Чюрленис Картины Сотворение Мира
Описание картины «Сотворение мира »
Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Но это – только рядом, только подобие тех ощущений, что испытывал он. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением.
Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Иначе оно не искусство. Синтезом музыки и живописи приоткрыл тайны жизни во Вселенной. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). В «Сонате пирамид.
Для них нет ниши в уже существующих искусствоведческих схемах. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Есть у меня чувство, – с ума сводила его, повергая в глухое отчаянье, мысль о «заколдованном» Мраком мире и о том, что родившиеся под одними звездами, на одной планете, с Высшего благословения, все ли мы еще. Может быть, Икар.
Сотворение мира — Микалоюс Чюрлёнис
Но не всё, как оказывается, так просто. Малейшее дуновение – исчезнут и они.
Она вся была как затихший, очень верно настроенный музыкальный инструмент. И каждая линия, нанесённая на бумагу, уже – жизнь, музыка, ритм, свет. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. Как в триптихе «Путешествие королевны» – младенец, одуванчик и птица.
Привет, красавица-Пчелка. Скорбно звучали такие признания писателя. Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно. Вот таким образом, не сомневаясь, к четырём прежним «ключам» надо добавить и народность и философичность. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Это есть понимание Мастера. И в душу льется светлая и всепрощающая мелодия.
Микалоюс Константинас Чюрленис картины
Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: «Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу». Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. А кто способен услышать, кто углубится, тот сделает сам верный вывод. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Все будто предстояли перед ликом Истины.
Ранее ведь такого искусства никогда не было. Мне кажется, что он всегда чувствовал себя одиноким и неудовлетворённым в этой жизни. Это было его искусство. До них ничего такого не было.
К картинам Чюрлёниса Сотворение мира
Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. До него никто так не мог работать. Лекция прошла, как мне казалось, вполне удачно. Литовские друзья устроили мне эту встречу с сестрой великого Мастера. Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. Ничего не останется. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения.
Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». И пока другого такого, продолжающего, как он, не видно. Горят огненные краски, сверкают прозрачной белизной нездешние формы, полыхающие светы выстраиваются в органные аккорды. От души радуюсь этому. В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего.
Муза моя затихла, мы посмотрели всё. Был в моей лекторской практике один предосадный случай. Хотя, казалось бы, тогда, в присутствии самого автора, это было проще – с его слов. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. но я всем не только сердцем, но и всем корпусом почувствовал эту тревожную весть.
«Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. Всё верно и безошибочно. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Нездешние Короли все чаще посещали его полотна, вызывая в зрителе недоумение, а иногда и отторжение.
Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал.
И тогда Королевна – воплощение высокого развития сознания – сияет восходящим Солнцем и вещая Птица у ног её верно служит. Благодарю Тину за воспоминание об этом удивительном и прекрасном Человеке. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»).
Слушали молча. И видеть всё это не «будто бы впервые», а поистине впервые. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Я шёл с Музой вдоль всего созданного её братом и оставленного нам, людям. Я становилась все более и более рассеянной и ловила себя на том, что какие-то слова и фразы проходят мимо меня. Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. Этими тропами ещё никто не ходил.
Картина Сотворение мира Микалоюса Чюрлёниса
По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Надо подняться на третью ступень.
«Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Чюрлёнис. Я вижу объем в картине – продольные линии (стеблей, лучей света, просветов неба) создают впечатление глубины и своеобразной перспективы, уводящей вглубь картины, в рождающийся мир, созданный фантазией и видением художника. «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала.
Но этот музей до сих пор в моей душе. Таким видел и ощущал Мир её брат, так видит и она. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Не просто было понять всё это и современникам на его первых персональных выставках.
ЭНИГМАЭРАК, Чюрленис Сотворение мира
В 80 году в поездке по Прибалтике зашёл в музей Чюрлениса и испытал настоящее потрясение. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. И он отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его». Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. – Только трудом. в принципе-это чайка над морем. Валерия Чюрлёните-Каружене работала консультантом в Музее Чюрлёниса в Каунасе.
Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Надо жить, как жил Мастер. Спасибо ему за то, что он жил. Я возвращал мою мудрую собеседницу к своему вопросу, почему же она, столь авторитетный знаток творчества Микалоюса Чюрлёниса, не воспрепятствует ложным толкованиям.
Рериха Людмила Васильевна Шапошникова. Его творческий путь начинался именно с музыки. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Древнее благочестие, древняя нравственность, древнее уважение ко всему живому.
И, наконец, угол обозрения Короля, стоящего во весь рост над космическим океаном, свидетельствует о том, что две первые части неизмеримо малы и находятся как бы внутри пространства, над которым господствует главная сила все тот же Король или Владыка. Но и в трагедии этой так много торжественности. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.
Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. Он никогда не стремился к внешнему эффекту в своих произведениях. Иначе он не мог и мыслить и творить. – длинню-ю-ю-щая. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг.
Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. И всё происходит в какой-то священной тишине. Аллегро. От души радуюсь этому. Истинно, не знаем мы путей творчества. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса.
Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сотворения мира»
К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». В конце концов, разве мы знаем, где происходит наибольшее восприятие творчества. А затем я беседовал с Валерией Чюрлёните-Каружене в её рабочем кабинете.
Так, к примеру, я не согласен с толкованием, что тёмный великий Король в картине «Rex» означает, что зла и тьмы на свете больше, чем Света и Добра. Настроение тоже просветлённое. прошло почти 40 лет, но я помню то своё ощущение. И все.
наверное полчаса стоял перед его картиной "Тревожная весть", по моему так она называлась. Существуют сообщества, музыкальные ассоциации, проводятся концерты с участием потомков этого замечательного художника и композитора. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса.
Скорбно звучали такие признания писателя. Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности.
Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». Рериха Людмила Васильевна Шапошникова. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. Восхищаюсь этим светлым Человеком, который оставил на Земле чистый и благотворный след. Ледяная картина ожила – волшебный мир на миг приоткрылся и показал себя. Сразу и в завершённом виде.
Но это созерцание их вместе с сестрой гения было незабываемо особым. Это мастера-изобретатели. Да, есть видимая Вселенная с мириадами звёзд и планет, есть великое «сотворение Мира», но есть ещё гораздо больше того, что мы, люди, просто так, глазами, не способны видеть.
Картина Сотворение мира – Чюрлёнис Микалоюс
–. Ведь в их языке 70 корней слов – санскритские. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Внешнее и внутреннее было в ней едино.
Часто он сам создает свои сказки. Но нам ли, по человечеству, определять сроки. Нет, это всё чуждо такому раскрытию сути Жизни, Жизни с большой буквы. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением.
Он был не новатор, но новый. Появившийся в Друскениках в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидев его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. А между тем происходило как раз обратное. Но со мной происходило что-то непонятное. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Очень отзывчиво отнесся Добужинский.
Он принес новое, одухотворенное истинное творчество. Видеть самому, трепетать перед величием сотворённого Мира своим сердцем. Другой прекрасный художник недавно писал мне: Говорю, как в подушку. Но нет. На снимке не блик, а солнечный диск сквозь замерзшее стекло.
Так писал свои стихи и поэмы гениальный Лермонтов. Пчелка Майя, большое спасибо за Чюрлениса. Это есть постижение Мастера. И с другой стороны – искусство говорит о том, что словами не выразить. Но и в трагедии этой так много торжественности.
В этом стремлении он был первым. Это было его искусство.
Путь его был многогранным, богатым духовного совершенства, но несправедливо коротким. Не с дочерью, не с внучкой, а именно с родной сестрой из той единой большой семьи Чюрлёнисов, что жили в той прекрасной местности – Друскининкай и где все были музыканты и все жили единым духом истинного, честного искусства. На нём остро заточенным карандашом наведён рисунок, но не весь лист им заполнен. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано.
Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. Честь, правда, справедливость были на первом месте. Она открыла Врата эры Космоса сознанию человечества. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты.
Тишина. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Гармонично, сильно и образно. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. И ведь отсутствие чуткости, вдумчивости у публики унижает его народ, обидно за людей.
Через темы Аллегро и Скерцо все три мира связаны между собой, все три взаимодействуют друг с другом, вырастая один из другого и затем таинственно и неуловимо возвращая друг другу золотые нити запредельной энергетики. Человек – неотъемлемая и, по Замыслу, чудеснейшая часть этого Мира – на уровне духовном. и идеями, формирующими сознание: человек – царь природы, бери от жизни все все во имя свободы кто не с нами, тот против нас «лучшего из гоев убей» (пусть фраза и вырвана из контекста, но смысл, далекий от высокой морали и богосотворчества, очевиден), он неизбежно выпадает из Света в мутные, неприютные, грязных, болотных оттенков «низкие диапазоны», безнадежно там увязая и уже не различая брода на пути. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. И еще, может быть, космонавт. Ведь всё живо, всё расцветает, развивается, движется. Другой прекрасный художник недавно писал мне: «Говорю как в подушку».
Он видел Красоту во всём. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Чюрленис прозрел сквозь эти, уже нескончаемые, плотные потоки помойной мути, – продукты «жизнедеятельности» человека в его материальности, – в высоты чистого, животворящего Света, ориентируясь в своем волнующем предчувствии, в своем обостренном ощущении реальности-небыли по путеводным звездам высоких мыслей, благороднейших исканий, одухотворенного искусства. Это можно объяснить только наличием крупнейшего таланта. Но со мной происходило что-то непонятное.
Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Но это будет уже другая история. Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Первоначально в музыке —это небольшая инструментальная пьеса, входящая в состав симфонии или сонаты, позже скерцо стало развиваться и как самостоятельный жанр, демонстрируя всевозможные оттенки музыкального юмора. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее.
и его лучистая, звездная мечта о возрождении человека. Чуткость, уважительное отношение ко всему, непротивление злу насилием, но проведение рядом более длинной, более прекрасной линии. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Текст автора замечательный, все предельно точно по ощущениям. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. Таким образом, объединив две отдельные ветви искусства, Чюрлёнис поистине создал музыку на мольберте.
Новости от сайта Всемирный День Культуры
«Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой.
Картины Чюрлениса утверждают последнее. Иначе он не мог и мыслить и творить.
- Картина Чюрлениса: Цикл «Сотворение Мира»
- Художник Микалоюс Константинас Чюрленис
- Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса (148 работ)
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Картины Чюрлениса – музыка в красках
- Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Я шёл один. Он её внутри слышал. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру.
Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Запомнилась картина «Музыка леса».
Дальнейший путь был ещё прекраснее. За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты.
Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Есть такие творцы, хотя их не много. В этой всенародности был крик признательности всеобщей.
Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Вот как описывает свои впечатления в книге «Тернистый путь Красоты» Генеральный директор Музея имени Н. К. Всем удачи. Только трудом. Это, в большей степени, смысловая ассоциация о чудесном и умении видеть его. Когда музыка затихла, я простился с учащимися и вышел.
Довольно невежественных отрицаний. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Он никогда не пытался дать натурную иллюзию видимого глазами внешнего мира. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся.
Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Учащиеся слушали с интересом. Есть дальнейшая ступень. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.
Мастер. Была его сфера. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились. Он был не новатор, но новый. Здесь некие лучи пронизываются множеством волн, течений, завихрений.
Два глаза – рыбацкие костры у воды. Мир начинает жить, сверкать, цвести. На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.
На эту мысль наводят его сумеречные образы и ритуально-таинственная атмосфера, нечто змееобразное, то явственно, то призрачно присутствующее в сюжетах, странные «тайные» знаки. Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. Интереснейший художник. – люди –.
Это – изобразители. Крайне обостренное чувство прекрасного. Если мы находимся в левой части, то ее пространство ограничено лишь парусной лодкой и фрагментом спирали, уходящей куда-то в неизвестную высь. Его работы вдохновляют и радуют.
Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. Если что-то надо было доказать, то достаточно было сказать: «Это слово чести» и этому верилось безоговорочно. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Есть ещё иные, что полны вдохновения перед Прекрасным, творят то, что осознали в экстазе перед чудом Жизни, в радости Красоте. – Только трудом.
– взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. Так работал Моцарт, когда писал музыку. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Спасибо, Виктор, за отклик.
Недаром приходилось писать похвалу врагам. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. Небо окутано зеленоватым туманом.
Рай», «Ангел. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Гулко и звонко, отбрасывая длинноты, медный колоколрассказывает о том, что в этой «большой симфонии»«люди, как ноты»объединяются –только трудом. Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. Но где он есть, там уже живёт в линиях действо в космическом пространстве. Умение увидеть то, что недоступно простому смертному.
В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. И уходил от вопрошающих.
Не существовало такого метода и такой школы. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Как ныне наука доказывает из всего имеющего место в Космосе мы видим только 4, всё остальное – как тот затемнённый Король, что стоит за спиной высветленного Короля в знаменитой картине Чюрлёниса «Rex», – есть и есть несомненно, но невидимо. Так работают Мастера. В этой всенародности был крик признательности всеобщей.
Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Они беззащитны – их вот вот не будет.
Она воспринимала и жила этим. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Это недопустимо. Он действительно Мастер.
Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное.
Мы отсчитываем время своей земной меркой. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины.
Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Мало того, такие вопросы непонимающих зрителей явно были ему досадны.
Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Отражается, но в реальности не присутствует. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. Когда постройка идет – все идет.
Рисунок не завершён, внизу листа ещё просто белая бумага. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. О эти виденья.
Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Она жила в нём. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль.
Лжи, обману, чванству, карьеризму места не было. Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. А между тем происходило как раз обратное.
Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. Вся картина готова в сознании автора, остаётся только её запечатлеть в материале. Истинно, не знаем мы путей творчества. По этой параболе шагает крылатый человек. Вот как описывает свои впечатления в книге «Тернистый путь Красоты» Генеральный директор Музея имени Н. К. Это – выразители.
Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Микалоюс Константинас не любил объяснять свои произведения. Она почти ничего и не разъясняла.
Знакомилась раньше с его биографией и работами. Верно понять то, что он создал, понять его картины, музыку в живописном исполнении, его тематические циклы, «сонаты», «фуги» вовсе не просто. Внешне ничем не примечательная пожилая женщина, ей уже было за 80, но выглядела не более чем на 70. Была его сфера. Ведь так ясно выражено.
Мысль. Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. Но нам ли, по человечеству, определять сроки.
Не ему, ушедшему, но во имя справедливости прекрасен был порыв дружный, превознесший ценность искусства. Прекрасно признание Чюрлёниса литовским народом. Здесь, на небольшом пространстве картины, совершается какое-то таинство, может быть, самое главное со времен возникновения человека на Земле. Однажды меня пригласили в Барнаульское музыкальное училище рассказать об этом композиторе и художнике учащимся второго курса, музыкантам-исполнителям. Они первые и первопроходцы. Не знал, что он может выдать. А ведь на самом деле жизнь в Космосе абсолютно необычна, она – как Великое Чудо. Ведь в действительности именно эти качества были присущи тому окружению, в котором он рос, тому сословию, где он развивался, той семье, где он родился.
Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны». Во время моего председательствования в «Мире Искусства» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса.
В музыке сонатами называют пьесы, в которых идёт противопоставление друг другу нескольких разнохарактерных тем. Этому есть вещественные доказательства.
Довольно невежественных отрицаний. Ночь светлая. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. Впервые познакомилась с несколькими работами Чюрлениса в Каунасе в 70-х годах. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.
В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. Древние и вековые устои нравственности народа.
Но когда она ведёт экскурсию, то говорит именно то, в чём сама убеждена. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна.