Добужинский Кукла
Мстислав добужинский картина кукла содержание
Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.
А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Под ней — сердце между белых крыльев.
Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма.
Мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст.
Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку».
Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Контрастов черного и белого нет. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы
Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием.
Но в целом, повторяем и по замыслу и по выполнению — это одно из самых совершенных созданий Добужинского. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Андерсена и многие другие. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.
мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.
Замечательны сами приемы графики. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.
Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
- На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
- Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». В рамке изогнутой согласно вкусам конца XVIII в. изображен Карамзин на берегу Лизина пруда. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу.
Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Так всегда. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
- Иллюстрации Мстислава Добужинского (1928)
- Иллюстрации Владимира Козлинского (1935)
Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Иллюстрации же рисует редко. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Это очень важно и потому — соответствующая иллюстрация на отдельном листе, так же как и та, которая воспроизводит сцену ухода принца.
Необходимо отметить еще значение концовок. И таким он действительно был на языке оригинала. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.
Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.
- Иллюстрации Владимира Конашевича (1940)
- Сочинения по картинам известных художников
Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.
Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Долгое время его домом былПетербург. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.
Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Внизу — песочные часы и черные крылья. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.
Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Но это не вся правда о его творчестве. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью.
Отдельные образы воссозданы смело и ярко вне прежнего робкого реализма и без неуместной стилизации. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения.
Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Что здесь иллюстрировать. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).
Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.
Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.
Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). загадочных приключений «Ночного принца». Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.
Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей.
С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.
Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.
Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой).
Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Плоскость листа строго блюдется.
Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть.
Различны и системы иллюстрирования. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы.
И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Таким его знали на русском и на других языках.
Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».
Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Скупой рыцарь» усердно украшен. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.
Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Первый рисунок играет роль фронтисписа. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.