Дионисий Сошествие Во Ад
Дионисий и его мастерская. Сошествие во ад. Икона начала XVI в., выполненная мастерской знаменитого художника Дионисия, представляет своеобразную трактовку иконографического образа «Сошествия во ад».
Описание иконы Дионисия Христос спускается в ад начала 16 века Надо описать икону
И действительно, как же раньше мы не замечали. Христос в преисподней (Сошествие в ад).
Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Христос ступает по сломанным адовым вратам. Приход Христа производит панику и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне», что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Творчество Дионисия во многом отличается от искусства Андрея Рублева.
В богослужебных текстах многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свобождша». С такой же легкостью взлетели вслед за ней и мы и очутились в зале русской иконы. ОРФЕЙ, 3 ГЕРКУЛЕС, 20). Ад огорчился ибо сокрушен. По иконографическому типу творение Гринкова относится к числу тех «новшеств» XVI века, что у некоторых современников вызывали сомнения в их соответствии православию и послужили предметом известного розыска по делу дьяка Висковатого на соборе 1554 года.
Христос воскрес и радуются ангелы. 3, 18-19). Он принес на землю Радостную Весть (Евангелие) о том, что люди исказившие себя грехом, любимы Богом. На ней изображен простой кряжистый, видимо деловой, старичок. Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря.
Сошествие Христа во ад – описание иконы
Однако этот образ не традиционен для Православия. Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Третий переходящий праздник – Сошествие Святого Духа на апостолов – изображен в виде Святой Троицы (клеймо 13).
Демоны улетают во тьму. Последует ли ей Каин, спасется ли он. На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). По учению Церкви, человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа в аду уже вели евангельскую проповедь Симеон Богоприимец и Иоанн Креститель)1415.
Вокруг Него– сияние бело-голубой мандролы (в переводе с итальянского– «круг славы», фон в виде кругов. ) Спаситель попирает разрушенные врата ада и держит за руки Адама и Еву. Правда, Гринков не объединил клейма в непрерывные горизонтальные регистры, но зато он усложнил свою задачу включением в композицию иконы ряда «праздников» и других сюжетов (в том числе «София Премудрость божия слова», «Древо Иессеево»). Сошествие во Ад (Адское мучение). Согласно преданию, облистанный ярким сиянием (се луч от источника света вечного) Христос, сокрушив врата медные и вереи железные, появляется в преисподней, откуда он, повергнув сатану и поправ смерть изводит ветхозаветных праведников в раю эту процессию встречают архангел Михаил, Енох и Илия. В руках у ангелов также белые сферы с обозначением добродетелей.
Спаситель легко ступает на врата ада, сложившиеся в форму креста. Иногда присутствует темная, маленькая и съежившаяся фигура дьявола. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». В новозаветном каноне есть лишь отдельные указания на С. в. а.
Традиции и особенности иконописи сюжета «Сошествие Христа во ад» («Воскресения»)
По правую руку от Него – Адам, за которым плотной группой стоят ветхозаветные цари и пророки (на переднем плане Соломон и Давид). И ныне убо, что сотворю, не вем: обаче помянув глаголы пречистых уст Твоих, яко не пришел еси призвати праведники, но грешники в покаяние и аз, яко един от сих, с верою и смирением прихожду к Живоносному Гробу Твоему, не ароматы и воню мира носяй (наг бо есмь и пуст благих дел), но паче надежду имый обрести в нем прощение грехом моим и обновление нечистому житию моему. (Мучить используется здесь в старом значении – в смысле разрушительного действия, лишения. ) Христианский догмат о том, что после своей смерти Христос спустился в Ад, не имеет ясного обоснования в Священном Писании. «Евангелие от Никодима» затрагивало вопросы, которые волновали христиан, уже отмежевавшихся от иудаизма: Всегда ли существовали рай и ад. Примерно в XII веке на основе апокрифического Евангелия от Никодима Воскресение Христово стало изображаться через композицию «Сошествие во ад».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции Страшного суда, где прародители стоят в том же положении перед Престолом Уготованным. Правую руку Христос подаёт восставшему из гроба Адаму. Она для нас праздников праздник и торжество торжеств»44. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи. Сатана был закован в железо.
Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. Реальность события неоспорима, но есть различия трактовок – кого Спаситель вывел из преисподней: всех людей или лишь ветхозаветных праведников. Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» – апокрифический источник, появившийся во II в. С ним перекликаются составленное в IV в. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял ада, освободил узников) Гомилия 13-я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника – РНБ) Евсевия, епископа Александрийского – автора рубежа V – VI вв., а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов. Все склоняют головы перед Сыном Божьим. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями.
Икона Сошествие во ад как традиционное изображение Воскресения Христа
Стремление к изображению окружающего мира, конечно в рамках церковных сюжетов, характерно для искусства XVI в. Получают большое распространение такие темы икон, как «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», «Всякое дыхание да хвалит господа» и т. п. На иконе «О тебе радуется» в центре очень стройной, сложной композиции, в сине-голубом сиянии помещено изображение богоматери с младенцем. Для разрешения этих споров в Формуле согласия, подписанной лютеранскими теологами 29 мая 1577 года, устанавливалось, что верующим достаточно знания, что сошествие в ад свершилось и что Христос «уничтожил ад для всех верующих». Все отмечают, что дети необыкновенно воспитаны. Эта деталь позднее повторена во многих храмовых росписях, посвященных теме акафиста (например, в московском храме Троицы в Никитниках), а также в иконах Сошествия во ад. Фигуры с коронами — ветхозаветные цари, фигуры с нимбами — избранные святые.
По-видимому икона отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанными с ними трудами восточных аскетов, особенно, с Лествицей — прославленным сочинением монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI в. ). И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. В правой части клейма изображен Христос со стоящими перед ним на коленях Адамом и Евой, а ниже – ангелы, выводящие ветхозаветных праведников из преисподней. Дама-экскурсовод задает вопрос: «Какая участь ждет героев картин. Уже в трудах писателей II—III веков сложилась совокупность представлений о сошествии в ад, впоследствии воплощённая в «Евангелии Никодима»31.
Христос держит за руки Адама и Еву, поднимая их из гробов. 2, 23-28 Рим. Случилось это во второй день пребывания Спасителя во гробе. доминирует мотив выведения из ада праотцев. 14, 15).
10, 7 Ефес. Таким образом икона «Сошествие во ад» напоминает о том, что пришествие Мессии – это дарование еще одного шанса всем людям. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей. В его знаменитом «Слове на Пасху» (которое длительное время читалось в этот праздник, пока не было замено аналогичным творением Иоанна Златоуста) он так говорит о сошествии Христа в ад и о абсолютном там им деле спасения: «Сегодня спасение миру— как видимому, так и невидимому. Но врата не выдерживают и «падоша сами» повергают ад в плач.
История иконы «Воскресение Христово — Сошествие во ад»
Былая простота и непосредственность (как, например, в иконах новгородских мастеров) сменились многословием, театральностью, зрелищной красотой, рассчитанными. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника Страсти Христовы. Ее можно увидеть на византийских мозаиках. Но прежде обратим внимание на востребованность сюжета «Воскресение – Сошествие во ад», что выражалось, в частности, во включении его в более сложные композиции храмовой росписи.
Во время Пасхи для поклонения в церквах выставляется икона «Воскресение Христово», более известная как «Сошествие Христа во ад». Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г. ), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV в. ) и ряд других. В православной иконографии она сохраняет большое значение до 17 в., причём древнерусская иконописная традиция, наследовавшая Византии, совмещает мотив изведения патриархов из ада с мотивом битвы воинства Христова с аггелами сатаны (напр. икона Дионисия Сошествие во ад иконы псковской школы), а иногда присоединяет мотив вступления избавленных от уз смерти праведников в рай (т. н. Аминь.
Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. 1200 и др. ), так и для средневековой миниатюры (многочисленные рукописи Псалтири 12-14 вв. ) фреска Беато Анджелико (монастырь Сан-Марко, Флоренция) подводит итог средневековой традиции и после 15 в. западное искусство редко обращается к этой теме (произведения А. Дюрера, А. Бронзино, Я. Тинторетто, П. фон Корнелиуса). Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников идущих в рай. Фигура Сына Божьего изображалась склоненной над расколом земной тверди (Дуччо «Христос в лимбо») или в ранних вариантах олицетворением ада была пасть огромного чудовища – левиафана, кита, льва, переполненная человеческими душами (Хайме Серра «Христос выводит праведников из ада»). Сошествие во ад из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г. ) В верхней части иконы, в центре из гроба поднимается Иисус Христос.
с одной стороны, на любование иконой, с другой — на «чтение» ее. Именно из этого зерна могла вырасти христианская идея. Христос въскресе из мертвых, смертию на смерть настоупи и соущим во гробе живот дарова. В левой руке Спаситель держит свиток с перечнем умерших — хирограф.
Под его ногами бес, держащий в руках гроб именуемый в надписи над ним: смерть. Многие люди озадачиваются вопросом о том, чем и как именно помогает икона.
Иконография Воскресения Христова
Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную и связа его узами железными и нерешимыми и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий». Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада. Аминь.
Ведь «Девятый вал» написан в теплых рассветных тонах и взгляд как будто сверху, так что волны кажутся маленькими и тихими. Согласно христианским убеждениям, Христос после распятия и похорон сошел в ад. 190 года) в богословскую традицию входит утверждение, что после своей крестной смерти Спаситель душой сошёл в ад «и Душой овладел всем адом»30.
Ферапонтов Белозерский монастырь
Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Ожив духом – дух Господа, который Он во время крестной смерти предал Своему Отцу (см. В нижней части иконы, в ногах у Христа — разлом земли, символизирующий ад, в котором виднеются обломки сокрушенных им ворот ада. На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Но раздается голос: «Поднимите врата». Подобный прием украшения икон в Вологде в XVI веке был довольно распространен: известны, например, упоминания об иконах Одигитрии и Николы «на рези» в местном ряду церкви Симеона Богоприимца в селе Говорове под Вологдой, но таких памятников сохранилось крайне мало. В Золотой легенде он пересказан по версии имеющейся в Евангелии от Никодима у Данте (Ад, песнь 4) Лимб образует первый круг Ада и населен язычниками, поэтами, философами и героями классической античности. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки.
Этот вопрос не раз был отражен в иконографии Воскресения. описывается в апокрифах. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. Иоанна Крестителя. (1 Петр. Днесь отверзошася райския врата и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Этот вопрос остается открытым.
Воскресение Христово или Сошествие Христа во ад
Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». В поздних образцах в изображение могут включаться античные элементы – Цербер (трехглавый пес, охранявший вход в подземное царство) и Плутон и Прозерпина, восседающие на троне над сценой. Дальше больше.
Основой произведений изобразительного искусства становились литературно-назидательные сочинения имевшие форму «притчей» иносказаний. Вверху небо в виде голубой дуги, охватывающей «горний», т. е. небесный, мир, с райскими деревьями и хорами ангелов.
Следует отметить, что в западном искусствознании обычно употребляется термин «Христос в лимбе» (Christ in Limbo), точно обозначая конкретный круг ада, куда спустился Иисус. Внизу — земля, на ней люди и «всякая тварь», т. е. всякое творение, все живое. Надо отметить, что Дионисий в храмовой иконе Воскресения Христова – Сошествия во ад того же собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне она в Государственном Русском музее) при сохранении некоторых черт колористического и композиционного решения эту деталь не воспроизводит. Эту мысль Церковь выражает в песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог».
Московская епархия Русской Православной Церкви
Ангелы пронзают длинными красными копьями изображенных внизу демонов, олицетворяющих пороки, которые перечислены в сопроводительных надписях (смерть, горесть, отчаяние, ненависть, спадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь и т. п. ). У входа стоит первочеловек Адам и приветствует Христа. По-видимому, она отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанным с ними трудам восточных аскетов, особенно к Лествице, прославленному сочинению монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI век).
За ними следуют бородатые и коронованные патриархи. Добродетели сокрушают пороки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Я опять всех вас воскрешаю древом креста.
Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»
Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии. Этот образ спасает душу от самого желания совершать грех. Двери, сорванные с петель, брошены на землю, они прижали собою Сатану.
За ними – устремленные к Спасителю праведники и праведницы, праотцы, пророки, апостолы, мученики. Эти сюжеты вынесены во внешний ряд клейм. ок. На большой иконе «Кирилл Белозерский в житии» (конец XV — начало XVI в. ) тот же святой представлен в окружении сцен, рисующих отдельные эпизоды его жизни. Дионисий (ок. – limbus).
Библейские упоминания о посещении Христом ада
Примером могут служить псковские иконы Сошествия во ад. Врата в преисподнюю проваливаются под ногами Христа. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах.
В таком случае речь уже не идет ни о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнах, ни о милости Божией. Сюжет известен и в лицевом шитье – например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV в., хранится в Музеях Московского Кремля).
Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы. » Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». Икона «Воскресение» 1568 года из Вологодского музея исполнена Дионисием Гринковым. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Слева – Ева, припадающая к ногам Воскресшего Христа (она, как и Адам – в самом нижнем регистре обитателей ада), затем группа ветхозаветных праведных жен и праотцев. Перед гробом – отваленный камень. Каждая икона Сошествия Христа во ад, выполненная с соблюдением византийских и древнерусских традиций, одновременно считается изображением Христового Воскресения (Анастасис).
Отличительная особенность муромской иконы -фигуры двух ангелов, которые держат над головами выводимых Воскресшим Христом из ада праведников развернутые свитки (надписи на свитках сохранились фрагментарно). Так что в большинстве случаев традиционные иконы «Воскресения» называются «Сошествием во ад». Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси Жития Василия Нового (X в. ), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а порокам противопоставлены добродетели. Именно в мелочах мы можем воспитать в себе качества верности, преданности и любви. Более подробно С. в. а.
Иконографические традиции Сошествия Иисуса Христа в ад
На иконе «Сошествие во ад» XII в. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Но ведь святость — это ряд нравственных побед. 27:7). Сегодня в Беларуси проживает многодетная семья – 23 ребенка. А у «Волны» мы, наоборот, снизу и кажется, стихия вот-вот обрушит на нас свои свинцовые воды.
Икона изображает торжество жизни над смертью. В ранневизантийской и западной иконографии С. в. а. Место ада, куда спускался Мессия, также могло быть обозначено и называлось «Христос в лимбе». Как же вам такое удалось, спрашивают мать. Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Церковь жен-мироносиц «на скудельницах» была построена в 1546 г. Дополнительные сюжеты средника иконы – это шествие праведников в рай изображение самого рая (он обнесен стеной) и стоящий у врат рая благоразумный разбойник с крестом в руках.
17:3), Илия, Енох и благоразумный разбойник)13. Мы остановились перед иконой Дионисия «Сошествие во ад» и вот какой урок нам был преподнесен. С левой стороны от Христа в красном одеянии — Ева.
Искусство Дионисия светлое и радостное. Приход Спасителя в ад принадлежит к перечню Страстей Господа (тайная вечеря, предательство Иуды, арест, бичевание, путь на Голгофу, распятие, пр. ) и является его кульминацией. В двадцати маленьких, по сравнению с центральной фигурой, картинках (клеймах), весьма живо скомпонованных, много конкретного содержания и бытовых подробностей: рождение и крещение Кирилла, пострижение его в монахи, основание монастыря, «чудеса» Кирилла и даже враждебные действия крестьян против монастыря, захватившего их земли. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. В средневековом искусстве этот сюжет составляет одну из сцен в цикле Страстей Христовых.
— и сама же подсказывает: — Обратите внимание на ракурс и цветовое решение полотен». А другие грешники. Он старый и седобородый. Все в нем исполнено стремительного движения. Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно обращаются к нему, говоря: «возьмите врата вечная и внидет Царь Славы», а на вопрос ада, кто является этим царём, отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани».
Эта икона доказывает и показывает, что воля Божья распространяется во всех направлениях. И держа правую руку Адама, вышел из Ада и все святые последовали Богу. Отцы ранней Церкви, размышлявшие об этом, пришли к выводу, что, в сущности, это произошло не в самом Аду, а на его границе или иначе, в преддверии Ада – Лимбе (лат. «Сошествие во ад»– это зримый рассказ о победе Христа над адом, о победе над смертью, а значит, о спасении всех нас. Два полотна изображающие море, — «Волна» и «Девятый вал», но какие разные.
Слева от Христа Ева, окружают Христа ветхозаветные праведники и пророки. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя.
Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат подвигнися мене ради, аще и поруган будеши». 1440 – до 1508)Иконописец, мастер фресковой росписи. Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон). Принадлежал к званию детей боярских, то есть находился на государевой службе. В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад», сопровождаемый греческой надписью « », являлся одновременно изображением Воскресения Христова61, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмового оформления (нелишне отметить, что в российской православной иконографии вплоть до середины XVIII века не было другой иконы Воскресения Христова с изображением исхода Христа из гроба).
Особенности изображений сошествия в ад согласно западноевропейской традиции
По сравнению с ней фигура Христа кажется огромной. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». По-видимому икона отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанными с ними трудами восточных аскетов, особенно, с Лествицей – прославленным сочинением монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI в. ). 3, 18-20 ср. полная икона воскресения с сошествием).
Среди произведений строит отметить клеймо «Маэсты» Дуччо, картины Джотто, Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Беллини, Фра Беато Анджелико, Алонсо Кано, Иеронимуса Босха, гравюру Дюрера, а также картину Поля Сезанна. Но этого мастеру как будто показалось мало. Еще одна псковская икона середины XVI в. из того же музея происходит из церкви жен-мироносиц «на скудельницах», т. е. стоящей на кладбище, где погребали странников, нищих и людей, умерших во время эпидемий (ср. : на Иудины тридцать сребреников была куплена земля горшечника, для погребения странников (Мф. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча, возвестивший в Аду о приходе Мессии и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников».
Во время чумной эпидемии 1522 г. в Пскове в одну «скудельницу» похоронили 11 500 человек. Матф. Среди других фигур – Моисей с лучами света наподобие рогов царь Давид, на котором корона раскаявшийся разбойник, держащий крест (Христос обещал, что разбойник будет с ним на небе) Иоанн Креститель, последний из пророков, держащий крест. Лк. Тип икон «в житии» или «в деяниях» давал особенный простор художникам, склонным к повествовательности.
Изображение сошествия Мессии в русской традиции
Обращение художников к морально-бытовым темам не всегда носило спокойный, созерцательный характер. Правую руку он протягивает Адаму. Вопросом же, каким образом это произошло, задаваться не следует, так как ответ на него, вместе с другими тайнами, не доступными для понимания, будет открыт в «ином мире»47.
Вглядываемся в икону и поражаемся: средневековый художник нарисовал ответ. Около Адама изображена фигура Евы. Икона «Воскресение – Сошествие во ад» из Псковского музея представляет собой сложную композицию, восходящую к целому ряду прототипов. На нас не посыпались сухие даты, незнакомые имена.
Вторую руку Спаситель протягивает Еве (либо держит крест). Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко. Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа изводящего из ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображением ангелов, окружающих Голгофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси Жития Василия Нового (X в. ), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а порокам противопоставлены добродетели. Факт сошествия Иисуса во ад является частью церковного догматического учения.
Фреска Дионисия лаконична иконописец стремился дать точную иллюстрацию текста акафиста: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа». Так произошло две тысячи лет назад, так происходит и теперь. Этот сюжет приобрел большую популярность в средневековой драме и литературе. Если любите Меня, – говорит Христос, – соблюдите Мои заповеди (Ин. Чрезвычайна близка творчеству Дионисия икона «Кирилл Белозерский» (на стенде у окна) изображающая основателя знаменитого крупнейшего и богатейшего северорусского монастыря.
По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. В сонме святых выделены нимбами цари Давид и Соломон, пророки Ветхого Завета и Иоанн Предтеча — первый пророк Нового Завета: Христос воскрес и пали демоны., лат. Descensus Christi ad inferos)— догмат исповедуемый историческими христианскими церквями (римско-католической, православными, древневосточными, восточнокатолическими) и церквями ранней протестантской реформации (лютеранской, кальвинистской, англиканской, цвинглианской), согласно которому, после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей. Эта история впервые была поведана в виде связанного рассказа в апокрифическом Евангелии от Никодима (возможно, V века), где мы читаем, что медные врата были сломаны и все мертвые, которые были скованы, освободились от своих пут и пришел Царь славы. Вот это планка для нас. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах) ад изображен в виде пасти гигантского левиафана, наполненной людьми. Так, Евангелие от Никодима содержит рассказ Карина и Левкия (двух воскресших сыновей Симеона Богоприимца), очевидцев чудес, совершённых Христом в аду. Другой вариант трактовки события: Демона связывают веревкой.
Студент Духовной Академии принял диаконский сан
Христос облачен в одежды излучающие свет, а в руках у него хоругвь Воскресения. Воскресший Спаситель изображен в круглой славе стоящим на сокрушенных адовых вратах. Относится ли к ним проповедь Христа. Если она есть у вас дома, то греховные мысли реже будут приходить к вам в голову. Светлые ангелы связывают бессильно лежащего Сатану. Данное событие отмечается почитанием Великой субботы.
12, 40 Деян. В апокрифе утверждается идея воскресения во плоти, бывшая предметом дискуссии различных групп первых христиан даётся развёрнутое описание рая и ада, лишь упоминавшихся в раннехристианских сочинениях по ходу повествования воскресшие сообщают, что были в аду «от века» (отсюда комментаторы текста25 делают вывод, что автор евангелия считает, что ад был всегда, а рай берёт своё начало с Явления Христа, преобразившего всю вселенную)26. Такую композицию можно видеть на примере иконы Воскресение. 4, 8- 10). Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник.
Наличие молотков в их руках свидетельствует о борьбе с темной силой – Сатаной. Такого рода своеобразной изобразительной «публицистикой», по существу, были, например, замечательные иконы-притчи: «Видение Евлогия», «Лествица», «Притча о слепце и хромце», составлявшие части единой сюиты, полностью до нас не дошедшей. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку62. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников.
К ранним примерам изображения сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век). Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию.
Нагорная проповедь (основы христианского вероучения)
Отсюда большая, чем у Рублева, многофигурность сцен и сложность композиции. Где пребывают пророки, предсказавшие пришествие Христа, а также души всех умерших. Икона «Сошествие в ад», написанная для того же монастыря, обладает всеми достоинствами, присущими кисти этого мастера: ей свойственны изящные, стройные фигуры удлиненных пропорций, с небольшими головами, маленькими кистями рук и ступнями, несравненный «дионисиевский» колорит. О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем. Сошествие Иисуса Христа к темноте преисподней после смерти на кресте является одним из главных беспрекословных утверждений (догматов) христианского учения.
В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей. Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси Жития Василия Нового (X век), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, порокам противопоставлены добродетели. Христос, держащий хоругвь Воскресения (красный крест на белом фоне иногда наоборот), вступает в Ад через портал. 23, 43). Других произведений этого автора пока неизвестно, но, судя по высокому исполнительскому мастерству и многосложности иконы «Воскресение», он был одним из лучших и ведущих мастеров своего времени в Вологде.
Но как же с ними бороться. Вот таким образом варианты картин могли сильно отличаться.