Добужинский Человек В Очках
Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга). С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках».
Добужинский Мстислав Валерьянович
Особое меланхолическое очарование, которым отмечено явление красоты у «мир искусников», было куплено ценой лишения ее связи с теми периодами, когда эта красота являлась в полноте жизненной мощи и величия. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». с Ю. П. Достоевскому и поэзии А. А. С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства.
Лансере и др. ). Именно в этом произведении Сомова, где искусственное причудливо переплелось с подлинным игра — с серьезностью, где живой человек выглядит недоуменно-вопрошающим, беспомощным и покинутым средь бутафорских садов, наиболее откровенно выражена пессимистическая подоплека «заброшенности в прошлое» и невозможности для современного человека найти там спасение от самого себя. Был членом Комиссии по делам искусств (1917 года), Общества изучения и охраны старого Петербурга (1918 год), хранителем Эрмитажа (1918 год), организатором Дома искусств в Петрограде (1911-1922 годы). В 1924 году с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926-1929 годы художник театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935-1939 годах), в 1939 году вместе с труппой М. А. Чехова выехал в США.
Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. рус. Комиссии по делам искусств (1917), Об-ва изучения и охраны старого Петербурга (1918), хранителем Эрмитажа (1918), организатором Дома искусств в Петрограде (1919–22). Вот таким образом в собственном своем искусстве они выступают интёрпретаторами уже «готовой» красоты. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).
Он страшное порождение и вместе с тем жертва современного города. Портретам Д. свойствен сдержанный психологизм («Человек в очках», 1905–06, ГТГ «Автопортрет. Евгении, 1902–10) столь же редки у Д. «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907, ГРМ) и историч.
Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
Ибо этот индивидуализм был не чем иным, как отстаиванием прав свободы творческой игры «Мир искуссников» не удовлетворяла присущая изобразительному искусству второй половины XIX в. Односторонняя специализация на одной лишь области станковой картины, а внутри нее — на определенных жанрах и на определенных же актуальных сюжетах «с тенденцией». Но его особенно привлекал другой Петербург. Слева – съезжающий временный жилец в доме Настенькиной бабушки из-за бедности своей, отказывается Настеньку брать с собой (а она, скорее не выдержав скуки продолжать жить приколотой за юбку булавкой к юбке бабушки, чем от силы любви – с её точки зрения сильнее вторая причина – запаковала узелок и первая пришла к постояльцу признаться в любви и в невозможности ей оставаться тут). Работал также в области прикладной графики и монументально-декоративного искусства (роспись парадной лестницы особняка Е. П. Носовой в Москве, 1912-1913 годы проекты оформления выставок, декоративного убранства интерьеров). Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Искусство, таким образом, становится своего рода призмой, сквозь которую «мирискусники» рассматривают как прошлое, так настоящее и будущее. В этой акварельной работе художник с огромной выразительностью передал одиночество человека в современном городе.
В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями.
Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Обильно снабженный иллюстрациями, он вместе с тем явился одним из первых образцов искусства книжного оформления — области художественной деятельности, в которой «мирискусники» выступили подлинными новаторами. Добужинский рисовал красивейшие уголки города: Чернышев мост, Александринский театр, Банковский мост, Фонтанку у Летнего сада. В изображении дородной Елизаветы и ее розовощеких, разодетых с грубоватой пышностью придворных отсутствует тот элемент театральной мистификации, который свойствен «Прогулке короля» А. Бенуа.
В призрачном человеке Добужинского есть нечто демоническое и жалкое одновременно. ритм, драматич. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Для открытых писем издаваемых Общиной св.
Не случайно также Сомов особенно охотно пользуется мотивом искусственного освещения (серия «Фейерверков»). Со своеобразной вариацией этого мотива мы встречаем в картине Е. К. Ланссре «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Андерсена и многие другие.
В ранней журнальной графике Добужинский заметно влияние немецкого югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и других городов (1885-1889 годы) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. У книжной полки», 1910 актёры МХТ, 1910–13 М. Горький, М. Ф. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ.
Это произведение входит во второй по счету цикл картин, воскрешающих сцены версальского быта эпохи «короля-солнца». В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию.
Жил в Нью-Йорке, с 1952 до окт. Анненковым и В. А. композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910, ГТГ).
Был также художником Театра трагедии («Царь Эдип» Софокла также режиссёр), быв. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Член объединения «Мир искусства». Чехова выехал в США. После 1917 участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в т. ч. С. 265 266).
Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Столь же программной, как для Сомова «Дама в голубом», является для Добужинского картина «Человек в очках» (1905-1906). Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Но подобно тому как у Сомова и Бенуа «дух прошлого» выражается через художественный почерк эпохи, овеществленный в архитектуре, мебели, костюмах, орнаментике, так у Добужинского современная урбанистическая цивилизация выражается в поступках и действиях людей, через облик современных городских строений, плотными рядами замыкающих горизонт, загораживающих небо, перечеркнутое фабричными трубами, ошеломляющих бесчисленными рядами окон.
Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»
Но уже первые выступления принесли ему известность. В аффектированной фронтальности и подчеркнутом вертикализме фигуры, неподвижности позы человек уподобляется манекену. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Произведения часто декоративны, содержат элементы стилизации игры, карнавала, театра. Во многих театрах мира оформлял преим.
Старый король, беседующий с фрейлиной. Художники «М. Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.
Сюннерберг, Константин Александрович
Александринского театра («Горе от ума» А. С. урбанистич. звучание монохромного колорита с резкими акцентами цветовых пятен и освещения. В. Добужинский (1875—1957) среди художников «Мира искусства» выделяется тематическим репертуаром своих произведений посвящая их современному городу. В 1928-1946 годах был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 год и другие).
Андреева, Т. П. Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф. М.
Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля (См. Член объединения «Мир искусства».
Комиссаржевской (1907–08) стилизовал приёмы ср. -век. Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического Гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). «Версаль» Бенуа – это своего рода пейзажная элегия, красивый мир, представший взгляду современного человека в виде пустынной сцены с обветшавшими декорациями давно сыгранного спектакля. и повышенной экспрессией линий и пятен. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Пушкина, Н. М. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Блока («Старый домик», 1905 «Окно парикмахерской», 1906, оба– ГТГ «Петербург», 1914, ГРМ все– смешанная техника). В своем предельном выражении оба эти момента — трезвая ирония. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). Д. много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М.
Не случайно в «Прогулке короля» Бенуа изображает версальский парк осенью и в час светлых вечерних сумерек, когда безлиственная «архитектура» регулярного французского сада на фоне светлого неба превращается в сквозную, эфемерную постройку. Во многих театрах мира оформлял преимущественно русские оперы, драматические постановки и балеты (в том числе «Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942 год, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). Все что любит и чему поклоняется художник в прошлом и настоящем имеет право быть воплощенным в искусстве, независимо от злобы дня, — такова была творческая программа «Мира искусства. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.
В 1896–1924 исполнял карикатуры и иллюстрации для петерб. в 1922, «Белым ночам» Достоевского изд. изобразил неподвижно стоящего человека с непроницаемым лицом на фоне широкого окна. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена изд. Мстислав Валерианович, русский художник.
Добужинский Мстислав Валерианович
За окном пейзаж, состоящий из унылого пустыря, однообразных домов и фабричных труб. Наиболее крупными и выдающимися в художественном отношении иллюстративными циклами эпохи, когда «мир искуссническое» направление в этой отрасли было господствующим. Лескова и др. Он любил их обоих, а они жили в разных городах из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».
франц. Он оформляет преимущественно балетные постановки, среди которых шедеврами явились декорации и костюмы к «Шахерезаде» на музыку Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» Стравинского (1910), «Дафнии и Хлои» Равеля (1912) К постаиленному В. Нежинским на музыку Дебюсси балету «Послеполуденный отдых фавна» (1912). Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Был чл. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Несколько ранее Сомовым написана одна из самых известных его картин «Дама в голубом» -- портрет художницы Е. М. Мартыновой (1897-1900), являющийся программным произведением Сомова вообще. Именно здесь особенно полно и ярко проявилось дарование Л. С. Бакста (1866--1924) — художника, принадлежавшего к особенному ядру «Мира искусства». 1890-х гг.
мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920, совм. цикл «Городские сны», 1907–21) особое место занимает С. -Петербург– мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. В 1928–1946 был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 и др. ).
Добужинский Мстислав Валерианович (Человек в очках)
Одним из самых ярких и типичных образцов живописи «Мира искусства» является картина А. Н. Бенуа «Прогулка короля». в 1923, «Трём толстякам» Олеши изд. Но в этой, на первый взгляд, широкой программе было одно существенное ограничение — поскольку, как полагали «мирискусники», лишь восхищение красотой порождает подлинный творческий энтузиазм, а непосредственная действительность чужда красоте, то единственным чистым источником красоты, а следовательно и вдохновения оказывается само искусство как сфера прекрасного по преимуществу. город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графич.
В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. лубка. Карамзина, Н. С.
Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. Долгое время его домом был Петербург. в 1923, «Трём толстякам» Олеши изд.
Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи
В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. «Воспоминания об Италии», 1923). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). В стиле этих иллюстраций дает знать о себе типичная для «мир искусников» вообще, но в данном случае довольно сложная система призм, в которых многократно преломились образы н картины пушкинской повести.
Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Щуко также один из режиссёров). 1957– в Париже, Риме, Лондоне. и повышенной экспрессией линий и пятен.
Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935–1939), в 1939 вместе с труппой М. А. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Здесь мы подходим кдругой важной для «Мира искусства» проблеме — к иронии. Добужинский Мстислав Валерианович, русский художник. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать.
Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
журналов («Шут», «Жупел»– один из организаторов, 1905–06 «Сатирикон», «Смехач» и др. ) и альманахов («Белые ночи», 1907). Характерно, что четыре шатра – чисто декоративные. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах.
Один из реформаторов рус. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас.
Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
После 1917 года участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в том числе мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920 года, совм. С 1901 года обращался также к различным техникам станковой графики, разрабатывая преимущественно урбанистическую тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921 году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей книги «Воспоминания об Италии», 1923 года). В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Возникнув из кружка молодых «любителей изящного», «Мир искусства» вырастает в крупное явление русской художественной культуры. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. театрально-декорац.
В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. Жил в Нью-Йорке, с 1952 года до октября 1957 года – в Париже, Риме, Лондоне. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Но ирония «мир искусников» вовсе не дискредитация прошлого, а как раз обратное – его реабилитация через художественную демонстрацию того, что «осень» ушедших культур по-своему прекрасна, как их «весна» и «лето». В ранней журнальной графике Д. заметно влияние нем. Среди мастеров «Мира искусства» Добужинский отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Гл.
Главна тема творчества Добужинского – современный город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графический цикл «Городские сны», 1907-1921 годы) особое место занимает Санкт-Петербург – мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. Достоевскому и поэзии А. А. Блока («Старый домик», 1905 год «Окно парикмахерской», 1906 год, оба – Государственная третьяковская галерея «Петербург», 1914 год, ГРМ все – смешанная техника). являются иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» (1903—1922) и Лансере к «Хаджн-Мурату» (1913). Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. в 1928 и др. ). Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.
«Старинного театра» и Театра В. Ф. Зрелый стиль Д. сложился под воздействием рус. Среди мастеров «Мира искусства» Д. отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. граничащая с голым скептицизмом и аскетизм, граничащий с чувствительной экзальтацией. — совмещены в творчестве самого сложного из мастеров группы — К. А. Сомова (1869—1939).
Добужинский человек в очках анализ
Зрелый стиль Добужинского сложился под воздействием руского. миниатюры и рус. городов (1885–89) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. В парадоксальном сочетании противоположных начал – буйной красочности, чувственной терпкости колорита и ленивой грации, безвольной текучей линии рисунка, сохраняющего связь с орнаментикой раннего модерна, — своеобразие индивидуального стиля Бакста. Достоевского (наиболее значит. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики.
В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). Петербург — город прекрасный и страшный — главный герой иллюстраций Бенуа.
Оформлял. работа– иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923), А. С. В 1896-1924 годах исполнял карикатуры и иллюстрации для петербургских журналов («Шут», «Жупел» – один из организаторов, 1905-1906 годы «Сатирикон», «Смехач» и других) и альманахов («Белые ночи», 1907 год). К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию.
С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. Карсавина, Ф. И. Добужинский решает учится за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который на ряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917). тема творчества Д. – совр.
В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. С. С. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова.
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Жизнь интересует их лишь постольку, поскольку она уже выразила себя в искусстве. с Ю. П. Анненковым и В. А. Щуко также один из режиссёров).
Среди них портреты А. Блока и М. Кузмина, М. Добужинского и Е. Лансере. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена изд. «Месяц в деревне» И. С.
В призрачном человеке Добужииского есть нечто демоническое и жалкое одновременно. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Достоевскому (1913). С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. Добужинский много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М. Достоевского (наиболее значительная работа – иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923 года), А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Н. С. Лескова и других. Он – страшное порождение и вместе с тем жертва современного города (Русское искусство. (все– в Петрограде) сотрудничал с Русским балетом Дягилева и труппой А. П.
Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. иск-ва 20в., Д. в ранних работах для петерб. Шаляпин, Е. Е. в 1922, «Белым ночам» Достоевского изд.
Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. В творчестве художника Мстислава Валериановича Добужинского Петербург занимал особое место. оперы, драматич. Станиславского оформил 14 постановок этого театра, в т. ч. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
С 1901 обращался также к разл. Павловой (1914). Прокофьева, 1942, «Балле тиэтр», Нью-Йорк).
Добужинский Мстислав Валерианович – художник, арт-критик, масон
Изображения парадного Санкт-Петербурга немногочисленны (изданная в виде открыток серия по заказу Общины Святого Евгении, 1902-1910 годы) столь же редки у Добужинского «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907 год, ГРМ) и исторические композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910 год, ГТГ). Одной из важных задач «мирискуссники» считали охрану памятников культуры. Мотив торжественных выходов, выездов, прогулок в качестве характерной принадлежности бытового ритуала минувших времен был одним из излюбленных «мир искусниками».
начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета. Центральная тема «петербургской повести» Пушкина – конфликт человека в олицетворенной в образе Медного всадника государственной власти, выступающей для индивидуума как зловещая воля, рок, — высокое художественное воплощение в известном фронтисписе 1905г. изображающем сцену преследования Евгения Медным всадником. в 1928 и др. ). Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В масштабе деятельности целой группировки, но в более камерном, сравнительно с творчеством Врубеля, варианте в каждом отдельном случае, эстетическая платформа того нового искусства, о котором писал Белый, была реализована художниками «Мира искусства».
тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей кн. техникам станковой графики, разрабатывая преим. К 1913–21 относится увлечение Д. искусством А. Матисса, кубизмом и футуризмом («Кубистические этюды», уголь, 1914 виды Неаполя, Лондона и Парижа). Современный город предстает у Добужинского как царство однообразия и обезличивающего стандарта программной является для Добужинского картина Человек в очках (1905-1906, ГТГ). «Русский солдат» на муз.
Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)
«художественной ересью». Югендстиль), А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. Отсюда преимущественный интерес к прошлому, особенно к эпохам господства единого стиля, позволяющим выделить основную, доминирующую и выражающую дух эпохи «линию красоты» — геометрическую строгость классицизма, прихотливый завиток рококо, пухлые формы и сочную светотень барокко и т. п.
Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре.
Журнал «Мир искусства», в котором сотрудничали художники, писатели, философы имел профиль литературно-художественного альманаха. В 1924 с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926–29 художник театра Н. Ф. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность.
Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и др. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна.
В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Грибоедова оба 1918), БДТ и др. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. «МИР ИСКУССТВА»- русское художественное объединение, оформившееся в кон. модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графич. Яркий пример – храм Рождества в Путниках в Москве (1649-1652).
Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. М., 2000. постановки и балеты (в т. ч. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графического начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета. Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия. Почти все художники «Мира искусства» были прекрасными иллюстраторамми. До сих пор на антикварных аукционахпо всему миру работы этого художника являются предметом пристального вниманияколлекционеров антиквариата. Организовывали выставки (первая в 1898г. ) и издавали одноименный журнал, отличавшийся высочайшей культурой отбора материала и полиграфического исполнения.
Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.