при достройке палаццо Фарнезе.
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Внезапно раздался крик: мы пропали. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Пророчество относилось к сыну. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Их он посвящал и дарил своим друзьям – Себастьяно дель Пьомбо, Томмазо Кавальери, Виттории Колонна, Донато Джаннотти, Луиджи Риччо.
116-119. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Отец взял его из мастерской Бандинелли, где он делал большие успехи и «снова, к величайшей своей горести, он принужден был приняться за флейту и не оставлял ее до 15 лет». В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Илл.
Граждане состязались в общественных играх, гимнастике и беге. 174. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Илл.
Мать прикрывает головку ребёнка. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
На этой почве у Микеланджело возник конфликт с отцом, который был полон кастовых предрассудков и для которого занятие искусством, приравниваемым им по старинке к artes mechanicae, казалось недостойным древнего рода Буонарроти. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Она напоминает мощную лавину. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. 7, 8. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
130. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур. Илл. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Полициано дал ему сюжет для рельефа «Битва кентавров», в котором можно найти некоторое сходство с тем, как изображались подобные сюжеты на античных саркофагах. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным.
Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Илл. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. 126. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»4, «присоединился к большой скульптурной традиции»5.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. 170. 33, 34. Он даже не дотрагивается до нее.
Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Илл. Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям.
Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» Вазари. Илл. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Илл. 3, 4. Илл.
Но какой ценой. Он не боится самых смелых контрапостов используя их как средство выражения внутренней взволнованности. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Илл. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Петра. Илл.
Базиликальная партия была партией клерикально настроенных традиционалистов и в конце концов, в разгар контр реформации, она победила. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Илл. Ренессансным художником он оставался и на первом и на втором и на третьем этапе своего творческого пути. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Мастер изобразил убийцу Юлия Цезаря с резко повернутой вправо головой, придав облаченной в античную тогу полуфигуре юрдую осанку. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Его гений искал более широкого поля деятельности. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Ева послушно следует слову творца.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. И в ней мастер смело порывает с традицией. Имя Виттории Колонна, знаменитой «дочери Возрождения», окружено целым рядом славных имен ученых, поэтов и мучеников. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Фигура погружается в сон. 173. 164.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 155, 156.
25, 26. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Илл. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. 119, 111.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Стены Сикстинской капеллы, расчлененные карнизами на три зоны, были расписаны предшественниками Микеланджело. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
Новоявленный Брут прославлялся на все лады, в связи с чем друг Микеланджело Донато Джаннотти обратился к скульптору с просьбой создать бюст Брута для кардинала Ридольфи. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Он побежден. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Илл.
Но все усилия напрасны. Пламенные речи Савонаролы предвозвещали свободу. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Он действует только словом.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля. Вот таким образом каждый из найденных художником мотивов движения обладает исключительной динамикой и внутренней убедительностью.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Около некоторых фигур размещены тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей – эмблема герба папы Юлия II. По-видимому, это была статуя Вакха. Илл.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Если для Гераклита мир как целое есть вечная борьба противоположностей, то у Микеланджело мы сталкиваемся с такой художественной концепцией, в которой противоречие между стремящейся ввысь душой и не выпускающим ее из своих объятий телом перерастает из дуалистического конфликта в образ совершенной целостности. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Недаром его любимым материалом была бронза. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть. Илл. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Илл. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). И результаты были самыми плачевными.
Известно, что Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески известно также, что он очень высоко ставил Браманте, хотя тот и принадлежал к враждебной ему в Риме партии. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. 48-55. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Илл. Моисей восседает в торжественной позе. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей.
Ее величественная, монументальная фигура полна эпического спокойствия, ложащийся мягкими складками плащ великолепно выявляет пластическую мощь фигуры, невольно заставляющую вспомнить о сивиллах Сикстинской капеллы. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Кроме Микеланджело. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
179-181. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Однако и здесь царит дух отчужденности. Liberta. » народ забросал его и свиту камнями.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). 13, 14, 15.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Илл. Кстати, Микеланджело, оставаясь равнодушным к внешним атрибутам успеха, как и отец, всю жизнь гордился своим аристократическим происхождением. Илл.
Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Скажите ему – я здесь пришлец, он – гражданин, но я останусь, а он уйдет».
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). 75-78.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Младенец изображён без нимба. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
В трех милях от Флоренции лежит в горах селение Сеттиньяно. Но как раз этого не произошло.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. 159. В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики.
Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло24. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Микеланджело – предшественник и преемник Рафаэля в искусстве. Они спаслись изгнанием от тюрьмы и жили во Франции.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Увиденное потрясло воображение многих людей. 47.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. 89-91. В самом деле, приблизилось время, когда в ребенке стал сказываться будущий гений.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
Вот таким образом фигурная композиция проецируется не на плоскости, а строится свободно в пространстве, чем подчеркивается ее стереометризм. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Виттория Колонна, близкий друг Микеланджело, утверждала, что как человек он не уступает своим творениям. В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято. Илл.
Это были тяжелые годы. Петра. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Тем самым ей отводится центральное место.
Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Тогда Пьеро удалился в Венецию. Поначалу борьба со строптивым отцом.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Сейчас известно, что венецианские купцы предлагали Синьории 20 тысяч дукатов (около ста тысяч рублей) за содержимое этого костра. Поиски абсолютной формы для воплощения идеи прекрасного, обретение которой было следствием долгих и упорных исканий, – вот краеугольный камень всей эстетики флорентийского новоплатонизма. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. По улицам Флоренции двигались процессии детей они несли в руках различные принадлежности «мирской суетности»: маски, пестрые костюмы, парики, книги, картины, шкатулки с драгоценностями, карты, кости, мишурные украшения и пр.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. 134.
110, 112.
Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет. Ему поручили сделать копию портрета старинной работы известного мастера. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Действительность не оправдала их надежд. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. 155. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи. На самом же деле между ними лежала бездна.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Современники же почти не знали их совсем.
166, 167. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Илл. 175, 176.
Этим же чувством страха охвачены все фигуры в правой части композиции: и двигающаяся из глубины группа приверженцев, казалось бы, готовая к восстанию, но так на него и нерешающаяся и пребывающие в полном молчании фигуры среднего плана и бредущий с закрытыми глазами старик и сгрудившиеся внизу женщины, дрожащие от ужаса. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Любая деталь здесь столь необычна, что ей трудно подыскать сколько-нибудь близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. Это произведение Микеланджело также хранится во дворце музея Буонарроти во Флоренции (голова фавна – в галерее Уффици).
Илл.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Этот Лоренцо заказал Микеланджело статую юного Иоанна Крестителя. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
162. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Покойный Лоренцо не встал для него из гроба. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Таким представил его и Микеланджело. Но его удерживают сотоварищи, один из которых схватил его за руку, а другой поднес палец к губам, явно призывая к молчанию, к непротивлению злу.
Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Илл. Наступила пора учения. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). 56-71).
5, 6. Neri di Bicci) и др. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Он редко посещал даже собрания молодых художников и, трудясь над статуей Геркулеса, продолжал в то же время учиться. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. 177, 178. Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока.
Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей. Илл. Илл.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
32. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Подобно им он был бескорыстен, независим в отношении к сильным, добр и снисходителен к слабым. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. В действительности оно так и получилось. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Частично уцелевшие рисунки Микеланджело и хранящаяся в Каза Буонарроти деревянная модель позволяют восстановить замысел мастера. Они утратили волю. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Илл. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Лоренцо суждено было уйти раньше Савонаролы, но не из города, а из этого мира.
Последний особенно любил его прекрасное произношение и чтение Данте, Петрарки и Боккаччо. В 1496-1501 гг. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Он говорил о тиранах, развращающих народ играми и раздачей хлеба, чтобы скрыть свои стремления к деспотизму, грабежу и насилию.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Это было сигналом.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Илл. 163. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. 2.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. 17, 18, 19, 20. 161. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
160. 97, 98. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. И этому оно учит и нас.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. В семье знаменитых людей он один из тех, которым не современники и не история только дают название «великих», но характер которых сам по себе вызывает изумление и почти божественное почитание. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. 39. Илл. Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Это, конечно, не так. После его убийства в 1537 году герцогом тосканским сделался Козимо Медичи, так же опиравшийся на испанцев. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
Уже народ видел в явлениях неба знамения кровавых событий и изгнания Медичи. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Визг пилы, шум и звон молота заменяли Микеланджело колыбельные песни. 38. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. И потому мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Это человек действия (vir activus). Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Все время приходилось ему преодолевать препятствия.
Илл. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
«Я сделал большие успехи в проклятой игре на флейте», – пишет он приятелю. Илл. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Илл. Из-за незавершенности всех четырех статуй усиливается впечатление трагической обреченности скованных камнем пленников.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Илл.
Илл. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.