Диего Веласкес Венера Перед Зеркалом

Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил.

Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил.

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес — описание

6 августа 1660 года художника не стало. То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. И это понимали все, в том числе и святая испанская церковь.

Бывают предложения, от которых — даже если хочешь — отказаться не посмеешь Удивительное дело — между Филиппом, всесильным королем огромной империи и Веласкесом, молодым художником, отнюдь не отличавшимся высокородностью и богатством, сложились довольно дружеские отношения. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.

Описание картины 
«Венера перед зеркалом»

Описание картины «Венера перед зеркалом»

По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.

Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт.

Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю».

Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале.

Описание и анализ 
картины Диего Веласкеса 
«Венера перед зеркалом»

Описание и анализ картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом»

А как все начиналось. Именно тут мы и разим врага». Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. Венера изображена спиной к зрителю, ее лицо размыто в темном зеркале.

Все было подчинено вере. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.

Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Красота и жизнь мимолетны. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Однажды, когда художника спросили.

Интерпретация произведения 
Веласкес Диего де 
Сильва «Венера с

Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Зеркала часто появлялись на его картинах — они преобразовывали пространство, расширяя его, придавая объемность и глубину.

Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно.

Это — общественная собственность. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин.

Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. Ей удалось нанести семь ударов.

В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. – Я суфражистка, борец за права женщин. Ряд исследователей указывает на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафродита, ныне хранящаяся в Лувре. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.

В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.

Диего Веласкес «Венера 
с зеркалом»

Диего Веласкес «Венера с зеркалом»

Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.

Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Ей удалось нанести семь ударов.

На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности».

Картина «Венера 
перед зеркалом имеет» 
и другие названия

Картина «Венера перед зеркалом имеет» и другие названия

Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Более того, точно не известно и время создания полотна. Красота и жизнь мимолетны.

Больше с картиной ничего странного не случалось. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Моррит, друг Вальтера Скотта. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти.

Тайны и легенды 
Венеры с зеркалом

Тайны и легенды Венеры с зеркалом

Так им не позволялось изображать голое тело. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Утверждать, что до этой встречи он был безупречно верен жене, Диего, конечно, не станет. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. Если фламандские итальянские и немецкие Венеры бесстыдно обращены лицом к зрителю и принадлежат всем, безоглядно даря свою красоту, то эта коварная искусительница повернулась к зрителю спиной — никто ей в общем-то не нужен.

Веласкес «Венера 
с зеркалом»: история 
картины

Веласкес «Венера с зеркалом»: история картины

Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Воскресный звон колоколов застал донью Хуану в постели. Все — суета сует. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Именно тут мы и разим врага».

В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». И все это из-за каких-то там прав женщин.

Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Все было подчинено вере. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.

Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. И почему здесь неправильная перспектива. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.

В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Сказать по правде, никакой охоты перечить отцу у нее и не было. Необходимо было собрать эту сумму по подписке, а для этого надо было просить, уговаривать, разъяснять, проникать всюду и везде. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине. Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти.

Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Примечательно, что крылышки у амура как бы надеты – через плечи у него видны синие ленты, к которым и крепится конструкция с перьями.

  • «Венера» и еще 7 шедевров, которые пытались уничтожить
  • Что скрывает Венера Диего Веласкеса
  • Веласкес Диего Венера Перед Зеркалом
  • Раскрывая тайну богини Веласкеса
  • Подписка на блог по электронной почте

После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три).

«Венера» и еще 7 
шедевров, которые 
пытались уничтожить

Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное).

Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Любовник изображен, лежащим в кустах. Их позы и жесты живые, естественные. Такое, вот, несоответствие.

Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ). А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь.

На полотне изображена молодая богиня любви. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Необычна композиция картины.

Так им не позволялось изображать голое тело. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим.

В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Солнечный свет заливает весь второй план картины. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. В 1914 году с картиной приключилось несчастье. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток.

И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. Кроме того. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица.

В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Лица обеих групп реальны. В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.

С неё было сразу же сделано несколько копий. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.

Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится».

Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. И все это из-за каких-то там прав женщин. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы.

Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.

И правда – этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.

«Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Все – суета сует. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Венера – олицетворение идеальной красоты, мнения о которой редко совпадают. У Тинторетто Вулкан неожиданно появляется в покоях, где расположились ни о чем не подозревающие влюбленные. Но юный Купидон не способен скрыть живой плоти, живой неги, живой страсти и красоты линий этого чувственного изящного тела. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Сияние женской кожи, красота пышных округлостей — все это не могло не произвести впечатления на испанца, воспитанного в строгой католической традиции. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной.

Черты ее лица размыты, чтобы никто не смог узнать. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.

Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Нет ничего вечного. – Я суфражистка, борец за права женщин. «На старости лет. "Венера перед зеркалом" работы Веласкеса. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. В марте 1914 года безумная леди Мэри Ричардсон набросилась на картину с тесаком. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца.

Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Они обмениваются лукавыми взглядами. Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви.

Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Глядясь в зеркало, совершенствоваться духовно и при этом забыть о телесном – вот что требовала католическая мораль. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. 6августа 1660 года художника не стало.

Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году.

Вдали виднеется фигура гофмаршала. Кликнув служанку, она торопливо оделась и спустилась вниз Но в этот день молитва не даровала ей обычного утешения.

Так им не позволялось изображать голое тело. То, что было обычным делом в любой другой европейской стране, в Испании строго запрещалось.

Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры).

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.

И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось.

В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. В 1651 году управляющий маркиза Гаспара де Эличе дель Каприо занес в каталог коллекции своего хозяина следующую запись: «Полотно изображающее обнаженную женщину, лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои.

Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Так что когда весной 1618 года отец объявил Хуане о грядущем замужестве с Диего Веласкесом, который годом раньше получил звание живописца, право брать заказы и самостоятельно обучать учеников, она лишь покорно кивнула. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

Конечно же, ее тут же арестовали. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой.

Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Рядом степенно выступает уродливая карлица. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. статью «Менины»).

Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились.

После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Нет ничего вечного. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление.

Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились.

Но художник испугался своей смелости. Мастер любил экспериментировать.

Сплетники утверждали, что от этой любви к живописи у Фламинии родился ребенок. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.

«Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Красота и жизнь — мимолетны.

Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса.

Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».

И в такой удушающей атмосфере появилась удивительная, обнаженная, прекрасная веласкесова Венера. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.

Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.

Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем.

И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Однажды, когда художника спросили. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.

Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. художнике заговорили мадридские вельможи, а вскоре могущественный царедворец герцог де Оливарес, тоже выходец из Севильи, уговорил своего патрона Филиппа IV позволить Веласкесу написать его портрет. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо.

Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. Лицо ее видно лишь в зеркале.

Конечно же, ее тут же арестовали. На картине барышня изображена откинувшись назад. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. После смерти любвеобильного маркиза Гаспара картина досталась его дочери Каталине, маркизе дель Карпио. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.

Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию.

Перед Ренессансом встала весьма сложная задача воссоединить античную телесность со средневековой духовностью. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.

Конечно, Веласкес принял это предложение. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Веласкес был главным ассенизатором дворца.

Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. То было высшим признанием его таланта. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Вкусы ценителей красоты всегда отличались.

Это – общественная собственность. Господь всемогущий, она едва не проспала службу. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06).

Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Лицо ее видно лишь в зеркале.

«Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».

Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. К тому же, она совершенно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника.

Жертвами ярых суфражисток были картины, рисунки, скульптуры, украшавшие лучшие музеи страны, соборные витражи. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь.

До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Картина находилась в коллекции маркиза Гаспара дель Карпио. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.

Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Вроде бы зеркало, да, точно зеркало. Кроме того. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».

Впервые картина упоминается в 1651 году, как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Многообразны приемы техники Веласкеса. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.

Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».

Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». но еще и горда.

Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант.

По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Короля и королевы не видно. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».

Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.

Для Тициана зеркало было своеобразным знаком удвоения мотива любования красотой цветущего женского тела: любуется сама Венера, любуются и зрители. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Вместо распятия донья Хуана видела перед собою лишь вчерашнюю картину.

К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).