Диего Веласкес Старая Кухарка

Описание картины «Старая кухарка»

Происходит какое-то значительное, во многом таинственное действо (а оно и должно быть таинственным). Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Тот без раздумий принял это предложение. Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом.

Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.

Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. 1657). С неё было сразу же сделано несколько копий. Таких веселых едоков охотно изображали в то время художники Италии, Голландии, Фландрии. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625).

Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник.

По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Вся картина пропитана однообразием дней, которые проводит здесь эта пожилая женщина. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом.

анализ картины Старая 
кухарка Диего Веласкес 
очень надо

анализ картины Старая кухарка Диего Веласкес очень надо

Мастер находит неожиданный прием. Для кого готовится еда, для кого принесено вино, каковы причины и поводы для того и другого. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо.

Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Все изображенное является глубоко личным миром пожилой женщины, где проходят ее дни, ничем не отличающиеся друг от друга. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.

Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Пластическая выразительность формы передается тончайшими переливами красок. Кстати, что именно она делает — не очень понятно.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Старая кухарка»

Описание картины Диего Веласкеса «Старая кухарка»

Когда пришла пора подводить итоги, зрители единодушно пришли к мнению, что работа Веласкеса является лучшей. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. «Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Здесь юноши, сидящие за небогатым столом, весело выказывают свое хорошее настроение. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

Таков смысл испанской пословицы «Еl hidalgo, roto у no remendado», то есть «Идальго в дырах, но не в заплатах». Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Другие искали таинства и философию в евангельских сюжетах, в античных мифах.

  • Взгляд художника: женщина на кухне
  • 10 шедевров барокко, которые нужно знать (10 ФОТО)
  • Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660)
  • Читать онлайн «Диего Родригес де Сильва Веласкес»

Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Но именно как будто. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт).

По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). В глубине мастерской, в пространстве, освещенном солнечными лучами, виден сотканный ткачихами чудесный ковер с мифологической сценой.

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Получается, что пожилой мужчина, как бы небрежно предлагает ничего не подозревающему мальчику испробовать чашу любви. Справа стоит пожилая, грозная, полная карлица Мария Барбола, а рядом с ней — маленький молодой карлик, толкающий ногой огромную собаку, растянувшуюся на полу.

  1. Диего Родригес де Сильва Веласкес
  2. Диего Родригес де Сильва Веласкес (2)
  3. Диего Веласкес ( ): творчество и биография (фото)
  4. Экскурсии по Эдинбургу и окрестностям
  5. Шедевры импрессионизма, которые нужно знать (10 ФОТО)
  6. Кандинский в Мюнхене: Ленбаххаус — дом «Синего Всадника»

Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Не «продавец», а дарователь драгоценной, чистой субстанции — вот кто он такой. И почти невероятным. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов.

Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Этот жанр получил название бодегонес (слово bodegon по-испански означает трактир, харчевня). Если в ранних севильских картинах Веласкеса была еще некоторая жесткость, резкость переходов от света к тени, то «Сдача Бреды» чудесно передает воздушную даль, пространство, а мастерски написанные голландские и испанские солдаты и центральные фигуры Нассау и Спинолы свидетельствуют о большом портретном искусстве художника. Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения.

Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Впервые художник выполнил не парадный портрет, а запечатлел будничную жизнь королевской семьи: инфанта Маргарита стоит немного скованно, возможно, она тоже устала. В картине «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид) показан момент, когда художник пишет портрет королевской четы (с 1623 г. Веласкес был придворным живописцем). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.

На заднем плане полотна, крепкий юноша, с наслаждением допивает свой бокал. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Может- слуги одного дома или вообще не знакомые друг другу люди. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.

Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ).

  • Лувр 2018 — самостоятельно и с гидом
  • Шедевры галереи Уффици (10 ФОТО)
  • Шедевры музея Орсе, которые нужно знать (10 ФОТО)
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Они, может быть, родственники, а может и нет. Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид). Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века.

И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Все предметы похожи на отлитые из металла. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей.

  • Святой Идельфонсо принимает ризу от девственницы, 1620, масло на холсте,, Севилья, Испания
  • Диего Веласкес – великий испанский художник

Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.

Взгляд художника: 
женщина на кухне

Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Рваное — это другое дело, да и то это более от доспехов, нежели от времени». Стряпни дожидается мальчишка, видимо, чей-то подмастерье или прислуга самой героини. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.

В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.

Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Прадо) и «Пряхи» (ок. Какой странный быт, совсем не похожий на быт. Его занятие, конечно, плебейское, но он совсем не слуга.

Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Их позы, движения и жесты сдержанны и величавы. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге.

А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Прекрасно передан солнечный свет, струящийся из окон, чудесны переливы красок. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Они поглощены работой позы и движения их естественны и красивы. Старуха священнодействует над огнем, словно пифия, а юнец сосредоточен, как Ромул, собирающийся основать Рим. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Но уверенность в своей чести наполняет этого плебея.

Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Абсолютно иная жизненная аллегория представлена в работе Продавец воды из Севильи (1622 год, Собрание Уоллеса, Лондон). Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.

Она является одной из ранних работ художника. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Оно проявляется во многих его работах. То не мелочь — или, может быть, такая «мелочь», которая подводит к самому главному. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.

Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Мурильо написал также большое количество картин бытового содержания. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.

В плутовском романе Матео Алемана, где устами проходимца глаголет если не истина, то по крайней мере житейская мудрость, сказано: «так уж устроено на свете, что дающий возвышает себя, а принимающий делается ниже его». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Веласкес сделал свою кухарку величественной, незыблемой, торжественной.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Почему он такой. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы.

Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. А таинственность есть один из атрибутов величественного и царственного. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века.

Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Картина Старая кухарка (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) является ярким примером этого жанра. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид).

В «Пряхах» (1657, Прадо, Мадрид) Веласкес воспевает красоту и благородство простой женщины-труженицы. Разговоры о быте решительно «не идут» бытовым картинам Веласкеса. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.

Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.

Непонятно, что же именно связывает старуху и мальчика, кем они приходятся друг другу. В сущности, очень многое неясно. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.

В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. И как будто все это есть в «Старой кухарке».

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Но с какой это стати и зачем они такие, на кухне, среди горшков и припасов. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Несомненно, «Водонос» Веласкеса принадлежит к этой породе «подателей благ». 17 век. Где происходит дело. Интересны и легенды создания этой картины.

В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. И многое другое неясно.

Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. Где происходит дело. «Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса.

Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.

Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Другим крупным мастером первой половины XVII в. был живший в г. Севилье Сурбаран (1598 —1664). Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры.

Сквозь окна и двери светит солнце и пылинки дрожат в его луче. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.

Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.

Беднота величава. Сестры Мария и Марфа слушают речь Христа, пришедшего в их дом, оставив свои домашние дела. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Узнаваемость и открытость смысла не касаются здесь самых главных вещей. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства».

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Чаще всего его героями становились женщины и дети.

Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

Свойственный художнику артистизм исполнения ярко проявился в этих двух полотнах. Мальчишка — слуга или подручный — является перед ней с дыней и графином вина в руках. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Такое затемнение в глубине обычно придает картинам оттенок таинственного умолчания. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных.

До 1623 Веласкес работал в Севилье. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим.

Было бы странно и даже дико заниматься таким выяснением. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Пока что, в Севилье, его главный герой — человек демократический. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.

Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм.

Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Святой Варфоломей Риберы далек от бесплотных святых Греко.

Они зачастую были уродцами: карликами с короткими руками и ногами, на их лицах можно было прочитать признаки болезней. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.

Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.

Здесь у него иные заботы. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года.

Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу изображенную в сюжете основной картины. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»).

У её босых ног лежит кошка. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.

Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. «Бодегон» — это картина изображающая типично испанский стол и типично испанских едоков, собравшихся где-нибудь в типичной испанской «бодеге». Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.

Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.

Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»).

Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки.

Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. У каждого народа есть свои почитаемые «податели благ», герои истории, легенды, мифа. Плебей с королевской осанкой.

В сущности, очень многое неясно. «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.

И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Они даруют людям нечто первостепенно важное, символически бесценное. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Среди всевозможных тонов в портретах преобладали темные, типичные для одежд придворных того времени.

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Усталая пожилая женщина готовит завтрак из яиц в темной кухне. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.

Наиболее известно его произведение «Погребение графа Оргаса». Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом.

Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».

Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Замешивает тесто или взбивает масло. Полотна этой серии характеризуются темным, чаще всего условным фоном.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.

По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Чаще всего его героями становились женщины и дети. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. 1648, Прадо, Мадрид).

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи.