Дейнека Александр Александрович Оборона Петрограда
На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. Картинам Пименова этого периода присущи монументальность, динамичность композиции и аскетизм цветовых решений («Даешь тяжелую индустрию», 1927, Третьяковская галерея). Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.
Но враг не пройдет. Тема Москвы в творчестве художника, не покидавшего город даже во время Великой Отечественной войны («картины пускай едут, я остаюсь»), стала для него одной из главных («Следы шин», 1944 серия «Новые кварталы», 1962-67, в том числе «Свадьба на завтрашней улице», 1962 Третьяковская галерея). В 1941—1946 годах он создает серию «Москва военная»: «Площадь Свердлова в декабре 1941 года», «Вечер.
Это и обусловило характер композиции, умение отобрать самое необходимое, обобщенность цветовой трактовки и общий приподнятый образной строй анализируемых произведений. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.
Маяковского в московском Театре имени В. Э. 1941 год», «Эвакуация колхозного скота», «Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве», «Ремонт танков на прифронтовом заводе», «Танки идут на фронт» и «Наступление началось» — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью.
- Дейнека Александр Александрович
- Дейнека, Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
- Описание картины «Оборона Петрограда»
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи
На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. В детстве все свободное время Пименов проводил в находившейся недалеко от дома Третьяковской галерее и внимательно изучал картины великих русских мастеров.
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Народный художник СССР. – «Оборона Петрограда».
Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. «Жатва» (1945) с изображением крестьянской семьи за скудной полевой трапезой — еще одна печальная поэма о сельском бедствии и нищете.
- Александр Александрович Дейнека
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
- Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда
- Оборона Петрограда — Александр Дейнека
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- ДЕЙНЕКА Александр Александрович
Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого. Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Известный искусствовед А. А. Федоров-Давыдов, побывавший в 1925 на «Первой дискуссионной выставке молодых художников», писал: «Это, действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Испытал большое влияние ряда мастеров, входивших в «Союз русских художников» (прежде всего тех, кто, подобно А. Е. Архипову, были особо увлечены сельской темой), а также С. В. Герасимова. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-1939) — этих красочных «прорывах» из подземелья.
Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Александр Дейнека. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея).
- Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
- История России, всемирная история
- Репродукция картины "Оборона Петрограда (Александр Александрович Дейнека)"
- Доклад: Дейнека Александр Александрович
- ДЕЙНЕКА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
- Русские художника Александр Дайнека 1889 год
Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927 годы, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930 годы), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932 годы). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. У финиша, 1927). Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.
В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Высказаться об этом в образах, естественно, можно было лишь иносказательно, но «эзопов язык», надолго вошедший в моду, не был художнику свойственен.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Действительный член Академии художеств СССР. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В первые послереволюционные годы участвовал в оформлении массовых праздников в Москве. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда.
Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Вхутемасовцы (вместе с Пименовым учились А. Д. Гончаров, П. В. Вильямс, А. А. Дейнека, С. П. Урусевский) искали новые пути в искусстве. И художник вновь справляется с вызовом.
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
- Ударник, будь физкультурником, 1930
Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Народный художник СССР. Картина «Окраина Москвы. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-1966 годах). 3). Член-корреспондент Академии.
- Другие статьи в литературном дневнике
Мастер внимательно изучал памятники архитектуры, скульптуру, посещал музеи и картинные галереи, любовался яркой и солнечной природой. Таким видит город Дейнека Александр. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Народный художник СССР. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. Изобразительный язык художника графически условен.
С 1920-х годов успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. В 1970 году имя Дайнеки присвоено Курской КГ. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25) — в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость.
Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). За 50 лет работы в театре Пименов оформил множество классических и современных спектаклей («За тех, кто в море. » Б. А. Лавренева, 1946, Малый театр «Степь широкая» Винникова, 1949, Центральный театр Советской Армии). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Лауреат Ленинской премии.
Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства.
Патриаршие пруды. Их герои действуют в исключительных обстоятельствах, требующих мобилизации всех духовных и физических сил человека. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.
Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея) — с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Из Парижа художник отправился в Италию. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека.
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938 – 1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья. Мы познавали мастерство. наделяет своих героев типологическими характеристиками. Напротив, раненые бредут устало и медленно.
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964).
Действительный член Академии художеств СССР. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи».
Не случайно непреклонная твердость чеканного шага красногвардейцев ассоциируется с твердостью металла современных конструкций. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.
Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920 – 1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Он не показывает непосредственно боя с противником.
В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Дома тревожно притихли. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).
Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.
Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника. В кафе, Париж. Ленинская премия (1966, посмертно). И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен.
В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932 – 1933, Русский музей). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».
Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дайнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938-1939 годы) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-1952 годы) и др. Действительный член Академии художеств СССР. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы.
Так, в картине «Левый марш» Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17).
Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Они занесены снегом. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).
Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Во фронтовых рисунках, композиционно острых и лаконичных перед нами возникает образ израненной земли с полуразрушенными зданиями, прифронтовых дорог с зияющими воронками, с подбитой техникой, с одеревенелыми трупами фашистов. Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы.
Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Лауреат Ленинской премии. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. рис. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. лаконичен.
Мерно и стройно шагает отряд. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. К тому же это были заключительные годы того «великого перелома», который безжалостно сокрушил в процессе коллективизации вековые устои крестьянской жизни. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва).
Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Параллелям с литературой способствовал и тот факт, что Пластов плодотворно работал и как художник книги (иллюстрируя Л. Н. Толстого, А. П. Чехова). Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в Строгановском художественно-промышленном училище (1912-14) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914-17).
Первые уроки рисования получил от отца — художника-любителя (юриста по профессии). Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Герой Социалистического Труда (1969). Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Член-корреспондент Академии. К огромному холсту, занимавшему все свободное пространство восьмиметровой комнатушки, он даже не подходил. Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе».
«Оборона Петрограда». Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-1960 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.
Картина «Окраина Москвы. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Набережная Сены, Париж. называет страну «миллионолобой».
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1901-1907) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1912) у С. В. Иванова и К. А. Коровина.
Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. Композиция строится в трех планах. Наконец, простая сценка с голой молодухой, выскочившей из баньки на талую землю, чтобы одеть маленькую дочку («Весна», 1954, все в Третьяковской галерее), была закономерно воспринята публикой как поэтический образ надежды, сопряженной с начавшейся политической «оттепелью». Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. Свои впечатления об авиации, достижения советских летчиков мастер стремился отразить в живописи.
Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. Лауреат Ленинской премии. Гончаровым и Ю. И.
Ритмика этих планов различна. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). В окончательном варианте композиция картина стала строгой, уменьшилось количество фигур и деталей, облик красноармейцев, облик красногвардейцев стал величественнее и монументальнее. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Большое внимание Дайнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин.
В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959 – 1960 панно, росписи в общественных интерьерах). Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915 – 1917). В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Одна из них — Под Курском.
С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Во второй половине 1940-х его физкультурные поэмы обретают еще более праздничную, победную интонацию. Лауреат Ленинской премии. На эти годы пришлась гражданская война. В 1919 стал заниматься во Вхутемасе.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. Прыжок с колокольни».
Учился в Харьковском художественном училище. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля».
Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-1960 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. В этот период он пишет не только жанровые композиции, но и натюрморты (серия «Вещи каждого дня», 1959), пейзажи и портреты.
Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-1930 годы), Полиграфическом институте (1928-1934 годы), МХИ (1934-1946 и 1957-1963 годы профессор с 1940 года), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-1952 годы, директор в 1945-1948 годах), МАРХИ (1953-1957 годы). Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Городской пейзаж в картине передан через восприятие сидящей за рулем женщины, которая словно любуется панорамой проспекта. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942). Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же) — порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва).
Это – суровая, честная прямолинейность. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей).
Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. В 1930-е годы, когда стремительно менялся облик строящейся Москвы, Пименов написал одно из самых замечательных своих полотен — «Новая Москва» (1937, Третьяковская галерея). Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Член-корреспондент Академии. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом».
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Среди лучших его послевоенных произведений — «Ужин трактористов» (1951, Иркутский художественный музей вариант 1961 года в Третьяковской галерее) и большой, многолетний цикл портретов односельчан. Новое свои живописные планы».
И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—«Хорошее утро» (1959— i960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962). На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Общественная позиция мастера отличалась консерватизмом: он не раз выступал с резкой критикой искусства авангарда, расценивая его как «подрыв» национальной традиции.
Лаконичнее стал пейзаж. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) — этих красочных прорывах из подземелья. Ноябрь 1941 года (1941). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Мужество имеет свою динамику. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. С этого времени началось его становление как художника.
Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет.
Картина «Фашист пролетел» (1942) с убитым из нацистского самолета мальчиком-пастухом, лежащим на фоне осенних перелесков и полей, воплощает идею чудовищной противоестественности войны, равно как и скорбь обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. В статье анализируются два произведения художника А. А. В течение двух недель была написана эта картина. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Картина «Оборона Севастополя, созданная Дейнекой в другое время, по построению композиции, по многофигурности и передачи напряженной динамики имеет нечто общее с крупным кинокадром. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1920-29, в Московском полиграфическом институте (1930-36), Московском художественном институте (1936-1950), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950-64). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
И все. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).
Я учился у Малютина, Фалилеева и очень благодарен им. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Член-корреспондент Академии. ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 (20) мая 1899 — Курск — 12 июня 1969, Москва) — российский художник. Фаворского.
В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. Но не только шумели. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Сын курского железнодорожника. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). И в этой интерпретации есть своя философия и большая художественная задача».
Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Писал эпические исторические полотна («Клятва сибирских партизан», 1933), картины, посвященные жизни деревни («Колхозный праздник», 1937, «Мать партизана», 1943), тонкие по колориту поэтичные пейзажи («Лед прошел», 1945).
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В картине практически нет никаких примет быта. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. В конце 1920-х годов художник завершил работу над большим полотном «Инвалиды войны», в котором отразил трагические события послереволюционной эпохи.
1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В начале 1950-х гг. С 1920-х гг.
Ритм наступающих матросов вырастает и становится динамичнее по направлению к центру, а ритм движения фашистов как бы постепенно замирает от крайних слева фигур к неподвижным силуэтам нависших штыков. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. ной теплотой. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Член-корреспондент Академии.
Для ранних работ Дайнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Река Тускорь (1945).
Река Тускорь, 1945). Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины.
Народный художник СССР. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. Фон дан скупой линией отдаленного города.
Крылова, 1922 книга «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935 годы), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934 годы, ГТГ и ГРМ). Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дайнеки 1940-х годов («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу "Б"», 1947, ГТГ). Работал также как сценограф («Баня» В. В. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла.
Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 года и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Художественный образ предельно величав и обобщен. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея).
Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Над ними, как знамя, взметнулась рука их товарища, замахнувшегося на фашиста прикладом автомата. Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х годов («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).
Его творческий путь неотделим от жизни страны. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев.
Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (14 (26) сентября 1885, Можайск, ныне Московской области — 20 апреля 1964, Москва) — российский художник, народный художник СССР (1958).
В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Напротив, мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные социальные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917 годы), во Вхутемасе в Москве (1920-1925 годы) у В. А. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема».
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Строг и суров ритм картины.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Действительный член Академии художеств СССР. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Герой Социалистического Труда (1969). С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Дейнека утверждал, что любое новаторство, открытие только тогда, получит признание, когда будет насыщено полнокровным человеческим содержанием, выраженным в пластической форме: «Я желал найти пластический язык новому, красивому, большому. Красота Рима поразила его. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Иллюстрировал произведения Н. А. Некрасова, М. Горького и др. «Стиль Пластова», сочетающий живописную свободу кисти с меткостью жанровых и пейзажных наблюдений, способствовал сложению целого художественного течения, поставившего в центр своих интересов русское село, его традиции и современность (литературный аналог этому — «деревенская» проза В. И. Белова, Б. А. Можаева, В. Г. Распутина и др. ).
В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см.