Чаепитие В Мытищах Близ Москвы Перов
Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862
Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком.
Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Он ищет образ, который западал бы в душу. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась».
Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах. При этом создавалась она по заказу городской управы.
Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи.
Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Сюжетом Чаепитие в Мытищах послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах важных и самодовольных помещиков за чаепитием, не раз видел художник оборванных калек попрошайничавших на улицах около усадеб, которых обычно прогоняли служанки. Нечего подпускать к себе кого попало. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Высокомерно отвернулся.
И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. Он начищен до блеска. Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые.
Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу». Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью. Рука солдата оказывается направленной в пустоту и приобретает символический смысл, как жест бессильного отчаяния всех убогих, голодных, бездомных. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон.
Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола».
Лицо монаха лоснящееся и красное. Рубашка мальчика оборвана. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков.
Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. И там и здесь она непримирима. Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа.
Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Высокомерно отвернулся. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Герои пьют чай. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки.
Все они имеют антиклерикальную направленность. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах».
Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль.
В путевых дворцах и в шатрах к приходу императрицы столы уже должны были быть накрыты, а прислуга стоять на своих местах с подносами. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. «Чаепитие в Мытищах»произвели огромное впечатление на прогрессивную публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь. Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь. Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих.
В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги.
Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Властям картина показалась возмутительной.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа. Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни.
Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование. Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Не спешат утешить нищего и двое других священников. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию.
Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок.
Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах.
Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих.
Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Но тут к нему приблизились получивший ранение солдат и простой мальчуган в потрепанной одежде.
Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности
На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони.
В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится.
Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе».
Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов
Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». Картина «Чаепитие в Мытищах» Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики.
За столом расположилась дружная и большая семья. На месте церковника мог оказаться купец, чиновник, помещик – ничего не изменилось бы для этого солдата с поводырём. (1868). Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку.
Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин
А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. «Чаепитие в Мытищах» носит откровенно антиклерикальный, обличающий нравы духовенства характер (как и другие картины Перова тех лет: «Проповедь на селе», «Сельский Крестный ход на Пасхе»).
Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега. Интересна также композиция картины.
Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах». Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху.
Центральное место на столе занимает самовар. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Тем дело и кончилось.
В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал.
Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение.
Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка». Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей».
Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Но вот к столу подходятдвое. Вот приходит человек, он нищ и слеп.
Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка».