Цветочная Мадонна Леонардо Да Винчи

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Из коллекции генерала Корсакова». Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства».

Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн.

Леонардо повторил и трехчетвертной поворот обеих фигур и девически юный облик матери и тип крупноголового младенца, очень близкого к изображению нагого ребенка на рисунке Верроккьо, выполненном черным мелом (Флоренция, Уффици). Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. по: Губер 1952: 25).

Самопознание и духовное 
развитие личности

Самопознание и духовное развитие личности

Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.

«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс.

Он создал мало произведений и еще меньше их дошло до нас. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Большинство исследователей относят создание этой картины к 1478 году, а это означает, что Леонардо да Винчи написал ее, когда ему было всего 26 лет.

Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Имеется большое число картин, являющихся либо копиями, либо вариантами композиции «Мадонны Бенуа», что свидетельствует об огроммном интересе, который вызвало это произведение у художников конца 15 и начала 16 века не только в Италии, но и в других странах. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. по: Лебедянский: 43).

В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Мягкими переливами света и тени он выявляет объемность изображенных фигур. Рафаэль говорит в своём письме: "Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях.

Чиколини пишет, что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными. И, кажется, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, тянущегося к цветку, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах».

Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир.

В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось па его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Образ мадонны поражает нас глубокой человечностью. Только с годами улыбка эта приобретает оттенок горечи, которой еще нет в Мадонне Литта. Цветок с четырьмя лепестками намекает на форму грядущего распятия. Мир и тишина царят в картине.

Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.

Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Чаще всего это был горный пейзаж с речкой, который напоминал художнику о его родном Винчи. франков.

Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. Н. Ф. Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».

Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. Он учился в мастерской Андреа Верроккио, где около 1476 года исполнил свою первую известную нам работу: голову ангела в картине учителя «Крещение Иисуса Христа» (Уффици, Флоренция).

В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. Лучше всех расположена Мария. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени».

Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей». Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.

Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Как пишет В. Н. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Он был крупнейшим итальянским художником второй половины 15 — начала 16 века, открывшим новый период в развитии искусства, называемый Высоким Возрождением. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени – Бернард Беренсон: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа».

Леонардо да Винчи 
«Мадонна с цветком» 
 («Мадонна Бенуа»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.

Он неоднократно писал об этом. Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». Или: «Эта рельефность – самое главное в живописи и ее душа» (цит. Леонардо вновь вернулся, казалось бы, к примелькавшемуся символу. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года.

Над «Мадонной в 
скалах» да Винчи 
вновь нависла тень

Над «Мадонной в скалах» да Винчи вновь нависла тень сомнений

Вверху с овалом. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.

Вместо традиционного для мадонны красного платья и синего плаща, на ней – зеленовато-голубое платье с коричневатыми длинными рукавами, низкий вырез его отделан золотой каймой и скреплен большой брошью из горного хрусталя (подобные украшения часто встречались в произведениях Верроккьо и его мастерской). И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии.

То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. по: Сизеран 1911: 23). «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.

Краткое описание 
картины Леонардо 
да Винчи Мадонна

Краткое описание картины Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа

И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Согласно Гуковскому, живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато».

С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.

Это символ распятия. Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.

Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России. Мадонна с цветком исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.

Мария Александровна Бенуа, урожденная Сапожникова, получила эту картину по наследству и когда она решилась на ее продажу в 1912 году, лондонский антиквар предложил за нее 500 тысяч франков. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Обе эрмитажные картины написаны на один и тот же сюжет, но Мадонна Литта (начало 1480-х гг. ) коренным образом отличается от Мадонны Бенуа и знаменует наступление нового этапа в итальянской живописи.

Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Авторство Леонардо да Винчи определено хранителем картинной галереи Эрмитажа Э. К. Липгартом в 1908 году, когда «Мадонна Бенуа» находилась на выставке картин из русских частных собраний, устроенной в Петербурге журналом «Старые годы». Из коллекции генерала Корсакова». Одно из таких свидетельств, картина Мадонна с цветком (1472 г. ). Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова».

Отсюда возникло название картины. Смотреть странные налоги.

Гращенков В. Н. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. М. А. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени. Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Ему так хочется дотянуться до цветка. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.

Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Леонардо, напротив избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений.

Мона Лиза – 1503-1506Леонардо 
да Винчи

Мона Лиза – 1503-1506Леонардо да Винчи

Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. 48 31, 5 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478 – 1480) – ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.

Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и «своим» итальянским тиранам и чужеземным государям когда надо было – подлаживаться под их вкусы ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и «всепоглощающем стремлении к истине». С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9.

Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах».

В Мадонне Литта исчезает жанровость, столь ясно ощутимая в более раннем произведении. По Р. Сизерану склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, учеником которой недолго был Леонардо. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа.

Статья по МХК (10 класс) по теме: Образ Мадонны в картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Мальчик нежно приник к ней. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал не много вещей в красках, так как, как говорят, никогда не был доволен собой». Художник верно передает своеобразие детской фигуры. Но зритель чувствует затаенную нежность взгляда, обращенного к сыну. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.

Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно очень невелико. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Высокий открытый лоб мадонны венчает сложная прическа из косичек и локонов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Леонардо работал во Флоренции (до 1481 г. ), в Милане при дворе герцога Лодовико Моро (с 1482 по 1499 г. ), затем снова во Флоренции (1503-1506 гг. ), в Милане (1506-1513 гг. ), в Риме (1513-1516 гг) и, наконец, во Франции (с 1516 г. ), куда был приглашен королем Франциском 1.

Слава ее ничем не подчеркнута. В отличие от Верроккьо, Леонардо изобразил младенца обнаженным, без обычных для того времени драпировок, соединив одетую женскую фигуру с нагой детской. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.

Рецензии на книгу 
«Леонардо да Винчи 
Мадонна с цветком»

Рецензии на книгу «Леонардо да Винчи Мадонна с цветком»

Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.

Несмотря на это, Леонардо придерживается некоторых традиций христианской живописи, таких как: укрупнённая фигура младенца Христа, принятая для изображения Богоматери цветовая схема, некоторая христианская символика. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.

Тогда же эта атрибуция была подтверждена Б. Беренсоном. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Мадонна изображена приёмом сфумато. То же самое относится и к изображению Мадонн.

Тайна шедевра Леонардо 
да Винчи «Мадонна 
Литта»

Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».

рублей. В 1914 году М. А. Бенуа продала картину Эрмитажу. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.

Леонардо да Винчи 
— Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Леонардо да Винчи — Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

С левого плеча Марии на колени спадает сине-зеленый плащ, подбитый коричневым бархатом. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности».

Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, так как, как говорят, никогда не был доволен собой». Типичный представитель эпохи Возрождения, Леонардо занимался не только живописью, но и скульптурой, архитектурой, был музыкантом, поэтом, теоретиком искусства, а также инженером и ученым, сделавшим замечательные открытия в различных областях науки. Отчасти они были правы, так как чрезмерная увлеченность гения всеми сферами бытия послужила косвенной причиной его скромного живописного наследия, которое насчитывает сегодня чуть более десяти произведений. Холст (переведена с дерева), масло.

Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ.

«Мадонна Бенуа» 
 (или «Мадонна с 
цветком»), 1478-1480

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480

Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Сценка, запечатлевшая момент познания, в картиие важна не только для раскрытия идейного содержания – она способствует более логичной и естественной композиционной связи фигур. Однако до сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.

Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению.

«Мадонна с веретеном» 
 (около 1501)

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5.

Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя -- живописца Андреа Верроккьо. Мастер Леонардо да Винчи.

Это не реальность, а зрелище. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Человек — увенчание природы.

О картине «Мадонна 
с цветком» Леонардо 
да Винчи

О картине «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи

«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» (по имени последнего владельца картины до поступления ее в Эрмитаж), начата Леонардо да Винчи в 1478 году, как явствует из его собственноручной надписи на рисунке, хранящемся в Уффици во Флоренции. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо.

В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). М. А.

Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Вверху с овалом.

Читать главы Мадонна 
в венке цветов онлайн

Читать главы Мадонна в венке цветов онлайн

Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников.

Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России. Ноги босы.

Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.

Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком.

Уверенно, основываясь на знании анатомии и изучении пропорций человеческого тела, передает Леонардо фигуру сидящей женщины и особенности тельца ребенка. Это подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо – «величайшей и необыкновеннейшей она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний». Особого внимания заслуживают «Мадонна с младенцем» мастерской Иоса фан Клеве (Музей в Магдебурге), «Мадонна с младенцем» круга Альбертинелли (коллекция Спенсера, Альторп-Парк, Англия), «Мадонна с вишней» приписываемая Чезаре да Сесто (коллекция Тосканелли, Флоренци), «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Лоренцо ди Креди (Дрезденская галерея), «Мадонна с гвоздикой» — утерянная композиция Рафаэля известная по множеству повторений из которых лучшее хранится в собрании Спада в Лукке (копия в галерее Колонна в Риме). Считается, что именно об этой картине говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году: «Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно.

Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка.

Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Умер Леонардо в 1519 году в Кло Люсе близ замка Амбуаз. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Прямая зависимость Мадонны Бенуа от берлинской картины не вызывает сомнений. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Что касается женских образов интерес к ним Леонардо носит более широкий характер».

Бенуа, супруге известного архитектора» Через несколько лет он поправил себя: «Тесть г-на Бенуа купил её у итальянских балаганщиков при переезде через Астрахань» Эта версия широко тиражировалась и другими авторами. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Порознь каждый камень, каждая травинка и цветок — это тончайшее изображение натуры, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера.

И в природе царит весна. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Такой прием способствует равновесию между локальными в пятнами цвета. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы.

«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.

Сделан он, без всякого сомнения, с натуры. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Рафаэль часто использует эту форму.

«Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. Мастер Леонардо да Винчи.