Дейнека Мать
К. работы Дейнеки очень скульптурны и монументальны и на мой взгляд несколько холодноваты за исключением картины "Мать". Но может быть, настала пора включить в проектирование новых дворцов культуры, спортивных сооружений и других общественных зданий увеличенные повторения во фресках и мозаиках станковых полотен Дейнеки «Мать», «Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя», «Раздолье» и многих других. Я вспомнил неотразимое очарование полотна «Мать» Дейнеки.
Маленький темно-красный домик. Чуткая, апрельская. На руках молодой женщины спит малыш. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Мы подбежали к большой луже и в прозрачной воде увидели на черном дне малыша. Ибо искусство должно не удивлять зрителя, а призвано воспитывать в нем чувство прекрасного.
В повороте ее головы, в пластике тела чувствуется огромная внутренняя сила. Боже мой.
- Дейнека Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнека
- Александр Александрович Дейнека «Мать»
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- Дейнека Александр Александрович (2)
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. В 1930 годах Дейнека создаёт выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты и произведения: «Физкультурница», «На балконе», «Девочка у окна». Строг и суров ритм картины. Звучащая тишина полотна даёт возможность представить жестокость предстоящей схватки.
Александр Дейнека был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова. Что ждёт её дитя. Новорожденный. Переделкино., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Другие пользователи смотрели ещё
Словом, Маяковскому, который был всегда на гребне событий и был лидером то футуристов, то «лефов», приходилось весьма считаться с этим окружением. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Хотя и изрядно шумели, кричали, а порою даже орали.
Роса. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Атмосфера картины предельно накалена. И самое неприятное то, что поэта окружали люди не всегда большого искусства. Но как необычно решает холст Дейнека.
Он жил бурно, неуемно радуясь и гневаясь, ликуя и огорчаясь. Нас поднимали в бой «Окна РОСТА» Маяковского. Ведь обычно Дейнека был внешне суров, порою неприветлив, даже колюч.
Но картина не была одинокой удачей. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. И даже сама смерть была лишь финалом его творчества. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Это была большая школа. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Выгорели, выцвели когда-то ярко-красные двери мастерской. – И он снова рассмеялся.
У него была феноменальная память. Дробь барабанов. В ложбинах ноздреватый синий снег. Он был художником широчайшего творческого диапазона. Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни.
Тогда же Дейнека обращается к теме авиации и пишет самое знаменитое своё полотно на эту тему «Будущие лётчики». Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.
Он знал наизусть «Евгения Онегина», «Полтаву», «Медного всадника», почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Необычна, удивительна судьба Александра Дейнеки. Окрепли.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Скрип солдатских шагов. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Смотрел на танцевавших. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Он много работал во время этой поездки. Художник видит самого себя среди шагающих солдат революции. Это были дни поездок, путешествий.
Боготворил Валентина Серова. Дейнека не был «лакировщиком», но его герои воистину лучезарны ибо они освещены внутренним светом святой веры в правоту своего дела. И этот труд, этот подвиг был лейтмотивом всей его долгой жизни. Видел безработных и нищету, богатство и роскошь.
И снова скрежет металла и снова неистовая схватка светлых сил и сил мрака. В звонком лазоревом небе плывут перламутровые легкие облака. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Полотно как бы гудит от грозного ритма мерной поступи вооружённого пролетариата. Сухие хлопки залпов.
Идем босые по розовым от зари лужам. Все стояли как ошалелые. Вдруг в омут провинциального быта ворвалась медь. Надрывные скрипки ресторанных оркестров. Конец апреля. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Он, как и все люди, горько переживал обиды, был порою легкораним. И вдруг я перевел взгляд на испуганные, склоненные лица сверстников – загорелые, веснушчатые, на их вихрастые, белобрысые головы с розовыми ушами и в какой-то миг осознал впервые с ребячьей остротой всю бездну, отделявшую жизнь от смерти и в мой детский мир, разноцветный, полный звуков и счастья, яркий, звонкий, как радуга, в какое-то неуловимое мгновение ворвалась тишина. Сюжет вечный. Он был предельно нервен и напряжен.
Его душа была переполнена ритмами века. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Действительный член Академии художеств СССР. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Мерно и стройно шагает отряд. Постоянно оставляло тяжелый осадок.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Как невероятно, непостижимо сложна эта пластика при всей кажущейся доступности и простоте. И снова тишина. Затем Дейнека учился во ВХУТЕМАС на полиграфическом отделении. Прошлой осенью принесли первые плоды.
Это процесс очень сложный, который еще ждет своих исследователей. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). природу, любовь. Один из пейзажей «Под Курском.
Вся его дальнейшая творческая жизнь, все его великолепные полотна, фрески, мозаики, витражи, скульптуры, графические листы – превосходное подтверждение известного положения, высказанного большим французским мастером Домье: «Художник должен принадлежать своему времени». Мать, держащая заснувшего младенца на руках изображена «крупным планом», на нейтральном коричневом фоне. Грянули духовые оркестры. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Холодный ветер.
Весна набирает силу. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Елена Павловна, жена художника, показывает две яблони, посаженные его руками. И когда мы увидели его неподражаемые по остроте рисунки и цветные этюды, сделанные у нас, то поняли, насколько глубоко он раскрыл Америку, несмотря на короткое время своего путешествия. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).
Его небоскребами, движением автомобилей. Они занесены снегом. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Курск занят белыми. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Художник намеренно доводит скупость красочной гаммы до предела. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Правда, Маяковский со временем «реабилитирует» Рембрандта, по чего это ему стоило и через какой вой, визг и гам своих «друзей» пришлось ему пройти.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Такая была жизнь. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Чтобы в этой жизни ни происходило – утраты, несчастья, трагические повороты. Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Все, все в картине подчинено лейтмотиву «мерной поступи железных батальонов пролетариата». Взор женщины полон заботы. Зато еще ярче он услыхал тишину, пение птиц, шорох ковыля. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Потом в его сердце ворвался целый мир звуков. И наконец, я не раз видел этот цвет в сполохах взлетающих к звездам могучих ракет.
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души.
Произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Ведь Владимир Владимирович был широко образованным человеком. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
Художественный образ предельно величав и обобщен. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Разудалые частушки. создает не портрет конкретной женщины, а определенный тип.
Лауреат Ленинской премии. До него донесся дробный цокот копыт жандармских коней по курской булыге. Русская Мадонна двадцатого века.
Мы с архитектором Душкиным спускались в шахту в обычной клети, знакомой шахтерам. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Всегда ожидал спора иногда скандала. Дейнека встал. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
И художник вновь справляется с вызовом. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника и мы с радостью восклицаем: «Дейнека. », когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Но изображал он этот эпизод войны так, что чувству обречённости не оставалось места. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. - Теперь ты понял, что такое большая форма. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Вздохи тальянки. Деревья выросли.
Шелест молодых берез под окном. Дома тревожно притихли. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Набережная Сены, Париж. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Молодой художник восторженно воспринял музыку революции.
Когда Серов умер, произнес у него на могиле прочувствованную речь. Вслушайся. Но он творил. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Молодость его, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.
– спросил Дейнека, увидев мое немое удивление. Глухая ночь. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов. «Вы реалист».
Легкое серебряное кружево берез. Но иногда выпадали дни, когда Дейнека отдыхал. Поразителен колорит холста, построенный на сочетании теплых и глубоких земляных красок. Стиснув зубы, молча, без песен, шагают в бессмертие бойцы. На руках молодой женщины спит малыш. Первым среди них был топот кованых сапог по мостовой.
В начале двадцатого века многое сместилось – сбило у многих поэтов этот лирический дар. Ведь Маяковский на людях и Маяковский творчества, один на один с собой, были непохожи. Неуемное тиканье старых часов. Гортанные крики поездов. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Шумом и грязью улиц.
Но это записывать не надо. Фон дан скупой линией отдаленного города. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приемы.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Как неназойливо и разумно развернуты ряды бойцов, как мерно колышутся винтовки на светлом зимнем небе. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня» и полотно «Оборона Севастополя», которое стало своего рода гимном мужеству защитников города.
Таким видит город Дейнека Александр. Это коверкало, ломало жизнь. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Весело.
Многие из его бесчисленных знакомых были весьма далеки от истинной поэзии или живописи. Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. Он вместе с ними готов исполнить ленинский завет.
Скрип сверчка. Мать не сводит глаз с мальчугана, прильнувшего к её плечу. Ровесник века, он пережил вместе с любимой Родиной все ее радости и печали. Слушал музыку. Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов.
Кстати. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В 1928-29 гг.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Особенно интересен ему был Гарлем, район, где жили негры. Трава блестит, сверкает, как будто в звездах.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Дейнека. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда».
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В 1919-1920 гг. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В годы Великой Отечественной войны, художник жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Поют скворцы.
Дейнека был неразговорчив. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). С 1920-х гг. Он был истинным патриотом и гражданином и отлично разбирался в свете и тенях Запада. Реальность осязаемая, закрепленная навечно в великолепную пластическую форму., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. И в эти же годы Дейнека создал драматичные и напряжённые произведения : «Окраина Москвы. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Готов к драке, бою.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. – Тут Дейнека усмехнулся. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Герой Социалистического Труда (1969). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Но враг не пройдет. Река Тускорь»хотя, на первый взгляд несколько суров, наполнен большой душевной теплотой.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Скорее он был молчалив. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Рисовал. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Земля черная. Так в ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под «Левый марш» Маяковского. А на небе алые, будто птичьи перья, облака.
Зябко. Не забуду пунцовые байты и лозунги первых Первомаев и Октябрей. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Вот почему истинные творения искусства недостижимы для тысяч подражателей.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Нет. В картине практически нет никаких примет быта. – Помню, как-то собрались мы с ребятами на Тускарь удить рыбу.
Член-корреспондент Академии. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Время.
Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ (Ударник, будь физкультурником, Мы требуем всеобщего обязательного обучения. носивший название Безбожник у станка (т. к. Мерно раскачиваются ели, окружающие белый кубик мастерской с легкой лесенкой, ведущей наверх. - Рано я узнал жестокость, – сказал Дейнека. Мозаикой надо пробить толщу земли в 40 метров.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Учился живописи у художника-реалиста Петра Келина.
Кричат грачи. И вот Маяковский вдруг призывает уничтожить Рафаэля. Сюжет вечный. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Яркое солнце.
Это было время незабываемое. И это сложное, объемное звучание вошло в его душу не сразу. Дейнека был поражен Нью-Йорком. Когда не писал и не был чем-нибудь занят, то, гуляя или просто отдыхая, бормотал стихи. Самой значительной работой стала картина «Мать». В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Здесь он часто бывал. «Мать». Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Таковы законы пластики. Предельно простой мотив, благодаря «крупному» смотрению художника и пластической обобщенности формы, достигает силы монументального звучания. Темные ели. И вдруг страшная тишина родного города.
большинства людей к прекрасному, к искусству. Он сочинял все время. Мне посчастливилось не раз сопровождать его в этих странствиях и они оставили у меня неизгладимое впечатление. Его музыку, ритм отлично слышал Дейнека. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян.
Мать не сводит глаз с мальчугана, трогательно прильнувшего к ее плечу. Малиновый звон праздничных колоколов. - Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский.
Странное, щемящее чувство невозвратной утраты охватывает меня. – Понимаешь, чего стоит истинное обобщение. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. И все.
В кафе, Париж. Резкий порыв ветра доносит шум мотора самолета. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. И это его терзало. Дача Дейнеки. Взор женщины полон заботы. Вдруг Шарик, пес, семенивший впереди, остановился и завыл. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).