Добужинский Мстислав Картины

Мстислав добужинский картина кукла содержание

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Достоевского, 1923). В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города».

Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. ДАннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. С 1924 г. жил в эмиграции.

Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Первый рисунок играет роль фронтисписа. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Но уже первые выступления принесли ему известность. С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства».

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Витебск»

Описание картины Мстислава Добужинского «Витебск»

Для открытых писем издаваемых Общиной св. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества.

Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С. -Петербурге (ГРМ, 2009).

Плоскость листа строго блюдется. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Матэ, а также в Мюнхене. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе.

В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербурского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Дж. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере.

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Один из наблюдающих, обсуждая происходящее, указывает пальцем на похоронное шествие.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Умер Добужинский в 1957 году.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Необходимо отметить еще значение концовок. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова.

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.

Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ.

Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».

  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского

И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Контрастов черного и белого нет.

Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Участвует в выставках с 1902.

  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  • Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
  • Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  • ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
  • Мстислав Валерианович Добужинский
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Все Картины Мстислав Добужинский по алфавиту

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Художественное переживание зрителя определяется преимущественно теми образами, воспоминаниями, настроениями, которые связываются с предметами изображенными на картине или рисунке. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957.

Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.

  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Художник Константин Маковский (1839 – 1915)
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника
  • Добужинский Мстислав Валерьянович – Биография :: Артпоиск

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. И пуговки на камзоле покажет и отдельные травинки и массу листвы прорежет, чтобы были видны ветки и отдельные листочки. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.

Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Евгении, Добужинский исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII – начала XIX века. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм.

На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши.

  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  • Словари и энциклопедии на Академике

Но его особенно привлекал другой Петербург. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий.

Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». загадочных приключений «Ночного принца». Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Евгении (1902–1910).

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. М. П. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести К. Н. Тынянова Подпоручик Киже и использовал для балета музыку Прокофьева. Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде.

И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Долгое время его домом былПетербург. Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Толчком для создания графических пейзажей Петербурга послужило предложение И. М. Степанова — сотрудника издательства общины св. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Художник таким способом передаёт в картине цинизм общества. В 1923–1924 гг. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП.

Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Но уже первые выступления принесли ему известность.

Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св.

Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.

с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др. Его буквицы, заставки, шрифты издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм. Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас.

Гимназию окончил в Вильне. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Иллюстрации же рисует редко.

Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.

Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными – он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Для открытых писем издаваемых Общиной св. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».

Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой).

Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.

Сейчас, спустя сто лет, его графические зарисовки Петербурга являютсяантиквариатомбольшой ценности. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. А. А. Ч. Вейдман, 1949). В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства.

В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Но в целом, повторяем и по замыслу и по выполнению — это одно из самых совершенных созданий Добужинского. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917).

Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. В 1899–1901 учился в школе А. Ашбе, где подружился с И. Э. Грабарем, В. А. Локкенбергом и А. Н. Клементьевым.

А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева.

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров.

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Реже обращался к портрету («Человек в очках. Так всегда. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора».

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.

После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.

Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Волькенштейн (1874–1965). Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик».

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.

Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. Этот жест незнакомца иронично совпадает с рекламным жестом. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. К тем же годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию. С тех пор его творческие успехи связаны с театром.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший.

Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Дягилева. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes июнь, ноябрь 2005, март 2006). Эта афиша выглядит вульгарно и безвкусно.

В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Различны и системы иллюстрирования. Особый интерес мальчика вызывали книги по истории.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

Успех его декораций был очень велик, так началось длительное сотрудничество Добужинского с МХАТом. В Париже проходят его персональные выставки.

Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917).

Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Он смог разглядеть в мрачных постройках города под хмурым небом лиричную поэзию, которую и отразил в своей работе. Что касается рисунков над текстом, то они хотя и воспроизводят то, о чем говорится в репликах, все же иллюстрируют скорее быт средневековья, чем самую драму. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

Что здесь иллюстрировать. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Рядом с шарманщиком стоит толпа «зевак», которые наблюдают за происходящим.

Замечательны сами приемы графики. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский.

Каунас). Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Отдельные образы воссозданы смело и ярко вне прежнего робкого реализма и без неуместной стилизации.

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). Работает Добужинский преимущественно акварелью, карандашом, пером, пастелью, реже гуашью и сепией. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Под ней — сердце между белых крыльев. Член объединения «Мир искусства». Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923) оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925). Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий.

В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». С 1939 жил и работал в США.

Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). В 1901 посетил Венецию и Париж. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. С 1901 года Добужинский входит в Мир искусства. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма.

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.

Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Русский и литовский поэт-символист Юргис Балтрушайтис, будучи полномочным представителем Литвы в Советском Союзе, помог Добужинскому принять литовское гражданство и покинуть СССР. Долгое время его домом был Петербург.

Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Работал для кинематографа исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Внизу — песочные часы и черные крылья. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др.

Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который наряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. И, наконец, на обложке всего лишь несколькими озорными штрихами набросана свинка над брошенной короной. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Великий русский график, театральный художник.

Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. Ведь и у Пушкина описания внешней обстановки хотя и очень тщательны, все-таки всегда даны мимоходом. В каждом городе, он видел его суть, ту «изнанку», которую не заметно в будничной обыденности. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Зато уже налицо вполне выработавшаяся графическая манера, соответствующая фантастическому характеру самой повести. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.

Такое случалось, когда Добужинский подмечал выползающую ото всюду пошлость. М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.

Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Живёт в Нью-Йорке.

Человек в очках (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Родился в семье офицера. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.

Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».

Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира.

Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который наряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»). В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. В том же году уехал с ней в Мюнхен.

С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь».

Действие происходит под проливным дождем, на одной из Петербургских улочек. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Умер Добужинский в 1957 году. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.

Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ). Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Андерсена и многие другие. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях.

Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. В эти самые моменты художник переставал замечать городские красоты. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию.

Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ).

В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился.

В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923).

Скупой рыцарь» усердно украшен. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»).

Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере».

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Но уже первые выступления принесли ему известность.

На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др. ). Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике.

Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Тогда же в нем зародилось пристрастие к прошедшим эпохам, к любованию их исчезнувшим бытом.

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались.

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года.