Дейнека Окраина Москвы
В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Окраина Москвы». Картина Александра Дейнеки Окраина Москвы. В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы».
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В 1928-29 гг. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов. Дейнеко), «Зимние залпы Балтики» (Я.
Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940 и на ВДНХ, 1957 мозаики — плафоны станций московского метрополитена «Маяковская», 1938—39 и «Новокузнецкая», 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61 мозаики «Хорошее утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, — Ленинская премия, 1964). Полотно как бы гудит от грозного ритма мерной поступи вооружённого пролетариата. Так, например, в картине все изображенное показано увиденным снизу (при низком горизонте). Произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Его почти монохромные произведения 20-х гг. Немногие произведения живописи могут столько поведать о Великой Отечественной войне, как это полотно. Впечатляющая сила картины Дейнеки таится прежде всего в ее необычайном и вместе с тем очень простом по выражению замысле. Тяжелая для страны зима 1941 года. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Самой значительной работой стала картина «Мать». С 1920-х гг.
- Дейнека, Александр Александрович
- ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
- Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
- Дейнека Александр Александрович
- Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В кафе, Париж. Красота Рима поразила его. Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным.
А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига «Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея). Река Тускорь»хотя, на первый взгляд несколько суров, наполнен большой душевной теплотой.
- Репродукция картины "Окраина Москвы (Александр Александрович Дейнека)"
- Государственная Третьяковская галерея
- (по возможности в четверг и воскресение)
- Александр Александрович Дейнека
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Евсей Евсеевич Моисеенко (1916–1988)
- Художественные сокровища музеев Москвы
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Макет альбома иллюстраций выполнен научными редакторами тома. Он был художником широчайшего творческого диапазона.
С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Чтобы в этой жизни ни происходило – утраты, несчастья, трагические повороты. Вместе с тем, видимые снизу, они устремлены ввысь. В 30-е гг.
- Направление, стиль и тематика произведений
- Сочинения по картинам известных художников
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В 1919-1920 гг он был мобилизован в Красную Армию: принимал участие в обороне Курска от белых войск, неоднократно выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра, но и во время службы оставался руководителем художественной студии при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске. Всмотритесь в полотна «Окраина Москвы.
Член КПСС с 1960. Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте им. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях — в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов.
Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Картины таких авторов, с первого взгляда поражающие бьющим в глаза изобилием эффектов (громадное скопление фигур их замысловатые группировки иллюзорная передача деталей и т. п. ), далеко не всегда глубоко раскрывают взятую ими тему. Указатель составлен Н. Н. Банковским и М. И. Безруковой. И художник вновь справляется с вызовом.
Революционные события во многом определили судьбу Дейнеки. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Звучащая тишина полотна даёт возможность представить жестокость предстоящей схватки.
носивший название Безбожник у станка (т. к. Так, например, в картине все изображенное показано увиденным снизу (при низком горизонте). Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея). После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Платунов), «Ленинград. Что ждёт её дитя. Красное зарево огня, черный пороховой дым в небе и сложный ритм человеческих фигур усиливают драматическую напряженность изображения.
В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Тогда же Дейнека обращается к теме авиации и пишет самое знаменитое своё полотно на эту тему «Будущие лётчики». Молодость его, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Список иллюстраций подготовлен Л. С. Алешиной, В. М. Макаревич.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Ромас), «На Неве. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е гг. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Из Парижа художник отправился в Италию. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В 1919-1920 гг.
На руках молодой женщины спит малыш. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Дейнека Александр Александрович, советский художник, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962—1966), Герой Социалистического Труда (1969).
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Взор женщины полон заботы. Фашистские войска стоят на подступах к Москве.
Вместе с тем, видимые снизу, они устремлены ввысь. Все это делает их похожими, по меткому замечанию одного из историков искусства, на «своеобразные суровые крепости, неприступные твердыни. » Впечатлению устойчивости и крепости домов способствует удачно выбранный горизонтальный формат полотна. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (А.
Картина «Окраина Москвы. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны («На стройке новых цехов»). С 16 лет обучался в Харьковском художественном училище. Член-учредитель общества ОСТ.
Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Д. много работал в области станковой графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе акварель, гуашь и др. ), создавал плакаты («Физкультурница», 1933) иллюстрации, а также скульптурные работы. Помимо этого использованы фотоматериалы О. А. Швидковского.
Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Близкие друг другу по направлению линии – вертикали строений и телеграфных столбов, так же как и идущие почти под одним наклоном надолбы, могли бы внести в произведение монотонность, скучное однообразие, но чередование групп близких по направлению, почти параллельных линий проведено так искусно, что дома приобретают какую-то особую одухотворенность, своеобразную экспрессию, а надолбы, обращенные в сторону врага, своим строгим, четким ритмом придают облику окраины грозный ощетинившийся вид. Появление грузовика – эпизод, нарушающий, но вместе с тем подчеркивающий впечатление безлюдья. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Прыжок с колокольни».
Набережная Сены, Париж., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Шли месяцы, близилось время окончания работы, а полотно по-прежнему оставалось девственно чистым. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Стиснув зубы, молча, без песен, шагают в бессмертие бойцы. Но изображал он этот эпизод войны так, что чувству обречённости не оставалось места.
Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. 1941 год» (А. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда».
С детства увлекался техникой и любил рисовать. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Холод, стужа ожидают здесь врага. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Очень скоро внимание зрителей, беседы, приемы, ленчи стали утомлять Дейнеку, но приходилось терпеть бремя славы. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.
Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Герой Социалистического Труда (1969). Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. В 1930 годах Дейнека создаёт выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты и произведения: «Физкультурница», «На балконе», «Девочка у окна». в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея).
Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Д. на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Все это делает их похожими, по меткому замечанию одного из историков искусства, на «своеобразные суровые крепости, неприступные твердыни. » Впечатлению устойчивости и крепости домов способствует удачно выбранный горизонтальный формат полотна. Ноябрь 1941 года». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Один из пейзажей «Под Курском.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). В. И. Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском архитектурном институте (1953—57). Сюжет вечный. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Мыльников), на них практически нет людей, но какое сильное впечатление они производят на зрителя. Затем Дейнека учился во ВХУТЕМАС на полиграфическом отделении.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). В ранний период (20-е гг. ) работал главным образом в области журнальной графики. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня» и полотно «Оборона Севастополя», которое стало своего рода гимном мужеству защитников города. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Атмосфера картины предельно накалена. Зима» (М.
Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В годы Великой Отечественной войны Д. создал проникнутую героическим пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. («У моря», 1956—57, Русский музей). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Мать не сводит глаз с мальчугана, прильнувшего к её плечу. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. В годы Великой Отечественной войны, художник жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника.
Фашистские войска стоят на подступах к Москве. Александр Дейнека родился в 1899 году в семье железнодорожника в Курске. И в эти же годы Дейнека создал драматичные и напряжённые произведения : «Окраина Москвы. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Появляется новый жанр – батальный пейзаж.
Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Порывы леденящего ветра треплют брезент на его кузове.