Диспут Рафаэль Санти

Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие. Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа».

Рафаэль санти мадонна конестабиле 450

Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Сикста в Пьяченце. На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто. Первой написана фреска «Диспут о причастии».

Апостол растерян и испуган этим натиском. Не добиваясь дружбы прославленных художников, Рафаэль успешно осваивает более совершенные технические приемы, параллельно работая над многочисленными образами «Мадонны с младенцем», которые принесли ему вскоре широкую известность. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). приобретший свою картину почти через 100 лет после ее создания, никогда не расставался с ней и даже возил с собой в путешествия. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.

  • Описание фрески Рафаэля Санти «Диспут»
  • Портреты других исторических личностей
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Это очень точно найдено – зритель, входящий в Станца делла Сеньятура, проходит прежде всего мимо этой стороны фрески и особая легкость и подвижность этой части композиции соответствуют его собственному движению. В Евангеp лии от Луки этот эпизод даже отнесен к следующему дню после преображения (гл. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую – Иоан Креститель. Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. И третья Станца, «Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»), названа тоже по одной из фресок Рафаэля — «Пожар в Борго».

Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Словно букет, полевых цветов — фиалок, незабудок, васильков — расцвел на стене.

  1. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  2. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  3. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  4. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  5. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  6. Самые красивые города в вечернем освещении
  7. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Возможно, свою любовь к ней художник воплощал во все последующие годы изображая своих Мадонн.

Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Это придает необычайную легкость её поступи. Один из церковных патриархов что-то диктует писцу. Апостол Петр осознает присутствие спасшей его высшей силы, увидев спящих стражников. Среди них были да Винчи и Микеланджело, трудившиеся в это время в городе.

Группа народа многочисленнее, но теснится в правом нижнем углу картины. Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа». Недоумение критиков вполне естественно. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.

  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть

В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Христос в Святых дарах, это транссубстанциация или консубстанциация. Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Говорят также, что это название условно, что, возможно, здесь хранилась часть папских коллекций и располагалась библиотека, хотя для библиотеки этот зал не очень удобен.

Сеет зачаровывает, от него невозможно оторваться. Заказ исходил от кардинала и вице-канцлере папской курии Джулио Медичи, бывшего в то время также архиепископом нарбоннским (впоследствии он стал папой Клементом VII). Затем последовали сюжеты «Парнас», «Добродетели и закон», «Афинская школа».

  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Последние комментарии (всего 4)

В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). В 1508 году в Ватикане появился молодой человек. Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Группа апостолов занимает большую часть пространства переднего плана.

Описание фрески 
Рафаэля Санти «Диспут»

Автор копии: Ф. В. Виганд. Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура). Сюжет: на фреске изображена беседа о таинстве причастия. Он приказал использовать с этой целью мрамор и камни, добытые из античных развалин. признаться, среди этих прекрасных женщин, олицетворяющих красоту материнства, ни одна, кроме «Сикстинской мадонны», не волнует лично меня так, как «Мадонна Темпи». В геометрическом центре картины на темном фоне горы резко выделяется голова апостола. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Вот таким образом они приносят богу к алтарю свои пожертвования.

А ведь эта картина писалась «на глазах» юного Рафаэля. Именно богоматери Рафаэля отражают некую детскую чистоту и излучают необыкновенную нежность, присущую только материнской любви. Мастер взялся их изваять сам. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие.

Он так страдал, что утром не всегда мог встать с постели. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). Православные, напомню, причащаются квасным тестом, дрожжевым хлебом и вином, а католики причащаются только гостией. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. Он также изображает постройку храма в углу фрески.

На фреске Перуджино (Перуджа, Колледжо дель Камбио) все три фигуры приподняты над землей, но стоят на облачках подушечках: Христос — во весь рост, пророки же коленопреклоненные. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Крнестабиле» (1502, Ленинград, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. Первая фреска, которую он написал в «Зале делла Сеньятура» (Stanza della Segnatura), — это «Диспута» или «Диспут о причастии».

В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». Так, клерикальный автор Р. Бранка, вслед за М. Марангони, не видит в нижней сцене ничего, кроме «толчеи и скандального происшествия», называет ее «беспорядочной и площадной». Однако после смерти Юлия II многое изменилось в Вечном городе — ушла активность духовных поисков, творческая дерзость сменилась требованиями «хорошего вкуса» инициатива — осторожностью и умеренностью, художественная свобода в выражении высоких идей и в осмыслении законов мироздания выродилась в ученый педантизм, археологическую точность и эстетствующую схоластику литературных критиков.

И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута». Это живой, уходящий в глубину полукруг свободно размещенных фигур в нижней части фрески и словно его идеальное отражение — более правильное полукружие апостолов на облаках, с которым замечательное по красоте сочетание образует полуциркульная арка люнета, охватывающая всю композицию грандиозной росписи. Так же, как и Джулио Романо, Пенни покинул Рим после смерти учителя.

Интерьер символического «Храма времен», запечатленный Рафаэлем во фреске «Афинская школа», как и пространственные построения фона в остальных композициях Палаты подписей, словно вовлекают посетителя внутрь сюжетных коллизий, показанных на стенах. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. До этого времени Рафаэль специально не занимался архитектурой, если не считать великолепных архитектурных фонов на его картинах и фресках, а также немногих архитектурных работ начала 1510-х годов — строительство небольшой церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509 г. ) и капеллы Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (начата в 1512 г. ). (Raffaello Santi) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. «Библией Рафаэля» называют цикл росписей на библейские сюжеты, украшающий своды лоджии второго этажа двора Сан Дамазо в Ватикане. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. И не напрасно: искусствоведы сразу опознали работу мастера начала XVI века Работа оказалась самой ранней копией «Изгнания Гелиодора из храма» Рафаэля — той самой ватиканской фрески, которая украшает одну из знаменитых лоджий. Еще при жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения.

Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа». Но самым знаменитым шедевром Рафаэля стала «Сикстинская Мадонна», написанная по заказу монахов церкви Святого Сикста. За ними закрепились следующие названия: «Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»), которую он расписывал первой.

Капитолийская площадь в Риме — один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие. Это – та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали.

На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Рафаэль был не только великим живописцем, но и превосходным архитектором. Появление портрета Юлия II в полном торжественном с тяжелой тиарой на голове папском облачении в образе Григория IX, римского папы с 1227 года, который боролся с императором Фридрихом II (так же, как Юлий II с Людовиком XII) за установление верховной власти пап над светскими государями и который для борьбы с ересью преобразовал инквизицию в постоянный карающий орган католической церкви имело совершенно определенный политический смысл. На своде над каждой фреской помещена в круглом медальоне аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности: Теология, Философия, Поэзия и Правосудие, олицетворяющих собою четыре духовные силы – религию, науку, право и красоту. Увлеченный грандиозными планами и замыслами, заваленный бесчисленными заказами, он не замечал надвигавшегося на него творческого кризиса, следы которого уже отчетливо видны не только в его поздних монументально-декоративных циклах, но и в его больших алтарных картинах и в первую очередь в «Преображении Христа» (1517—1520, Рим, Ватиканская пинакотека) — последнем, так и не завершенном произведении художника, поставленном у его изголовья в день смерти. Художник выразил свою мысль с предельной ясностью: Христос покидает землю. Наиболее важен римский период Рафаэля, когда им были созданы росписи Ватиканского Дворца.

Его глаза смотрят не по-детски твердо и прозорливо. В Станца делла Сеньятура. Вскоре Юлий П приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. Вместе они расписывали и комнаты виллы: Рафаэль и его ученики — Зал Галатеи (свод этого зала украшал Перуцци) и лоджию Психеи, а Перуцци — знаменитый Колонный зал, поражающий всех удивительной красотой и свежестью иллюзионистических пейзажей, как бы увиденных в просветах между колонн боковых портиков. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Плацидия.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Первая фреска, которую написал Рафаэль в «Зале делла Сеньятура» (Stanza della Segnatura), – это «Диспута» или «Диспут о причастии». Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка. Это намек на современные Рафаэлю события — изгнание из Папской области французских войск. Ф. Пенни. Кому, непонятно, что произведения салонной «продукции» в мировой истории культуры, несмотря на огромные форматы картин искрометный колорит, сотни жестикулирующих фигур искусно скомпонованных в артистичные мизансцены, — все это, несмотря на былой успех, а порою и высокие гонорары, все же со временем оказывалось пустопорожним хламом и находило свое место в объемистых запасниках музеев, а то и вовсе на свалке. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим.

В Рим были приглашены Пьетро Перуджино, Содома, Бальдассаре Перуцци и Лоренцо Лотто. У стоп Христа снисходит к дароносице Святой Дух. Остальные будут расписываться его учениками. 1440 года, Флоренция, музей Сан-Марко), Христос и пророки стоят на земле.

И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута». С именем Рафаэля связывают двух женщин. «Диспут о причастии» — это теология, богословие. Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Так, Вазари пишет о том, что Рафаэль содержал «рисовальщиков по всей Италии, в Поццуоло и даже в Греции и не находил себе покоя, пока не соберет все то хорошее, что могло бы пойти на пользу его искусству».

Врачи поставили диагноз «резкое истощение организма». В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто. Фреска была написана с целью прославления папы Юлия II, вот таким образом основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями из жизни Юлия II: победой над французами, которых папа изгнал из Папской области и его чудесным избавлением от плена в Болонье в 1509 году. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.

Завершает эту сюиту «Прекрасная садовница», в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем. Надо заметить, . Он продолжает огромную работу по росписи Ватикана. Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали.

Она не рыдает, не рвет на себе волосы, не молит. Рафаэль Санти – один из гениев эпохи Возрождения. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Перуцци был по своему нраву весьма скромным, приветливым и учтивым человеком. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита.

Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Все эти специализации, нередко еще несколько других, объединял художник. И вот таким образом, когда читаешь в солидных монографиях, что Рафаэль был счастливчиком, что ему безмерно везло, что он был баловнем судьбы, — это банальность и полное непонимание души истинных художников, поэтов, композиторов, вечно страждущих ищущих, никогда (пусть скрытно) не удовлетворенных сделанным. Точнее, церковное право и светское правосудие. (Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок. Здесь в момент какого-то озарения, вызванного бытием живописца, его пониманием и осмыслением времени, накоплением опыта и происходит тот неуловимый и непредсказуемый пластический «взрыв», схожий с рождением новой звезды.

Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. Над алтарем восседает в лучах света Иисус. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.

Санти исполнилось восемь лет, когда умерла его мать. У католиков вином и гостией причащаются только священники.

Источник подобного внимательного вглядывания в реальное природное окружение можно видеть в традициях позднеготического «эмпирического реализма» такого крупного мастера этой школы, как Джентиле да Фабриано. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право и светское. Судя по немногим сохранившимся произведениям, лучшим из которых является «Мадонна с младенцем» (Урбино, Палаццо Дукале), Джованни Санти не был выдающимся художником, как не был и большим поэтом. Ему было двадцать пять лет. Пифагор, окруженный учениками, пишет на таблице свои законы гармонии звуков. Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни.

Есть сведения о том, что папа подписывал в нем официальные документы, буллы, послания. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Непревзойденный и единственный. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции Диспут, Умеренность и Сила, Афинская школа, Парнас и Мудрость.

Станцы Ватикана, которые Рафаэлю надлежало расписывать, представляют собой сравнительно небольшие залы. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. В Ватикане, кроме Станц, Рафаэль будет руководить и росписью Ватиканских Лоджий, галерей второго этажа (одной из застекленных сторон, которой галерея выходит на гору Бельведер), но их тоже расписывали ученики по эскизам и композиционным наброскам Рафаэля на сюжеты, взятые в основном из Ветхого Завета. Интриговал Перуджино, уязвленный положением помощника при молодом маэстро. Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади. Рафаэль доводит до совершенства идеальное равновесие пространства изображения и сохраненной плоскостности архитектурной основы, то есть стены.

Это даже скорее не ромб, а ромбическая спираль. Это нисколько не означает, что «Стансы» Рафаэля — «Диспута», «Парнас», «Изгнание Гелиодора», «Месса в Больсене» или другие—движение назад в его могучем творчестве. для монастыря св. Причем жест этот не содержит намека на какое-либо смущение учеников Христа собственной неспособностью (не то, что жест старика-врача, признающего свое бессилие), ни тени милосердного сострадания. Возрождение.

У католиков вином и гостией причащаются только священники. Так, всецело в сфере влияний Фра Бартоломмео находится незаконченная картина «Мадонна под балдахином» (Флоренция, Галерея Питти), которую Рафаэль взял с собой в Рим. Он внимательно изучал, размышлял, сравнивал, копировал, учился. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками.

Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Точно неизвестно даже время, когда картина поступила в Галерею Боргезе, но есть версия, что находится она там с самого момента возникновения коллекции, будучи куплена в 1606 году кардиналом Шипионе Березе вместе с грандиозной композицией Рафаэля «Положение во гроб» — этапным произведением, знаменующим начало его римского периода. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Программу изображения художник определял не самостоятельно. Лица, которые должны быть неприменно изображены в небесной и земной иерархии определяли теологи, возможно при участии самого папы Юлия.

Так как следующая по времени «Станца дель Элиодоро» названа так по сюжету одной из фресок Рафаэля — «Изгнание Илиодора из храма». Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве». Таким образом, пространство комнаты оказалось заполненным живописью. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора изображен папа Юлий II.

Она наступает и апостол тщетно пытается защититься от ее правоты. По темпераменту он походил скорее на императора с мечом, чем на первосвященника с жезлом. Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. В конце 1508 году Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. В лучшем случае они признают, что в нижней сцене изображено море человеческих страданий, но настроение народа на картине истолковывают только как «просьбы и мольбы», Казалось бы, мольбы — атрибут веры должны радовать ее поборников, однако плохо скрыв немое неприятие этой сцены выдает, что смысл ее в общем-то понятен благочестивым критикам.

В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. И Франчиа называет его уже «единственным, которому само небо открыло могущество царствовать над всеми другими». Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. В Ватикане, кроме Станц, Рафаэль будет руководить и росписью Ватиканских Лоджий, галерей второго этажа (одной из застекленных сторон, которой галерея выходит на гору Бельведер), но их тоже расписывали ученики по эскизам и композиционным наброскам Рафаэля на сюжеты, взятые в основном из Ветхого Завета. И он мог бы написать еще немало картин.

По мере заполняемости зала открывалось все больше картин. «Парнас» – это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, так как и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. «Диспут о причастии» — это теология, богословие. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Крнестабиле» (1502, Ленинград, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.

На изображении насчитывается примерно триста фигур. Первой написана фреска «Диспут о причастии». Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. Здесь он быстро достиг творческой зрелости. Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто. Первой написана фреска «Диспут о причастии».

Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право и светское. К числу несомненных шедевров Рафаэля-портретиста относится серебристо-жемчужный, очень красивый по глубине холодных тонов портрет (возможно, Форнарины) «Дама под покрывалом» (1516, Флоренция, Галерея Питти), в котором художник достиг удивительного сочетания возвышенного душевного благородства и физической красоты. Систо в Пьяченце. А ведь изображен, казалось бы, евангельский эпизод. Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Всё было хорошо в их доме, пока не умерла мать Рафаэля Маджия.

Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. У католиков вином и гостией причащаются только священники. Композиции, занимающие девять полей средней части изображают сцены библейских легенд — от сотворения Вселенной до Всемирного потопа. Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. Дело в том, что у женщины при родах лицевые мышцы сокращаются очень характерно, необычно. Антропоцентризм Ренессанса вылился в стройную систему нравственных ценностей (выработанных еще гуманистами XV столетия), которые были воплощены в идеале «uomo universale» (совершенной личности) зрелого Возрождения.

Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Сохранившиеся подготовительные рисунки к «Диспуту» показывают, что Рафаэль первоначально и, видимо, с натуры, набросал большинство фигур обнаженными, в соответствующих позах и поворотах, проверив анатомию, а затем уже облек их в одежды в рисунках, представляющих эти же фигуры уже задрапированными. В частности, он много работал над левой частью фрески. Ватиканские фрески Рафаэля вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и сикстинским потолком Микеланджело—вершина монументальной живописи эпохи Возрождения. На фреске изображен, скорее, апофеоз Евхаристии, апофеоз причастия, а не спор о таинстве. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).

Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Первый, указуя перстом на небо, держит в другой руке текст «Тимея» -сочинения, в котором он изложил идеалистические представления о мироздании, Аристотель же простер ладонь над землей и несет свою книгу «Этика». Рафаэль был в чести у пап. В ее центре — Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову).

Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). «Сикстинская Мадонна» станет в итоге вершиной и славой его мастерства. Рафаэль обладал исключительной, почти невероятной работоспособностью. Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Они напоминают сухие «протоколы» важных политических событий. Один из церковных патриархов что-то диктует писцу.

По его замыслу, который охотно поддержала давно известная своим пристрастием к итальянской культуре директор ГМИИ имени А. СПушкина Ирина Антонова, на Волхонку привезли один из знаменитых шедевров мирового искусства — «Даму с единорогом». Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ). С 1509 по 1517 г. было расписано три зала, лучший из них «зал Подписи»- станца делла Сеньятура. И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Такое сочетание двух фигур было создано Рафаэлем неспроста. Созданные им произведения на многие годы определили пути ее развития. В целом, Станцы Ватикана расписывались с 1508 по 1518 год, но Рафаэль принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 — 1512 годах.

Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». Которой из них отдаст предпочтение юноша, вступающий в жизнь, какой путь он изберет. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Будущий великий мастер родился в семье Джованни Санти, придворного поэта и художника, служившего Герцогу Урбинскому и с ранних лет был вовлечен в мир живописи, рисунка, геометрических измерений.

В 1504 году Рафаэль вслед за своим учителем Перуджино написал алтарный образ «Обручение Марии». Представлены пять фресок из них четыре важнейших. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Мадонна Конестабиле, 1503 Эрмитаж, Санкт-Петербург Сикстинская мадонна, 1514 Картинная галерея, Дрезден Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. «Триумф Галатеи» — вне сомнения одно из самых классических произведений художника. Художник выразил свою мысль достаточно ясно, но она неприемлема для религиозных толкователей его творчества, чтобы отвергнуть очевидное, они вынуждены прибегнуть к парадоксальной «логике»: чем меньше благ получат от бога люди, тем больше будет в них веры.

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовой деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Отсюда и темы четырех рафаэлевских фресок: «красота» («искусство»), «философия», «благо» и «теология». Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны.

Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную. Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную. Каждая фреска занимает целую стену. С драматическим стилем второй станцы согласуется «Мадонна в кресле» (1514—1515, Флоренция, Галерея Питти). И тем более — с темой исцеления одержимого.

Эта картина всегда служила главной целью паломничества в Дрезден художников и любителей искусства. Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную. В этом священнодействии Санти запечатлел Сикста IV, дядю правящего папы.

Полтысячи лет сменялись поколения, неспешно переворачивались страницы летописи планеты. Его мадонны вполне светские женщины, мило и грациозно играющие с детьми. Чтобы избежать этого неприятного вопроса, некоторые искусствоведы старались доказать, что на картине Рафаэля Христос не возносится, что подобную «приподнятую» форму преображения можно встретить и на некоторых византийских иконах и отдельных картинах Раннего Возрождения. Иеронима, св. Прославленный художник уже к тридцати годам достиг невиданного (даже в той благословенной для живописцев поре), грандиозного успеха.

И вот тут происходит самое страшное. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Но то, что он создал, по-своему прекрасно, хотя, мне думается, если бы Рафаэль написал лишь «Стансы», он никогда бы не был тем Рафаэлем Санти, который по праву увенчивает лаврами славы Высокий Ренессанс. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана. Первая фреска, которую он написал в «Зале делла Сеньятура» (Stanza della Segnatura), — это «Диспута» или «Диспут о причастии».

Благодарные потомки не устают отдавать дань восхищения и памяти гению Рафаэля. Вот таким образом не трудно заметить в еще робком, ученическом произведении Рафаэля, относящемся примерно к началу 1 500-х годов, —«Сне рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) черты, общие для многих умбрийских художников конца XV века, — плавную музыкальную линию силуэта, поэтичность и тонкий лиризм женских образов с их характерным наклоном головы и «голубиным» взором. Цикл был исполнен по эскизам Рафаэля его учениками и помощниками, главными среди которых были Джулио Романо, Франческо Пенни (они исполняли сюжетные композиции на сводах) и Джованни да Удине (он писал все «гротески»), В легкой прозрачной живописи, простоте и ясной гармонии композиций, удивительной поэтической свежести декоративных орнаментов и «гротесков» (орнамент, в котором причудливо сочетаются декоративные мотивы и изображения животных, растений, масок, человеческих фигурок) заметно воздействие античной живописи, открытой тогда в развалинах Золотого дома Нерона. Она принесла Дрездену мировую славу. Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали.

Знаменитая фреска «Афинская школа» — это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук. Художник должен был украсить Палату подписей (подпись — по-итальянски сеньятура), где глава католической церкви заверял официальные документы. От этой работы сохранилась только живопись свода в Станце дЭли-одоро (1511 г. ) и то авторство Перуцци многими необоснованно оспаривается. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой).

Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя). На фреске «Афинская школа» (I509-I5II) изображен просторный, залитый солнцем храм. Так и не показав исцеления бесноватого, перечеркнул самый смысл евангельского сказания. «Парнас» — это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, так как и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. Пятьсот весен расцвело.

С двух сторон от престола с дароносицей расположились две группы: ближе к середине сидят отцы Церкви, повлиявшие в свое время на установление догматов, дальше находятся папы и кардиналы, богословы, мыслители, верующие, полные религиозного трепета юноши. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Художественное оформление станцы должно было подчеркнуть важность этого места, что и определило тематику её росписи. Интересно, что среди богословов он помещает и Данте. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции.

Ковры были вытканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве». Но обратимся к самой картине Рафаэля. В одном из них – четыре фрески, посвященные богословию, философии, поэзии и правосудию. Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»).

Достаточно вспомнить такие близкие примеры, как уже упомянутые нами фрески в Камбио в Перудже или же композиции умбрийского художника конца XV века Пинтуриккио в апартаментах Борджа (Зал свободных искусств), расположенных в старом Ватиканском дворце, этажом ниже. Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади. О Рафаэле можно было с полным правом сказать словами флорентийского князя Козимо Медичи: «Художник — существо небесное, а не вьючный осел». Но Рафаэль внезапно раскрывает все богатство своего темперамента и «Афинская школа» на много веков становится эталоном высшего мастерства. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.

Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве». — отвечает художник в «Сикстинской мадонне». В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ). Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.

Речь о Споре о Причащении между номиналистами и реалистами. Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовой деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию.

Христос в Святых дарах, это транссубстанциация или консубстанциация. Настоящее творчество началось во Флоренции, колыбели итальянского Возрождения, куда Рафаэль приехал в 1504 г. и где в течение четырех лет, совершенствуясь, плодотворно творил, прославив свое имя серией мадонн: «Мадонна Грандука», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». Художник задумал отоброзить идею синтеза христианской религии и античной культуры. Оба oни как бы продолжают свое шествие к нам. Варвара, благоговейно потупившая взор. Чуть ниже, по обеим сторонам его, пророки также воспаряют над землей.

Опять-таки никакого подобия полета. Транссубстанция – Догмат церкви о претворении хлеба и вина в тело и кровь Христову. В начале 16 в. Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).

Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Над алтарем восседает в лучах света Иисус. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая. В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила.

Сегодня можно с достаточной уверенностью отожествить большинство изображенных у Рафаэля персонажей с реальными историческими лицами, можно также выявить символическое значение их жестов и поз, смыс предметных атрибутов, цветовых метафор и даже структурных особенностей композиции. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Здесь Рафаэль сблизился с окружением герцога Гвидобальдо и его жены Елизаветы. Это было поистине творение гения.

Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (ок. Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни. 1518 г., там же) и др. В этом священнодействии Санти запечатлел Сикста IV, дядю правящего папы. «Диспут о причастии» – это теология, богословие. И Рафаэль, прибывший в Вечный город полный жажды достижения вершин искусства, создав за поразительно короткий срок фрески Ватикана — знаменитые «Стансы» и уже одной «Афинской школой» увековечивший свое имя, был завален бесчисленными иногда малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими, многими, отнимающими силы делами.

Святое Причастие (Вечеря Господня, Евхаристия) — христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. «Диспута» и другие являются вершиной развития искусства Высокого Возрождения. По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую – Иоан Креститель.

В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя). 1504 год был одним из наиболее значительных в истории искусства Флоренции. В результате получилось одно из самых негармоничных произведений Рафаэля. Рафаэль Санти – один из гениев эпохи Возрождения. Работа в них была завершена лишь в 1517 году, за три года до кончины художника.

По ним можно судить о направлении интересов Рафаэля. У стоп Христа снисходит к дароносице Святой Дух. Несмотря на подчеркнутую симметрию, композиция фрески отнюдь не производит впечатления абстрактного схематизма: фигуры в нижней ее части размещены так естественно и свободно, что смягчают строгую упорядоченность верхней части. В них преобладает риторика, за многословностью которой скрывается духовная пустота. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием.

В картине неопределимо ни время происходящего, ни пространственные его характеристики. И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Чтобы это мероприятие не превратилось в варварское расхищение и уничтожение древних строений, он назначил Рафаэля главным смотрителем «всех мраморов и других камней, которые впредь будут вырыты в Риме и его округе» (папское бреве от 27 августа 1515 года). Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры.

То, что в рафаэлевском «Преображении» Христово: возносится, улетает с земли, прямо или косвенно признают большинство критиков XIX и XX веков. Здесь же завязалась дружба с венецианским патрицием историком, гуманистом, автором знаменитых «Азоланских нимф» Пьетро Бембо с секретарем Джованни Медичи (позднее папа Лев X), литератором, автором известной пьесы «Каландрия» Бернардо Довици Биббиеной, которая продолжалась и в Риме. Эта работа украсила собой один из монастырей Рима. Наибольшего расцвета Урбино достиг в период правления (1444— 1482) герцога Федериго да Монтефельтро. Название помещения происходит от предназначения, по которому его стали использовать ближе к середине XVI века: в станце или по-русски «в зале, комнате», заседал верховный суд Святого престола, возглавляемый папой, здесь понтифик скреплял печатями (по-итальянски «отметка, знак» — «segnatura») документы.

Это культурный проект «Без рамок», предполагающий появление широкоформатных репродукций картин на рекламных щитах в Тольятти. «Месса в Больсене» в образной форме подтверждала истинность таинства евхаристии, а Юлий II изображенный художником напротив священника, как бы олицетворял правоту церковного вероучения и подтверждал незыблемость авторитета папской власти. Он также изображает постройку храма в углу фрески. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе. Как же понять неслыханную противоречивость картины. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Над ними парят архангелы. Учится и работает. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. Потом оно плавно и гармонично замедляется.

Не случайно в руках Платона его главный труд «Тимей», в котором, по словам неоплатоника Марсилио Фичино, выражена вся платоновская философия природы, а в руках Аристотеля — «Этика», основное учение античного философа о нравственности. Апостолов девять. Одна фреска за другой появляются на стенах. Второй сюжет вообще изображался редко и никогда — как запрестольный образ. Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». За это время, формируя познание Вселенной, Галилей написал свой «Диалог», Ньютон «Начала», Эйнштейн «К электродинамике движущихся тел». В то же время художники, писавшие воскресение или вознесение, нередко прямо заимствовали для своей цели фигуру и движение взлетающего Христа из рафаэлевского «Преображения», это сделали Санти ди Тито и Джузеппе Валериано, трудно было найти лучшее изображение устремленного вверх полета.

Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Ныне термин этот лютеранскими богословами оставлен.

Однако возникшая было дружба омрачилась соперничеством этих двух мастеров. Здесь есть у кого учиться. Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир.

И тем не менее Рафаэль умел жить счастливо. Есть сведения о том, что папа подписывал в нем официальные документы, буллы, послания. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).

Рафаэль — это Рафаэль. Он пользовался такою любовью учеников, что они всюду ходили за ним огромной толпой. Остальные будут расписываться его учениками. Эти четыре помещения в дальнейшем стали называться «Станцами Рафаэля».

Ответов на эти и множество других подобных вопросов в картине Рафаэля нет. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. После смерти Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва X (стал папой в 1513 году), который, как все Медичи, считал себя знатоком и покровителем искусства. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

Большинство фресок, за исключением, пожалуй, «Пожара в Борго», условны и лишены былой жизненности. В окрестностях Урбино родился крупнейший архитектор зрелого Возрождения Донато Браманте. В первые десятилетия века в Риме работали флорентийские скульпторы Андреа (с 1505 г. ) и Якопо (с 1503 г. ) Сансовино, архитекторы Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело и его племяник Антонио де Сангалло Младший (с 1503 года в мастерской Браманте) художник и архитектор Бальдассаре Перуцци (с 1503 г. ), художник из Сиены Джованни Антонио Бацци, прозванный Содома за необычные причуды и странные пристрастия (работал в мастерской Рафаэля), художник, мастер архитектурной декорации Бартоломео ди Альберто Суарди, прозванный Брамантино, венецианские художники Лоренцо Лотто (в 1508—1509 гг. ) и Себастьяно дель Пьомбо (с 1511 г. ).

Родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. «Но в мечтах своих, писал Рафаэль, я думаю о будущем. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Это начальная точка движения и вершина фигуры. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — св. Ведь за прошедшие четыре с лишним столетия мировое искусство дало человечеству такие шедевры живописи, раскрыло таких мастеров колорита, композиций — невероятных по силе и экспрессии, что внешне весьма благозвучные, чтобы не сказать простые, по доступности изобразительного языка картины Рафаэля, естественно, могли «устареть», показаться «старомодными».

Рим. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Он ответил на этот вопрос достаточно определенно. В одном из пассажей своих жизнеописаний Вазари пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Когда Рафаэлю было всего 10-11 лет, скончался его отец.

Над алтарем восседает в лучах света Иисус. В Афинской школе прославление разума, античной науки и философии. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством.

Вскоре после Второй мировой войны ее обнаружили строители в скромном и ветхом жилом доме. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне.

Она пришла издалека, но умела разговаривать на понятном им языке разума и чувств. Фра Беато Анжелико 21. Донато Браманте, который есть и в «Афинской школе» в образе Эвклида 22. Прожив лишь 37 лет (1483-1520), он оставил богатейшее изобразительное и архитектурное наследие, несоизмеримое с такой недолгой творческой деятельностью. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена. К Рафаэлю, может быть, как к никому, так прямо обращены слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов».

Точнее, церковное право и светское правосудие. Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля.

Скажем, в «Диспуте» все элементы изображения устремлены к одному центру тогда как в «Афинской школе» дана, скорее, панорама отдельных самостоятельных групп, что в сравнени и выражает «характер независимой философской мысли» в отличие от соподчинения теологической иерархии (Б. Кастильоне, 1514-15). К тому же в городе началась эпидемия чумы. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».

Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Известно, например, что, разрабатывая композицию и характер образов первой фрески «Диспута», Рафаэль обращался за советами к папскому библиотекарю Томмазо Ингирами и к известному поэту, другу художника, Лудовико Ариосто, который не раз приезжал в Рим с поручениями кардинала Ипполито дЭсте. Рафаэль навсегда переезжает в Рим.

В ее центре — Троица: Бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Гёте утверждал: Рафаэль «чувствует, думает и действует, как античный грек. » У его современников имя художника мгновенно вызывало представление об определенном мировосприятии, школе, кодексе эстетической и художественной жизни. Среди безымянных фигур фреска Рафаэля заключает изображения нескольких узнаваемых лиц. Эта работа украсила собой один из монастырей Рима. У католиков вином и гостией причащаются только священники.

Последнее понятие воплотила композиция под названием «Диспута» или «Спор о Святых Дарах». Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). В ее центре – Троица: Бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Он был блестящим рисовальщиком. Продолжением «исторического» стиля второй станцы стала работа Рафаэля над циклом картонов для ковров (1515—1516 гг. ).

Знаменитая фреска «Афинская школа» – это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук. Точно так же — и в обоих «Преображениях Джованни Беллини (1465 г., Венеция, музей Карреро 1485 г., Неаполь, Национальный музей). Рафаэль Санти – один из гениев эпохи Возрождения. В них как будто теряется нить образов его простодушных и милых мадонн раннего периода.

Здесь благодаря Киджи и его покровительству сблизился с Рафаэлем, вместе с которым работал в вилле Фарнезина (им расписаны люнеты и один из простенков в зале Галатеи). Представитель Высокого Возрождения. На ней изображены два плана: небеса, где правит Бог и земля, царство людей. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров. Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве».

Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Один из них, юный, с локонами до плеч, порывисто наклонился вперед. И так было не только до Рафаэля. В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона».

Потом оно плавно и гармонично замедляется. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (ок. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Он продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. Более того-один из них, Дж.

Уже были созданы или близились к завершению статуя «Давид» (Флоренция, Академия), «Мадонна Дони» (Флоренция, Галерея Питти) и картон «Битва при Кашине» (не сохранился) Микеланджело «Мона Лиза (Джоконда)» (Париж, Лувр), картоны «Мадонна со св. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). В «Мадонне Конестабиле» много милой непосредственности, наивной восторженности, тихой, как бы зачарованной грусти. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.

Где чудотворное могущество бога. Точно так же только эту сцену включает и запрестольный образ работы Себастьяно дель Пьомбо в церкви Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (там, где прежде стояла картина Рафаэля), писанный венецианцем между 1517 и 1524 годами. В 1508 году по приглашению папы Юлия II. Он разгоняет помощников, забывает об отдыхе и сне, целиком посвящая себя искусству. Дальше, двигаясь по линии ярко освещенного левого предплечья и плеча этого апостола (движение его левой руки и правой ноги почти точно параллельны движению руки апостола в центре картины), взгляд переходит на его освещенное правое плечо и упирается в макушку апостола, сидящего спиной к зрителю. Ребёнку тогда было 8 лет, а через 3 года он потеряет ещё и отца.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Он находится в толпе, немного ниже Папы, видна только его голова и плечо. И в самом деле, некий флорентиец на основе композиции Рафаэля создал картину «Вознесение» (фреска на стене кладбища Сан-Миниато во Флоренции).

Примечательно: когда Франческо Карото (ок. На фреске изображен, скорее, апофеоз Евхаристии, апофеоз причастия, а не спор о таинстве. Рафаэль считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. Множество оживленных людей, молодых и старых, собраны в просторном нефе. В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. Рафаэлевский дар организации развернулся здесь во всей всей силе.

Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». Позже брала верх зима и снова и снова уступала дорогу весне. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). «Нужен меч», — недовольно сказал папа. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске.

Именно с таким выражением смотрит на нас с холста Мадонна. Но от крайностей манихейства христианская церковь всегда стремилась отмежеваться. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Один из церковных патриархов что то диктует писцу. Между прочим, удивлять горожан галерея «Антураж» начала еще задолго до своего открытия. Его отец Джованни Санти был придворным живописцем и поэтом. Пластически сочная группа мадонны с двумя младенцами вписана в круг.

Этому взору доступно то, что скрыто от других. «Внутренний мир ее разрушен, — писал А. И. Герцен в «Былом и думах», — ее уверили, что ее сын — сын божий, что она — богородица она смотрит с какой-то нервной восторженностью, с материнским ясновидением, она как-будто говорит: «Возьмите его, он не мой». На фреске изображен, скорее, апофеоз Евхаристии, апофеоз причастия, а не спор о таинстве.

Лаврентия, св. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Крупномасштабные композиции, населенные десятками фигур, покрывают стелы всех трех залов. Посмотрите внимательнее на «Сикстинскую мадонну».

В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора изображен папа Юлий II. Среди безымянных фигур фреска Рафаэля заключает изображения нескольких узнаваемых лиц. В поэтическом облике «Дамы под покрывалом» много общего с образом Марии в «Сикстинской мадонне» и лицом Магдалины в алтарной картине «Святая Цецилия». Над ними парят архангелы. В конце XV века в период понтификата (правления) Александра VI анфилада небольших, плохо освещенных, перекрытых крестовыми сводами комнат второго этажа старого Ватиканского дворца была расписана историческими и евангельскими сюжетами художниками Пьеро делла Франческа, Лукой Синьорелли и Бра-мантино. В 1508 г. Рафаэль стараниями Браманте переезжает в Рим.

Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право и светское. Сохранившиеся подготовительные рисунки к «Диспуту» показывают, что Рафаэль первоначально и, видимо, с натуры, набросал большинство фигур обнаженными, в соответствующих позах и поворотах, проверив анатомию, а затем уже облек их в одежды в рисунках, представляющих эти же фигуры уже задрапированными. В частности, он много работал над левой частью фрески. Мавра и св. В этом же плане располагаются все пророки, включая Петра, Иоанна и Евангелиста. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения.

служившей одновременно библиотекой и кабинетом папы, Рафаэль создал четыре фрески, одна из них называется «Афинская школа», вторая «Парнас», третья—«Диспута», четвертая—«Юриспруденция» Темы росписей—разные формы духовной деятельности человека: философия. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (ок. Пожалуй, это последний зал, над росписью которого Рафаэль работал собственноручно. Пожалуй, не найдется другого такого художника, который бы с таким равным увлечением и любовью, с неиссякаемой фантазией и наблюдательностью, прекрасным знанием своего дела умел изображать животных, птиц, цветы, фрукты и фантастические изящные гротески (примечательны орнаменты Удине в виллах Фарнезина и Мадама, в росписях лоджии в Ватикане). Не случайно впоследствии он избегал подобного рода эффектной драматизации. Двойственность картины настолько чужда высочайшему мастерству композиции, каким владел Рафаэль и привычной цельности и гармоничности всего его искусства, а бьющая в глаза контрастность двух сцен настолько не согласуется с благочестивой темой произведения, что многие объясняли эту несообразность участием учеников Рафаэля, после смерти мастера «доводивших» неоконченную картину.

Покоряющей особенностью римских портретов Рафаэля является их благородство и простота. Здесь к ним прилагалась традиционная свинцовая папская печать. 28. Папа Иннокентий 29. Бонавентура 30. Папа СикстIV (Франческо делла Ровере, дядя Юлия ) 31. Данте 32. Саванаролла, еле заметный за спинами 33. Скорее всего-Платон Альбом: РафаэльАльбом: Рафаэль 20.

«Никто более не страдает душою, — замечал Вазари, — когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться. » Рафаэль талантливо учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св. Рафаэль писал станцы – помещения для официальных приемов и церемоний. До Рафаэля такого не изображал ни один художник. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую Иоан Креститель. Себастьян дель Пьомбо в упомянутом выше «Преображении» созданном буквально вслед за картиной Рафаэля изобразил Христа стоящим на земле.

Прожив лишь 37 лет (1483-1520), он оставил богатейшее изобразительное и архитектурное наследие, несоизмеримое с такой недолгой творческой деятельностью. Однако именно портрет Маддалены Дони породил множество повторений.